Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новосибирской области 6 страница




Громкость — слуховое представление о силе звука, возникающее в со­знании человека при его восприятии и зависящее от амплитуды ко­лебаний вибратора, расстояния до источника звука, частоты коле­баний. Уровень громкости при записи обозначается терминами: for­tissimo, forte, mezzo-forte, piano, mezzo-piano, pianissimo и т. д., показывающими соотношение уровней громкости, но не их абсолют­ное значение, измеряемое в децибелах (дБ.).

Гроул — специфический способ звукоизвлечения у медных духовых ин­струментов, подражание хриплой размазанной вокальной манере джазового пения в «стиле джунглей» (Д. Эллингтон).

Группа — часть оркестра, объединяющая музыкантов, играющих на од­нородных инструментах (группа струнных, деревянных духовых, медных духовых, ударных и т. д.). В эстрадной практике — группа, по существу, то же, что ансамбль, чаще всего обозначающая название либо на­правление (рок-группа, группа «Битлз»).

Группетто (ит. gruppetto — маленькая группа) — мелодическое упражне­ние, один из мелизмов (см. Приложение VII). Представляет собой группу из 4—5 нот, изо­бражаемую в записи определённым знаком, выставляемым над одной или между двумя разными нотами; соответственно существует и несколь­ко вариантов расшифровки (подробную информацию о способах записи и исполнении группетто можно получить в 126-м уроке «Школы»).

 

Группировка — объединение нот ребрами (вязками) в соответствии со строением такта и метром произведения. В вокальных произведениях ноты группируются в соответствии со слогами текста.

Гу — китайский ударный инструмент, двухсторонний барабан различных размеров.

Гуань — китайский духовой язычковый инструмент с цилиндрическим стволом из дерева, тростника или бамбука. Имеет 8—9 игровых от­верстий. Звукоряд хроматический. Используется в ансамблях, ор­кестрах и соло.

Губная гармоника — духовой язычковый музыкальный инструмент. Воз­дух, вдуваемый музыкантом, через специальные прорезы направляется на металлические язычки, укрепленные на планке. Существует не­сколько систем губной гармоники — книтлингеновская, венская, системы Рихтера, клавиэтта, мелодион, гармоника-флейта, гармониетта и др.

Гудок — старинный русский народный смычковый инструмент. Три стру­ны гудка настраиваются так: две в унисон, третья — на квинту выше. На гудке играли смычком, имевшим форму лука. Инструмент держали вертикально.

Гуиро (исп. guiro — бутыль из тыквы) — кубинский ударный инстру­мент — высушенная тыква с поперечными насечками. Звук извлекают палочкой, водя ею поперек насечек. Используется в оркестрах.

Гycан — армянский народный певец-сказитель и музыкант-инструмента­лист. Искусство гусана отличалось светской, демократической направлен­ностью. В XVIII—XIX вв. место гусанов заняли ашуги.

Гуситские песни — чешские народные песни-гимны, создававшиеся в пе­риод деятельности Я. Гуса и гуситских войн XV в. в Чехии. Отли­чались мужественностью и суровостью, направленностью против фео­дального гнета, немецкого господства и власти католической церкви. Исполнялись на чешском языке. Использованы в творчестве Б. Сме­таны, А Дворжака, О Еремиаша и др.

Гусле (серб-хорв. и словен.), гусла (болг.) — народный смычковый ин­струмент южных славян с овальным или грушевидным деревянным корпусом и двумя струнами Широко распространен в Югославии.

Гусли — старинный русский щипковый музыкальный инструмент, пред­ставляющий собой резонансный корпус четырехугольной неправиль­ной формы с натянутыми струнами Звук извлекается щипком. Сей­час в оркестрах народных инструментов распространены четыре раз­новидности гуслей: гусли-прима (е1—h2), гусли-пикколо (е2—h3), гусли-альт (е—h1), гусли-бас (Е—h). Существуют также клавишные (пе­дальные) гусли, в которых ненужные струны заглушаются специальным механизмом. Звук на клавишных гуслях извлекается при помощи ме­диатора.

Гусляр — 1. Народный певец, исполнитель былин и песен, аккомпани­рующий себе на гуслях. 2. Инструменталист-исполнитель на гуслях.

Гуцулка — украинский народный танец Размер 2/4, исполняется в очень быстром темпе.

 

Давлури — грузинский народный танец. Медленная часть — хороводная, исполняется группой, оживленная — парами. Музыкальный размер 6/8, темп медленный.

Дайна (литовское daina) — общее название различных литовских народ­ных песен, самый распространенный вид народного творчества. Дайне присущи лиризм музыкальных и поэтических образов, лаконич­ность музыкальной формы. По тематике дайны делятся на мифологи­ческие, трудовые, календарные, обрядовые, свадебные, любовные, семейные, детские, военно-исторические, революционные и др.

Дайра (груз.), дойра (узб., тадж.) — ударный инструмент типа бубна.

Далёкие тональности — тональности второй и третьей степени родства (см. Родство тональностей).

Дансон (от исп. danzon — танец) — народный кубинский танец с харак­терным синкопированным ритмом. Размер 2/4.

Даньпигу — китайский ударный инструмент, род одностороннего бара­бана.

Дапп, даф, хавал — ударный инструмент типа бубна.

Даудите — литовский духовой музыкальный инструмент. См. Тремитас.

Даулпаз — казахский ударный инструмент типа литавры.

Двоезнаменник — особый вид древнерусских музыкальных рукописей с параллельным изложением мелодии в знаменной и пятилинейной системах нотной записи.

Двойная точка — две точки, стоящие правее ноты и увеличивающие ее длительность на 3/4 основной длительности.

Двойная нота — обозначение двух звуков, одновременно извлекаемых на одном инструменте.

Двойная фуга — фуга, построенная на двух простых (одноголосных) темах, развивающихся при помощи двойного контрапункта. Двойные фуги разделяются на: 1) Двойную фугу с общей экспозицией тем, появляющихся одновременно и состоящих из таких же частей, как и простая фуга. 2) Двойную фугу с раздельной экспозицией тем, в которой каждая тема по­является отдельно от другой. Двойная фуга этого вида состоят из трех час­тей: а) экспозиции первой темы; б) экспозиции второй темы; в) свободной части, построенной на одновременном проведении в двойном контрапункте обеих тем.

Двойной бемоль — см. Дубль-бемоль.

Двойной диез — см. Дубль-диез.

Двойной канон — канон, в котором участвуют не менее четырех голосов, из них два одновременно излагают различные мелодии (пропосты), а два других имитируют их (риспосты).

Двойной контрапункт — полифоническое соединение двух голосов, позво­ляющее при повторении одновременно перемещать их по вертикали. Другое название — вертикально-подвижной контрапункт.

Двойной мордент — название мелизма. Двойной мордент — последовательное испол­нение пяти нот: главной (указанной в нотной записи), верхней вспо­могательной (на секунду выше главной), главной, верхней вспомо­гательной и снова главной. Обозначается знаком (подробную информацию об обозначении и исполнении двойных мордентов можно получить в 110-м уроке «Школы»).

 

Двойной перечёркнутый мордент — название мелизма. Двойной перечёркнутый мордент — после­довательное исполнение пяти нот: главной (указанной в нотной запи­си), нижней вспомогательной (на секунду ниже главной), главной, нижней вспомогательной и главной. Обозначается знаком (подробную информацию об обозначении и исполнении двойных мордентов можно получить в 110-м уроке «Школы»).

 

 

Двойной хор — хор, разделенный на две части (фактически два хора). Каждая часть имеет все партии самостоятельного хора (сопрано, альты, тенора, басы). Объединение двух частей хоров образует мно­гоголосный (восьми и более) хоровой ансамбль.

Двухчастная форма (простая двухчастная форма) — построение музы­кального произведения, представляющее собой сопоставление двух однородных или контрастных по характеру периодов. Разделы двухчастной формы, как правило, контрастны, каждая из частей может повторяться.

Дека (нем. Decke — крышка) — верхняя часть корпуса струнных музыкальных инструментов, предназначенная для создания резонанса (усиления) звука натянутых над ней струн. Дека изготовляется из специальных сортов древесины (клен, ель, пихта и др.). Колебания струн передаются через подставку (душку). Дека у фортепиано — щит, склеенный из нескольких дощечек и помещенный под струнами вну­три корпуса.

Декламация музыкальная — 1. Соотношение речи и музыки в вокаль­ных произведениях, соответствие музыкальных и смысловых акцен­тов, интонаций речи, предложений, фраз и т. д. 2. Естественность и выразительность произношения текста в вокальном произведении. 3. Мелодекламация (см.). 4. То же, что речитатив.

Демественный распев — древнерусский церковный распев, возникший в Киевской Руси и особенно распространившийся в XV—XVII вв.; от­личался от знаменного распева приподнятостью, виртуозностью, бо­гатством мелодических украшений; Демественный распевне подчинен системе осмо­гласия, своеобразен по ритмике, в которой симметрия движения постоянно нарушается синкопами и «оттяжками». Для записи демественного распевасуществовала специальная система знаков (демественная азбука). Демественный распеводноголосен, однако со второй половины XVI в. по первую четверть XVIII в. культивировалось многоголосное пение, также на­зываемое демественным. Его природа пока недостаточно изучена.

Демпфер (нем. Dampfer — глушитель) — механическое приспособление в многострунных музыкальных инструментах, предназначенное для задерживания колебаний струн (их приглушения). Аналогичные по назначению приспособления применяются и на других инструментах (см. Сурдина).

Денцивка — украинский народный инструмент, похожий на сопилку; от­личается от нее призматической формой и косым срезом губника; имеет несколько игровых отверстий. Распространена в Западной Ук­раине.

Деревянные духовые инструменты — название группы духовых инстру­ментов симфонического оркестра, в которую входят флейты, гобои, кларнеты и фаготы (все их разновидности). Название «деревянные» в настоящее время традиционно, потому что ранее эти инструменты изготовлялись только из дерева, а сейчас и из металла, пластмасс и даже стекла.

Деташе (фр. detache, от detacher — отделять) — исполнительский прием; извлечение звука на струнных смычковых инструментах плавными движениями смычка вверх или вниз.

Детонация, детонирование (от фр. detonner — петь фальшиво) — откло­нение (повышение или понижение) звука от необходимой высоты. Причины детонации разнообразны: неразвитый музыкальный (вокальный) слух, недостаточное развитие ладового чувства, отсутствие коорди­нации между слухом и голосом, болезнь голосового аппарата, пло­хие акустические условия, недостатки вокального мастерства.

Детская музыка — музыка, предназначенная для детей. Произведения для прослушивания характеризуются живым поэтическим содержа­нием, яркими образами, простой и четкой формой. Инструментальной детской музыке свойственны программность, элементы изобразительности, зву­коподражания, танцевальность, маршевость, песенность, опора на на­родные традиции. Произведения, создаваемые для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. К лучшим образ­цам детской музыки принадлежат произведения Леопольда и Вольфганга Мо­цартов, И. Баха, Р. Шумана, П. Чайковского, В. Ребикова, Н. Лы­сенко, С. Прокофьева, К. Стеценко, В. Косенко, Л. Ревуцкого, Д. Ка­балевского, Б. Бартока, А. Филиппенко, 3. Кодая, Б. Бриттена, К. Орфа, И. Дунаевского, Р. Бойко, В. Шаинского и др.

Детская музыкальная школа (ДМШ) — в России детское учебное заве­дение, в котором ученики обучаются игре на каком-либо музыкаль­ном инструменте, а также основам музыкально-теоретических зна­ний, сольфеджио, хоровому пению. Задачей ДМШ, в первую очередь, является воспитание музыкантов-любителей, а также подготовка наиболее одаренных учеников для поступления в средние специаль­ные музыкальные и музыкально-педагогические учебные заведения.

Детские голоса — см. Альт. Дискант.

Децима (лат. decima —десятая) — 1. Составной интервал, охватываю­щий десять ступеней звукоряда. Обозначается цифрой 10. Дециму мож­но рассматривать как терцию через октаву. Большая децима состав­ляет 8 тонов. Малая децима — 7 1/2 тонов. Десятая ступень от задан­ной.

Децимет (ит. decimetto, от лат. decimus —десятый) — 1. Ансамбль из десяти исполнителей. 2. Произведение для десяти исполнителей.

Децимоль — ритмическая фигура из десяти нот, по продолжительности звучания равная восьми нотам той же длительности. Образуется при делении шести-, восьми-, или девятидольного такта на десять рав­ных частей (см. Приложение XV).

Дечк-пондур — чечено-ингушский струнно-щипковый инструмент с кор­пусом, шейкой и головкой из дерева. Имеет 3 струны, строй — секундо-терцовый.

Джаз (англ, jazz) — 1. Жанр эстрадной музыки, главным образом тан­цевального характера. Возник в начале XX в. в Америке на основе некоторых жанров негритянской народной музыки. Непосредствен­ные предшественники джаза— спиричуэлс, блюз, регтайм и др. Джазовую музыку отличает импровизационность, повышенная эмоциональ­ность исполнения, утонченная ритмичность (синкопирование, поли­ритмия), специфический состав исполнителей и инструментов, ис­пользование разнообразных тембровых красок и звукоподражатель­ных элементов. Известны различные джазовые стили: диксиленд, свинг, бибоп, кул, ритм-энд-блюз, соул, рок-н-ролл, биг-бит и др. Джаз оказал влияние на творчество И. Стравинского, К. Дебюсси, Д. Гершвина, М. Равеля, Д. Мийо, Э. Кшенека и др. 2. Оркестр, ис­полняющий джазовую музыку, джаз-банд, бэнд.

Джаз-рок — синтез элементов джаза и рок-музыки.

Джегуако — певцы-импровизаторы и исполнители героических, лиричес­ких и шуточных песен народов Кавказа.

Ди — старинный китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6-ю игровыми отверстиями. Существуют два рода ди — цюйди (в оркест­ре жанра «кунцюй») и банди (в оркестре жанра «банцзы»).

Диалог (гр. dialogos — разговор двух лиц) — чередование музыкальных фраз, как бы отвечающих друг другу и исполняемых двумя голосами или инструментами. Диалог может исполняться и одним инструмен­том, но в разных регистрах.

Диапазон (от гр. dia pason (chordon) — через все (струны)) — I. Зву­ковой объем мелодии, звукоряда, певческого голоса, музыкальных инструментов. Определяется интервалом между самым низким и са­мым высоким звуком. 2. Общий музыкальный диапазон — объем звуков, используемых в музыкальной практике — от 16,35 Гц (До субконтроктавы) до 7901,4 Гц (си пятой октавы). 3. В древнегреческой му­зыке — название октавы. 4. Название некоторых труб органа. 5. Во Франции — мензура духового инструмента или органной трубы, а также тон для настройки инструментов. 6. Звуковой объем музы­кального произведения или его партий.

Диапазон динамический — максимальная разница силы звука на форте и пиано, издаваемого певцом (или инструментом). Диапазон динамический является одним из измеряемых показателей вокального мастерства, что позво­ляет считать его объективным критерием уровня вокальной техники певца.

Диатоника (от гр. diatonos — переходящий от тона к тону) — система музыкальных звуков, образуемая последовательностью основных сту­пеней звукоряда (без применения альтерации).

Диатоническая гамма — поступенная последовательность основных зву­ков диатонического лада.

Диатонические интервалы — интервалы, образованные не измененными хроматически (альтерацией) ступенями лада (кроме тритона): чис­тые (прима, кварта, квинта, октава), большие и малые (секунда, терция, секста, септима, нона, децима).

Диатонические лады — древнегреческие лады, средневековые лады, лады европейской народной музыки, лады мажорно-минорной системы (без хроматизации).

Диатонический звукоряд —1. Звукоряд, образованный неальтерирован­ными ступенями (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), иначе — основной звукоряд. 2. Звукоряд, включающий альтерированные ступени, но построенный по той же схеме и имеющий такие же интервалы, как и основной звукоряд.

Диатонический полутон — интервал малой секунды, образованный двумя смежными ступенями звукоряда (напр.: си — до, соль — ля-бемоль, ре-диез — ми). См. Хроматический полутон.

Диатонический тон — интервал большой секунды, образованный двумя смежными ступенями звукоряда (напр.: фа — соль, си — до-диез).

Диафония (гр. dyo — два и phone — голос, звук) — 1. В Древней Греции то же, что и диссонанс. Противоположное понятие — «Симфония» (благозвучие). 2. В средневековой музыке — двухголосный склад.

Дивертисмент (фр. divertissement — развлечение, забава) — 1. Разновидность оркестровой сюиты — цикл из нескольких пьес развлекательно­го, веселого характера. 2. Сценическое представление, включающее танцевальные номера или сцены в виде танцев (чаще характерных), песен. 3. Вставные номера или характерные сцены, не связанные с сюжетом того спектакля, в который они включены. 4. Инструмен­тальные произведения, воспроизводящие внешние черты дивертисмента XVIII в. (1). 5. Промежуточные эпизоды фуги, в которых прерывается по­лифоническая разработка и вводится новый материал интермедийного плана.

Дивизи (ит. divisi — разделенные) — в партиях однотипных музыкаль­ных инструментов (или хора) знак (div.), указывающий разделение группы исполнителей на две или более самостоятельные партии в за­висимости от того, сколько звуков входит в аккорд. Действие знака прекращается появлением знака unis. (ит. unisono — вместе) или же non div. (не делить).

Диез (#) (от гр. diesis — полутон) — название знака, указывающего повышение ступени звукоряда на полутон. В буквенном обозначе­нии — слог is.

Диес ире (лат. «Dies irae» — день гнева) — 1. Средневековое католичес­кое песнопение. Музыка диес ире — мрачная, зловещая — выражает идею «страшного суда». 2. Раздел реквиема (см.)

Диксиленд — название джазовых ансамблей новоорлеанского стиля, со­стоявших из белых музыкантов. Для диксиленда характерен ритм «ту бит» с акцентами на второй и четвертой долях, а также использование европейской композиторской техники.

Диктант музыкальный — запись музыки по слуху. Диктант музыкальный. используется в качестве специального упражнения на занятиях по сольфеджио и является одним из способов развития слуха.

Дикция (лат. dictio — произношение) — умение четко и выразительно произносить текст во время пения. Недостатки дикции можно исправить, применяя специальные упражнения.

Дилетант (ит. dilettante — любитель) — любитель; человек, занимающий­ся наукой или искусством ради собственного удовольствия, часто, без необходимой профессиональной подготовки.

Дилетантизм (фр. dilettantisme — любительство) — дилетантское, непро­фессиональное отношение к любой отрасли науки и искусства (см. Дилетант).

Дилогия (от гр. dilogia — повторение сказанного) — цикл из двух за­конченных музыкально-сценических произведений, объединенных общ­ностью идеи, героев и преемственностью сюжета. Пример музыкаль­ной дилогии — оперы К. Глюка «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тав­риде».

Диминуэндо (ит. diminuendo — уменьшая) — знак, указывающий на по­степенное уменьшение силы звука, то же, что декрешендо (decrescendo). Обозначения — dim.; dimin.;

Диминуция (от лат. diminutio — уменьшение) — 1. В мензуральной но­тации — уменьшение длительности нот на определенную часть. Диминуция на 1/2, 1/3, 1/4 длительности нот обозначалась при помощи специальных знаков. 2. Общее название украшений, связанных с разделением ос­новных тонов мелодии на более мелкие длительности.

Динамика (от гр. dynamikos — силовой) — сила (громкость) музыкаль­ного звучания. Основные обозначения динамики: f (forte — форте) — громко, сильно; р (piano — пиано) — тихо, слабо; mf (mezzo-forte — меццо-форте) — умеренно громко; mp (mezzo-piano — меццо-пиано) — уме­ренно тихо; рр (pianissimo — пианиссимо) — очень тихо; ff (fortissi­mo — фортиссимо) — очень громко и т. д. Постепенное увеличение силы звучания — крешендо (cresc.); постепенное ослабление — дими­нуэндо (dim.). Динамика является важным выразительным средством, влия­ющим на восприятие музыки, вызывающим разнообразные ассоциа­ции. Использование динамических оттенков обусловливается содер­жанием и характером музыки, особенностями ее структуры и стиля. Логика соотношения музыкальных звучностей — одно из основных условий художественного исполнения (см. Приложение XII).

Диплипито, нагора — грузинский ударный инструмент, род керамических литавр. Входит в ансамбль сазандари и др. коллективы.

Дирекцион (фр. direction, буквально — руководство) — 1. Дополнитель­ный нотный стан, на котором над оркестровой партией выписаны основные мелодии других партий с указанием их вступления. 2. Со­кращенная (обычно 3-х — 4-х голосная) партитура небольших произведе­ний (маршей, вальсов, полек и др.), предназначенных для исполне­ния духовым оркестром. В дирекционе все голоса записываются в реальном звучании (в том числе и транспонирующих инструментов).

Дирижёр (от фр. diriger — управлять, руководить) — руководитель кол­лектива музыкантов-исполнителей (оркестра, хора, оперного или ба­летного спектакля), объединяющий всех его участников для дости­жения единой трактовки и художественной завершенности музы­кального произведения. Дирижёр передает свои замыслы исполнителям при помощи системы специальных дирижерских приемов.

Дирижёрская палочка — специальная палочка, которая помогает дири­жеру более выразительно показывать дирижерскую схему и ее эле­менты, как бы удлиняя правую руку дирижера. Дирижёрскую палочку ввел в практику дирижирования в 1817 году Л. Шпор. Дирижёрскую палочку используют, как прави­ло, дирижеры симфонического оркестра.

Дирижёрская схема — основная составляющая часть системы жестов и мимики, при помощи которых дирижер добивается художественного исполнения музыкального произведения. Дирижёрская схема — это пластическое выражеиие размера исполняемого произведения (см. Приложение XVIII).

Дирижирование — искусство управления музыкальным коллективом (ор­кестром, хором и т. д.) в процессе разучивания и исполнения му­зыкального произведения. Дирижирование опирается на специально разработан­ную для этой цели систему жестов и мимики.

Дисгармония (от гр. dys — отрицание и harmonia — созвучие) — несо­гласованность, нестройность, разлад; понятие, близкое к диссонансу.

Дискант (от лат. dis — раздельно, cantus — пение) — 1. Высокий детский (гл. образом у мальчиков) голос. Диапазон: с1—с2. 2. Партия хора или вокального ансамбля, исполняемая высокими детскими (или жен­скими) голосами. 3. Особая форма многоголосия в средневековой музыке, характерной чертой которой является противоположное дви­жение голосов. 4. Верхний голос — подголосок (дишкант), соли­рующий в импровизационно-виртуозной манере при исполнении не­которых украинских, белорусский и донских казачьих народных песен.

Диск-жокей — комментатор грампластинок (дисков) в дискотеках.

Дискография (от фр. disque — пластинка и гр. grapho — пишу) — опи­сание содержания и оформления пластинок, каталоги, перечни, отде­лы периодической печати с аннотированными списками грампласти­нок, записями выдающихся исполнителей в книгах, рецензиях.

Диско-музыка — ритмичная танцевальная музыка, широко распрост­раненная в дискотеках.

Д искотека — форма организации досуга молодежи. Прослушивание му­зыки с комментариями диск-жокея. Музыка в дискотеке обычно сопровож­дается световыми эффектами, демонстрацией слайдов и т. д. Про­граммы дискотеки могут иметь тематический характер, а также предназна­чаться для отдыха и танцев.

Диссонанс (лат. dissonans — разнозвучащий, нестройно звучащий, небла­гозвучный) — созвучие, вызывающее ощущение несогласованного звучания. К диссонансам относятся большая и малая секунды, их обращения, увеличенные и уменьшенные интервалы, а также все аккорды, вклю­чающие упомянутые интервалы. К условным диссонансам относится также кварта по отношению к басу. С акустической точки зрения диссо­нанс является более сложным соотношением чисел колебаний длины струн, чем консонанс. С точки зрения восприятия диссонанс выступает более напряженным, неустойчивым созвучием, чем консонанс, требующим разрешения. В системе мажора и минора диссонанс и консонанс — понятия противоположные. До XVII в. диссонансам в музыке был полностью подчинен консонансу, в музыке XVII—XIX вв. обязательным прави­лом было разрешение диссонанса. С конца XIX в. и особенно в XX в., диссонанс приобретает большую самостоятельность — применяется без приготовления и разрешения. В настоящее время понятия диссо­нанса и консонанса — средств музыкальной выразительности — весьмаотносительны (Б. Асафьев, Ю. Тюлин, П. Хиндемит, А. Шенберг, Б Яворский).

Дистонация (греч. dys — отрицание, tonos — тон, голос) — фальшивое пение с тенденцией к повышению (см. Детонация).

Длительность — продолжительность звучания. Абсолютная длительность измеряет­ся в единицах времени (секунды, минуты и т. д.), относительная длительность выражается через соотношение, проявляющееся в метре и ритме. Акустически длительность зависит от продолжительности колебания вибратора. Основным знаком длительности является целая нота, а ее производ­ные — половинная, четвертная, восьмая и т. д. обозначают длитель­ность звучания по отношению к основной длительности. Особые ритмические фи­гуры образуют дуоль, триоль, квартоль, квинтоль и т д. (см. При­ложение III, IV, XV). Длительность является одним из важнейших средств музыкальной варазительности.

Дно — нижняя деталь корпуса (резонатора) некоторых струнных ин­струментов. Конструкция дна существенно влияет на формирование звука и тембр инструмента.

До (do) — 1. Одно из слоговых названий звуков, соответствующее бук­венному обозначению С или с (це). 2 Строй инструментов, звуча­щих в соответствии с написанием. 3. Название ключа.

Догматик — христианский гимн, излагающий восемь догматов веры. Со­стоит из восьми гласов, авторство текста и музыки которых припи­сывается Иоанну Дамаскину.

Додекафония (гр. dodecaphone — двенадцатизвучие). I. Серийная додекафония: а) техника двенадцативысотной серии, б) техника неполновысотной серии (напр., десятизвуковой, шестизвуковой, четырехзвуковой) в ус­ловиях двенадцатиступенной звуковой системы. 2. Несерийная додекафония — техника двенадцатизвуковых рядов (также полных и неполных), не связанных повторностью одного и того же серийного порядка интер­валов. В современной додекафонии наибольшее распространение получили ме­тоды техники, разработанные А. Шенбергом и И. Хауэром. Суть метода А. Шенберга состоит в построении голосов и созвучий про­изведения из так называемой серии — определённой последователь­ности всех 12 звуков хроматической гаммы. Порядок звуков серии неизменен, ни один звук не повторяется. Серия может проводиться горизонтально, образуя мелодические мотивы; вертикально, образуя аккорды, а также в различных комбинациях этих движений. Метод И. Хауэра заключается в использовании тропов — 12-тоновых комп­лексов, состоящих из двух шестизвучий, которые могут выступать и как звукоряды, и как аккорды. В отличие от серии в каждом шес­тизвучии может иметь место изменение порядка звуков. Додекафония как ме­тод композиции ввели в практику И. Хауэр (1918—1919 гг.) и А. Шенберг (1921). Технику додекафонии применяли А. Шенберг, И. Хауэр, А. Веберн, А. Берг, частично Б. Барток, С. Прокофьев, А. Онеггер, П. Хиндемит, Д. Шостакович.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.