Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новосибирской области 7 страница




Дойна (рум. — песня) — молдавская и румынская лирическая народная песня, возникшая как песня пастухов. Состоит из двух частей: пер­вой — медленной и грустной; второй — радостной песни-танца.

Дойра — ударный музыкальный инструмент типа бубна, распространен­ный в Узбекистане, Таджикистане, странах Ближнего и Среднего Востока. Звук извлекают ударами пальцев рук (кроме больших паль­цев) и кистей.

Дол, дул (узб.), доул (тадж.) — ударный инструмент, применялся хан­ской и эмирской стражей.

Доли — грузинский, абхазский и аджарский ударный инструмент: двусторонний барабан в форме цилиндра с мембранами из бараньей ко­жи. Звук извлекают ударами пальцев или двух палочек с ременны­ми петлями.

Доля такта — единица музыкального метра, ритма и размера. Часть длительности такта, в котором всегда ощущается чередование силь­ных (акцентированных) и слабых (неакцентированных) долей. Силь­ная доля определяет начало такта, на нее приходится главный так­товый акцент (первая доля такта). В простых тактовых размерах — одна сильная доля, в сложных — две и более, но наиболее сильной является первая. Слабая доля такта не имеет акцента, кроме слу­чаев, когда по замыслу композитора акцент переносится с сильной доли на слабую (см. Синкопа).

До мажор — мажорная тональность, тоникой которой является до (то же, что С-dur). Знаков при ключе не имеет.

Домбра, думбра — казахский двухструнный щипковый инструмент, род­ственный русской домре и балалайке. Имеет корпус грушевидной формы и длинный гриф. На домбре играют щипком; строй струн — си, ми; диапазон — си — ми3. Домбра используется как сольный инструмент, игрой на домбре сопровождают свое пение акыны (см.). Домбра входит в со­став оркестра казахских народных инструментов, для чего созданы шесть ее разновидностей: пикколо, прима I и II, альт, тенор, бас и контрабас.

Доминанта (ит. dominanta — буквально господствующая) — 1. Пятая ступень мажорного или минорного лада, одна из главных ступеней этих ладов, находящаяся на квинту выше тоники; обозначается рим­ской цифрой V или русской буквой Д, а также латинской D. 2. В гармонии —название трезвучия, построенного на пятой ступени мажора или минора.

Доминантсептаккорд — септаккорд, построенный на V ступени мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции сверху. Обозначается V7.

До минор — минорная тональность, тоникой которой является до (то же, что С-moll). Имеет три бемоля при ключе (си, ми, ля).

Домра (тюркское) — старинный (XVI в.) русский народный щипковый инструмент с корпусом круглой формы и длинным грифом. Трех­струнная домра настраивается по квартам. Звук извлекают медиатором. В прошлом домру использовали скоморохи, соз­давшие целое семейство домр (домришка, домра, домра басистая). В конце XIX в. В. Андреев усовершенствовал трехструнную домру и включил ее в состав ансамбля народ­ных инструментов. Четырехструнная домра с квинтовым строем (как у скрипки или мандолины) распространена на Украине. В состав оркестра народных инструментов входят такие разновидности домр:

Домра-пикколо. Строй. с!, g1, d2, a2.

Домра-прима. Строй: g, d1, a1, e2.

Домра-альт. Строй: с, g, d1, a1.

Домра-тенор. Строй: G, d, а, е1.

Домра-бас. Строй: С, G, d, a.

Домра-контрабас. Строй: e1, А1 D, G.

Домрелла — электрический музыкальный инструмент без де­ки. Тембровое и демпферное устройство дают возмож­ность имитировать на домрелле звучание мандолины, домры, балалайки, гитары, других щипковых инструментов. Диа­пазон домрелы-альта: до — ми3; домреллы-тенора: соль — ля2.

Доол — армянский ударный инструмент, двухсторонний барабан с мем­браной из телячьей кожи. На верхней, более толстой мембране, пра­вой рукой отбивают сильные доли такта, а на нижней — мелкие дли­тельности. Используется в ансамбле с зурнами, сопровождает тан­цы, шествия.

Дорийская секста — 1. Интервал, образуемый I и VI ступенями дорий­ского лада. 2. Повышенная VI ступень натурального минора.

Дорийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средне­вековые лады.

Драматическое сопрано — высокий женский певческий голос, отличаю­щийся большой силой звучания по всему диапазону. Диапазон: в— с3. Для такого голоса написаны партии Лизы в опере «Пиковая дама» П. Чайковского, Аида в одноименной опере Дж. Верди и др.

Драматический тенор — высокий мужской голос, отличающийся большой силой и широтой звучания, выразительным, ярким тембром, но мень­шей подвижностью, чем лирический тенор. Диапазон: с— с2. Для такого голоса написаны партии Германа («Пиковая дама» П. Чайковского), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло) и др.

Драматический баритон — средний мужской певческий голос мужествен­ного тембра с сильными низкими и несколько напряженными верх­ними звуками. Диапазон: G — as1. Для такого голоса написаны пар­тии Риголетто в одноименной опере Дж. Верди, Алеко в одноименной опере С. Рахманинова, Грязного в опере «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова и др.

Древнегреческие лады — системы мелодических ладов в музыке антич­ной Греции, основу которых составляли тетрахорды. В зависимости от интервального состава различались диатонические, хроматические и энгармонические нисходящие наклонения (рода) тетрахордов (тон, тон, полутон; полтора тона, полутон, полутон; два тона, четверть тона, четверть тона). Диатонические тетрахорды насчитывали три вида (тон, тон, полутон; тон, полутон, тон; полутон, тон, тон) и име­ли названия дорийский, фригийский, лидийский. Октавные лады об­разовывались соединением двух структурно одинаковых тетрахордов. Основными ладами были дорийский, фригийский и лидийский; мик-солидийский трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов; побочные гиполады образовывались от основных путем перестанов­ки тетрахордов и дополнением звукоряда до октавы. Сложившаяся на основе тетрахордов система ладов эволюционировала, развива­ясь в сторону расширения ладового диапазона. Названия древнегреческих ладов не совпадают с позднейшими европейскими названиями.

Дробь — 1. Прием игры на балалайке: быстрое чередование ударов паль­цами по струнам (сокращенно др.). 2. Прием игры на барабане. В но­тах обозначается как трель или тремоло.

Дрымба — самозвучащий украинский народный инструмент, похожий на маленькую подковку с упругим язычком (миндиком) в центре. Рас­пространены в Западной Украине.

Дубль-бемоль (º) — знак альтерации, обозначающий понижение сту­пени на два полутона (целый тон). Произносится после названия ноты, к которой относится (напр., ми-дубль-бемоль). При буквенном обозначении слово дубль-бемоль заменяется слогами eses (эсэс), прибавляе­мыми к соответствующей букве, обозначающей ноту. Исключения: ми-дубль-бемоль (обозначается eses), ля-дубль-бемоль (обозначается asas) и си-дубль-бемоль (обозначается bb или bes).

Дубль-диез (Ü) знак альтерации, обозначающий повышение сту­пени звукоряда на два полутона (целый тон). Произносится после названия ноты, к которой относится (напр., фа-дубль-диез). При бук­венном обозначении слово дубль-диез заменяется слогами isis (исис), прибавляемыми к букве, обозначающей ноту.

Дуда — 1. Русский народный инструмент; иначе — дудка. 2. Общее на­звание русского, украинского и белорусского народного духового инструмента типа продольной флейты, изготовляемого из древесины. Используется в составе оркестров народных инструментов и как сольный инструмент. 3. Русский духовой музыкальный инструмент, похожий на волынку.

Дудук (арм.), дудуки (груз.) — духовой музыкальный инструмент, род­ственный баламану.

Дульце — отверстие в духовых инструментах, в которое исполнитель направляет струю вдуваемого воздуха.

Дума, думка — украинская народная лирико-эпическая песня, повест­вующая об исторических и современных событиях. Думы были ши­роко распространены на Украине в XV и XVII вв., их сочиняли и пели бродячие слепые музыканты (кобзари, бандуристы (см.)).

Дуодецима (лат. duodecima — двенадцатая) — 1. Составной интервал, охватывающий двенадцать ступеней звукоряда. Обозначается циф­рой 12. Дуодециму можно рассматривать как квинту через октаву. Чистая дуодецима имеет 91/2 тонов, уменьшенная — 9 тонов, увеличенная — 10 то­нов. 2. Двенадцатая ступень от заданной.

Дуоль (от лат. duo — два) — ритмическая фигура, образованная путем деления трехдольного такта на две равные части. Дуоль состоит из двух нот, равных по длительности звучания трем нотам такой же про­должительности. Обозначается цифрой 2. (см. Приложение XV).

Дутар (от перс, до — два и тар — струна) — струнный щипковый ин­струмент с грушевидным корпусом и длинной шейкой. Имеет две струны, настроенные в кварту, квинту, унисон, реже в октаву. Диа­пазон: 11/2 — 2 октавы. Распространен во многих странах Востока и Средней Азии.

Духовая музыка — музыка, предназначенная для исполнения на духо­вых инструментах.

Духовная музыка — вокальные или вокально-инструментальные произве­дения на тексты религиозного характера, исполняемые во время цер­ковной службы. Лучшие образцы духовной музыки являются глубокими по со­держанию философскими произведениями, несмотря на традицион­ный латинский духовный текст («Реквием» В. Моцарта, «Реквием» Дж. Верди, «Аве-Мария» Ф. Шуберта). Классические образцы рус­ской и украинской духовной музыки создали М. Дилецкий, А. Ведель, М. Бере­зовский и Д. Бортнянский.

Духовой оркестр — оркестр, состоящий из исполнителей на разнообраз­ных духовых музыкальных инструментах: деревянных (флейт, гобо­ев, кларнетов, фаготов); медных (корнетов, труб, валторн, тромбо­нов, альтов, теноров, баритонов, басов), а также ударных (малый и большой барабан, литавры, тарелки, треугольник). В необходимых случаях в состав духового оркестра включаются также саксофоны, контрафагот, смычковый контрабас, челеста, колокола, тамтам, арфа, рояль и др. Для духового оркестра характерно яркое, мощное звучание, и потому духовые оркестры часто играют на открытом воздухе (во время парадов, массовых праздни­ков и т. д.).

Духовые музыкальные инструменты — 1. Различные по форме, размерам и материалу трубки, образующие звук в результате колебания стол­ба воздуха, заключенного в них. Существуют деревянные и металли­ческие (медные) духовые музыкальные инструменты. К деревянным духовым музыкальным инструментам относятся: флейты, кларнет, гобой, фагот (и их разновидности). К металлическим: тру­ба, валторна, тромбон, туба и т. д. Характер звука духовых музыкальных инструментов зави­сит от формы и объема воздуха, заключенного в инструменте, от способа звукоизвлечения (вдувания воздуха в инструмент), а также от материала, из которого инструмент изготовлен. 2. Некоторые кла­вишные инструменты (орган, баян, аккордеон), столб воз­духа в которых колеблется в результате воздействия мехов или специальных механических приспособлений, иначе — пневматические музыкальные инструменты. 3. Многие народные инструменты — свирель, волынка, зурна и др.

Душка — деревянная деталь смычковых инструментов (скрипки, альта, виолончели). Имеет форму цилиндрического деревянного стержня, вставляемого вертикально внутри корпуса и как бы распирающего верхнюю и нижнюю деки. Размеры и расположение душки, передающей колебания между деками, во многом определяют качество звучания инструмента.

Дуэт (нем. Duett, от лат. duo — два) — 1. Ансамбль, состоящий из двух певцов или инструменталистов. 2. Произведение для двух исполни­телей.

Дуэттино (ит. duettino) — маленький дуэт.

Дэф, гавал — азербайджанский ударный инструмент, похожий на бу­бен. На дэфе исполняют ритмическое сопровождение к песням, танцам, разделам мугамов.

 

Ёхор — бурятские и монгольские народные хоровые песни, посвященные празднованию удачной охоты. Различают быстрые ёхоры (энергичные, жизнерадостные, размер двухдольный) и медленные ёхоры (плавные, пе­вучие, в трехдольном размере).

 

Жалейка — старинный русский народный духовой инструмент, встречаю­щийся на Украине, в Белоруссии и Литве. Имеет вид дудки с не­большим раструбом из коровьего рога или бересты; звук жалейки сильный, но несколько резковатый. Иногда жалейка применяется в оркестре народных инструментов.

Жанр (фр. genre — род, вид, тип) — понятие, обозначающее разновид­ность музыкального произведения, определяемую по различным при­знакам (содержание, структура, средства выразительности, особен­ности исполнения, состав исполнителей, назначение и т. д.). Слово жанр используют также для определения музыки: оперный жанр, симфо­нический жанр, камерный жанр и т. д., в узком смысле — для указания ее разновидностей: комическая опера, большая опера, лирическая опера, музыкальная драма; симфония, сюита, увертюра, симфоничес­кая поэма; соната, квартет, романс и т. д. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную класси­фикацию жанра на вокальные и инструментальные, в свою очередь, диф­ференцирующиеся по более мелким признакам.

Женские голоса — см. Сопрано, Меццо-сопрано, Контральто.

Жига (ит. giga, англ, jig) — 1. Бытовое название средневекового струн­ного инструмента. 2. Старинный английский народный танец кельт­ского происхождения, сохранившийся в Ирландии. В XVII—XVIII вв. жига становится салонным танцем, утрачивая свой первоначальный комический характер. Для жиги характерна «триольность» движения; размер — трехдольный (3/8, 6/8, 9/8 и т. д.), исполняется в очень быстром темпе. 3. Четвертая, завершающая часть в танцевальных сюитах XVII—XVIII вв.

Жок — (по-молдавски — танец) — массовый молдавский народный танец. Музыкальный размер 2/4 (иногда 6/8 или 3/8). Исполняется в быст­ром, постепенно ускоряемом темпе.

Журавель — украинская плясовая песня — хоровод. Размер 2/4 или 4/4; исполняется в умеренном, постепенно ускоряемом темпе. Тема «Журавель» использована П. Чайковским (финал 2-й симфонии), А. Аренским (Вариации для двух фортепиано) и др.

 

Загадочный канон — канон, в котором записывается только мелодия пропосты, а моменты и интервалы вступления риспост указываются только частично или же вообще не указываются, что дает возмож­ность «отгадать» их исполнителям.

Заглушение — фониатрический лечебный метод, состоящий в заглушении звучания голоса певца специальным устройством. Заглушение позволяет устра­нить ложные связи, возникшие между слухом и мышечными ощу­щениями певца при нарушении звукообразования. Метод заглушения разра­ботан советскими фониатрами И. Деражне и И. Левидовым; может быть использован и при обучении пению для исправления недостат­ков звукообразования.

Задержание — сохранение отдельного звука предыдущего аккорда в новом аккорде, для которого этот звук является посторонним и раз­решается в ближайший аккордовый тон (на секунду вверх или вниз). Задержание как элемент фигурации состоит из: 1) приготовления (предыдущий аккорд); 2) собственно задержания; 3) разрешения (переход в аккордовый тон). Встречается также неподготовленное задержание, называемое аподжатурой, которое включает в себя только два момента: задержание и разрешение.

Заключительная партия — раздел сонатного аллегро (см. Сонатный цикл).

Запев — 1. Начало хорового произведения или песни, исполняемое од­ним певцом (или группой), после которого вступает весь хор. 2. На­чало былины, непосредственно не связанное с ее основным содержа­нием.

Запевала — певец-солист, исполняющий запев.

Заря — специальная музыка для сопровождения ритуала в Вооружен­ных Силах. С. Чернецкий создал музыку «зари» на основе ста­ринных военных сигналов «Заря», «Слушайте все», «Отбой».

Затакт — 1. Неполный такт, которым начинается музыкальное про­изведение или отдельная музыкальная фраза, мелодия. 2. (См. Ауф-такт.)

Звонкость — важное качество певческого звука, определяемое отноше­нием интенсивности высокой певческой форманты (ВПФ) к суммар­ной интенсивности звука голоса. Процентное содержание ВПФ в спектре голоса называется коэффициентом звонкости (КЗ).

Звук — 1. Наименьший структурный элемент музыки. 2. Физическое яв­ление, возникающее вследствие механических колебаний упругого те­ла (струны, натянутой кожи, воздушного столба и т. д.) с диапазо­ном частот от 16 до 20000 колебаний в секунду, воспринимаемое человеческим слухом. 2. Ощущение, возникающее в сознании челове­ка в результате восприятия звуковых колебаний. Звук, имеющий вы­соту, силу, длительность и тембр, называется музыкальным. Музы­кальный звук охватывает диапазон частот от 16 до 4500 Гц, более высокие звуки входят в его состав в качестве обертонов. Громкость музыкального звука должна быть выше уровня шума в помещении, но не превышать болевого порога (140—150 дБ), длительность — не менее 0,015—0,020 сек., тембр практически каких-либо физиологических ограничений не имеет.

Звуковая система — высотная (интервальная) организация музыкальных звуков на основе единого принципа. Термин употребляется в раз­личных значениях: 1. Звуковая совокупность в определенных преде­лах (пентатоника, додекафония и т. д.). 2. Расположение звуковых элементов (звукоряд, трезвучия, их обращения и т. д.). 3. Качест­венные связи, функции звуков (значение тонов в ладах и др.). 4. Со­отношение между звуками, строй (равномерно-темперированный строй и т. д.) (см. Тональность, Звукоряд, Гармония, Диатоника, Пентатоника, Хроматизм, Додекафония, Соноризм, Пуантилизм.)

Звуковая шкала — то же, что звукоряд.

Звукозапись — фиксация звуковых колебаний, осуществляемая с помо­щью специальных приспособлений на звуконосителе.

Звукопись — воплощение объективного мира выразительными средства­ми музыки. К звукописи относится имитация звуков природы — пения птиц, шума леса, ударов грома, воя ветра, звона колоколов и т. д. Более сложной является звукопись, опирающаяся на ассоциативные связи с явлениями действительности. Это — темп и движение музыки, цветовые ассоциации тембров (светлый, темный, матовый, блестящий, яркий, металлический, солнечный и т. д.), регистров, высотного положения отдельных звуков, аккордов, тональностей и т. д. Основным в звукописи является не воспроизведение внешних признаков явления, а произ­водимого им впечатления, чувств, которые оно вызывает. 3вукопись тесно связана с программной музыкой и является эффективным художест­венным средством, однако элементы звукописи присутствуют и в музыке, лишенной программной определенности.

Звукоряд —I.Последовательность звуков звуковой системы, располо­женных в восходящем или нисходящем порядке. 2. Поступенная последовательность звуков лада. 3. Последовательность обертонов (см. Гармонический лад).

Звукообразование — см. Фонация.

Зеркальная реприза — особый вид репризы в сонатной форме. В зеркальной репризе разделы экспозиции повторяются в обратном (зеркальном) поряд­ке — сначала побочная, а затем главная партия.

Зингшпиль (нем. Singspiel, от singen — петь и Spiel — игра) — немецкая и австрийская разновидность комической оперы, в которой пение и танцы чередуются с разговорными диалогами. Для зингшпиля типичны бы­товые сюжеты с элементами сказочности. Особенно распространены были зингшпили в Германии и Австрии XVIII в. Величайшие произведения в этом жанре создал В. А. Моцарт («Похищение из сераля», «Вол­шебная флейта» и др.).

Знаки альтерации — см. Альтерация (Приложение V).

Знаменный распев — система старинных православных культовых на­певов XII—XVII вв. Название происходит от древнеславянского «знамя» — знак (певческий). Знаменный распев — вначале одноголосный, затем хо­ровой, акапельный, развивался в рамках системы осмогласия; мело­дика строго диатоническая, опирающаяся на равномерное посту­пательное движение в пределах кварты или квинты; ритм несиммет­ричный, определяемый текстом (см. Демественный распев). К знаменному распеву обращались в своих сочинениях Н. Римский-Корсаков, М. Балаки­рев, С. Рахманинов, А. Кастальский, А. Гречанинов, П. Чесноков, Н. Мясковский и др.

Знамя, знамена, крюки — безлинейные знаки, применявшиеся для запи­си древнеславянских напевов.

Зона — отражение в сознании человека физических качеств звука (вы­соты, тембра, громкости, длительности). Понятие «зона» введено Н. Гарбузовым, установившим, что каждой ступени звукоряда соответст­вует не одна частота, а несколько смежных частот. Так, например, звук ля1 воспринимается от 435 до 445 Гц, не переходя в соль-диез1 или си-бемоль1. Такие полосы частот для каждой ступени звукоряда получили название зоны звуковысотного слуха. Понятие «зона» распро­страняется также и на восприятие темпа, ритма, динамики, тембра.

Зонг (англ, song — песня) — 1. Злободневная сатирическая песня в со­временных английских и немецких комических операх (Б. Брехт, К. Бейль), обзорах, музыкальных представлениях. 2. Название песни, употребляемое в поп-музыке, рок-музыке, бит-музыке.

Зонг-опера — песенная опера, рок-опера — эстрадное вокально-инстру­ментальное сценическое представление, объединенное сюжетным единством и синтезирующее в себе принципы классической оперы, мюзикла и рок-музыки. Первая советская зонг-опера — «Орфей и Эвридика» А. Журбина.

Зурна (перс.— праздничная флейта) — духовой деревянный музыкаль­ный инструмент, распространенный у народов Закавказья, Средней Азии и Ближнего Востока. Звук зурны похож на звук гобоя.

 

Игил, игиль — тувинский струнный смычковый инструмент с долбле­ным элипсовидным корпусом. Имеет шейку, две струны, настраива­емые в кварту или квинту.

Идиофоны (от гр. idios — свой, своеобразный и phone — звук) — музы­кальные инструменты, в которых источником звука служит сама масса инструмента (материал, из которого он изготовлен): металл, дерево, стекло, камень, пластмасса. К семейству идиофонов принадлежат: колокола, треугольник, ксилофон, маримба, тамтам, тарелки, гонг, кастаньеты, гуиро, клавес и т. д.

Иллюстрация музыкальная — см. Музыкальная иллюстрация.

Имитация (от лат. immitatio — подражание) — полное или частичное повторение в другом голосе только что прозвучавшего мелодического оборота, темы, мелодии. Имитация является одним из основных методов развития музыки, особенно полифонической. Голос, первым изложив­ший мелодию, называется пропостой, повторяющий ее — риспостой. К имитационным формам относятся инвенция, фуга, канон.

Импеданс (от лат. impedio — препятствовать) — 1. В акустике — понятие комплексного сопротивления, вводимое при рассмотрении акустиче­ских систем, иначе — сумма активного и реактивного сопротивлений. 2. В вокальной педагогике — главный критерий эффективности певческой техники. Наилучшие условия для фонации возникают тогда, когда в надсвязочном пространстве образуется значительное сопро­тивление порциям воздуха, прорывающимся во время раскрытий го­лосовой щели. Общее сопротивление, создаваемое при этом рото-глоточным каналом и колеблющимся в нем столбом воздуха, опре­деляет величину импеданса. Вокальная техника с сильным импедансом обеспечивает наилучшие условия для пения, неутомляемость и выносливость го­лосового аппарата, в то время как вокальная техника со слабым импедансом. позволяет петь «не слишком высоко, несильно, недолго и нечасто» (Р. Юссон). Импеданс является переменной величиной, не поддающейся численному измерению, и определяется по ряду косвенных признаков (положению гортани, степени раскрытия рта и т. д.), а также по конечному акустическому результату — качеству певческого звука. Подбор наиболее выгодной величины импеданса для каждого певца являет­ся ключевой проблемой процесса постановки голоса.

Импровизация (ит. improvisazione, от лат. improvisus — внезапный, не­ожиданный) — 1. Сочинение музыки без предварительной подготовки (экспромт). Импровизация занимает важное место в народном музыкальном творчестве: народные певцы, инструменталисты развивают напевы в процессе исполнения. В концертной практике XVIII в. импровизация также была достаточно распространённой. Широко распространена импровизация в современной джазовой музыке. 2. Музыкальное произведение в сво­бодной форме.

Инвенция (от лат. inventio — выдумка, изобретение) — небольшая двух- или трехголосная пьеса, отличающаяся музыкальной изобретатель­ностью как в отношении мелодики, так и развитии темы и построения формы. В творчестве И. С. Баха инвенция занимает промежуточное поло­жение между полифоническими прелюдиями и фугами.

Индиспозиция (лат. indispositus — беспорядочный) — болезненное состо­яние голосового аппарата, возникающее в результате его переутом­ления.

Иннаби — азербайджанский народный женский танец. Темп умеренно-живой. Размер 6/8 (3/4). Сопровождается ансамблем сазандари.

Инструментальная музыка — музыка, предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах. Инструментальная музыка бывает сольной (для одного инструмента с аккомпанементом или без него), камерно-ансамблевой и оркестровой (см. Вокальная музыка).

Инструментоведение — отрасль музыковедения, изучающая происхожде­ние, развитие, конструкцию, тембровые, акустические и музыкально-выразительные возможности, а также классификацию музыкальных инструментов.

Инструментовка — изложение музыкального произведения для опреде­ленного инструментального или вокально-инструментального состава, напр., симфонического оркестра (духового, камерного и т. д.) или камерных ансамблей (трио, квартетов и т. д.). Процесс инструментовки заверша­ется созданием партитуры (см.).

Интервал (от лат. intervalhim — расстояние) — соотношение двух звуков по высоте. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний — вершиной. Последовательно звучащие звуки образуют мелодический интервал, одновременно — гармонический. Название интервала определяется количеством входящих в него ступеней звукоряда (см. Количествен­ная величина интервала), а его качество измеряется количеством тонов и полутонов (см. Качественная величина интервала). По акус­тическим признакам интервалы делятся на консонансы (см.) и диссонан­сы (см.).

Интервал гармонический — интервал, образованный двумя одновремен­но звучащими звуками

Интервал мелодический — интервал, образованный двумя последователь­но взятыми звуками.

Интерлюдия (от лат. inter — между и ludus — игра) — небольшой музы­кальный эпизод, играющий роль связки между двумя частями музы­кального произведения или отдельными вариациями.

Интермедия (от лат. intermedius — промежуточный) — 1. Небольшая комическая пьеса или сценка, исполняемая между действиями те­атрального спектакля. Такое же значение имела и интерлюдия. 2. Промежуточный эпизод, который готовит и соединяет соседние проведения темы в фуге.

Интермеццо (ит. intermezzo — перерыв) — 1. Музыкальная пьеса проме­жуточного значения, которая помещается между двумя другими пьесами и отличается от них по характеру и настроению. 2. Неболь­шая самостоятельная инструментальная пьеса в свободной форме. Иногда так называется самостоятельный оркестровый эпизод в опере (напр., интермеццо в опере «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова). Как самостоятельный жанр интермеццо ввел Шуман.

Интерпретация (лат. interpretatio — истолкование) — художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения, зави­сящее от его замысла и индивидуальных особенностей, эстетических принципов школы или направления, к которым относится исполни­тель.

Интерференция (от лат. inter — между и ferio — бить) — наложение в пространстве нескольких звуковых волн, в результате которого в раз­личных местах образуется усиление или ослабление амплитуды воз­никающей волны.

Интонация (от лат. intono — громко произносить) — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. В узком смысле: 1. Высотная организация музыкальных тонов по горизонта­ли, реально существующая только в единстве с временной организацией-ритмом. 2. Комплекс характерных особенностей музыкальной формы (высотных, ритмических, тембровых и т. д.), обусловливаю­щих ее эмоциональное и смысловое значение для воспринимающих. 3. Каждое из наименьших сочетаний тонов, обладающее самостоя­тельным выразительным значением; семантическая единица в музыке. 4. Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и интервалов при исполнении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.