Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новосибирской области 4 страница




Блю ноутс — пониженные III и IV ступени в натуральном мажоре, об­разующие характерные для блюза интервалы м. 3 и м. 7.

Богогласник — сборник духовных кантов и псалмов, распространенный в Западной Украине в конце XVIII — начале XIX вв.

Болгарский распев — один из распевов православной церкви. Мелодика болгарского распева — певучая, выразительная, подчинена системе осмогласия, но по количеству попевок уступает знаменному распеву.

Болеро (исп. bolero) — испанский парный народный танец; темп — уме­ренно быстрый; размер 3/4 с характерной метроритмической фигурой, подчеркиваемой ударами кастаньет. В форме болеро написаны романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, Л. Делиба, инструментальные про­изведения («Болеро» М. Равеля для симфонического оркестра).

Большая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки большой октавы обозна­чаются: 1) в басовом ключе от ноты до на второй добавочной ли­нейке снизу до ноты си на второй линейке; 2) большими латинскими буквами (С, О, Е, F, G, А, В, Н); 3) слоговыми названиями с боль­шой буквы (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си).

Большая опера — 1. Многоактная опера (3 — 5 действий) серьезного (некомедийного) характера (опера-драма, опера-трагедия, опера-ле­генда и т. д.). 2. Оперный жанр, сложившийся во Франции в XIX в. Для большой оперы характерны монументальность, героико-романтическая при­поднятость, драматизм, сочетающийся с внешней декоративностью и нагромождением сценических эффектов, использование больших составов хора и оркестра, а также балета. Большая опера создавались на ис­торические сюжеты, включали обширные массовые сцены. Типичными большими операми являются: «Немая из Портичи» Л. Обера (1828), «Вильгельм Телль» Д. Россини (1829), ряд опер Д. Мейербера («Гугеноты», «Пророк», «Роберт-дьявол», «Африканка» и др.).

Большой барабан — (см. Барабан.)

Большой распев — один из распевов право­славной церкви второй половины XVI в. Большой распев — вершина развития знаменного распева. Отличается богатством мелоди­ки, обилием распевания отдельных сло­гов.

Большой симфонический оркестр — (см. Ор­кестр.)

Большое трезвучие — то же самое, что ма­жорное трезвучие (см. Мажорное трезвучие).

Бомбарда (ит. bombarda) — 1. Большой басовый поммер — басовый представитель семейства язычковых деревянных духовых инстру­ментов (контрабасовые, баритоновые, теноровые и альтовые — бом­бардоне и поммеры, сопрановый — шалмей). Прямая, конического сверления труба с воронкообразным раструбом и 7 — 9-ю игровыми отверстиями. Звукоряд — диатонический, тембр — грубый, невырази­тельный, диапазон — F1— f. Бомбарда — предшественник фагота, вытеснив­шего бомбарду из музыкальной практики. 2. Регистр язычковой группы во французских органах.

Бонанг — индонезийский ударный инструмент. Набор бронзовых гонгов, укрепленных на деревянной подставке в горизонтальном положении при помощи шнуров. Звук мягкий и певучий, извлекается деревянной палочкой, обмотанной тканью или веревкой. Различают мужские и женские бонанги. Обычно бонанг выполняет гармонические функции.

Бонго (ит. bongos, bongo) — латиноамериканский ударный инструмент семейства мембранофонов, состоящий из двух маленьких барабанов, объединенных деревянной колодкой. Звук бонго — сухой и короткий. Звукоизвлечение осуществляется палочками, пальцами или кистями рук. Используется в эстрадных оркестрах.

Бондарь — украинский народный хороводный танец.

Бостон, вальс-бостон — американский бальный танец, лирический (часто сентиментальный) по характеру, разновидность медленного вальса (название получил от американского города Бостона).

Бравурность (фр. bravoure — храбрость, смелость) — победно-бодрый ха­рактер музыки.

Бранль (фр. branle — хоровод) — старинный французский народный хо­роводный танец. Темп — умеренно быстрый, живой; размер 2/4, реже 3/4 или 4/4. Был также распространен как бальный танец в XV— XVII вв. С XVIII в. почти не встречается в музыке.

Бревис (лат. brevis — короткий) — знак мензуральной нотации, с XV в. обозначавший относительно короткую длительность. В со­временной нотации обозначает длительность, равную двум целым нотам (Ý).

Брейк — 1. Пауза в игре ансамбля или инструмента, во время которой исполняется сольная импровизация, не связанная с метрической структурой пьесы, продолжающаяся от 2 до 16 тактов. Широко распространен в джазовой музыке. 2. Современный молодежный та­нец, характер движений которого отличается механическим, шарнир­ным рисунком, напоминающим движения заводных игрушек.

Бриндизи (ит. brindisi — заздравный тост) — застольная песня. В опе­рах исполняется солистом с хоровым припевом (напр., песня Торопки из оп. «Аскольдова могила» А. Верстовского, застольная из оп. «Травиата», Д. Верди, бриндизи из оп. «Сельская честь» П. Масканьи).

Бубен — ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука; состоит из узкого деревянного обруча, с одной стороны обтянутого шкурой, маленьких тарелочек, бубенцов или колокольчиков, закрепленных в прорезах обруча. Используется для ритмического со­провождения танцев, в оркестре — как ударный инструмент, а также входит в состав троистых музык (см.).

Бугай — украинский народный инструмент, похожий на высокий барабан с закрепленным в верхней плоскости пучком конских волос. Звук — резкий и протяжный — извлекают, протягивая рукой по это­му пучку. Используется в народных инструментальных ансамб­лях.

Буги вуги — импровизационная форма в джазе, для которой типичны остинатные басовые фигуры (шафл) в ритме восьмых или восьмых с точкой и шестнадцатых в октавном движении. Исполняется чаще всего в быстром темпе.

Буквенное обозначение звуков — условное обозначение звуков буквами, которое применялось еще в Древней Греции. С X в. для буквенных обозначений звуков ис­пользуется латинский алфавит: А (ля), В (си-бемоль в России и Си у англоязычных), Н (Си - в России), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), С (соль). В зависимости от поло­жения ступени в звукоряде обозначаются так:

в субконтроктаве: A2, H2;

в контроктаве: С1 d1 e1, f1, G1, a1, h1;

в большой октаве: С, D, Е, F, G, А, Н;

в малой октаве: с, d, e, f, g, a, h;

в первой октаве: с1, d1, e1, f, g1, a1, h1;

во второй октаве: с2, d2, e2, f2, g2, a2, h2;

в третьей октаве: с3, d3, e3, f3, g3, a3, h3;

в четвертой октаве: с4, d4, e4, f4, g4, a4, h4;

в пятой октаве: с5.

Повышение ступени на полутон обозначается прибавлением к букве слога is (напр., fis — фа-диез), а понижение — слога es (напр., des — ре-бемоль), кроме: в (си-бемоль), as (ля-бемоль) и es (ми-бемоль), двойное повышение — прибавлением слога isis, кроме ми-дубль-бе­моль (eses), ля-дубль-бемоль (asas), си-дубль-бемоль (bes); часто буквенные обозначения звуков используется для обозначения тональности, при этом буква указывает на тонику тональности, а лад обозначается словами dur (мажор) и moll (минор); напр., C-dur; h-moll.

Бульба (белорусское — картошка) — белорусская народная пляска-песня веселого, оживленного характера, размер 2/4.

Бунчук (тур. boncuk) — ударный инструмент турецкого происхождения, металлический фигурный ствол с ответвлениями, прикрепленный к древку. К стволу и ответвлениям прикреплены колокольчики и бу­бенчики, звенящие при встряхивании. Применяется в военных ор­кестрах.

Бурдон (фр. bourdon — густой бас) — 1. Непрерывный, неизменный по высоте звук щипковых или смычковых инструментов, басовых струн колесной лиры, басовых трубок волынки. 2. Открытые струны щип­ковых или смычковых инструментов, находящиеся за грифом и предназначенны для извлечения бурдонных звуков. 3. Органный регистр группы флейтовых трубок.

Бурима — украинский народный массовый танец, исполняемый в быст­ром темпе; размер 2/4.

Бурлеска (лат. Burlesca — буквально: смешная, комическая, насмешли­вая) — 1. Музыкальная пьеса шутливого, грубовато-комического, при­чудливого характера, похожая на каприччио или юмореску. Встре­чается в музыке И. С. Баха, Ф. Куперена, Р. Шумана, М. Регера, Р. Штрауса и др. 2. Шуточно-пародийная опера, родственная воде­вилю. Возникла в Италии, получила распространение во Франции и Ирландии в XVIII в.

Бурре (фр. bourree — делать скачки, подпрыгивать) — старинный фран­цузский народный танец; темп — быстрый; размер 2/2 (4/4) с затак­том на одну четверть. Встречается в старинных сюитах XVIII в.

Былины — древнерусские песни-сказы о героических подвигах богаты­рей и знаменательных событиях из жизни русского народа. Былин­ные напевы близки к плавной, распевной речи. Основой их музы­кального построения являются короткие, многократно повторяемые попевки. Былины исполнялись одним или несколькими сказителями в со­провождении гуслей или других инструментов. Большинство былин при­надлежит к т. н. киевскому циклу и повествуют о богатырях, мощи русского народа, мечтах о независимости и единстве родины. Сюжет и мелодии былин использовали А. Аренский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, Р. Глиэр, В. Трамбицкий, Б. Мокроусов и др.

Бэкграунд — вид аккомпанемента в бэнде или комбо, используемый для создания мелодического, гармонического, ритмического фона инстру­ментальному или вокальному соло.

Бюгельгорны (нем. Bugelhorn — сигнальный рожок) — семейство духо­вых мундштучных инструментов разного размера и диапазонов. К се­мейству бюгельгорнов принадлежали: сопранино in Es, сопрано in В, альт in Es, тенор in В, баритон in В, бас in Es, контрабас in Es, субконтрабас in Es. Co временем бюгельгорны были вытеснены более совершенными сакс­горнами. В настоящее время в симфоническом оркестре используется только бюгельгорн-туба (см. Туба).

 

Ваганты (лат. vagantes — бродячие) — странствующие поэты-певцы в странах средневековой Западной Европы. Выступали с пародийны­ми и сатирическими песнями, прославляя земные радости. Песни вагантов явились предшественниками студенческих песен, в т. ч. «Гаудеа-муса».

Вакханалия (лат. Bacchanalia — праздник в честь бога вина Вакха) — в опере, балете — хореографическая сцена или танец, изображающая картину всеобщего веселья. Вакханалия исполняется в живом стремительном темпе. Характер музыки вакханалии — искрометный, блестящий, страстный. К лучшим образцам вакханалии принадлежат «Вальпургиева ночь» («Фауст» Ш. Гуно), «Грот Венеры» («Тангейзер» Р. Вагнера).

Валиха (valiha) — мадагаскарский струнный щипковый инструмент с кор­пусом из бамбука. Отщепленные полоски коры (от 7 до 20) служат струнами. Распространен на Малайском архипелаге.

Валторна (нем. Waldhorn — лесной рог) — медный духовой мундштуч­ный инструмент, с мягким, нежным тембром звука, напоминающим человеческий голос. Диапазон валторны in В — от H1до f 2. Используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как сольный инстру­мент (концерты для валторны с оркестром писали В. А. Моцарт, К. Вебер, Р. Глиэр и др.).

Вальс (фр. valse, нем. Walzer, от walzen — кру­житься) — парный бальный танец; размер 3/4, возник на основе народных танцев Ав­стрии, Германии, Чехии. Одним из предше­ственников вальса был австрийский танец лендлер (см.). Вальс получил широкое распростра­нение и популярность благодаря творчеству композиторов — авторов концертных (вен­ских) вальсов — И. Лайнера, отца и осо­бенно сына Штраусов, Э. Вальдтейфеля.

Вальс весьма распространен и в балетном жанре. Ритмическая основа вальса использована многими композиторами для создания значительных художественных произведений («Вальс-фантазия» М. Глинки, вальсы Ф. Шопена, «Пушкинские» вальсы С. Прокофьева, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса и др.) а также как форма лирической песни («Колхозный вальс», «Киевский вальс» П. Майбороды и др.).

Вамби, киссумба, убо — африканский струнный щипковый инструмент с корпусом из тыквы или дерева.

Варган (возможно, от старославянского варги — уста, рот, зев) — само­звучащий язычковый инструмент. Пластинчатый варган изготовляется из дерева, бамбука, металла и др. с тонким язычком посредине, дуго­образный варган выкован из железа, язычок укреплен в середине дуги. При игре варган прижимается к зубам, ротовая полость служит резона­тором для звука, возникающего в результате защипывания язычка. Распространён у большинства народов мира. Усовершенствованный варган-аура используется как концертный инструмент.

Вариации (лат. variatio — изменение, разнообразие) музыкальное про­изведение, в котором основная тема подвергается разнообразным изменениям (мелодическим, ритмическим, ладовым, гармоническим). В так называемых строгих вариациях сохраняются общие черты мелодий и гармонический план, а в свободных (характерных) вариациях наблюдается больший отход от тематической основы и появление самостоятель­ных, резко контрастирующих музыкальных образов, объединенных общей художественной идеей. Двойные вариации — вариации на две темы, изло­женные последовательно. Вариации встречаются и как самостоятельные произведения («Пляска смерти» Ф. Листа, «Дон Кихот» Р. Штрауса, «Рапсодия на тему Паганини» С. Рахманинова и др.), и как части циклических форм («Арагонская хота» М. Глинки, «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Празднества» К. Дебюсси и др.). Исполь­зование вариаций способствует раскрытию выразительных возможностей темы и ведет к созданию художественного реалистического образа. Этим вариация принципиально отличается от варьирования серии в додекафонной и серийной музыке, имеющей формальный характер.

Вариация — 1. Видоизменение музыкальной темы, мелодии или ее сопро­вождения. 2. Сольный танец в классическом балете.

Вводный тон —1. Неустойчивый звук лада, расположенный на ступень ниже или выше тоники и остро тяготеющий к ней. 2. Восходящий (или нижний) вводный тон — VII ступень. 3. Нисходящий (или верхний) вводный тон — II ступень.

Вводный септаккорд — септаккорд, построенный на VII ступени лада.

Вводнотоновость — специфическая острота полутонового тяготения. Про­явлением и обострением вводнотоновости можно считать мелодическую альтера­цию, создающую искусственные вводные тоны.

Венгерская гамма, дважды-гармонический лад, цыганская гамма — на­звание лада с двумя увеличенными секундами. Существуют два вида венгерской гаммы: а) минорный лад, в котором по сравнению с натуральным ми­нором повышены IV и VII ступени; б) дважды гармонический лад с увеличенными секундами на II и VI ступенях. Венгерская гамма, в отличие от других ладов с увеличенными секундами, является октавным звуко­рядом (см. Приложение XVII).

Вентиль — механическое устройство для изменения длины канала мед­ного духового инструмента, приводящего к соответствующему изме­нению высоты звука. Существует два типа вентиля: 1) помповые или пистоны; 2) цилиндрические, с вращающимся поршнем. На каждом инструменте может быть от одного (цугтромбон) до пяти-шести (туба) вентилей. Наиболее распространенное количество — три.

Вёрджинел (англ, virginal) — струнный клавишный инструмент, род не­большого клавесина прямоугольной формы. Объем звукового диапа­зона до 4 октав (С—с3), Был широко распространен в Англии и Ни­дерландах.

Веризм (ит. vero — Истинный) — направление в Итальянской литературе и искусстве, возникшее в конце XIX в. Наиболее яркие представи­тели веризма в музыке: П. Масканьи («Сельская честь»), Р. Леонкавалло («Паяцы», «Заза»), Д. Пуччини («Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан», «Манон Леско») стремились показать жизнь «такой, какой она есть». Для веристских опер характерны подчеркнутая эмоциональность, осо­бое внимание к личным переживаниям героев, острые драматичес­кие ситуации, страстная мелодика. Герои опер — простые люди — крестьяне, актеры, студенты, бедные горожане, их жизнь. Родствен­ные веризму течения наблюдались в музыке Франции (оперы А. Брюно на сюжеты Э. Золя), Германии («Долина» Э. д'Альбера) и других странах.

Вертеп — старинный украинский народный кукольный театр. Вертепом называ­лась сценическая площадка кукольного театра, имеющая вид дере­вянного ящика-домика, и спектакли, проходящие на ней. Домик со­стоял из двух ярусов: в верхнем показывали спектакли на библей­ские сюжеты, а в нижнем разыгрывали светские или народно-быто­вые (иногда комические) сценки в сопровождении песен и танцев. Вертеп существовал до начала XX в.

Вертикаль (лат. verticalis — отвесный) — одновременное звучание двух и более звуков. Одновременность звучания может быть как физичес­кой (аккорд), так и психологической (арпеджио, гармоническая фи­гурация), при которой звуки появляются последовательно, но пред­ставляют собой привычную звуковую форму (аккорд, трезвучие).

Вертикально-подвижной контрапункт — см. Подвижной контрапункт.

Верхние голос а — в произведении многоголосного склада — все голоса, кроме нижнего (баса).

Верхний вводный тон — см. Вводный тон.

Верхний голос — самый верхний голос в музыке многоголосного склада,

Верхний тетрахорд — четыре ступени любого лада от V до VIII включи­тельно.

Вершина интервала — верхний звук интервала.

Верхняя доминанта — V ступень звукоряда.

Верхняя медианта — III ступень звукоряда.

Верхняя тоника — VIII ступень звукоряда.

Веснянки — название русских, украинских, старинных белорусских на­родных обрядовых песен, связанных с приходом весны и приближе­нием весенних полевых работ. В западных областях Украины веснянки на­зываются: гагилками, гаивками. Мелодии веснянок построены на многократном повторении одной-двух попевок в небольшом диапа­зоне.

Вибрато (ит. vibrato — колебание) 1. Прием игры на смычковых инстру­ментах, придающий звуку теплоту и выразительность. 2. Прием игры на клавикорде, создающий впечатление колебания высоты и гром­кости звука. 3. Прием игры на отдельных духовых инструментах, принебольшом приоткрывании клапанов, с изменением интенсивности выдоха. 4. В пении — неравномерность колебаний голосовых связок, отражающаяся на частоте и спектре звука. От вибрато в значительной степени зависит качество восприятия голоса певца. Оптимальное вибрато, придающее звучанию голоса жизненность и одухотворенность, со­ставляет 5—7 пульсаций в секунду. Большая частота пульсаций вы­зывает ощущение «барашка», «блеянья», меньшая — «качания» го­лоса. Характер вибрато существенно влияет на эстетическую оценку пения. У хорошо обученных певцов вибрато может незначительно изменяться в лучшую сторону.

Вибрафон (ит. vibrafono) — ударный инструмент семейства идиофонов, состоящий из двух рядов металлических пластинок, составляющих хроматический звукоряд. Звук на вибрафоне извлекают с помощью двух — четырех гибких камышовых палочек с мягкими наконечниками. Спе­циальная система резонаторов создает динамическую вибрацию. Диапазон концертного вибрафона — от Fдо f 2; оркестрового — от a до с 3.

Вибрация (от лат. vibratio — колебание) — 1. Колебание источника зву­ка (вибратора) и связанного с ним резонатора. Вибрация характери­зуется амплитудой, периодом колебания (время, необходимое для полного колебания), частотой (количество колебаний за секунду), формой. 2. См. Вибрато.

Виватный кант, виват (от лат. vivat — да здравствует) — форма торжественных гимнов, возникшая в музыке петровской эпохи. Испол­нялся хором или группой певцов (иногда в сопровождении духовых инструментов) во время дворцовых торжеств, а также как здравица в быту. Существовал до конца XVIII в.

Вид аккорда — определенное расположение аккорда в зависимости от того, какие из составляющих его звуков находятся в басу. Трезвучия имеют три вида: основной (обозначается 5/3), секстаккорд (6), кварт-секстаккорд (6/4); септаккорды имеют четыре вида: основной (7), квинтсекстаккорд (6/5), терцквартаккорд (4/3), секундаккорд (2).

Виланелла (ит. villanella — деревенская песня) — жанр итальянской бы­товой музыки XV—XVI вв., сложившийся на народной основе. Му­зыка villanella — светлая, с элементами танцевальности, трехголосная, по складу гомофонная. В XIX в. Villanella называли инструментальные пьесы в характере крестьянского танца и размере 6/8 (Г. Берлиоз, П. Дюка, Э. Шабрие).

Вилотта (ит. villotta) — народная песня танцевального характера, род­ственная виланелле, четырехголосная, гомофонного склада. Особо популярной была в Венеции и Неаполе XV—XVI вв.

Вильянсико (исп. villancico — сельская песня) — испанский музыкально-поэтический жанр, распространенный в эпоху Возрождения. По форме villancico — песня с повторяющимся рефреном. Роль villancico в испанской музыке аналогична роли шансон и вилланеллы во французской и итальянской.

Вина (санскрит.) — индийский струнный щипковый инструмент с корпу­сом из долбленого дерева или сухой тыквы с деревянной шейкой. Строй различный (напр.: с2, g1, с1 — боковые струны; с1, g, с, G — мелодические). Вина широко распространена благодаря мягкому тембру и большим музыкальным возможностям.

Виола-бастарда — смычковый инструмент из группы виол, распростра­ненный в XVI—XVII вв. Виола-бастарда имела 6—7 игровых струн, иногда и резонансные струны. Наибольшей популярностью пользовалась в Англии.

Виола да гамба — теноровая виола. По размеру близка к виолончели. Имеет шесть струн (D, G, с, е, a, d1). Виола да гамба наиболее распростра­нена была в XVI—XVIII вв. Произведения для этого инструмента создавали Г. Перселл, И. С. Бах и др.

Виолетта — маленькая виола с четырьмя струнами. Другое название — виола-пикколо.

Виолончель (ит. violoncello) — струнный смычковый инструмент из се­мейства скрипок. Настраивается на октаву ниже альта: С, G, d, a; ноты записываются в басовом ключе (высокий регистр — в теноровом и скрипичном). Звук виолончели сочный и певучий. Исполь­зуется как сольный, ансамблевый и оркестровый ин­струмент.

Виоль д'амур — смычковый инструмент из группы виол. Имеет 5—7 игровых и 7—14 резонансных струн. Звук виоль д'амур — нежный, мягкого, серебристого темб­ра. Особенное распространение приобрела в XVIII в.

Виолы —1. Название группы старинных смычковых ин­струментов «ножного» способа держания, утвердив­шееся в русском инструментоведении. Основные виды виолы: дискантовая, альтовая, теноровая, большая ба­совая, контрабасовая (виолоне). Особой разновид­ностью виол были виолы с резонансными струнами, расположенными под грифом над верхней декой и придававшие звучанию нежный, приятный оттенок. Со временем виолы были вытеснены инструментами скрипичного семейства. 2. Струнные смычковые ин­струменты в романских странах Средневековья. 3. Итальянское название альта.

Виртуоз (ит. virtuoso — буквально: мужественный, доб­лестный) — артист-исполнитель, в совершенстве вла­деющий исполнительской техникой своего искусства.

Внезапная модуляция — см. Модуляция.

Водевиль (от фр. vaudeville) — вид легкой комедии с куплетами, испол­няемыми под музыку. Был распространен во Франции во второй по­ловине XVIII ст. В России появился в начале XIX в. К водевилям писали музыку А. Верстовский, А. Алябьев и др. В конце XIX в. на смену водевилю приходят музыкальная комедия и оперетта. В настоящее время водевиль встречается редко («Лев Гурыч Синичкин» А. Колкера, текст В. Дыховичного и А. Слободского).

Военная музыка — музыка, предназначенная для строевого обучения и патриотического воспитания войск. Развитие русской военной музыки связано с творчеством А. Алябьева, А. Аренского, М. Глинки, А. Лядова, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. Основной жанр военной музыки — строевой марш и его разновидности. Плодотворно работали в облас­ти военной музыки Н. Иванов-Радкевич, А. Затаевич, В. Рунов, С. Чернецкий, Е. Юцевич и др. Крупные музыкальные композиции концертного характера для духовых оркестров созданы В. Василенко, Р. Глиэром, М. Ипполитовым-Ивановым, Н. Мясковским, С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем.

Военный оркестр — духовой оркестр, являющийся штатным подразделе­нием воинской части.

Вождь (лат. dux) — тема фуги, которая проводится в экспозиции в глав­ной тональности.

Вокал (лат. voce — голос) — искусство владения певческим голосом.

Вокализ (от лат. voce — голос) — упражнение или этюд для голоса без текста, на любую гласную, с названием нот или слогов. Вокализ чаще всего является художественным упражнением для развития вокальной тех­ники, выработки кантилены и подвижности голоса, выравнивания регистров. Широко известны сборники вокализов, созданные А. Варламо­вым, И. Виленской, М. Глинкой, Д. Конконе, Г. Панофкой и др. В форме вокализа созданы некоторые художественные пьесы («Вокализ» С. Рахманинова, концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра), а так­же инструментальные произведения.

Вокализация (ит. vocalizzazione) — пение на гласных звуках или слогах. Встречаются художественные произведения с использованием вокализации («Alleluia» В. Моцарта). Вокализация, как приём, широко использовался в опер­ной музыке XVII — начала XIX вв.

Вокалист — певец, владеющий вокальной техникой определенного типа и создающий с ее помощью художественные образы.

Вокальная музыка — музыка, предназначенная для исполнения голосом (соло, ансамблем или хором). В вокальных произведениях главная роль принадлежит голосу, она тесно связана со словом и потому рассматривается как синтетическое музыкально-поэтическое искус­ство.

Вокальная педагогика — система индивидуального обучения пению, опи­рающаяся на богатые исполнительские традиции, опыт выдающихся педагогов и мастеров вокального искусства. Вокальная речь — 1. Средство передачи музыкально-эстетической и эмо­циональной информации от исполнителя к слушателю, отличающееся от разговорной речи значительно увеличенной мощностью и громко­стью, длительностью звучания гласных, особенностями тембра, ха­рактерными модуляциями высоты основного тона, наличием вибрато, особой ролью высокой певческой форманты, спецификой физиоло­гических механизмов голосообразования (дыхания, гортани, резона­торов). 2. Характеристика певческого процесса с точки зрения худо­жественно-исполнительских задач, а также эстетического восприятия; то же, что искусство пения. 3. Биофизическая сторона певчес­кого процесса, то есть его анализ с акустико-физиологических пози­ций, требующий применения специальных методов и средств иссле­дования. 4. Особый вид речи, в котором, в отличие от разговорной речи, доминируют гласные.

Вокальная техника — комплекс умений и навыков для сознательного уп­равления процессом фонации, обеспечивающий достижение макси­мального акустического эффекта при минимальных энергетических затратах организма поющего. Существует множество типов вокальной техники, в конечном счете, тяготеющих к двум основным — вокальная техника с сильным импедансом и вокальная техника со слабым импедансом. Оперные, концертные исполнители используют вокальную технику, относящуюся к первому типу и не требующую усилительных устройств; эстрадные исполнители приме­няют вокальную технику со слабым импедансом и потому не могут обходиться без специальной аппаратуры. Владение вокальной техникой является главным показа­телем певческого мастерства исполнителя и основным средством для раскрытия художественного содержания исполняемого произведения.

Вокальное искусство — вид музыкального исполнения, опирающийся на мастерство владения певческим голосом. Вокальное искусство бывает сольным, ан­самблевым и хоровым. В вокальном искусстве различных народов отражаются ин­тонационные, ладовые, ритмические особенности народной музыки, а также национальные особенности фонетического состава языка и голосообразования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.