Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тезисы. Генезис рода, или генетика Слова




3.

Лингвопсихоанализ и его основное правило

2.

Продолжая развитие темы, перейду к представлению оригинальной части повествования, излагающей базовые положения разработанного мною метода, получившего название Психограмматика. Иногда я использую синонимичный имеющемуся термин Лингвопсихоанализ.

Итак, мы выяснили, что разгадка жизни заключена в разгадке слов – своеобразных кодов, конденсирующих в себе все мистерии бытия.

Мы зачастую сами не подозреваем о том, сколь мощная и сакральная сила обитает в недрах слов, которые мы произносим.

Связывая друг с другом слова и предложения, мы связываем варианты своих судеб.

Исходя из этого, мы можем обозначить и суть лингвопсихоанализа, которая сводится к тому, чтобы выявить в языке или в речи пациента определенные закономерности, в поле его бытия проецирующиеся в явления, называемые им проблемами.

Постольку поскольку язык первичен, а ситуация лишь следствие, то, внося определенные коррективы в собственный лексикон, мы автоматически корректируем и контекст наших обстоятельств. Данное высказывание является основным правилом лингвопсихоанализа. Выражаясь проще, как говорим, так и живем. Если хочется жить по-другому, то следует и начать говорить по-другому. Преимущество данного метода состоит в том, что он не требует от нас особых усилий, напряженного самокопания, болезненной рефлексии, затрат времени, но предполагает лишь наличие карандаша, да листка бумаги, с помощью которых можно изменить собственную жизнь. Мы выполняем несложные, но точно согласованные действия, и в это время кардинальным образом меняется наша жизнь.

Жизнь каждого из нас – это грамматическая конструкция. Грамматика языка – ее прообраз, первичный архетип.

Последнее высказывание, не смотря на свою очевидность, нуждается в определенном прояснении, которое станет вполне явственным, если совершить короткое погружение в глубину эволюционных пластов той мистической руды, которую мы называем душой.

Ниже я представляю тезисы, выражающие суть основополагающих в исследуемой теме аспектов, ибо на них базируется как сама теория метода, так и возможности его технологического применения. Эти аспекты следующие:

1. Происхождение языка. 2. Изначальная функция языка. 3. Взаимосвязь языка и жизненных процессов.

Любое слово изначально представляло собой некую сакральную, то есть – священную формулу.

Теперь мы находим все больше веских оснований для того, чтобы говорить о ритуальном происхождении языка, что связано с сакрализацией определенного рода видов деятельности.

Сакрализовано же было лишь то, что составляло часть Космоса, причастно к нему, включалось в структуру непосредственных взаимоотношений с ним, в то время как все остальное принадлежало Хаосу, миру случайностей.

Отсюда понятно, что сакрализации подвергалось лишь то, что представляло существенную важность, жизненную необходимость.

Существенную же важность представляло лишь одно – выживание. Это и есть единственная и жизненная базовая необходимость

Стало быть, сакральное – не идеологическая надстройка, но бытийный базис, утвержденный в самой основе корневого, органического существования рода и призванный обеспечить его прочное поддержание и эффективное продолжение.

Отсюда мы делаем важный вывод о том, что ритуал никоим образом не следует сводить к некоему театральному действию, иллюстрирующему миф.

Ритуал является сугубо практической деятельностью, хотя и выражающейся в форме самодостаточного действа, и встраивается в четко обусловленную систему кодов.

Говоря же о последних, мы, основываясь на данных смежных исследований, с интересом отмечаем, что строение сакрального кода идентично коду генетическому.

Сакральный же код выражен, прежде всего, в языке!

В силу того, что сакральное всегда противопоставлялось мирскому (= профанному), то вход в систему священных кодов был доступен лишь посвященным.

То есть слово изначально представляло собой сакральную формулу, понятную только жрецам.

Проявившееся в ходе наших рассуждений, разделение Священное/Мирское обнаружило себя вполне логичным путем и отнюдь не является произвольным.

Можно вполне определенно утверждать, что оппозиционная бинарность обусловлена физиологически и отражает чувственную и пространственную ориентацию (ЧПО)человека в осваиваемом им мире.

Главными, «атомными» дуальными контрастами являются следующие: Верх/Низ, Левое/Правое, Внутреннее/Внешнее, Теплое/Холодное, Сухое/Влажное, Близкое/Далекое, Большое/Маленькое, Тихое/Громкое, Светлое/Темное, Вертикальное/Горизонтальное.

Далее парные различия по мере развития познающего аппарата и эволюции самоосознания включаются в контексты более умозрительные, хотя и остаются при этом все теми же «элементарными кирпичиками» утвержденных смыслов.

По мере эволюции самоосознания образ мира дополняется такими его моделями как:

Космогоническая Модель (КМ)

Социально-этическая Модель (СЭМ)

Экзистенциальная Модель (ЭМ)

Магистральная Модель.

Бинарные оппозиции КМ: Небо/Земля, Солнце/Луна, День/Ночь, Огонь/Вода, Лето/Зима, Север/Юг, Запад/Восток, Земля/Подземный мир.

Бинарные оппозиции СЭМ: Свой/Чужой, Мужчина/Женщина, Старший/Младший, Высший/Низший, Господство/Подчинение, Хорошо/Плохо.

Бинарные оппозиции ЭМ: Жизнь/Смерть, Добро/Зло, Счастье/Несчастье, Правда/Ложь.

И, наконец, магистральное противопоставление Священное/Мирское.

Последняя ось пронизывает всю мирорефлективную систему координат и устанавливает с ней ряды четких и однозначных соответствий.

 

В паре Священное/Мирское Священному сопутствует: в ЧПО: Верх – Внутреннее – Вертикаль; в КМ: Небо – Солнце – Огонь; в СЭМ: Мужчина – Старший – Господство; в ЭМ: Жизнь – Добро – Счастье.

Мирское же отражается: в ЧПО: Низ – Внешний – Горизонталь; в КМ: Земля – Луна – Вода; в СЭМ: Женщина – Младший – Подчинение; в ЭМ: Смерть – Зло – Несчастье.

И как заключительное мифопоэтическое резюме: Священное = Хорошо, Мирское = Плохо.

Если графически выразить архетипическую матрицу коллективного Бессознательного, то удобно ее представить в виде следующей модели:

  Священное: Космос – Организация – Выживание – Развитие – Жизнь – «Хорошо». Мирское: Хаос – Дезорганизация – Распад – Угасание – Смерть – «Плохо»
ЧПО Верх – Внутреннее – Вертикаль Низ – Внешнее – Горизонталь
КМ Небо – Солнце - Огонь Земля - Луна - Вода
СЭМ Мужчина - Старший - Господство Женщина - Младший - Подчинение
ЭМ Жизнь - Добро – Счастье Смерть - Зло - Несчастье

 

Вместе с тем, нам следует, перед тем, как постулировать главный вывод, сделать одну примечательную и важную оговорку – понятия «хорошо – плохо» не являются самодостаточными и полноценными этически. Их морализация произошла вследствие профанного принижения первоначальных смыслов – как результат их повседневного сглаживания и притирания к обыденности. Поэтому смысловой контекст значений «хорошо – плохо» прежде всего внеэтический, а стало быть – онтологический, то есть обусловленный факторами не социально-моральной оценки, а психобиологической адаптации к осваиваемому миру.

 

Исходя из сказанного, мы можем без каких-либо натяжек вывести положение, согласно которому наиболее значимые и насущные понятия нашей душевной жизни, такие как добро и зло, грех и добродетель в своем корневом, ядерном значении являются не нравственными, а именно онтологическими.

 

С онтологическим же принципом связано разделение Священное/Мирское. И теперь становится понятным, что сакральное представляет собой не последствие трансового опьянения, а витально необходимый способ адаптации к миру и познание его.

 

С другой стороны мы выяснили, что система базовых кодов жизнеобеспечения рода располагается в двух пространствах – генетическом и языковом. То есть кодовые структуры слова и гена идентичны.

 

Следовательно, тот, кто владел информацией о языке, тот и мог управлять генной информацией.

 

Наивысшая же концентрация психоактивных свойств словесной энергии была заключена в молитве.

 

Примечания и пояснения к Тезисам.

11. Профанный. Данному слову здесь не придается никакого уничижительного оттенка. Напротив, оно употребляется в его первичном значении. Profane вначале означало относящееся к месту перед (pro) входом в храм (fanum), где происходило поклонение общинных, общественных, ординарных людей – в отличие от сакральных, или экстраординарных, то есть посвященных в таинство мистерий. На латыни ordinatio – распределение, упорядочение. Стало быть, ординарный не означает «темный» или «невежественный», но предполагает наличие изначально иного смысла – подчиняющийся общественному порядку, моральным нормам. Соответственно, экстраординарный – не исключительное сверхсущество, но человек, который развил в себе спиритуальные качества и внутри себя поднялся над общественным порядком, вступил во взаимодействие с законами уже иного плана, отличного от обыденного. Однако, освободиться от правил не означает вступить с ними в противоречие или конфликт. Кто внутри поднялся, тот уже не превознесет себя в гордыне своей. Поэтому в данном случае, когда мы говорим о профанном состоянии, то имеем в виду прежде всего уровень понимания, свойственный общественному сознанию, не проявляющему особой склонности к устремлению в глубины явлений.

17. Экзистенциальная модель. Экзистенциальный [лат. Existentia – существование] – относящийся к феномену человеческого бытия, его предельных состояний и чувств, вопросу о смысле человека и его места в мире.

28. Онтология – [греч. Ontos – сущее + logos – слово, учение] – учение о бытии, его основах, принципах и закономерностях. Здесь «онтологический» подчеркивает бытийный, фундаментальный, не зависящий от психики, системы оценок, ценностей и эмоциональных отношений характер указанного понятия. Своеобразную противоположность данному принципу выражает Аксиология – [греч. Axios – ценный + logos] – философская методология о ценностях, оценках в этике. Если в качестве примера рассмотрения мы возьмем такое явление как «жизнь», то с позиции онтологической нас будут интересовать ее так называемые «объективные» законы, отражающие физические, химические, биологические процессы. Точка же зрения аксиологическая проявит здесь интерес к ее смыслу, нравственным категориям и установлениям.

 

Исходя из тезисов, мы можем выделить главные положения, связанные с освоением людьми жизненного пространства.

1. Разделение на Сакральное (Священное) и Профанное (Мирское) обусловлено жизненно необходимым процессом в эволюции рода.

2. Появление Сакрального измерения в сознании особей явилось фактором биологического выживания, а не потребностью воображения в фантазийной продукции.

3. По организации кодовых структур контексты Священного и Генетического совпадают.

4. Появление языка связано с необходимостью соединения Священного и Мирского.

5. Тот, кто имел доступ к Священному, мог управлять мирским.

6. Постольку поскольку определяющим фактором в процессе выживания и освоения жизни является именно Священное, а Мирское ему подчинено и как самостоятельная сила значения в эволюционировании разума не имеет, то инстинктивно каждая особь стремилась приобщиться к Сакральному, стать соучастником таинственной мистерии, реальности нездешней, но, тем не менее такой, чье присутствие и влияние явственно ощущается «здесь».

7. Подобное стремление является врожденным, постольку поскольку оно связано с инстинктом выживания.

8. Потребности современного человека остаются такими же, как и на заре появления своего предка. Разница состоит лишь в том, что теперь они существуют в скрытой форме. При этом скрытое, как правило, даже усиливает актуальность самое себя.

9. В этом месте мы можем вывести основное положение относительно единой причины практически всех патосов человеческой жизнедеятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.