Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новосибирской области 10 страница




Круста данцис — латышский сольный народный танец. Размер 2/4. Ис­полняется мужчинами на свадьбах в сопровождении песни, состоит из прыжков над палочками или лучинами, положенными крест-на­крест.

Крыжачок — белорусский народный танец-песня, исполняющийся в уме­ренном темпе с постепенным ускорением. Размер 2/4 или 4/4.

Крюки, знамени — знаки древнерусского безлинейного нотного письма, размещавшиеся над текстом и использовавшиеся для записи цер­ковной музыки, т. н. знаменного распева. Каждый из крюков (их было более 70) обозначал один или несколько звуков разной высоты, ритм и характер исполнения. Пение по крюкам называлось крюковым или знаменным пением. С конца XVII в. крюки вытеснялись пятилинейной нотацией.

Крюковое пение — см. Знаменный распев.

Ксилофон (от rp. xylon — древесина и phone — звук) — ударный музы­кальный инструмент из семейства идиофонов. Ксилофон имеет точно опре­деленную высоту звуков, извлекаемых ударами специальных моло­точков по настроенным деревянным пластинкам. Существуют разно­видности ксилофона — сопрановый, альтовый, теноровый, басовый (маримба), мамонтовая маримба и ксилоримба. Используется в различных со­ставах оркестров, а также как сольный инструмент.

Кувички, кувиклы, кугиклы — русская многоствольная флейта, похожая на флейту Пана.

Куандо — креольский парный танец в Аргентине и Чили, произошедший от менуэта. Состоит из двух час­тей: умеренной на 3/4 и более бы­строй на 6/8. Сопровождается пением под аккомпанемент гитары или арфы.

Куатро — струнный щипковый инструмент, распространенный в Вене­суэле и Колумбии. Строй: си, фа диез1, ре1, ля. Используется как аккомпанирующий инструмент.

Кул (букв, холодный) — стиль современного джаза, использующий эле­менты европейской композиторской техники. Кул отличает спокойная манера игры и холодное, без вибрато звукоизвлечение.

Кулиса (от фр. coulisse — паз, выемка) — 1. В духовых музыкальных инструментах (тромбон) — U-образное выдвижное колено, при помо­щи которого изменяется длина канала и регулируется извлечение звуков разной высоты. 2. В театральной технике — передвижная часть декораций.

Кульминация (от лат. oilmen — вершина) — момент наибольшего эмо­ционального напряжения в музыкальном произведении или какой-ли­бо его части. Важный элемент музыкальной драматургии.

Культовая музыка — см. Церковная музыка.

Куплет (фр. couplet — строфа) — 1. Раздел куплетной формы, повторяю­щийся несколько раз с различным текстом. 2. Каждый из разделов рондо.

Куплетная форма — построение вокального произведения, при котором музыка куплета и припева остается неизменной, текст куплета изме­няется, а текст припева остается одним для всех куплетов. В хоро­вых произведениях куплетной формы куплет исполняет обычно солист, а припев — хор.

Куплеты — злободневные сатирические или юмористические песенки для исполнения на эстраде, в оперетте и водевиле. Встречаются в опере (К. Трике в оп. «Евгений Онегин» П. Чайковского, К. Эскамильо в оп. «Кармен» Ж. Бизе).

Купюра (фр. coupure — сокращение) — сокращение музыкального произ­ведения путем изъятия части нотного текста, сцены, акта (в опере), которое по своему усмотрению делает исполнитель. Иногда возмож­ность купюры предусматривает композитор.

Куранта (фр. courant — текущий, изменчивый) — старинный француз­ский танец. Размер 3/4; исполняется в быстром темпе. В старинной танцевальной сюите XVII—XVIII вв. куранта была второй частью, следуя после аллеманды и предшествуя сарабанде. В инструментальных произведениях куранта встречается у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя.

Куранты — башенные часы с комплектом настроенных колоколов, через определенные промежутки времени автоматически исполняющих за­данную последовательность звуков или музыкальную пьесу.

Куявяк (польское kujawiak — от названия области Куявии) — польский народный танец, похожий на мазурку. Темп умеренный. Размер 3/4.

Кыяк — киргизский струнный смычковый инструмент, близкий к казах­скому кобызу. Используется при исполнении пьес кю, а также для аккомпанемента пению.

Кьос, кос, кус, кез — азербайджанский ударный инструмент из семей­ства двусторонних барабанов нагара. Звук извлекают при помощи палок. Используется во время демонстраций, шествий, на свадьбах, для сопровождения групповых и массовых танцев.

Кэк-уок (англ, cakewalk — шествие с пирогом) — бальный и эстрадный танец, возникший у североамериканких негров. Музыка cakewalk остро­синкопированная, близкая к регтайму. Размер 2/4. Исполняется в темпе быстрого марша. Музыка cakewalk использована К. Дебюсси и И. Стравинским.

Кю — киргизские народные инструментальные пьесы, исполняемые на комузе, кыяке, сурнае. В кю находят отражения темы эпических сказаний, легенд, исторических событий, картины природы.

Кюй — казахская народная инструментальная пьеса, наигрыш, исполняе­мый на домбре и других народных инструментах.

Кюйши — исполнитель кюйев, главным образом, на домбре.

Кюсле — струнный щипковый инструмент, распространенный у народов Поволжья (чувашей, мари, удмуртов, татар), родственный гуслям. На кюсле исполняют мелодии песен, плясовые и инструментальные пье­сы, аккомпанируют пению.

 

Лабанора дуда — литовский музыкальный инструмент типа волынки с мехом и тремя трубками — мелодической (парной) и бурдонной. Изготовлялся в местности Лабранорас.

Лавабо, равап, рабоб — струнный щипковый инструмент, распространен­ный среди уйгуров. Сходен с азиатским рубабом (рубобом).

Лад (лат. modus, гр. harmonia, англ., фр. mode, ит. modo, нем. Тоngeschlecht; славянское — порядок, согласие, стройность, мир) — 1. Эстетически приятная для слуха согласованность звуков высотной системы, основа для возникновения и закрепления в сознании опре­деленных системных отношений между звуками. 2. Целесообразно упорядоченная система высотных связей звуков, закон последовательности звуков и порядок их последования. В структуре лада. отра­жаются исторические и национальные особенности развития музы­кального искусства, закономерности музыкального восприятия дан­ной эпохи и музыкальной акустики. Определяющими факторами классификации лада являются генетическая стадия развития ладового мышления, интервальная сложность структуры, этнические, истори­ческие, культурные, стилевые особенности. (См. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Пентатоника, Диатонический звукоряд, Ангемитонный звукоряд, Хроматическая гамма, Мугам, Мажор, Минор, Пелог, Слендро и др.).

Ладовая альтерация — повышение или понижение неустойчивых ступе­ней лада на полутон с целью усиления их тяготения к устойчивым ступеням. Ладовая альтерация обозначается при помощи случайных, а не ключевых знаков.

Ладовая модуляция — модуляция в одноименную тональность (см. Мо­дуляция).

Ладовая функция — интонационная связь ступени лада с тоникой, дру­гими ступенями или аккордами.

Ладовый ритм (термин Б. Яворского) — процесс развертывания лада во времени; ритмическое соотношение ладовых функций в музыкальном произведении.

Ладотональность (термин введен Б. Яворским) — высотное положение лада, связанное с расположением тоники. Напр., соль мажор, си ми­нор, дорийский лад до, фригийский лад ре и т. д.

Лады — узкие поперечные порожки на грифе или шейке некоторых струнных инструментов (домра, балалайка, бандура, мандолина и т. д.), к которым во время игры прижимают струны, изменяя тем самым их длину и, следовательно, высоту извлекаемого звука.

Лакримоза (лат. lacrimosa — скорбная, слезная) — часть реквиема, на­чинающаяся этим словом. Наиболее известна лакримоза из «Реквиема» В. А. Моцарта.

Ламенто (ит. lamento — жалоба, плач) — скорбная, печальная ария, ти­пичная для итальянской оперы XVII—XVIII вв. Напр., ламенто из оперы «Ариадна» К. Монтеверди, ламенто Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Г. Перселла, плач Федерико из оп. «Арлезианка» Ф. Чилеа и др.

Лансье (фр. lansier, буквально — улан) — английский бальный танец XIX в. Состоит из пяти фигур. Музыкальный размер для первой, третьей, четвертой фигур 6/8; для второй и пятой — 3/4 и 4/4; при­обрел популярность и в других странах, в том числе и в России (см. Ланце).

Ланце — русский танец типа кадрили, происходящий от лансье. Размер 2/4. В разных областях России имел различные названия (лансе, ланчик, ланцзи, лансея, лантея и т. д.).

Ларгетто (ит. largetto — весьма широко) — умеренно медленный темп. Характерный пример ларгетто — медленная часть 2-й симфонии Л. Бетхо­вена.

Ларго — (ит. largo — широко) — самый медленный из употребляющихся в музыке темпов, применяемый в произведениях величавого, торже­ственного или скорбного характера. В XVIII в. Ларго рассматривалось как очень медленный темп (вдвое медленнее адажио). На практике ларго отличалось от адажио не столько по Темпу, сколько по характеру звучания.

Лауда (ит. lauda, от лат. laus — прославление) — итальянская духовная песня, подобная гимну. Была особенно распространена в XIII— XVI вв., исполнялась на улицах, площадях, в домашней обстановке и на собраниях «братств лаудистов».

Лауреат (от лат. laureatus — увенчанный лавровым венком) — 1. В Ри­ме — человек, награжденный лавровым венком за выдающиеся дости­жения. 2. В настоящее время — ученый, артист, писатель, компози­тор, изобретатель и т. д., удостоенный высшей награды.

Легато (ит. legato — связанно, слитно, плавно) — связное исполнение звуков, когда один звук как бы переходит в другой без перерыва между ними. Легато — один из основных видов артикуляции и штрихов. Графически обозначается дугообразной чертой (лигой), соединяю­щей соответствующие ноты.

Легенда (от лат. legenda — то, что нужно прочесть) — музыкальная пьеса повествовательно-фантастического, драматического характера, родственная балладе. Сюжет легенды, как правило, связан с народными или религиозными преданиями. Существуют вокальные (сольные или хоровые) и инструментальные (скрипичные, фортепианные и др.) легенды. Примеры легенд — у Г. Венявского (для скрипки с оркестром), Ф. Листа и др.

Лёгкая музыка — несложная по содержанию, простая по форме, легко воспринимаемая слушателями без всякой музыкальной подготовки музыка. Для лёгкой музыки характерно наличие в ней хорошо знакомых и ме­лодически рельефных интонаций, с сопровождением и ритмическим рисунком, интенсифицирующими простые музыкальные стереотипы. К жанру лёгкой музыки относятся эстрадные песни, танцы, попурри и фанта­зии, веселые и жизнерадостные марши, оперетта. Лучшие образцы лёгкой музыки созданы отцом и сыном Штраусами, Ж. Оффенбахом, Ф. Легаром, И. Дунаевским.

Лезгинка — народный танец, получивший распространение у народов Кавказа. Размер 6/8 и 2/4. Темп быстрый.

Лейтмотив (нем. Leitmotiw — ведущий мотив) — музыкальная тема, свя­занная с определенным образом, идеей, явлением, неоднократно по­вторяющаяся в опере, балете, симфонии и т. д. и дающая характе­ристику определенного лица или отвлеченного понятия. Лейтмотив особенно широко использовали Н. Римский-Корсаков, Дж. Верди, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.

Лексикография музыкальная (от гр. lexikos — словесная и grapho — пи­шу) — теория и практика составления музыкальных словарей, сово­купность музыкальных справочных изданий. Основной принцип лексикографии музыкальной — расположение материала в алфавитном порядке. По типу построения, отбора и изложения материала лексикография музыкальная разделяется на универсальные или энциклопедические, охватывающие все области музыкальной культуры, и отраслевые (биографические, терминологи­ческие, оперные, музыкальных инструментов и т. д.).

Лендлер (нем. Landler, от названия области Landl в Западной Авст­рии) — крестьянский народный танец, распространенный в Германии и Австрии, предшественник вальса. Размер 3/4. Для лендлера характерна подвижная мелодия с использованием преимущественно малых дли­тельностей.

Ленто (ит. lento буквально медленный) — обозначение темпа близко­го к ларго, но не отличающегося характерной для последнего пол­нотой и весомостью звучания.

Летка-енка — массовый современный финский танец. Размер 4/4. Темп — умеренно быстрый.

Либреттист — автор либретто.

Либретто — (ит. libretto, буквально: книжечка) — 1. Литературный текст оперы, оперетты, кантаты, оратории. 2. Сценарий балета. 3. Короткое изложение содержания оперы, балета, драмы, кинофильма и т. д.

Ливенка — разновидность русской гармоники. Название происходит от г. Ливны, Орловской губернии.

Лига — (ит. liga — связь, от лат. ligo — связывать) — дугообразная чер­та, указывающая на: а) связное исполнение группы звуков разной высоты; б) продление звука в случае объединения лигой двух или бо­лее смежных нот одной высоты. В вокальной музыке лига соединяет звуки, исполняемые на один слог текста.

Лигатура (лат. ligatura — связь) — 1. В нотации — знак, соединяющий две одинаковые по высоте ноты (см. Лига (2). 2. В мензуральной нотации — связанная группа нот, в которой ритмическое значение каждой ноты определялось ее положением в группе.

Лиготнес, лиго-песни — один из древнейших латышских народных песен­ных жанров, календарные обрядовые песни летнего солнцестояния с припевом: «лиго, лиго!»

Лидер — 1. Руководитель джазового ансамбля или оркестра. 2. Веду­щий голос в ансамбле или оркестре (в традиционном джазе — труба, биг бэнде — альт-саксофон, первая труба, тромбон, комбо — инстру­мент, исполняющий основную мелодию).

Лидийская кварта — 1. Интервал увеличенной кварты, образованный между I и IV ступенями лидийского лада. 2. Повышенная IV сту­пень натурального мажора.

Лидийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средне­вековые лады.

Лимба — духовой музыкальный инструмент, род поперечной флейты. Распространена в Бурятии и Монголии.

Линеарность — последовательность звуков, образующих мелодическую линию. Линеарность неразрывно связана с ладовым и ритмическим построени­ем мелодии. Понятие линеарность близко к понятию Интонации (см.). Принцип композиции, опирающийся на отвлеченное понимание музыки как абстрактного движения звуковысотной линии, называется линеариз­мом. Композитор-линеарист представляет мелодическую линию ви­зуально, графически. Линеаризм характерен для творчества экспрес­сионистов и конструктивистов.

Липси (от лат. Lipsia — Лейпциг) — современный бальный танец с ха­рактерными синкопированными акцентами. Размер 3/2. Автор музы­ки липси — немецкий композитор Р. Дубянски.

Лира (гр. lyra) — 1. Древнегреческий музыкальный инструмент. Схема­тическое изображение лиры является музыкальной эмблемой. 2. Средне­вековый однострунный смычковый инструмент. 3. Народный струн­ный инструмент, в котором смычком служит небольшое колесо, при­касающееся к струнам. Распространена на Украине и в Белоруссии. 4. Смычковая лира — итальянский струнный инструмент XVI—XVII вв. несколько напоминавший по форме скрипку. Имел от 5 до 14 струн. 5. Гитара-лира — разновидность гитары с корпусом, по форме напо­минающим древнегреческую лиру 6. Кавалерийская лира-маталлофон. Набор металлических пластинок, прикрепленный к раме в форме ли­ры и украшенный конским хвостом. 7. Деревянная рама, предна­значенная для крепления педалей у рояля.

Лирико-драматический — в вокальном искусстве: голос, являющийся промежуточным между лирическим и драматическим.

Лирическая опера — 1. Опера лирического содержания («Травиата» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. Чайковского и т. д.). 2. Опера на классические или экзотические сюжеты, с выделением их лиричес­ких линий («Фауст» Ш. Гуно, «Вертер» Ж. Массне, «Лакме» Л. Де­либа, «Искатели жемчуга» Ж. Бизе).

Лирическая трагедия — принятое во Франции XVII—XVIII вв. название большой оперы на мифологический или исторический сюжет (оперы Ж. Б. Люлли, Ж. Р. Рамо и их современников). В дальнейшем тер­мин лирическая трагедия был заменен термином большая опера (см.).

Лирическое сопрано — высокий женский голос, менее подвижный, с бо­лее мягким тембром, чем колоратурное сопрано. Диапазон: с1 — с3 (d3). Для такого голоса написаны партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского, Микаэлы в опере «Кармен» Ж. Бизе и др.

Лирический баритон — достаточно подвижный мужской певческий голос мягкого тембра. Диапазон: А — а1. Для лирического баритона написаны партии Ва­лентина в опере Ш. Гуно «Фауст», Фигаро в операх В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» и Дж. Россини «Севильский цирюльник», князя Клецкого в опере П. Чайковского «Пиковая дама» и др.

Лирический тенор — высокий мужской певческий голос, легкий по ха­рактеру звука, подвижный и нежный. Диапазон: с — с2 (иногда до es2). Для такого голоса написаны партии графа Альмавивы («Се­вильский цирюльник») и принца Рамиро («Золушка») Дж. Россини, Ленского в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского и др.

Лирник — украинский народный музыкант-певец, аккомпанирующий себе на лире (см.).

Литавра (от гр. poly — много и taurea — шкура) — ударный музыкаль­ный инструмент из семейства мембранофонов, настраиваемый на определенный тон. В комплект литавры входят: большая литавра (A1 — С), средняя литавра (А1 — Е), малая литавра (В1 — G). Партия литавры записывается в басовом ключе. Литавра является основным ударным инструментом сим­фонического и оперного оркестров.

Литания (от гр. litareia — просьба, моление) — песнопение или молитва о помиловании или заступничестве в католическом песнопении.

Литургия (гр. leiturgia, буквально: всенарод­ное дело) — богослужение православной церкви, соответствующее католической и протестантской мессе, сопровождающееся пением и инструментальной музыкой. Клас­сическим образцом является литургия П. Чай­ковского. К жанру литургии обращались А. Гре­чанинов, Н. Черепнин, С. Рахманинов и др.

Ло — китайский ударный инструмент, род гон­га. Набор из 13—24 ло— юньло. Исполь­зуются в национальных китайских орке­страх.

Ложки — деревянные ложки, которые исполь­зуют русские народные музыканты в каче­стве ударного инструмента. В комплект обычно входят 3 —5 ложек разного размера (одна большая), изготовленных из специально вы­сушенной древесины (клен, ясень и др.).

Ложная реприза — музыкальное построение, предшествующее репризе и излагающее ее начало в другой тональности.

Локрийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады.

Ломаная октава — раздельное исполнение звуков интервала октавы: сначала верхнего, затем нижнего (или наоборот).

Ломбардский ритм (от названия итальянской провинции Ломбардия) — ритм, опирающийся на обращенное соотношение сильной и слабой долей по сравнению с пунктирным ритмом: сильная доля примерно в три раза короче последующей слабой доли. Ломбардский ритм характерен также и для шотландской и венгерской музыки.

Лонга (лат. longa — долгая, длинная) — знак мензуральной нотации, обозначавший относительно долгую длительность.

Лушэн — китайский язычковый инструмент, разновидность шэна, с де­ревянным, медным или тыквенным корпусом, 6-ю трубками с брон­зовым проскакивающим язычком. Сольный, ансамблевый и оркестро­вый инструмент.

Лэутар — народный музыкант (обычно скрипач) в Молдавии и Румы­нии.

Люй-люй —12-ступенный хроматический звукоряд в китайской музыке. Этот звукоряд, известный с глубокой древности, не являлся основой для развития ладового интонационного мышления, так как его звуки не имели тяготений к тонике или друг к другу.

Лютня (польское lutnia, от арабского аль'уд — дерево) — струнный щип­ковый инструмент египетского происхождения; была широко распро­странена в Европе XV—XVII вв.

Люфтпауза (нем. Luftpause — буквально: воздушная пауза) — краткий перерыв в звучании музыки, выделяющий начало раздела или эпи­зода, не предусмотренный в нотной записи (иногда обозначается запятой).

Ля — 1. Одно из слоговых названий звуков, соответствующее бук­венному обозначению А или а. 2. Строй инструментов (in А), зву­чащих на полтора тона ниже записи (кларнет, корнет).

Ля бемоль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является ля-бемоль (то же, что As-dur). Имеет четыре бемоля в ключе (си, ми, ля, ре).

Ля бемоль минор — минорная тональность, тоникой которой является ля бемоль (то же, что as-moll). Имеет семь бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль, до, фа). Энгармонически равна соль диез минору

Лявониха — белорусская народная танцевальная песня, оживленная и веселая по характеру. Размер 2/4. Исполняется в быстром темпе.

Ля диез минор — минорная тональность, тоникой которой является ля диез (то же, что ais-moll). Имеет семь диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля, ми, си).

Ля мажор — мажорная тональность, тоникой которой является ля (то же, что A-dur). Имеет три диеза в ключе (фа, до, соль).

Ля минор — минорная тональность, тоникой которой является ля (то же, что a-moll). Ключевых знаков не имеет.

 

Мабу, мапу — китайский и тибетский деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарным надрезным язычком, 6 —7-ю игровыми от­верстиями и небольшим раструбом.

Магнификат — (лат. magnificat — возвеличивает) — католическая песня, выражающая радость по поводу рождения сына у девы Марии. Сна­чала псалма, затем многоголосное хоровое произведение радостного, триумфального характера для солистов, хора и оркестра (К. Монтеверди, О. Лассо, И. С. Бах и др.).

Мадригал (ит. madrigale, буквально: песня на родном языке) — светская песня эпохи Возрождения, исполнявшаяся на итальянском языке. В XIV в. Мадригал — двух-трехголосная песня с несколькими куплетами и припевом. В XVI в. мадригал приобретает черты вокальной четырех-пятиголосной поэмы лирического характера, в конце XVI в. стиль мадри­гала становится драматичнее, также наблюдается отход от вокаль­ной полифонии путем выделения верхнего голоса и введения инструментального сопровождения. В числе авторов мадригалов К. де Pope, В. Га­лилеи, К. Монтеверди, Т. Морли, Г. Шюц, позже — А. Лотти, Б. Марчелло, в XX в.—Б. Мартину, И. Стравинский, П. Хиндемит и др.

Мадригальная комедия — хоровая комедийная кантата, в которой все партии действующих лиц исполняются вокальным ансамблем или хором в стиле мадригала. Сюжеты мадригальной комедии бытовые, Образцы мадригальной комедии у О. Векки, А. Банкьери, Д, Торелли и др.

Мажор, мажорный лад (ит. maggiore — большой) — лад, в основе кото­рого находится мажорное трезвучие (между I и V ступенями). Раз­новидности мажора: а) натуральный; б) гармонический; в) мело­дический (см. Приложение XVII).

Мажорная гамма — мелодическая последовательность всех ступеней ма­жорного лада: от I к VIII — при движении вверх и от VIII к I — при движении вниз.

Мажорное трезвучие — трезвучие, в сжатом расположении имеющее по­следовательно большую и малую терции, образующие чистую квин­ту между крайними звуками. Другое название — большое трезвучие (подробную информацию о построении мажорных трезвучий, и аккордов, состоящих из звуков мажорного трезвучия, можно найти в 163-м уроке «Школы»).

 

 

Мажоро-минор — объединенный лад, сочетающий одноименные лады (мажор и минор одной тональности). В мажоро-миноре обе терции лада ис­пользуются, как равноправные, по очереди.

Мазурка (польское mazur — от названия Мазовии) — польский народный танец с четким ритмическим рисунком, резкими акцентами на любых долях такта. Размер 3/4. Темп мазурки — от умеренного до быстрого.

Макам (араб, положение, место) — ладово-мелодическая модель в араб­ской, иранской и турецкой музыке, представляющая собой комплекс попевок, подчиненных закономерностям определенного лада. Звуко­ряды макама — диатонические, 7-ступенные, включающие интервалы боль­шого и малого полутонов, большого и малого целых тонов. Ступени звукорядов имеют свои названия. Расположенные октавой выше или ниже, являясь самостоятельными ступенями, в которых тоникой слу­жит звук определенной высоты, разные макамы могут иметь один и тот же основной тон. Макамы. служат основой для импровизации произведений малой и крупной формы. Количество макамов в разных музыкальных культурах неодинаково.

Маком —1. В узбекской и таджикской музыке — ладовая основа мело­дий и песен (родственные явления — макам, мугам, мукам, рага). У узбеков и таджиков сформировалась система из шести макомов — шашмаком, каждый из которых имеет свое название: Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох, Ирок. 2. Большой цикл (сюита) из законченных музы­кальных произведений в узбекской и таджикской классической му­зыке устной традиции, связанных общностью тонической опоры или звукоряда. Исполняется ансамблем инструменталистов, солистами и хором, некоторые части сопровождаются танцами.

Максима (лат. maxima — самая долгая) — знак мензуральной нотации, обозначавший самую большую длительность.

Малагенья (от названия испанской провинции Малага) — андалузский (Испания) парный танец-песня. Темп быстрый. Размер 3/8 или 3/4.

Малая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки малой октавы обознача­ются: 1. В басовом ключе от ноты до между второй и третьей линей­ками до ноты си над пятой линейкой. 2. Латинскими строчными буквами (с, d, e, f, g, a, h). 3. Слоговыми названиями со строчной буквы (до, ре, ми, фа, соль, ля си).

Малое трезвучие — то же самое, что минорное трезвучие.

Малый симфонический оркестр — см. Оркестр.

Манасчи — киргизский сказитель, исполнитель национального эпоса «Манас», манасчи поет «Манас» в речитативной манере, без сопровождения.

Мандола (ит. mandola) — 1. Струнный щипковый инструмент, разновид­ность лютни. 2. Мандолина-альт.

Мандолина (ит. mandoline) — струнный щипковый инструмент. Строй мандолины — квинтовый, как у домры. Оркестр из мандолин называется неаполитанским. Разновидности мандолин: мандолина-пикколо, мандолина-альт (мандола), мандолина-виолончель (мандолочелло), мандолина-бас (мандолоне).

Мануал (от лат. manualis — ручной) — клавиатура для рук в музы­кальных многоклавиатурных инструментах (в отличие от клавиатуры для ног, называемой педалями) — органе, фисгармонии, электроор­гане и т. д.

Мануальная техника (от лат. manualis — ручной) — в дирижировании — система жестов, при помощи которых осуществляется руководство исполнительским коллективом (хором, оркестром).

Марака, мбарака, нварака, кабаса, гуиро — самый древний тип ударно-шумовых инструментов индейцев Латинской Америки, пустотелый сосуд, наполненный камешками, семенами и т. д. Получил распрост­ранение в эстрадных ансамблях.

Маракасы (ит. maracas) — парный ударный инструмент латиноамерикан­ского происхождения, представляющий собой пустой кокосовый орех, в который засыпаны камешки и зерна маслин. Современные маракасы изго­товляются из металла, дерева, пластмассы и засыпанной внутрь дроби. Звук извлекают потряхиванием. Маракасы используются в джазе и симфоническом оркестре.

Маримба — 1. Ударный музыкальный инструмент африканского проис­хождения из семейства идиофонов — комплект деревянных пласти­нок с тыквенными резонаторами. 2. Современный ксилофон с метал­лическими резонаторными трубками. 3. Африканский язычковый щип­ковый инструмент (Конго, Заир).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.