Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иерофаническая функция слова




4.

Первопричина страданий человека заключается в его внутренней, глубинной разорванности между Священным и Мирским. Отсутствие сопричастности Сакральному составляет его базовый конфликт.

Человек бессознательно тоскует по сакральному, он нуждается в личной встрече с Богом, в подтверждение того, что является значимым обитателем Космоса, а не механической пылью Хаоса. Такую тягу к Священному Мирча Элиаде называл онтологической жаждой бытия.

На протяжении всей своей истории люди старались подчеркнуть свою сопричастность сакральному измерению, и не только в виде культовых отправлений. В данном случае имеются в виду именно мирские, светские формы подобной демонстрации. И, хотя в большей степени являясь заменителями, квази-проявлениями близости к сакральному, они тем не менее были призваны заявить, намекнуть о своей «священной причастности». Примером таких акций является склонность к созданию всевозможных гербов, эмблем, тайных знаков, указывающих на принадлежность их владельцу, который тем самым отличался от простолюдина – «непосвященного». Знатные рыцари, обладая иллюзией власти – деньгами, тем не менее сами не притрагивались к «презренному» металлу, дабы не оскверняться о земное и примитивное, а их кошельки возили слуги. В настоящее время скрытым подчеркиванием своей «сакральности» являются всевозможные членства в престижных организациях, ассоциациях, клубах, статус «своего» в бомонде, элитных кругах общества, положение завсягдатая модной цирюльни или аналогичного салона по обслуживанию в общем-то ничем не выдающегося смертного и дряхлеющего тела. Любая форма престижа призвана указать на то, что его обладатель экстраординарен. Ясно, что речь идет о тонких фальсификациях и пародийной игре. Разница между копией и оригиналом та же, что между чучелом и живым зверем. Сказанное ни в коей мере не выказывает отрицания или скептического отношения к стремлению быть социально значимым. Просто, расставляя акценты на свои места, можно своевременно распознать «богово» и «кесарево» без риска дальнейшего смешения понятий. Привнесение сакрального смысла в жизнь индивида не зависит от его внешнего расположения в той или иной социальной нише.

10. Как только мы восстанавливаем разобщенную связь между Священным и Мирским в психической организации субъекта, наступает его исцеление, а его патосы, соответственно, исчезают.

11. Постольку поскольку связующим звеном между Сакральным и Профанным являются слова, то посредством таковых мы нарушенное единство и восстанавливаем.

Такое соединение, органичное сплетение Священного и Мирского определяется термином иерофания.

В принципе религиозный опыт ничем принципиально не отгорожен от будничного. Различается лишь степень интенсивности. Религиозный опыт придает всему конкретному, что переживается в будничном опыте, абсолютное измерение, соотносит каждую единичность – с Единым. Если это условие интенсивности выполнено, то, живя в обычных условиях, занимаясь обычными делами, мы осуществляем всю полноту религиозного служения. Подобное состояние можно назвать иерофаническим.

 

Примечание.

9. Патос – от греч. pathos – страдание. В данном случае понятие «патос» имеет более широкое значение, чем распространенное «патология». Под патосом подразумевается не только болезненные расстройства, но также и случаи травматизма, «хронического невезения», «неудач», конфликтов. Поводом расширения понятия является только его углубление. Если под патологией мы понимаем случаи явно выраженных нарушений нормального функционирования, то патосный подход позволяет нам обнаружить эти отклонения на самых ранних фазах, пока они еще не переросли в тенденцию. Например, семейный скандал – это еще не патология, свидетельствующая о наличии нездоровья в семье, но уже патос, намекающий о присутствии в ней деструктивных элементов.

С точки зрения лингвопсихоанализа семантическая (смысловая) структура любого слова, а таким образом, и текста состоит из трех уровней.

Первый, самый поверхностный пласт – повествовательный, или буквальный. Он заключен в пределах внешнего, экзотерического круга восприятия и представляет собой значение, привитое обычным обучением. Экзотерический круг можно назвать профанным. В данном случае, когда мы говорим о профанном понимании, то имеем в виду прежде всего уровень понимания, свойственный общественному сознанию, не проявляющему особой склонности к устремлению в глубины явлений. Представленный уровень, если проводить аналогию с психоаналитической композицией психики можно обозначить как – «Сознание слова».

Следующий уровень – мезотерический. Он уже несет в себе информацию, расположенную за пределами буквального понимания и потому раскрывает в себе контексты метафорические, иносказательные. Они просачиваются в глубины сознания и оказывают свое влияние изнутри. Открывающаяся многомерность смыслов сдвигает психический аппарат с мертвой точки, делает его сопричастным логике иррационального. Створки внешней обыденности раздвигаются, открывая пространство иных измерений, затаившегося инобытия. Здесь обнаруживают себя наши душевные ресурсы. Через подобное обращение внутрь себя происходит обращение к Таинству и в Таинство. Посредством интуитивного озарения постигается Сокровенное. Это – «Подсознание Слова».

Внутренний, или ядерный пласт – эзотерический. Сокровенное становится Откровением, постигаемым мгновенно. Инобытие перестает быть инаковым и становится «своим». Пробужденное сознание расширяется до такой степени, что оказывается способным узреть скрытые связи мироздания. Единым Домом становится Космос. Перешедший на этот уровень, перестает уже быть просто говорящим слова и внимающим словам, но становится со-творцом, со-автором загадочного Текста Судеб, осуществившим свой таинственный инициатический процесс. Просвещенный стал Посвященным. Что касается самого текста, то формально он, конечно же не меняется в пределах языка, но при этом обнаруживает в полной мере свою семантическую многомерность, ибо восприятие познающего к этому вполне готово. Повествовательные ходы, вдруг, оказываются разветвленными символами. А «темные» места неопознанных смыслов внезапно вспыхивает потрясающими просветлениями. Именно на данном уровне сотворяется действенная молитва. И в нем мы узнаем «Архетип Слова».

Я возвращаюсь к положению, согласно которому слова оказывают на нас решающее влияние. Только теперь данную мысль мы можем рассмотреть более конкретно, с учетом представленной структуры. Итак, слово имеет явное значение, скрытый смысл и на самом глубинном уровне являет собой символ, архетипическую матрицу. Благодаря явному значению мы обмениваемся информацией, скрытый смысл нас программирует, символ обладает действием предопределяющим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.