Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новосибирской области 5 страница




Вокальный ансамбль — группа певцов, выступающих совместно (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.). Вокальные ансамбли бывают однородными (детские, женские, мужские) и смешанными.

Вокально-инструментальный ансамбль — 1. Вокальный ансамбль с по­стоянным составом инструменталистов. 2 Группа исполнителей, в ко­торой инструменталисты выступают в качестве певцов. 3. Музыкаль­ный ансамбль, в котором певцы выступают в качестве исполнителей специально написанных партий для певческих голосов, входящих в состав инструментальной группы.

Вокально-творческое спокойствие — психологически уравновешенное со­стояние певца, создающее предпосылки для максимального проявления всех творческих сил и возможностей в процессе художественного исполнения произведения. Понятие вокально-творческое спокойствие ввел в вокальную педаго­гику украинский певец и педагог М Микиша.

Вокально-телесная схема — комплекс мышечно-вибрационных ощущений, возникающих у певца в процессе фонации. Вокально-телесная схема имеет девять ос­новных зон: 1) передненебная; 2) задненебная, или зона мягкого неба; 3) заднеглоточная; 4) гортанная; 5) костно-лицевая (маска); 6) внутритрахеальная; 7) грудной клетки; 8) диафрагматическая (брюшной пресс); 9) нижнебрюшная. Наиболее четкими и потому важными для процесса пения являются ощущения в зонах: 1 (опо­ра звучания), 5 (маска), 2, 8 и 9 (опора дыхания). Термин вокально-телесная схема впервые введен А. Сулераком (1955), научно обоснована и детально описана без упоминания названия Р. Юссоном в 1952 г., которому, таким образом, принадлежит приоритет открытия вокально-телесной схемы.

Вокальный слух — особый вид музыкального слуха, включающий звуко-высотный, динамический, тембровый, ритмический слух, а также вокально-телесную схему. Способность певца оценивать качество фо­нации, не воздействуя на ее характер, является показателем пассив­ного исполнительского вокального слуха. Активный, педагогический вокальный слух, позво­ляющий не только оценивать, но и, сознательно контролируя, совер­шенствовать качество звука в процессе постановки голоса, является обязательным условием руководства обучением пению.

Волынка — 1. Старинный народный духовой инструмент, известный во мно­гих странах: Польше (коза), Германии (закпфейфе), Болгарии (гайда), Англии (бегпайп), Молдавии (чимпой), Голлан­дии (дуделзак), Франции (корнемюз) и др. Широко распространена в Шот­ландии, где является основным народным инструментом. Волынка состоит из не­скольких трубок, прикрепленных к мешку или пузырю с воздухом. Одна (реже две или три) трубка имеет игровые отверстия и на ней можно исполнять несложные мелодии; остальные трубки во время игры издают монотонный низкий непрерывный звук (органный пункт, педаль, бурдон) на тонике или доминанте, откуда и пошло выра­жение — «тянуть волынку». Во время игры исполнитель держит волынку под мышкой или перед собой, нажимая на мешок. 2. Небольшая пьеса танцевального характера с элементами подражания звучанию волынки.

Вольта (ит. volta — раз). 1. Знак сокращения нотного письма, показы­вающий повторение определенного раздела музыкального произве­дения, но с измененным окончанием. 2. Старинный парный танец, возникший в Италии. Темп быстрый, размер трехдольный. Был рас­пространен в XVI—XVII вв. в странах Европы, особенно во Фран­ции и Англии.

Вопросительное предложение — наименьшее музыкальное построение, за­вершаемое половинным кадансом; обычно — первое предложение в периоде.

Восьмая нота — нота, по длительности в восемь раз короче целой ноты. Обозначается заштрихованным овалом со штилем и флажком (хвос­тиком). В случае объединения двух или более восьмых нот флажки заменяются ребрами (см. Приложение III).

Восьмая пауза — пауза, по длительности равная восьмой ноте (см. При­ложение IV).

Всенощная — вечернее богослужение православной церкви накануне вос­кресенья или праздников; объединяет вечерню и утреню. Состоит из псалмов и гимнов обеих служб. Высокохудожественные образцы всенощной созданы П. Чайковским, М. Ипполитовым-Ивановым, В. Ребиковым, А. Гречаниновым, С. Рахманиновым, П. Чесноковым и др.

Вспомогательный звук —1. Неаккордовый звук, находящийся на слабой доле такта между двумя одинаковыми аккордовыми звуками и от­стоящий от них на секунду вверх или вниз. Элемент мелодической фигурации. 2. Звук в мелизмах, находящийся на секунду ниже или выше главного звука.

Вступление — 1. Инструментальная пьеса, исполняемая в начале спек­такля (оперы, балета, оперетты, драмы, комедии и т. д.). 2. Название первой части сюиты. 3. Необязательный начальный раздел в цикли­ческом произведении гомофонной формы (сонате, кантате, оратории и т. д.), готовящий появление основных разделов. 4. Часть музыкаль­ного произведения, предваряющая основное изложение и иногда сжато намечающая основную идею произведения и его образы (см. Интродукция).

Вторая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки второй октавы обознача­ются:

1. В скрипичном ключе от ноты до между третьей и четвертой линейками до ноты си над первой добавочной линейкой вверху.

2. Латинскими строчными буквами с цифрой два справа вверху (с2).

3. Слоговыми названиями со строчной буквы с цифрой 2 справа вверху (до 2)

Второй голос — 1. В музыке многоголосного склада — второй голос свер­ху. 2. В оркестровой партитуре — партия второго из однородных инструментов, как правило, более низкая и менее сложная (вторая скрипка, вторая труба и т. д.); обозначается римской цифрой II.

Вторые скрипки — группа скрипок в оркестре или ансамбле, исполня­ющая второй голос или усиливающая партию первых скрипок.

Выборный баян — см. Баян.

Высокая певческая форманта — группа обертонов, имеющая определен­ное частотное положение и благодаря этому придающая звучанию голоса звонкость, полётность и силу. Высокая певческая форманта у басов и баритонов находится на частотах 2100—2500 Гц; у теноров — 2500—2800 Гц; у сопрано и меццо-сопрано — 3000—3500 Гц; у детей 10 — 13 лет до­стигает 4000 Гц.

Высота звука — одно из основных качеств музыкального звука. Высота звука является результатом восприятия человеком частоты колебаний виб­ратора и находится в прямой зависимости от нее. Высота звука воспринима­ется в пределах от 16 Гц до 18—19 тыс. Гц, а интервальный компо­нент высоты звука — от 16 Гц до 4 — 4,5 тыс. Гц. На письме обозначается нотными, буквенными и числовыми знаками.

Вязка — см. Ребро.

 

Гавайская гитара — шестиструнный щипковый инструмент из семейства гитар. При игре его кладут на колени, прижимая струны металличе­ской пластинкой. Звук, имеющий своеобразный вибрирующий харак­тер, извлекается при помощи медиатора.

Гавот (фр. gavotte) — старинный французский танец; темп умеренный; размер 4/4 с затактом на две четверти, две или три восьмых. С XVII в. приобрел популярность на придворных балах, с XVIII в. использовался в балетах и старинных сюитах (Люлли, Рамо, Глюк, Бах, Гендель). С XIX в. встречается редко.

Гагилка — см. Веснянки.

Гадулка, гудулка — болгарский смычковый инструмент с деревянным корпусом грушевидной формы. Имеет 3—4 игровых струны и 7—10 резонансовых. Строй гадулки — кварто-квинтовый. Используется в танцах и при исполнении юнацких песен.

Гаивка — см. Веснянки.

Гайда (болг.), гайде (сербохорв.), гайды, дуда, коза (польск.) — музы­кальный инструмент типа волынки. Применяется для сопровождения танцев.

Галантный стиль (от фр. galante — изящный, изысканный) — стиль ев­ропейской музыки XVIII в., отличающийся ясностью, доступностью, изяществом; украшенная мелизмами мелодия сопровождалась ску­пой и прозрачной гармонией. Представителями галантного стиля являются Ф. Куперен, Ф. Рамо, Д. Скарлатти, Г. Телеман. Творчество Дж. Перголези, Б. Галуппи, Ф. Э. Баха обогатило галантный стиль новыми чертами — естественностью, правдивостью, выразительностью и напевностью ме­лодии, содействовало формированию венской классической школы. Галантный стиль также называют рококо, предклассическим или раннеклассическим стилем.

Галоп (фр. galop — бег вприпрыжку) — быстрый, стремительный, весе­лый танец; размер 2/4. Появился во Франции в первой трети XIX в., даже был распространен во всей Европе. Известны художественные образцы галопа Ф. Шуберта, Ф. Листа, М. Глинки, П. Чайковского, И. Штрауса, Ф. Обера, Ж. Оффенбаха, Э. Вальдтейфеля и др.

Гальярда (ит. gagliarda — веселая, бодрая) — старинный итальянский и французский танец, распространенный в Европе XV—XVII вв. Гальярда. исполняется в умеренно быстром темпе, размер 3/4. Гальярду отличает ак­кордовый склад, диатоника. Исполнялась после паваны, с которой составляла двухчастную танцевальную сюиту. В XVII—XVIII вв. сохранилась как часть инструментальной сюиты.

Гамбанг — индонезийский ударный инструмент, состоящий из деревян­ных или металлических пластинок, укрепленных на деревянной под­ставке. Звук извлекают деревянными палочками с обмоткой на кон­це. Звучание — громкое, резкое.

Гамелан — индонезийский национальный оркестр, состоящий из ударных инструментов. В состав гамелана входят: гамбанг, тендер, сарон, гонги, барабаны и др., а иногда и щипковые струнные инструменты. Гамелан ис­пользуется в драматических, балетных, песенно-танцевальных пред­ставлениях, торжественных церемониях, праздниках, шествиях.

Гамма — часть звукоряда в пределах октавы, в которой ступени лада идут последовательно в восходящем или нисходящем порядке. Су­ществуют диатонические (из 7 звуков), хроматические (из 12 зву­ков), пентатонные (из 5 звуков) гаммы. Исполнение различных гамм приме­няется как упражнение для развития техники музыканта-исполнителя.

«Гамма Римского-Корсакова» — условное название гаммы, состоящей из последовательного чередования тонов или полутонов (тон-полутон или полутон-тон). Впервые использована Н. Римским-Корсаковым как средство музыкальной изобразительности в опере «Садко» (см. Приложение XVII).

«Гамма Черномора» — см. Целотонная гамма.

Гармонизация — сопровождение к мелодии (многоголосного или аккор­дового). Обучение гармонизации входит как составляющая часть в учебный курс «Гармония».

Гармоника — 1. Общее название группы пневматических музыкальных инструментов, в которых источником звука являются металлические язычки, закрепленные одним концом на специальных пластинках, соединенных с мехом клапанами, открывающимися при нажатии на кнопки или клавиши. 2. В акустике — тон, возникающий в результа­те одновременного колебания всей массы звучащего тела и его час­тей (половины, трети, четверти и т. д.). Колебание всего тела дает основной тон, колебание его частей — обертоны. Музыкальный звук является одновременным сочетанием основного тона и всех обер­тонов вибратора.

Гармониум — фисгармония большого размера, более широкого диапазо­на и мощного звучания. Подобно органу, гармониум имеет регистры, изме­няющие окраску звука.

Гармоническая функция — роль и значение аккорда в гармонической системе, проявление ладовой функции в аккордах. Существует два основных вида функционального значения аккордов: 1) Устойчивость (функция тоники, по которой определяется центр лада — Т). 2. Не­устойчивость (функции доминанты — D и субдоминанты S, находя­щихся в отношении наивысшего акустического родства к тонике). К тонической группе аккордов относятся: в мажоре — трезвучия I и VI, в миноре—I и III ступеней; к доминантовой группе: в мажо­ре— трезвучия V и III, в миноре — V и VII ступеней; к субдоминантовой группе: в мажоре — IV и II, в миноре—IV, VI и II сту­пеней. Действие гармонической функции наиболее ярко проявляется в каденциях. Кроме основных гармонических функций (Т, D, S), существуют переменные функции, завися­щие от ритмического положения и последовательности аккордов.

Гармонические призвуки — см. Обертоны.

Гармонический интервал — см. Интервал гармонический.

Гармонический мажор — натуральный мажорный лад с пониженной на полутон VII ступенью (см. Приложение XVII).

Гармонический ряд — звукоряд, возникающий в результате спонтанного деления струны на равные части во время колебания. Гармонический ряд возникает независимо от абсолютной высоты тона вибратора, поэтому при лю­бом положении соотношение тонов гармонический ряд остается неизменным. Гармонический ряд входит в состав каждого музыкального звука, возникающего в ре­зультате колебаний вибратора, как одновременное сочетание основ­ного тона и всех обертонов.

Гармония (rp. harmonla — созвучие, соразмерность частей целого) — средство музыкальной выразительности. 1. Закономерное сочетание тонов в одновременном звучании. 2. Наука об аккордах, их связях и последовательностях, приводящих к созданию различных музы­кальных построений. 3. Учебный предмет в системе музыкального образования. 4. Название отдельных аккордов или созвучий как определение их выразительности (современная гармония, оригинальная гармония). 5. Характерная для творчества какого-либо композитора последова­тельность аккордов и созвучий, специфическое использование гар­монических функций (гармония С. Прокофьева).

Гармонь, гармоника, гармония — клавишно-пневматический инструмент, предшественник аккордеона и баяна. Получила широкое распростра­нение в России, где было создано множество ее разновидностей (тульская, саратовская, бологоевская, ливенская и др.).

Гаудеамус (лат. «Будем радоваться») — популярная студенческая песня, воспевающая радость жизни, молодость и науку.

Гвидонова рука — старинный метод облегчения чтения нот, приписыва­емый Гвидо д'Ареццо. Все звуки звукоряда от G до е 2 условно раз­мещались в определенном порядке на суставах и кончиках пальцев левой руки. Метод гвидоновой руки использовал Н. Дилецкий в «Мусикийской грамматике» в XIX в. гвидонова рука была использована авторами англий­ского «Тоник Соль-фа» метода обучения музыке (см. Сольмизация).

Геккельфон — деревянный духовой музыкальный инструмент, баритоно­вый гобой. Звучит октавой ниже гобоя. Имеет широкую мензуру и шарообразный раструб. Диапазон: Н — f 2. Применяется в оркестре.

Гексахорд (гр. hexachordos — шестиструнный) — диатонический шестиступенный звукоряд, применявшийся в музыкальной практике сред­невековья. Гексахорд состоял из последовательности: тон-тон-полутон-тон-тон. Ступени гексахорда назывались: ut, re, mi, fa, sol, la, si.

Геликон (гр. elicos — круглый) — басовый духовой музыкальный инстру­мент из семейства бюгельгорнов. Имеет круглую форму, что позво­ляет надевать его на левое плечо, просунув голову и правую руку. Применяется в духовых оркестрах (геликон in В и in Es).

Гемиола (гр. hemiolia — полуторный) — 1. В мензуральной нотации — группа из трех нот среди групп из двух нот той же суммарной длительности. 2. Двухдольный мотив в трехдольном такте.

Генданг — индонезийский барабан цилиндрической или конической фор­мы с одной или двумя мембранами. Звук извлекают ударами паль­цев или кисти руки. Иногда употребляют два генданга вместе — большой (мужской) и малый (женский).

Генерал-бас (нем. Generalbas — общий бас) — 1. То же, что цифрован­ный, бас; в ансамблевой музыке XVII—XVIII вв.— партия органа или клавесина в виде басового голоса с цифрами, указывающими, какие аккорды следует брать одновременно с записанными нотами. 2. Система правил и способов игры по цифрованному басу.

Генеральная пауза — одновременная пауза для всего оркестра (ансамбля) продолжительностью не менее такта. Генеральная пауза обычно бывает вне­запной; обозначается латинскими буквами G. Р.

Генсле — старинный польский (смычковый) народный инструмент с де­ревянным грушевидным корпусом. Состоит из 3—4 струн, настроен­ных по квинтам, звук резкий, пронзительный.

Гептахорд (гр. eptachordos — семиструнный) — 1. Семиступенный зву­коряд, образовавшийся в результате слияния двух однородных тетра­хордов. Средний звук гептахорда является общим для обоих тетрахордов. 2. Семиструнная кифара — древнегреческий щипковый инструмент.

Гетерофония (от гр. heteros — другой и phone — звук, голос) вид мно­гоголосия, возникающий при исполнении одноголосной мелодии с отклонением от унисона. Гетерофония является одной из начальных форм мно­гоголосия. Элементы многоголосия возникают в гетерофонии эпизодически, непосредственно в процессе пения или игры, а наблюдаемые при этом созвучия (гармония) имеют случайный характер, в то время как в многоголосии созвучие голосов является нормой.

Гигиена голоса — соблюдение норм поведения и певческого режима. Нарушение правил гигиены голоса может вызвать устойчивые заболевания го­лосового аппарата и даже привести к полной потере голоса.

Гиджак — струнный смычковый инструмент с шаровидным корпусом из дерева, тыквы, или кокосового ореха. Состоит из 3—4 струн, постро­енных по квартам, звук скрипучий, глуховатый. Бытует у таджиков, узбеков, туркменов, уйгуров, каракалпаков.

Гидравлос (от гр. hydravlos — водяная трубка, свирель, флейта) — во­дяной орган. Давление столба воды обеспечивало равномерность напора, поступавшего в трубы гидравлоса воздуха. Гидравлос был распространен в Византии и Римской империи до изобретения пневматического органа.

Гимель (от лат. gemellus — парный, близнец) — 1. Форма кельтского многоголосия XIII в. Двухголосный гимель начинается и заканчивается унисоном, а в основной части проходит в параллельных терциях, секстах или децимах. В трехголосном гимеле к двум голосам (supranus, tenor) добавляется низкий голос (contra tenor bassus). Ведущим го­лосом, как правило, является верхний. 2. Разделение одного из голо­сов в произведениях XV—XVI вв. на два, образующих своеобразный дуэт и двигающихся так же, как и в гимеле (1).

Гимн (гр. hymnos) —торжественная, хвалебная песня. Существуют гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь ка­кого-нибудь героя, праздника, события и т. д. Этот жанр распростра­нен в хоровой, оперной, симфонической музыке, песенном творчестве композиторов (напр., финальный хор из Девятой симфонии Л. Бет­ховена, финальный хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки). В большин­стве государств гимн — официально принятая эмблема страны, получившая широкое распространение в среде различных междуна­родных организаций, политических партий, спортивных федераций.

Гипо-лады (от гр. hypo — под, внизу) — см. Древнегреческие лады, Средневековые лады (см. Приложение XVII).

Гитара — струнный щипковый инструмент. Существуют несколько раз­новидностей гитары: 1. Русская семиструнная гитара. Строй: D, G, Н, d, g, h, d1. Диапазон D — d 3. Используется в основном как акком­панирующий инструмент. 2. Испанская шести­струнная гитара. Строй: Е, A, d, g, h, e1. 3. Гавай­ская гитара (см.). 4. Электрогитара(см.).

Главная партия — первый структурно оформленный раздел сонатной экспозиции (и репризы), пред­ставляющий собой изложение главной темы в ос­новной тональности, часто вместе с ее развитием, проходящим непосредственно после главной темы (см. Сонатная форма). 2. Иногда встречающееся название основного раздела формы рондо.

Главная тема — основная музыкальная мысль произ­ведения, широко и многосторонне видоизменяю­щаяся в процессе развития. Отличается индиви­дуальностью тематического материала, четкой то­нальной и структурной определенностью.

Главная тональность —1. Тональность, в которой из­лагается и, как правило, завершается музыкаль­ное произведение. Главная тональность часто входит в название пьесы (например, симфония g-moll, этюд Es-dur). 2. Тональность, от которой происходит отклоне­ние, то есть временный переход в другую (побоч­ную) тональность.

Главные ступени — первая, четвертая и пятая ступени лада (то есть тоника, субдоминанта и доминанта). Построенные на этих ступенях аккорды имеют важное значение в мажоро-минорной системе ладов.

Главные трезвучия — трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях ма­жора и минора.

Глас (старославянское — голос) — в древнерусском церковном пении — ряд диатонических попевок, связанных с определенными участками церковного звукоряда. Восемь гласов составляли систему осмогласия, охватывающую весь основной попевочный фонд церковного пения. Количество попевок в гласе составляет примерно 1500, но распределя­ются по гласам они неравномерно. Существуют песнопения с одинаковым текстом и гласовой принадлежностью, но различные по напеву.

Глиссандо (фр. glissant — скользя) — исполнительский прием игры на музыкальных инструментах, заключающийся в легком и быстром скольжении пальцем по струне (арфа, смычковые, щипковые инстру­менты) или скольжении ногтями одного (нескольких) пальца по кла­виатуре фортепиано, баяна, аккордеона, а также движения кулисы при игре на тромбоне (см. Приложение VI).

Глокеншпиль (от нем. Glocken — колокол и Spiel — игра) — ударный инструмент. См. Колокольчики.

Глория (лат. Gloria — слава) — хвалебное песнопение, вторая часть ка­толической мессы. Композиторы разных эпох: Д. Палестрина, О. Лас­со, И. С. Бах, И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен и др. включали Gloria в свои мессы.

Глосы (исп. glosas) — 1. Орнаментальные украшения в испанской му­зыке XVI—XVII вв. 2. Орнаментальные вариации на популярную ме­лодию для органа, лютни и других инструментов.

Гобой (фр. hautbois, от haut — высокий и bois — дерево) — деревянный духовой музыкальный инструмент. Тембр гобоя мягкий, несколько гнусавый, напоминающий звук пасту­шеской сопилки. Диапазон: h — f 3. Разновидность гобоя — английский рожок, звучащий на чистую квинту ниже. Ис­пользуется в оркестре.

Голос (ит. voce) — 1. Мелодия, являющаяся основой музы­кального произведния. Совокупность голосов образует фак­туру музыкального произведения. 2. Отдельная нотная партия какого-нибудь инструмента из оркестрового, ансам­блевого или хорового произведения. 3. Мелодия песни. 4. Звуки, возникающие в голосовом аппарате человека и обеспечивающие общение людей. В зависимости от приме­нения человеческий голос делится на разговорный, певческий и шепот, что, в свою очередь, является результатом специ­фической работы механизмов голосового аппарата.

Голос певческий — сложная биофизическая функция челове­ческого организма, совокупность музыкальных звуков, воз­никающих в результате работы голосового аппарата. Голос певческийкак акустическое явление характеризуется звуковысотным объемом (диапазоном), высотой, силой (громкостью), тем­бром, вибрато и разборчивостью (дикцией). Высота голоса зависит от длины голосовых связок и количества их колебаний в секунду (Гц), сила — от амплитуды колебаний, тембр — от спектрального состава звука, наличия в нем высокой, средней и низкой певческих формант, а также характера вибрато. По совокупности акустических признаков и других факторов (зона примерного звучания, тесситурная выносливость, хронаксия возвратного нерва), а также по принадлежности к тому или иному полу голоса певческие разделяют на: 1. Мужские а) тенора — тенор-альтино, лирический, лирика-драматический, драматический, героический; б) баритоны — лирический, лирико-драматический, драматический; в) басы — высокий (кантанте), цент­ральный, низкий (профундо), очень низкий (октавист), комический (буффо). 2. Женские: а) сопрано — колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое; б) меццо-сопрано (очень редко — колоратурное); в) контральто. 3. Детские: а) дискант (сопрано); б) альт. Определяющее влияние на проявление и развитие голоса певческого ока­зывает вокальность языка и мелодического материала, а также лю­бовь к музыке и масштабы ее бытования в народе, особенности на­циональной манеры пения, психического склада и темперамента, бы­та, климата и т. д. Своими певческими голосами славятся Италия и Украина.

Голосоведение — 1. Движение каждого голоса в многоголосном произ­ведении. 2. Соотношение двух или нескольких одновременно дви­гающихся голосов. Основные виды голосоведения: параллельное, прямое, кос­венное, противоположное.

Голосовой аппарат — совокупность органов человека (гортань с голо­совыми связками, носовые и ротовые полости, носоглотка, трахея, легкие, диафрагма, мышцы живота, челюсти, губы, язык, зубы), од­новременно и взаимосвязано участвующих в образовании звука.

Гомофония (от гр. homos — равный и phone — звук, голос) — много­голосный склад музыки, в котором один из голосов (как правило, верхний) является главным, а остальные сопровождают его, испол­няя как бы роль аккомпанемента.

Гонг (индонезийское gong) — ударный инструмент из семейства идиофонов. 1. Китайский гонг — металлический круг (диаметр 50—80 см) с загнутыми краями, подвешиваемый на шнуре. Звук гонга похож на звук тамтама, его высота зависит от диаметра круга. 2. Яванский гонг — похож на китайский, но более выпуклой формы (с куполом). Звук яванского гонга — более густой. Играют на гонге колотушкой.

Гондольера (от ит. gondola — венецианская лодка) — песня венециан­ского лодочника.

Гопак — украинский народный танец. Исполняется в быстром темпе с постепенным ускорением. Размер 2/4. К жанру гопака обращались М. Мусоргский, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Хачатурян, А. Штогаренко и др. композиторы.

Горизонталь (от гр. orisoytos — ограничивающий) — понятие, связанное с развертыванием музыкального произведения во времени и проти­вопоставляемое вертикали — понятию, определяющему одномоментность многоголосного звучания произведения. Введено Б. Асафьевым. Горизонтально-подвижной контрапункт — см. Подвижной контрапункт.

«Горлица» — украинский народный массовый танец; темп быстрый, раз­мер 2/4.

Горн (нем, Horn — рог) — сигнальный духовой музыкальный инструмент с натуральным строем. Используется в армии. Строй горна: си-бемоль или ми-бемоль.

Госпел сонгс — одноголосные духовные гимны североамериканских нег­ров на сюжеты из евангелия (в отличие от спиричуэлс).

Готовый баян — см. Баян.

Гравичембало — старинный клавишный инструмент, подобный клаве­сину.

Градуал (от лат. gradus — ступень) — 1. Сольное песнопение католи­ческой литургии, исполняемое дьяконом на ступенях амвона. 2. Сбор­ник хоровых песнопений католической мессы на год.

Граммофон (от греч. gramma — запись и phone — звук) — аппарат для воспроизведения звука, записанного на специальные пластинки. Изо­бретен в 1887 году Э. Берлинером. В настоящее время распростра­нения не имеет.

Граммофонные пластинки — тонкие диски из пластмассы, на поверхно­сти которых в форме спирали расположена звуковая канавка, явля­ющаяся носителем записи того или иного произведения.

Гран па (фр. grand pas — большой танец) — развернутая балетная сце­на с участием солистов и кордебалета.

Граунд (англ, ground, буквально: почва, основа) — 1. Английское на­звание кантус фирмус. 2. Английское обозначение баса остинато, а также произведений, опирающихся на него.

Греческий распев — один из распевов русской православной церкви. Греческий распев появился во второй половине XVII в. Его мелодике присущи симметрия ритма и большая по сравнению со знаменным распевом тональная устойчивость. Отдельные попевки греческого распева напоминают оборо­ты русских народных песен.

Григорианское пение (хорал) — название хоралов католической церков­ной музыки, канонизированных папой Григорием I в V I— VII вв. Григорианское пение исполнялось мужским хором в унисон. В период развития мно­гоголосия григорианское пение было тематической основой (кантус фирмус — неиз­менная мелодия) полифонических культовых произведений.

Гриф (нем. Griff — ручка, рукоятка) — 1. У струнных музыкальных ин­струментов специальная пластинка из твердых пород дерева, при­крепленная к верхней стороне шейки. Над грифом натянуты струны, при­жимая которые исполнитель сокращает вибрирующую часть и таким образом изменяет высоту звука. У некоторых инструментов гриф разде­лен на части — лады. 2. У баяна, аккордеона, гармоники — деталь корпуса, к которой прикреплена клавиатура правой руки. 3. У ду­ховых музыкальных инструментов — узел вентильного механизма. 4. У электромузыкальных инструментов — контактная планка, на ко­торую исполнитель надавливает пальцами во время игры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.