Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новосибирской области 11 страница




Маримбафон — см. Маримба (2).

Марсельеза — французская революционная песня. Написана Руже де Лилем в ночь с 25 на 26 апреля 1792 г. Была запрещена в эпоху Реставрации и Второй империи. Как государственный гимн Франции принят при Третьей республике. Официальный музыкальный текст впервые утвержден в 1887 году, новая редакция — в 1975 г.

Марш (фр. marche, буквально: шествие, хождение) — музыкальная пьеса в энергичном, четком ритме, близкому к шагу темпе. Размер 2/4, 4/4; alia breve, 6/8. Марш — жанр военной музыки, основа репертуара воен­ных оркестров. Типы марша: походный, парадный, встречный, фанфарный, похоронный. Концертный марш более сложен по фактуре и не имеет конкретного предназначения. Марш широко используется в симфониче­ской, оперной, балетной, песенной и другой музыке.

Маршевость — понятие, предложенное Д. Б. Кабалевским для обозначе­ния совокупности характерных признаков марша.

Маска (от лат. mascus — маска) — термин из вокальной педагогики. Обозначает субъективное ощущение резонирования певческого звука в верхней части лица (как бы прикрытой маской). Ощущение маски возникает при наличии в певческом звуке высокой форманты (см. Вокально-телесная схема — 5 зона).

Маски — увеселительный комический дивертисмент, состоящий из многих сцен и номеров. Был распространен в Англии XVI—XVII вв.

Массовая песня — сольная или хоровая песня разнообразной тематики, рассчитанная на массовое исполнение. Исполняется без специальной подготовки.

Матлот (фр. matelot — матрос) — французский матросский танец. Му­зыкальный размер 2/4. Исполняется в быстром темпе.

Матоуцинь, моринхур — струнный смычковый инструмент, распростра­ненный в Китае и Монголии, с четырехугольным корпусом из дерева. Две струны настроены в кварту. Используется соло и в ансамблях.

Медианта (от лат. media — делящая пополам, средняя) — 1. Третья сту­пень мажорного или минорного звукоряда, третий звук от тоники вверх — верхняя медианта. 2. Шестая ступень мажорного или минорного звукоряда, третий звук от тоники вниз — нижняя медианта. 3. Обозначение аккордов, отстоящих на терцию вверх или вниз от тоники. 4. В гри­горианских мелодиях — серединное построение, разделяющее целое пополам.

Медиатор (лат. mediator — посредник) — приспособление (пластинка из пластмассы, кожи, дерева, металла, перо, кольцо с «когтем» и др.), при помощи которого извлекают звук на щипковых инструментах (домре, мандолине, бандуре и т. д.); то же самое, что плектр.

Медиум (лат. medium — средний) — средний регистр женского певческо­го голоса. Как термин, распространен во французской вокальной школе. Медиум у сопрано — от фа1 до фа2, у меццо-сопрано — от фа1 до ре2.

Мейстерзингер (нем. Meistersinger — мастер пения) — поэт-певец из це­ховых ремесленников в Германии XIV—XVI вв. Главными центрами Meistersinge были Майнц, Страсбург, Вюрцбург, Нюрнберг. В опере «Нюрн­бергские мейстерзингеры» Р. Вагнер прославил искусство Meistersinge (в частности, Г. Са­кса).

Мелизмы (от гр. melos — песня, мелодия) — названия мелодических украшений и их условных обозначений. К мелизмам относятся: форшлаг, группетто, мордент, двойной мордент, перечеркнутый мордент, двой­ной перечеркнутый мордент, трель (см. Приложение VII). В более широком смысле к мелизмам относятся разные виды музыкальных украше­ний — колоратура, рулады, пассажи и т. д.

Мелодекламация (от гр. melos — мелодия и лат. declamatio — деклама­ция) — сочетание художественного чтения с музыкальным сопровож­дением.

Мелодика (от гр. melodikos — мелодичный, песенный) — 1. Совокуп­ность мелодических выразительных средств, свойственных музыкаль­ному направлению, композиторской школе, творчеству композитора, музыкальному произведению. 2. Паука о мелодии.

Мелодист —1. Народный певец или инструменталист в Средней Азии

и Казахстане, сочиняющий песенные или инструментальные мелодии. 2. Композитор, сочиняющий яркие, выразительные мелодии.

Мелодический интервал — см. Интервал мелодический.

Мелодический мажор — поздняя (XIX в.) разновидность мажорного ла­да, отличающаяся от натурального мажора пониженными на полутон VI и VII ступенями. Применяется очень ограниченно, главным обра­зом, при нисходящем движении мелодии (см. Приложение XVII).

Мелодический минор — разновидность минорного лада, отличающаяся от натурального минора повышенными на полутон VI и VII ступенями. При исполнении гаммы мелодического минора в нисходящем дви­жении мелодии она заменяется движением по звукоряду натураль­ного минора (см. Приложение XVII).

Мелодия (от гр. melodia — песня, пение) — одноголосное выражение об­разно-поэтического содержания музыкальной мысли. Мелодия — «самая существенная сторона музыки» (С. Прокофьев). «Дело других ком­понентов музыки — гармонии, инструментовки, контрапункта — до­полнять, дорисовывать мелодическую мысль» (М. Глинка). Мелодия может существовать и оказывать художественное воздействие в од­ноголосии, в соединении с другими голосами (полифония) или с со­провождением (гомофония). Через мелодию выявляют свои возмож­ности лад, ритм, метр, музыкальная форма, другие элементы музы­ки. Мелодия — это важнейшее выразительное средство музыки. Существуют и частные значения термина мелодия: 1. Мелодия — последовательный ряд звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы на основе лада, метра в противоположность гармонии как объединению звуков в одновременности. 2. Мелодия — в гомофонном пись­ме — главный голос, представляющий собой средоточие певучести, связанности и осмысленности. 3. Мелодия — смысловое и образное единство, концентрация музыкальной выразительности, музыкальная мысль. Тип мелодии ярко характеризует стиль, жанр, музыкального произведения, его национальный колорит.

Мелодрама (от гр. melos — песня и drama — действие) — 1. Музыкально-театральный жанр, распространенный в XVIII в.— драматическое произведение, сопровождаемое музыкой. 2. Драматическое произве­дение, отличающееся преувеличенной сентиментальностью и высоко­парностью речи.

Меломан (от гр. melos — песня и mania — безумие, неистовство) — страстный любитель музыкального искусства.

Мелопласт (от гр. melos — песня и plastos — вылепленный) — упрощен­ный метод начального обучения музыке, распространенный во Фран­ции XIX в., разработанный в 1817 г. педагогом П. Галеном. Метод мелопласта включал цифровую систему для обозначения 7-ступенной звуко­вой шкалы. Более высокая или низкая октавы обозначаются точкой над или под цифрой. Точка рядом с цифрой обозначает увеличение длительности ноты, нулевая цифра (0) — паузу, перечеркнутая на­искось цифра — хроматическое повышение или понижение звука.

Мелос (гр. melos — песня, мелодия) — обобщенное понятие песенной, мелодической основы музыки.

Мембранофоны (от лат. membrana — перепонка и гр. phone — звук) — название группы ударных музыкальных инструментов, в которых источником звука служит перепонка — кожа или пузырь животных, пленка и т. д. К мембранофонам относятся литавры, барабан, бубен и др.

Мемориальный жанр (от лат. memorialis — памятный) — жанр музы­кальных произведений, посвященных увековечиванию памяти выдаю­щихся событий или деятелей. К мемориальному жанру относятся: реквием (Дж. Вер­ди — памяти А. Мандзони, Д. Кабалевского — посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом»); похоронный марш (Ш. Кеклен — памяти П. Вайяна-Кутюрье, Э. Григ — памяти Р. Нурдрока); траур­ная кантата (Дж. Россини — «Плач муз на смерть лорда Байрона»); эпитафия (Т. Шелиговский — на смерть К. Шимановского); элегия (Ч. Перси — па­мяти И. Брамса); ламенто (А. Шенберг — «Уцелевший из Варшавы»), а также другие произведения скорбного характера.

Менестрель (фр. menestrel — состоящий на службе) — народный стран­ствующий певец-музыкант, находящийся на службе у трубадура. С XIII в. названия менестрель и трубадур стали синонимами. Особенно рас­пространено искусство menestrel было во Франции и Англии, где создава­лись школы и братства менестрелей (в которые могли вступать также и женщины — менестрели, сдавшие специальный экзамен).

Мензура (лат. mensura — мера) — 1. Вид ритмического деления длитель­ностей в мензуральной нотации. 2. Соотношение частей музыкальных инструментов по их размерам. В струнных музыкальных инструмен­тах к мензуре относятся диаметр, длина и натяжение струн; в духовых — сечение, диаметр и длина воздушного канала, а также отношение среднего диаметра канала к его длине; в язычковых — профиль, ши­рина и длина язычка

Мензуральная нотация (от лат. mensura — мера, буквально: размеренная нотация) — система записи музыки, применявшаяся в XII—XVI вв. В отличие от более ранних способов записи, мензуральная нотация фиксировала и высоту и относительную длительность звуков, что стало возможным за счет введения ритмической меры длительности — мензуры. Основ­ные знаки мензуральной нотации: максима или дуплекс лонга (двойная длинная); лон­га (длинная); бревис (короткая); семибревис (полукороткая); минима (самая малая); семиминима (полуминима). Начиная с XV в., для нот большой длительности (от минимы и выше) были введены белые знаки, а для нот меньшей длительности — черные. Постепенно знаки мензуральной нотации приобрели округленную форму и трансформировались в знаки современной нотной записи, чему способствовало установившееся соподчинение длительностей в отношении 1: 2 (основной принцип современной записи длительности звуков). В мензуральной нотации не применялось деление на такты и не записывались обозначения темпа.

Менуэт (фр. menuet, от menu — маленький, мелкий) — 1. Старинный французский танец, исполняемый плавно и грациозно. Размер 3/4. Был широко распространен и в России XVII в., где его танцевали на ассамблеях Петра I. 2. До XIX в.— третья часть произведений сонатного цикла, после XIX в.— место менуэта заняло скерцо (Л. Бет­ховен).

Месса (фр. messe, от лат. mitto — отпускаю, посылаю) — произведение для хора и солистов без сопровождения или с инструментальным сопровождением, состоящее из нескольких частей, каждая из которых написана на духовный текст и предназначена для исполнения во время католической обедни. Основные разделы мессы: 1. Кирие. 2. Гло­рия. 3. Кредо. 4. Санктус и Бенедиктус. 5. Агнус деи. Другие разде­лы включались в зависимости от того или иного церковного дня. Мессы создавали Д. Палестрина, О. Лассо, Ж. Депре, К. Монтеверди, И. С. Бах, И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер, И. Стравинский, Л. Яначек, Ф. Пуленк и др. Их произведения по содержанию значительно шире канонического литературного текста. Католическая месса по значению родственна литургии православной церкви.

Месса ди воче — динамическое украшение длительного звука в стиле бельканто, иначе — филировка звука, важный элемент вокального мастерства певца.

Мествире — грузинские странствующие музыканты-певцы и поэты, ис­полнявшие частушки (шаири), эпико-героические и сатирические песни в сопровождении наствири или гудаствири (разновидность волынки).

Металлофоны (от лат. metallum — металл и гр. phone — звук) —1. Му­зыкальные инструменты, источником звука которых является их металлическое тело (Тарелки, Лира, Треугольники, Колокола, Гонг, Вибрафон, Челеста и др.). 2. (см. Колокольчики.) Звук извлекают при помощи молоточков, палочек, колотушек и других приспособле­ний. Применяются в симфонических, духовых и эстрадных оркестрах.

Метелица — украинский народный танец-песня. Музыкальный размер 2/4. Стремительный динамичный танец со сменой фигур, разнообразными вращениями.

Метр (от гр. metron — мера) — система организации музыкального рит­ма, заключающаяся в упорядочении последовательности чередования сильных и слабых долей. Метр является важным способом органи­зации музыкального языка и имеет большое выразительное значение. В зависимости от структуры метр. бывает: простой — двух-трехдольный (акцент падает на первую долю такта); сложный — четырех-, шести-, девяти-, двенадцатидольный (состоящий из объединенных однород­ных простых метрических групп, с акцентом на первой доле каждой метрической группы); смешанный: пяти-, семидольный (состоящий из неоднородных метрических групп, с акцентом на первой доле каж­дой группы). Метр получает выражение в тактовом (метрическом) размере, обозначаемом дробью, в которой числитель показывает коли­чество долей в такте, а знаменатель — ритмическое значение доли (длительность ее звучания), выраженное в единицах современной нотации (восьмые, четвертные, половинные и т. д.).

Метриза (от фр. maitre — учитель) — 1. Во Франции и Нидерландах — музыкальная школа при католическом храме, готовившая церковных певчих. Существовали метризы с VIII в., были упразднены в 1791 г., во время буржуазной революции. 2. Церковная хоровая капелла.

Метрика (гр. metrikos — касающийся меры) — 1. Совокупность конкрет­ных проявлений метра в музыке. 2. Учение о метре.

Метроном (от гр. metron — мера и nomos — закон) — прибор для опре­деления темпа путем точного отсчета длительностей метра. Распро­странен метроном системы И. Мельцеля (патент 1816 г.). Конструктивно метроном является механическим маятником с передвижным грузиком. От положения грузика зависит скорость колебаний маятника, на шкале которого указано количество ударов маятника в минуту; в но­тах указывается количество колебаний маятника по шкале и дли­тельность ноты, соответствующей каждому удару. Напр., ©= 120 — означает, что длительность одной четвертной ноты соответствует 1/120 минуты (см. Приложение XI).

Метроритм (гр. metron — мера, rhythmos — ритм) — см. Ритм.

Мех — 1. В пневматических и язычковых инструментах — устройство для нагнетания воздуха, вызывающего колебания источника звука (фис­гармония, баян, аккордеон, орган и т. д.). 2. В механическом форте­пиано — приспособление, приводящее в действие двигательный меха­низм и пневматическую систему. 3. У волынки — мешок для воздуха, изготовляемый из шкуры животного или воздухонепроницаемой ткани.

Механика фортепианная — устройство, обеспечивающее извлечение зву­ков при помощи ударов молоточками по струнам. Механика фортепианная является сложной системой рычагов, управляющих молоточками и глуши­телями.

Механическая звукозапись — способ звукозаписи, при котором звуковые колебания, превращаясь в механические, воздействуют на резец, вы­резающий на пластинке фонограмму механической записи.

Механические музыкальные инструменты — музыкальные инструменты, снабженные специальными устройствами для исполнения музыки без непосредственного участия музыканта-исполнителя. К механическим музыкальным инструментам относятся: музыкальная шкатулка, шарманка, оркестрион.

Механическое фортепиано — фортепиано с приставным устройством для воспроизведения музыки. Первое молоточковое механическое фортепиано изготовлено А. Дебеном (1846).

Мецца-воче (ит. mezza voce — вполголоса) — особый прием вокального исполнения, требующий высокого технического мастерства: тихое, не­полное, но обладающее всеми акустическими достоинствами (кроме силы) полноценного звучания певческого голоса.

Меццо-сопрано (ит. mezzo-soprano) — средний женский голос, занима­ющий промежуточное положение между сопрано и контральто Диа­пазон меццо-сопрано: а — Ь2, ноты пишутся в скрипичном ключе. Для такого голоса написаны партии Кармен в одноименной опере Ж. Бизе, Ма­рины Мнишек в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского.

Меццо-сопрановый ключ — один из ключей группы до. Показывает, что нота до первой октавы (с1) находится на второй линейке нотного стана (см. Ключ).

Ми (mi) — 1. Одно из слоговых названий звуков; то же, что Е или е. 2. Строй транспонирующих инструментов (in E), звучащих на четыре тона ниже записи (напр., валторна).

Ми бемоль —1. Одно из слоговых названий звуков; то же, что Es или es. 2. Строй транспонирующих инструментов (in Es), звучащих: а) на 11/2 тона выше записи (напр., малый кларнет, малый корнет, саксофон-сопрано); б) на 41/2 тона ниже записи (напр., альт, валтор­на — в духовом оркестре, саксофон-альт); в) на 101/2 тонов ниже записи (баритон, саксофон).

Ми бемоль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является нота ми-бемоль (то же, что Es — dur); имеет три бемоля в ключе (си, ми, ля).

Ми бемоль минор — минорная тональность, тоникой которой является нота ми-бемоль (то же, что es-moll). Имеет шесть бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль, до). Энгармонически равна ре диез минору.

Мизерере (лат, miserere — помилуй) — католическое песнопение на текст 51-го псалма (Miserere mei Deus — «Помилуй меня, боже»). На текст мизерере Г. Аллегри, Л. Лео, А. Лотти, А. Скарлатти и др. создали много­голосные хоровые произведения.

Микроинтервалика, микрохроматика — звуковая система, использующая интервалы менее полутона и производные от них— 1/3 тона (тритон), 1/4 тона (четвертитон), 1/6 тона (шестинотон).

Миксолидийская септима —1.Интервал между I и VII ступенями в миксолидийском ладе. 2. Пониженная VII ступень натурального ма­жора.

Миксолидийский лад — см. Натуральные лады, Средневековые лады.

Микст (лат. mixtus — смешанный) — регистр певческого голоса, в кото­ром сочетаются т. н. «головное» и «грудное» звучания. С физиоло­гической точки зрения микст объясняется перестройкой с однофазной схемы продвижения звуковых импульсов от головного мозга к го­лосовым связкам на двухфазную и т. д. Хорошо обученные певцы владеют микстовым звучанием на всем диапазоне, что дает основа­ние говорить о единорегистровом звучании голоса у таких певцов. Владение микстом — показатель высокого уровня вокального мастерства, результат длительного обучения, т. к. голоса, от природы обладаю­щие микстовым звучанием, встречаются очень редко.

Ми мажор — мажорная тональность, тоникой которой является нота ми (то же, что E-dur). Имеет четыре диеза в ключе (фа, до, соль, ре).

Ми минор — минорная тональность, тоникой которой является нота ми (то же, что e-moll). Имеет один диез в ключе (фа).

Миниатюра — (ит. miniatura) — небольшая музыкальная пьеса. Расцвет миниатюры связан с творчеством Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена. Жанр миниатюры распространен и в современной музыке.

Минима — (от лат. minima — самая малая) — знак мензуральной нотации, с XIV в. обозначающий самую короткую длительность.

Минипьяно — разновидность пианино особо малого размера для неболь­ших по площади и кубатуре помещений. Основные элементы кон­струкции такие же, как у обычного фортепиано.

Миннезингер (от нем. Minne — любовь и Singer — певец) — средневеко­вый немецкий поэт-певец, автор-исполнитель произведений рыцар­ской лирики XII—XIII вв. Среди миннезингеров — Вольфрам фон Эшенбах, вклю­ченный в состязание певцов в опере Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Минорная гамма — мелодическая последовательность всех ступеней ми­норного лада: от I до VIII при движении вверх и от VIII до I — при движении вниз.

Минорный лад, минор (ит. minore — меньший) — лад, в основе которого находится малое трезвучие (между I и V ступенями). Разновидности минора: а) натуральный; б) гармонический; в) мелодический (см. Приложение XVII).

Минорное трезвучие — трезвучие, в сжатом расположении имеющее по­следовательно малую и большую терции, образующие чистую квин­ту между крайними тонами. Иначе — малое трезвучие (подробную информацию о построении минорных трезвучий, и аккордов, состоящих из звуков минорного трезвучия, можно найти в 163-м уроке «Школы»).

 

 

Миньон (от фр. mignon — крошечный) — 1. Русский бальный танец, близкий вальсу. 2. Рояль самых малых размеров. 3. Механическое фортепиано (Вельте-миньон).

Мирлитоны — музыкальные инструменты с мембраной, которая усили­вает и изменяет тембр поющего голоса (напр., гре­бешок, обернутый папиросной бумагой).

Мистерия (от гр. mysterion — тайна, таинство) — музыкальный спек­такль XIII в. Сюжеты мистерии заимствованы из Библии, Евангелия, житий святых. Представления мистерии устраивались на городских площадях и в них сочетались религиозная мистика с бытовым реализмом. Мистерия под­верглись запрету в XVI в. К мистерии по содержанию приближаются не­которые оперы и оратории («Парсифаль» Р. Вагнера, «Легенда о святом Кристофе» В. д'Энди и др.).

Многоголосие — склад музыки, основанный на сочетании трех и более самостоятельных голосов (см. Полифония) или на сочетании мелодии с аккомпанементом или аккордовым сопровождением (гомофония). Часто встречается такой вид многоголосия, который сочетает в себе признаки гомофонии и полифонии.

Многолетие — византийский приветственный обряд. Руководитель хора произносил хвалебные стихи с пожеланием многих лет жизни, хор (народ) отвечал пением «на многие годы». В Московской Руси — многолетие представляло собой юбиляцию, для исполнения которой были нужны хороший голос и виртуозная вокальная техника. Среди авто­ров многолетий В. Титов, Д. Бортнянский.

Модальный джаз — направление в современном джазе, для которого ха­рактерна свободная импровизация на связанных ладом произвольных звуках. Принцип модального джаза разработан Д. Расселом.

Модерато (ит. moderate — умеренно) — обозначение умеренного темпа, среднего между аллегро и аллегретто (см. Приложение XI).

Модератор (лат. moderor — сдерживать, умерять) — приспособление для ослабления звука у роялей и пианино.

Модернизм (от фр. moderne — новейший, современный) — художествен­ные течения XX в., для которых характерен разрыв с эстетическими нормами и традициями классического искусства, связанные с кри­зисом буржуазной культуры. Музыкальный модернизм отстаивал позиции узкоэлитарного, отчужденного искусства, выражающего состояние одиночества, пессимизма и страха перед действительностью.

Модуляция (от лат. modulatio — размеренность, мерность) — замена ос­новной тональности другой. Различают совершенную тональную модуляцию, происходящую в конце музыкального произведения, его части, пери­ода, предложения, фразы, подготовленную предварительным введением в предыдущую тональность элементов последующей, а также несовершенную модуляцию — изменение основной тональности в средине пе­риода, фразы музыкального произведения (то же, что отклонение) без закрепления в новой тональности. Внезапная модуляция — не­подготовленная смена одной тональности другой, осуществляемая через доминантовую функцию новой тональности. Переход из одной тональности в другую без всякой предварительной подготовки назы­вается сопоставлением тональностей. Ладовая модуляция — переход в одно­именную тональность другого ладового наклонения. Энгармоническая модуляция — переход в новую тональность путем энгармонической замены звуков последнего аккорда основной тональности, а также его вида.

Модус (лат. modus — мера, правило).— 1. Пять ритмических формул в сочинениях композиторов школы собора Парижской богоматери (XII—XIII вв.). 2. Общее название мензуры ноты лонга в мензу­ральной нотации.

Мозаика (от rp. musa — муза) — музыкально-сценическое произведение (чаще всего оперетта), построенное на музыке разных авторов. Боль­шое количество мозаик создал В. Валентинов («Ночь любви», «Жрица огня» и др.).

Молдавеняска (буквально: молдавская) — молдавский народный танец. Размер 2/4 или 4/4. Исполняется в быстром темпе.

Монодия (от гр. monos — один и odos — певец) — 1. В Древней Греции — пение одного солиста в сопровождении одного или нескольких ин­струментов. 2. В Италии XVI в.— вид сольного пения с инструмен­тальным сопровождением. 3. Одноголосная мелодия (сольная или унисонная).

Монодрама (от гр. monos — один и drama — драма) — драматическое произведе­ние для одного исполнителя в сопровождении оркестра или инстру­ментального ансамбля.

Моноопера (от гр. monos — один и ит. opera) — опера для одного ис­полнителя («Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Ожидание» А. Шен­берга, «Нежность» В. Губаренко).

Монотематизм (от гр. monos — один и thema — предмет обсуждения) — принцип построения музыкального произведения на материале одной темы, разрабатываемой полифонически или тонально гармонически. Черты монотематизма проявляются также в преобладающем значении одной из тем произведения.

Монохорд (гр. monochordos — однострунный) — 1. Прибор для опреде­ления высоты тона струны и ее частей. 2. Древнегреческий струнный щипковый инструмент. 3. Приспособление в фортепиано, при помо­щи которого клавишный механизм смещается в сторону (левая пе­даль). 4. Общее название однострунных музыкальных инструментов. 5. Первоначальное название клавикорда, применявшееся до XVIII в.

Мордент (ит. mordente — острый, едкий, кусающий) — название мелиз­ма. Мордент — быстрое последовательное исполнение трех нот: главной (написанной), вспомогательной (на секунду выше главной) и снова главной (см. Двойной мордент, Перечеркнутый мордент, Двойной перечеркнутый мордент) (см. Приложение VII). Обозначается знаком (подробную информацию об обозначении и исполнении мордента можно получить в 94-м уроке «Школы»).

 

 

 

Мореска (ит. moresca — мавританская) — музыкально-танцевальная сце­на, воспроизводящая борьбу христиан и мавров. Сопровождалась пением двух хоров или солистов-певцов. К. Монтеверди ввел мореску в финал оперы «Орфей» (1607).

Мотет (фр. metet, от mot —слово) — 1. В XII—XIV вв.— многоголосное вокальное произведение, в котором сочетались несколько самостоя­тельных мелодий, исполнявшихся на различные тексты (иногда на разных языках). 2. В XV—XVIII вв.— многоголосное полифоническое произведение в нескольких частях. Среди авторов мотета — Ж. Депре, О. Лассо, Д. Букстехуде, В. Моцарт, Г. Гендель. В XIX в. Мотет трак­туется как хоровое произведение, непосредственно не связанное с культом (Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Регер, Ш. Гуно и др.).

Мотив (от лат. moveo — двигаю) — 1. Наименьшее музыкальное постро­ение, включающее часть музыкальной темы, и, как правило, содержащее одну сильную метрическую долю. 2. Часть темы, способная при­обрести самостоятельное значение при разработке. 3. Напев, мелодия.

Мугам — 1. Лад азербайджанской народной музыки. Гаммы этого лада состоят из больших, малых, увеличенных секунд, расположенных в разных сочетаниях. Каждый мугам имеет свою систему подчинения ступеней, правила, определяющие движение мелодии, мелодические обороты и каденции. Известно свыше 70 ладов мугам, главными из которых являются: раст, шур, сегях, шуштер, чаргях, баяти-шираз, шахназ. Тоникой ладов мугам являются обычно четвертая ступень звукоряда. 2. Вокально-инструментальная пьеса в народной и профессиональ­ной музыке Азербайджана, где каждая часть пишется в соответству­ющем ладе — М (1) и имеет особое название.

Мугурданцис — латышский народный танец. Размер 2/4.

Музыка (гр. musike, от rnusa; музы — богини, покровительствующие нау­ке и искусствам) — вид искусства, в котором идейно-эмоциональное содержание воплощается в звуковых и художественных образах.

Музыкальная акустика — см. Акустика.

Музыкальная грамота — начальные сведения из элементарной теории музыки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.