Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и проблемы управления инновациями в Украине




Хорошо скоординированной и всеохватывающей системы управления инновационными процессами в Украине пока еще не существует /25/.

Современные инновационные процессы, требующие высокопрофессионального менеджмента, диктуют целесообразность применения новых форм управления в инновационной деятельности.

Одной из таких форм управления является менеджмент цикла “наука – техника – производство”, к которой, в частности, относятся так называемые технопарки, технополисы и “ зонтичные ” фирмы ("инкубаторы").

Создание технопарков, специализированных на разработке новой продукции и технологий, является возможным и эффективным по многим направлениям, в зависимости от функций, объема и уровня кооперирования.

Наиболее распространенными могут быть парки (центры):

· технологические (специализированные на внедрении высоких технологий и имеющие в своем составе предприятия рискового капитала);

·

 
промышленные (базирующиеся на рациональном использовании производственного потенциала и объектов инфраструктуры);

· грюндерские (оперативно создаваемые для предоставления “стартовой” помощи с широким спектром услуг по управлению процессами становления малых и средних фирм);

· опытно-конструкторские (направленные на использование прикладных научно – исследовательских работ и проектирование новых изделий, серийное производство которых затем налаживается за пределами таких парков);

· консалтинговые (созданные целевым назначением для оказания услуг фирмам, занимающимся инновационной деятельностью).

На базе крупных научно – промышленных центров (Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Львов) могут быть созданы новые мощные научно – производственные комплексы по сбалансированному развитию региональной экономики – технополисы.

В материально – техническую базу таких технополисов целесообразно включить и предприятия, специализирующиеся ранее на выпуске продукции военно-промышленного комплекса (особенно космического), обладающие мощным кадровым и научно – техническим потенциалом.

Для создания полномасштабной инновационной сферы необходимы также специализированные организации – “зонтики”, которые способны формировать благоприятное окружение со всеми научными, производственными и финансово-кредитными услугами. Подобные фирмы еще называют "инкубаторами", например, в работе профессора А. Покропивного /25/.

Такой подход был бы рациональным для объединений предприятий (концернов, корпораций) при создании ими небольших инновационных фирм под своим зонтом.

Пришло время реальной интеграции науки и образования путем создания на их базе определенной сети единых научно – образовательных центров (средние школы, лицеи, колледжи, гимназии специального назначения и вузы).

Финансирование фундаментальных и прикладных наук целесообразно производить из специально созданных фондов только среди победителей конкурсных инновационных проектов вузов, НИИ, творческих групп и производств.

Серьезной проблемой, препятствующей росту эффективности нововведений, остается существующее правовое поле, требующее значительных перемен и “поворот лицом” к стимулированию инновационной деятельности.

Хорошо знать конъюнктуру рынка, чувствовать его пульс можно только на основе четкой и своевременной информации.

Успеха на рынке достигает тот, кто, наряду с другими составляющими, владеет информацией, прежде всего, коммерческой. Отсюда и необходимость иметь свой собственный полноценный рынок информации, необходимой для обслуживания инвесторов, производителей и потребителей продуктов инновационной деятельности.

В последнее время получают распространение система Интернет и так называемые ситуационные центры (СЦ) в рамках государств и крупных фирм на Западе.

Современный руководитель большой фирмы, корпорации, холдинга не имеет возможности и времени часами изучать информацию о новом проекте, ситуацию в новой отрасли бизнеса, состояние дел потенциального партнера и конкурента, поэтому крупные зарубежные фирмы все чаще организуют собственные СЦ.

Поступающая информация многократно проверяется, отсеивается с помощью различных фильтров и алгоритмов сопоставления, заносится в базу данных, после чего она предоставляется высшему руководству фирмы как бы в сжатом виде (в виде образов, диаграмм, гистограмм и т.п.) для принятия решения.

Перспективность таких центров очевидна, так как количество творческой работы сводится к минимуму, поток релевантной информации увеличивается, улучшается качество ее обработки, синтезируются образы и отчеты, повышается визуализация объектов, что, в значительной степени, облегчает принятие того или иного управленческого решения.

 

Выводы по разделу

 

1. Существующий кризис в экономике невозможно преодолеть простым возобновлением производства. Необходимы радикальные меры комплексного характера по внедрению новаций технического, технологического, экономического, социального и юридического плана.

2. Углубление экономических реформ зависит, в первую очередь, от возобновления и экономического роста производства, которое возможно только при наличии спроса на его продукцию. Товары, пользующиеся спросом, могут появиться только тогда, когда наша промышленность окажется способной их производить, что требует немедленных мер по созданию благоприятного инновационного климата в стране

 
.

3. Развитие инновационной деятельности требует осуществления ряда мер государственного и корпоративного характера, которые необходимо реализовать на практике. Эту реализацию сложно осуществлять без специально подготовленных кадров – менеджеров, хорошо знающих сущности и проблемы инновационного управления. Специфика инновационного менеджмента заключается в управлении инновационным потенциалом, имеющимся в той или иной организации, с целью создания на его базе новых конкурентных преимуществ фирмы.

4. Стремление добиться конкурентных преимуществ заставляет производителей предлагать новые продукты и товары, обеспечивающие потребителю свободу широкого выбора, что, в свою очередь, ведет к новым передовым технологиям. Новые технологии неизбежно рождают изобретения, использование которых позволяет производить еще более современные товары, гораздо конкурентоспособнее прежних. Эта гонка (практически бесконечная) ведет к раскручиванию спирали взаимовлияния инноваций и НТП.

5. Ускорение научно-технического прогресса превращает инновационную деятельность в объект повышенного спроса и повседневного внимания большинства компаний. Она реально служит мощным катализатором развития экономики и НТП в целом, основой повышения благосостояния и культуры народа.

6. Инновация – это конечный результат инновационной деятельности. Прогресс, протекающий с момента зарождения новой идеи и связанный с подготовкой и воплощением ее в производство с последующей реализацией на рынке, представляет собой инновационный процесс.

7. Инновация есть скорее экономический и социальный термин, нежели технический. Зачастую новации могут быть продуктом совершенно непохожих, порой непредсказуемых событий в жизни общества, следствием различных изменений в среде, окружающей человека. Такие изменения могут носить как перманентный, так и радикальный характер, источниками которых могут быть: неожиданное событие, необходимость изменения производственного процесса, изменения в структуре отрасли и рынка, новые знания, деятельность в области НИОКР.

8. Инновационная деятельность невозможна без соответствующего рынка – рынка новаций. Рынок новаций формируют научные и проектные организации, вузы, научно-исследовательские подразделения предприятий, отдельные изобретатели и новаторы. Определяющим при этом условием конкурентной борьбы являются капитальные вложения и инвестиции в разработку и превращение новаций в инновации, которые, в свою очередь, формируются на рынке инвестиций и проверяются на рынке товаров. Совокупность указанных рынков и их взаимодействие в динамике образуют инновационную сферу.

9. Успех инновационной деятельности зависит от научно-технического потенциала страны, который определяется материально-технической базой науки (научными кадрами, фондами открытий и изобретений, управленческой структурой обеспечения НИОКР), который, несмотря на большие потери, продолжает оставаться достаточно высоким. Организовать, вдохнуть жизнь в этот потенциал, превратить его в реальность бытия – настоятельная задача государства.

10. Современные инновационные процессы требуют высокопрофессионального менеджмента, диктуют целесообразность применения новых форм управления. Одной из таких форм является управление циклом "наука–техника–производство", к которой можно отнести такие прогрессивные образования, как технопарки, технополисы и "зонтичные" фирмы ("инкубаторы").

11. Успех на рынке приходит к тому, кто наряду с другими составляющими, владеет информацией, прежде всего, коммерческой. Отсюда и необходимость иметь свой собственный полноценный рынок информации, которая, в значительной мере, пополняется через систему Интернет, а также с помощью специально создающихся ситуационных центров, получающих все большее распространение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.