КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль государства в инновационных процессах общества
Инновационная деятельность в Украине находится пока что в запущенном состоянии. Переход украинской экономики к рыночным отношениям сопровождается всевозрастающим научно – техническим и технологическим отставанием от индустриально развитых стран. Реальные расходы на научно – технические разработки за последние четыре года сократились более чем в шесть раз. Удельные расходы на инновационную деятельность во Франции и Германии составили в 1993 году 140дол. на одного научно-технического работника. В США и Японии – соответственно, 118 и 124 дол. (а в Украине – около 8дол.). В течение последних пяти лет численность научно – технических работников в Украине уменьшилась вдвое. Ежегодно за пределы Украины эмигрирует в среднем около 50 тыс. дипломированных специалистов, причастных к инновационной деятельности /25/. В настоящее время развитые капиталистические страны, имея 16% населения Земли, потребляют 70% вовлекаемых в производство ресурсов. Отсюда следует, что на душу оставшихся 84% населения их приходится в 12 раз меньше. Чтобы повсеместно достичь того же уровня потребления ресурсов на душу населения, что и в капиталистических странах, объем потребляемых ресурсов должен возрасти более чем в пять раз при допущении, что в этих капиталистических странах объем производства не возрастет. Изложенное подчеркивает сложность нынешнего экономического положения и показывает возможность инноваций и управление инновационной деятельностью, которое обеспечивало бы быстрое внедрение в экономику достижений НТП. НТП является основным источником экономических и военных достижений государства. Поэтому поддержка инновационных процессов с давних времен стало делом государственной важности.
Успех инновационной деятельности зависит от научно – технического потенциала страны, который определяется материально-технической базой науки - научными кадрами, фондами открытий, изобретений и организационно-управленческой структурой обеспечения НИОКР. В современных условиях рыночное государство берет, в основном, на себя функции стимулирования НИОКР с целью пополнения рынка новаций и определяет собственные стратегические приоритеты в инновационной деятельности. Для развития инновационной деятельности государство: · ведет прямое бюджетное финансирование; · предоставляет беспроцентные банковские ссуды малым внедренческим предприятиям и отдельным изобретателям; · создает инновационные фонды, пользующиеся налоговыми и таможенными льготами; · создает сеть технополисов и технопарков (см. гл. 3.3); · обеспечивает правовую охрану интеллектуальной собственности; · обеспечивает конкуренцию в научной и научно – технической деятельности; · способствует развитию международного научного сотрудничества. Государственная инновационная политика может быть централизованной, децентрализованной и смешанной. При централизованной политике государство прибегает к жестким директивным мерам по организации работ (Япония, Франция, Нидерланды). Децентрализованной политике соответствует более сложный механизм, при которой ведущая роль в выборе приоритетов принадлежит субъектам хозяйственной деятельности, а государству отводится роль по обеспечению необходимых условий их деятельности (США, Великобритания). Смешанной политики придерживаются страны со значительным весом государственного сектора экономики (Швеция), к которому применяется централизованная политика, а по отношению к частному сектору – децентрализованная.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |