КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новосибирской области 11 страница
Маримбафон — см. Маримба (2). Марсельеза — французская революционная песня. Написана Руже де Лилем в ночь с 25 на 26 апреля 1792 г. Была запрещена в эпоху Реставрации и Второй империи. Как государственный гимн Франции принят при Третьей республике. Официальный музыкальный текст впервые утвержден в 1887 году, новая редакция — в 1975 г. Марш (фр. marche, буквально: шествие, хождение) — музыкальная пьеса в энергичном, четком ритме, близкому к шагу темпе. Размер 2/4, 4/4; alia breve, 6/8. Марш — жанр военной музыки, основа репертуара военных оркестров. Типы марша: походный, парадный, встречный, фанфарный, похоронный. Концертный марш более сложен по фактуре и не имеет конкретного предназначения. Марш широко используется в симфонической, оперной, балетной, песенной и другой музыке. Маршевость — понятие, предложенное Д. Б. Кабалевским для обозначения совокупности характерных признаков марша. Маска (от лат. mascus — маска) — термин из вокальной педагогики. Обозначает субъективное ощущение резонирования певческого звука в верхней части лица (как бы прикрытой маской). Ощущение маски возникает при наличии в певческом звуке высокой форманты (см. Вокально-телесная схема — 5 зона). Маски — увеселительный комический дивертисмент, состоящий из многих сцен и номеров. Был распространен в Англии XVI—XVII вв. Массовая песня — сольная или хоровая песня разнообразной тематики, рассчитанная на массовое исполнение. Исполняется без специальной подготовки. Матлот (фр. matelot — матрос) — французский матросский танец. Музыкальный размер 2/4. Исполняется в быстром темпе. Матоуцинь, моринхур — струнный смычковый инструмент, распространенный в Китае и Монголии, с четырехугольным корпусом из дерева. Две струны настроены в кварту. Используется соло и в ансамблях. Медианта (от лат. media — делящая пополам, средняя) — 1. Третья ступень мажорного или минорного звукоряда, третий звук от тоники вверх — верхняя медианта. 2. Шестая ступень мажорного или минорного звукоряда, третий звук от тоники вниз — нижняя медианта. 3. Обозначение аккордов, отстоящих на терцию вверх или вниз от тоники. 4. В григорианских мелодиях — серединное построение, разделяющее целое пополам. Медиатор (лат. mediator — посредник) — приспособление (пластинка из пластмассы, кожи, дерева, металла, перо, кольцо с «когтем» и др.), при помощи которого извлекают звук на щипковых инструментах (домре, мандолине, бандуре и т. д.); то же самое, что плектр. Медиум (лат. medium — средний) — средний регистр женского певческого голоса. Как термин, распространен во французской вокальной школе. Медиум у сопрано — от фа1 до фа2, у меццо-сопрано — от фа1 до ре2. Мейстерзингер (нем. Meistersinger — мастер пения) — поэт-певец из цеховых ремесленников в Германии XIV—XVI вв. Главными центрами Meistersinge были Майнц, Страсбург, Вюрцбург, Нюрнберг. В опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнер прославил искусство Meistersinge (в частности, Г. Сакса). Мелизмы (от гр. melos — песня, мелодия) — названия мелодических украшений и их условных обозначений. К мелизмам относятся: форшлаг, группетто, мордент, двойной мордент, перечеркнутый мордент, двойной перечеркнутый мордент, трель (см. Приложение VII). В более широком смысле к мелизмам относятся разные виды музыкальных украшений — колоратура, рулады, пассажи и т. д. Мелодекламация (от гр. melos — мелодия и лат. declamatio — декламация) — сочетание художественного чтения с музыкальным сопровождением. Мелодика (от гр. melodikos — мелодичный, песенный) — 1. Совокупность мелодических выразительных средств, свойственных музыкальному направлению, композиторской школе, творчеству композитора, музыкальному произведению. 2. Паука о мелодии. Мелодист —1. Народный певец или инструменталист в Средней Азии и Казахстане, сочиняющий песенные или инструментальные мелодии. 2. Композитор, сочиняющий яркие, выразительные мелодии. Мелодический интервал — см. Интервал мелодический. Мелодический мажор — поздняя (XIX в.) разновидность мажорного лада, отличающаяся от натурального мажора пониженными на полутон VI и VII ступенями. Применяется очень ограниченно, главным образом, при нисходящем движении мелодии (см. Приложение XVII). Мелодический минор — разновидность минорного лада, отличающаяся от натурального минора повышенными на полутон VI и VII ступенями. При исполнении гаммы мелодического минора в нисходящем движении мелодии она заменяется движением по звукоряду натурального минора (см. Приложение XVII). Мелодия (от гр. melodia — песня, пение) — одноголосное выражение образно-поэтического содержания музыкальной мысли. Мелодия — «самая существенная сторона музыки» (С. Прокофьев). «Дело других компонентов музыки — гармонии, инструментовки, контрапункта — дополнять, дорисовывать мелодическую мысль» (М. Глинка). Мелодия может существовать и оказывать художественное воздействие в одноголосии, в соединении с другими голосами (полифония) или с сопровождением (гомофония). Через мелодию выявляют свои возможности лад, ритм, метр, музыкальная форма, другие элементы музыки. Мелодия — это важнейшее выразительное средство музыки. Существуют и частные значения термина мелодия: 1. Мелодия — последовательный ряд звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы на основе лада, метра в противоположность гармонии как объединению звуков в одновременности. 2. Мелодия — в гомофонном письме — главный голос, представляющий собой средоточие певучести, связанности и осмысленности. 3. Мелодия — смысловое и образное единство, концентрация музыкальной выразительности, музыкальная мысль. Тип мелодии ярко характеризует стиль, жанр, музыкального произведения, его национальный колорит. Мелодрама (от гр. melos — песня и drama — действие) — 1. Музыкально-театральный жанр, распространенный в XVIII в.— драматическое произведение, сопровождаемое музыкой. 2. Драматическое произведение, отличающееся преувеличенной сентиментальностью и высокопарностью речи. Меломан (от гр. melos — песня и mania — безумие, неистовство) — страстный любитель музыкального искусства. Мелопласт (от гр. melos — песня и plastos — вылепленный) — упрощенный метод начального обучения музыке, распространенный во Франции XIX в., разработанный в 1817 г. педагогом П. Галеном. Метод мелопласта включал цифровую систему для обозначения 7-ступенной звуковой шкалы. Более высокая или низкая октавы обозначаются точкой над или под цифрой. Точка рядом с цифрой обозначает увеличение длительности ноты, нулевая цифра (0) — паузу, перечеркнутая наискось цифра — хроматическое повышение или понижение звука. Мелос (гр. melos — песня, мелодия) — обобщенное понятие песенной, мелодической основы музыки. Мембранофоны (от лат. membrana — перепонка и гр. phone — звук) — название группы ударных музыкальных инструментов, в которых источником звука служит перепонка — кожа или пузырь животных, пленка и т. д. К мембранофонам относятся литавры, барабан, бубен и др. Мемориальный жанр (от лат. memorialis — памятный) — жанр музыкальных произведений, посвященных увековечиванию памяти выдающихся событий или деятелей. К мемориальному жанру относятся: реквием (Дж. Верди — памяти А. Мандзони, Д. Кабалевского — посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом»); похоронный марш (Ш. Кеклен — памяти П. Вайяна-Кутюрье, Э. Григ — памяти Р. Нурдрока); траурная кантата (Дж. Россини — «Плач муз на смерть лорда Байрона»); эпитафия (Т. Шелиговский — на смерть К. Шимановского); элегия (Ч. Перси — памяти И. Брамса); ламенто (А. Шенберг — «Уцелевший из Варшавы»), а также другие произведения скорбного характера. Менестрель (фр. menestrel — состоящий на службе) — народный странствующий певец-музыкант, находящийся на службе у трубадура. С XIII в. названия менестрель и трубадур стали синонимами. Особенно распространено искусство menestrel было во Франции и Англии, где создавались школы и братства менестрелей (в которые могли вступать также и женщины — менестрели, сдавшие специальный экзамен). Мензура (лат. mensura — мера) — 1. Вид ритмического деления длительностей в мензуральной нотации. 2. Соотношение частей музыкальных инструментов по их размерам. В струнных музыкальных инструментах к мензуре относятся диаметр, длина и натяжение струн; в духовых — сечение, диаметр и длина воздушного канала, а также отношение среднего диаметра канала к его длине; в язычковых — профиль, ширина и длина язычка Мензуральная нотация (от лат. mensura — мера, буквально: размеренная нотация) — система записи музыки, применявшаяся в XII—XVI вв. В отличие от более ранних способов записи, мензуральная нотация фиксировала и высоту и относительную длительность звуков, что стало возможным за счет введения ритмической меры длительности — мензуры. Основные знаки мензуральной нотации: максима или дуплекс лонга (двойная длинная); лонга (длинная); бревис (короткая); семибревис (полукороткая); минима (самая малая); семиминима (полуминима). Начиная с XV в., для нот большой длительности (от минимы и выше) были введены белые знаки, а для нот меньшей длительности — черные. Постепенно знаки мензуральной нотации приобрели округленную форму и трансформировались в знаки современной нотной записи, чему способствовало установившееся соподчинение длительностей в отношении 1: 2 (основной принцип современной записи длительности звуков). В мензуральной нотации не применялось деление на такты и не записывались обозначения темпа. Менуэт (фр. menuet, от menu — маленький, мелкий) — 1. Старинный французский танец, исполняемый плавно и грациозно. Размер 3/4. Был широко распространен и в России XVII в., где его танцевали на ассамблеях Петра I. 2. До XIX в.— третья часть произведений сонатного цикла, после XIX в.— место менуэта заняло скерцо (Л. Бетховен). Месса (фр. messe, от лат. mitto — отпускаю, посылаю) — произведение для хора и солистов без сопровождения или с инструментальным сопровождением, состоящее из нескольких частей, каждая из которых написана на духовный текст и предназначена для исполнения во время католической обедни. Основные разделы мессы: 1. Кирие. 2. Глория. 3. Кредо. 4. Санктус и Бенедиктус. 5. Агнус деи. Другие разделы включались в зависимости от того или иного церковного дня. Мессы создавали Д. Палестрина, О. Лассо, Ж. Депре, К. Монтеверди, И. С. Бах, И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер, И. Стравинский, Л. Яначек, Ф. Пуленк и др. Их произведения по содержанию значительно шире канонического литературного текста. Католическая месса по значению родственна литургии православной церкви. Месса ди воче — динамическое украшение длительного звука в стиле бельканто, иначе — филировка звука, важный элемент вокального мастерства певца. Мествире — грузинские странствующие музыканты-певцы и поэты, исполнявшие частушки (шаири), эпико-героические и сатирические песни в сопровождении наствири или гудаствири (разновидность волынки). Металлофоны (от лат. metallum — металл и гр. phone — звук) —1. Музыкальные инструменты, источником звука которых является их металлическое тело (Тарелки, Лира, Треугольники, Колокола, Гонг, Вибрафон, Челеста и др.). 2. (см. Колокольчики.) Звук извлекают при помощи молоточков, палочек, колотушек и других приспособлений. Применяются в симфонических, духовых и эстрадных оркестрах. Метелица — украинский народный танец-песня. Музыкальный размер 2/4. Стремительный динамичный танец со сменой фигур, разнообразными вращениями. Метр (от гр. metron — мера) — система организации музыкального ритма, заключающаяся в упорядочении последовательности чередования сильных и слабых долей. Метр является важным способом организации музыкального языка и имеет большое выразительное значение. В зависимости от структуры метр. бывает: простой — двух-трехдольный (акцент падает на первую долю такта); сложный — четырех-, шести-, девяти-, двенадцатидольный (состоящий из объединенных однородных простых метрических групп, с акцентом на первой доле каждой метрической группы); смешанный: пяти-, семидольный (состоящий из неоднородных метрических групп, с акцентом на первой доле каждой группы). Метр получает выражение в тактовом (метрическом) размере, обозначаемом дробью, в которой числитель показывает количество долей в такте, а знаменатель — ритмическое значение доли (длительность ее звучания), выраженное в единицах современной нотации (восьмые, четвертные, половинные и т. д.). Метриза (от фр. maitre — учитель) — 1. Во Франции и Нидерландах — музыкальная школа при католическом храме, готовившая церковных певчих. Существовали метризы с VIII в., были упразднены в 1791 г., во время буржуазной революции. 2. Церковная хоровая капелла. Метрика (гр. metrikos — касающийся меры) — 1. Совокупность конкретных проявлений метра в музыке. 2. Учение о метре. Метроном (от гр. metron — мера и nomos — закон) — прибор для определения темпа путем точного отсчета длительностей метра. Распространен метроном системы И. Мельцеля (патент 1816 г.). Конструктивно метроном является механическим маятником с передвижным грузиком. От положения грузика зависит скорость колебаний маятника, на шкале которого указано количество ударов маятника в минуту; в нотах указывается количество колебаний маятника по шкале и длительность ноты, соответствующей каждому удару. Напр., ©= 120 — означает, что длительность одной четвертной ноты соответствует 1/120 минуты (см. Приложение XI). Метроритм (гр. metron — мера, rhythmos — ритм) — см. Ритм. Мех — 1. В пневматических и язычковых инструментах — устройство для нагнетания воздуха, вызывающего колебания источника звука (фисгармония, баян, аккордеон, орган и т. д.). 2. В механическом фортепиано — приспособление, приводящее в действие двигательный механизм и пневматическую систему. 3. У волынки — мешок для воздуха, изготовляемый из шкуры животного или воздухонепроницаемой ткани. Механика фортепианная — устройство, обеспечивающее извлечение звуков при помощи ударов молоточками по струнам. Механика фортепианная является сложной системой рычагов, управляющих молоточками и глушителями. Механическая звукозапись — способ звукозаписи, при котором звуковые колебания, превращаясь в механические, воздействуют на резец, вырезающий на пластинке фонограмму механической записи. Механические музыкальные инструменты — музыкальные инструменты, снабженные специальными устройствами для исполнения музыки без непосредственного участия музыканта-исполнителя. К механическим музыкальным инструментам относятся: музыкальная шкатулка, шарманка, оркестрион. Механическое фортепиано — фортепиано с приставным устройством для воспроизведения музыки. Первое молоточковое механическое фортепиано изготовлено А. Дебеном (1846). Мецца-воче (ит. mezza voce — вполголоса) — особый прием вокального исполнения, требующий высокого технического мастерства: тихое, неполное, но обладающее всеми акустическими достоинствами (кроме силы) полноценного звучания певческого голоса. Меццо-сопрано (ит. mezzo-soprano) — средний женский голос, занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто Диапазон меццо-сопрано: а — Ь2, ноты пишутся в скрипичном ключе. Для такого голоса написаны партии Кармен в одноименной опере Ж. Бизе, Марины Мнишек в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского. Меццо-сопрановый ключ — один из ключей группы до. Показывает, что нота до первой октавы (с1) находится на второй линейке нотного стана (см. Ключ). Ми (mi) — 1. Одно из слоговых названий звуков; то же, что Е или е. 2. Строй транспонирующих инструментов (in E), звучащих на четыре тона ниже записи (напр., валторна). Ми бемоль —1. Одно из слоговых названий звуков; то же, что Es или es. 2. Строй транспонирующих инструментов (in Es), звучащих: а) на 11/2 тона выше записи (напр., малый кларнет, малый корнет, саксофон-сопрано); б) на 41/2 тона ниже записи (напр., альт, валторна — в духовом оркестре, саксофон-альт); в) на 101/2 тонов ниже записи (баритон, саксофон). Ми бемоль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является нота ми-бемоль (то же, что Es — dur); имеет три бемоля в ключе (си, ми, ля). Ми бемоль минор — минорная тональность, тоникой которой является нота ми-бемоль (то же, что es-moll). Имеет шесть бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль, до). Энгармонически равна ре диез минору. Мизерере (лат, miserere — помилуй) — католическое песнопение на текст 51-го псалма (Miserere mei Deus — «Помилуй меня, боже»). На текст мизерере Г. Аллегри, Л. Лео, А. Лотти, А. Скарлатти и др. создали многоголосные хоровые произведения. Микроинтервалика, микрохроматика — звуковая система, использующая интервалы менее полутона и производные от них— 1/3 тона (тритон), 1/4 тона (четвертитон), 1/6 тона (шестинотон). Миксолидийская септима —1.Интервал между I и VII ступенями в миксолидийском ладе. 2. Пониженная VII ступень натурального мажора. Миксолидийский лад — см. Натуральные лады, Средневековые лады. Микст (лат. mixtus — смешанный) — регистр певческого голоса, в котором сочетаются т. н. «головное» и «грудное» звучания. С физиологической точки зрения микст объясняется перестройкой с однофазной схемы продвижения звуковых импульсов от головного мозга к голосовым связкам на двухфазную и т. д. Хорошо обученные певцы владеют микстовым звучанием на всем диапазоне, что дает основание говорить о единорегистровом звучании голоса у таких певцов. Владение микстом — показатель высокого уровня вокального мастерства, результат длительного обучения, т. к. голоса, от природы обладающие микстовым звучанием, встречаются очень редко. Ми мажор — мажорная тональность, тоникой которой является нота ми (то же, что E-dur). Имеет четыре диеза в ключе (фа, до, соль, ре). Ми минор — минорная тональность, тоникой которой является нота ми (то же, что e-moll). Имеет один диез в ключе (фа). Миниатюра — (ит. miniatura) — небольшая музыкальная пьеса. Расцвет миниатюры связан с творчеством Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена. Жанр миниатюры распространен и в современной музыке. Минима — (от лат. minima — самая малая) — знак мензуральной нотации, с XIV в. обозначающий самую короткую длительность. Минипьяно — разновидность пианино особо малого размера для небольших по площади и кубатуре помещений. Основные элементы конструкции такие же, как у обычного фортепиано. Миннезингер (от нем. Minne — любовь и Singer — певец) — средневековый немецкий поэт-певец, автор-исполнитель произведений рыцарской лирики XII—XIII вв. Среди миннезингеров — Вольфрам фон Эшенбах, включенный в состязание певцов в опере Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Минорная гамма — мелодическая последовательность всех ступеней минорного лада: от I до VIII при движении вверх и от VIII до I — при движении вниз. Минорный лад, минор (ит. minore — меньший) — лад, в основе которого находится малое трезвучие (между I и V ступенями). Разновидности минора: а) натуральный; б) гармонический; в) мелодический (см. Приложение XVII). Минорное трезвучие — трезвучие, в сжатом расположении имеющее последовательно малую и большую терции, образующие чистую квинту между крайними тонами. Иначе — малое трезвучие (подробную информацию о построении минорных трезвучий, и аккордов, состоящих из звуков минорного трезвучия, можно найти в 163-м уроке «Школы»).
Миньон (от фр. mignon — крошечный) — 1. Русский бальный танец, близкий вальсу. 2. Рояль самых малых размеров. 3. Механическое фортепиано (Вельте-миньон). Мирлитоны — музыкальные инструменты с мембраной, которая усиливает и изменяет тембр поющего голоса (напр., гребешок, обернутый папиросной бумагой). Мистерия (от гр. mysterion — тайна, таинство) — музыкальный спектакль XIII в. Сюжеты мистерии заимствованы из Библии, Евангелия, житий святых. Представления мистерии устраивались на городских площадях и в них сочетались религиозная мистика с бытовым реализмом. Мистерия подверглись запрету в XVI в. К мистерии по содержанию приближаются некоторые оперы и оратории («Парсифаль» Р. Вагнера, «Легенда о святом Кристофе» В. д'Энди и др.). Многоголосие — склад музыки, основанный на сочетании трех и более самостоятельных голосов (см. Полифония) или на сочетании мелодии с аккомпанементом или аккордовым сопровождением (гомофония). Часто встречается такой вид многоголосия, который сочетает в себе признаки гомофонии и полифонии. Многолетие — византийский приветственный обряд. Руководитель хора произносил хвалебные стихи с пожеланием многих лет жизни, хор (народ) отвечал пением «на многие годы». В Московской Руси — многолетие представляло собой юбиляцию, для исполнения которой были нужны хороший голос и виртуозная вокальная техника. Среди авторов многолетий В. Титов, Д. Бортнянский. Модальный джаз — направление в современном джазе, для которого характерна свободная импровизация на связанных ладом произвольных звуках. Принцип модального джаза разработан Д. Расселом. Модерато (ит. moderate — умеренно) — обозначение умеренного темпа, среднего между аллегро и аллегретто (см. Приложение XI). Модератор (лат. moderor — сдерживать, умерять) — приспособление для ослабления звука у роялей и пианино. Модернизм (от фр. moderne — новейший, современный) — художественные течения XX в., для которых характерен разрыв с эстетическими нормами и традициями классического искусства, связанные с кризисом буржуазной культуры. Музыкальный модернизм отстаивал позиции узкоэлитарного, отчужденного искусства, выражающего состояние одиночества, пессимизма и страха перед действительностью. Модуляция (от лат. modulatio — размеренность, мерность) — замена основной тональности другой. Различают совершенную тональную модуляцию, происходящую в конце музыкального произведения, его части, периода, предложения, фразы, подготовленную предварительным введением в предыдущую тональность элементов последующей, а также несовершенную модуляцию — изменение основной тональности в средине периода, фразы музыкального произведения (то же, что отклонение) без закрепления в новой тональности. Внезапная модуляция — неподготовленная смена одной тональности другой, осуществляемая через доминантовую функцию новой тональности. Переход из одной тональности в другую без всякой предварительной подготовки называется сопоставлением тональностей. Ладовая модуляция — переход в одноименную тональность другого ладового наклонения. Энгармоническая модуляция — переход в новую тональность путем энгармонической замены звуков последнего аккорда основной тональности, а также его вида. Модус (лат. modus — мера, правило).— 1. Пять ритмических формул в сочинениях композиторов школы собора Парижской богоматери (XII—XIII вв.). 2. Общее название мензуры ноты лонга в мензуральной нотации. Мозаика (от rp. musa — муза) — музыкально-сценическое произведение (чаще всего оперетта), построенное на музыке разных авторов. Большое количество мозаик создал В. Валентинов («Ночь любви», «Жрица огня» и др.). Молдавеняска (буквально: молдавская) — молдавский народный танец. Размер 2/4 или 4/4. Исполняется в быстром темпе. Монодия (от гр. monos — один и odos — певец) — 1. В Древней Греции — пение одного солиста в сопровождении одного или нескольких инструментов. 2. В Италии XVI в.— вид сольного пения с инструментальным сопровождением. 3. Одноголосная мелодия (сольная или унисонная). Монодрама (от гр. monos — один и drama — драма) — драматическое произведение для одного исполнителя в сопровождении оркестра или инструментального ансамбля. Моноопера (от гр. monos — один и ит. opera) — опера для одного исполнителя («Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Ожидание» А. Шенберга, «Нежность» В. Губаренко). Монотематизм (от гр. monos — один и thema — предмет обсуждения) — принцип построения музыкального произведения на материале одной темы, разрабатываемой полифонически или тонально гармонически. Черты монотематизма проявляются также в преобладающем значении одной из тем произведения. Монохорд (гр. monochordos — однострунный) — 1. Прибор для определения высоты тона струны и ее частей. 2. Древнегреческий струнный щипковый инструмент. 3. Приспособление в фортепиано, при помощи которого клавишный механизм смещается в сторону (левая педаль). 4. Общее название однострунных музыкальных инструментов. 5. Первоначальное название клавикорда, применявшееся до XVIII в. Мордент (ит. mordente — острый, едкий, кусающий) — название мелизма. Мордент — быстрое последовательное исполнение трех нот: главной (написанной), вспомогательной (на секунду выше главной) и снова главной (см. Двойной мордент, Перечеркнутый мордент, Двойной перечеркнутый мордент) (см. Приложение VII). Обозначается знаком (подробную информацию об обозначении и исполнении мордента можно получить в 94-м уроке «Школы»).
Мореска (ит. moresca — мавританская) — музыкально-танцевальная сцена, воспроизводящая борьбу христиан и мавров. Сопровождалась пением двух хоров или солистов-певцов. К. Монтеверди ввел мореску в финал оперы «Орфей» (1607). Мотет (фр. metet, от mot —слово) — 1. В XII—XIV вв.— многоголосное вокальное произведение, в котором сочетались несколько самостоятельных мелодий, исполнявшихся на различные тексты (иногда на разных языках). 2. В XV—XVIII вв.— многоголосное полифоническое произведение в нескольких частях. Среди авторов мотета — Ж. Депре, О. Лассо, Д. Букстехуде, В. Моцарт, Г. Гендель. В XIX в. Мотет трактуется как хоровое произведение, непосредственно не связанное с культом (Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Регер, Ш. Гуно и др.). Мотив (от лат. moveo — двигаю) — 1. Наименьшее музыкальное построение, включающее часть музыкальной темы, и, как правило, содержащее одну сильную метрическую долю. 2. Часть темы, способная приобрести самостоятельное значение при разработке. 3. Напев, мелодия. Мугам — 1. Лад азербайджанской народной музыки. Гаммы этого лада состоят из больших, малых, увеличенных секунд, расположенных в разных сочетаниях. Каждый мугам имеет свою систему подчинения ступеней, правила, определяющие движение мелодии, мелодические обороты и каденции. Известно свыше 70 ладов мугам, главными из которых являются: раст, шур, сегях, шуштер, чаргях, баяти-шираз, шахназ. Тоникой ладов мугам являются обычно четвертая ступень звукоряда. 2. Вокально-инструментальная пьеса в народной и профессиональной музыке Азербайджана, где каждая часть пишется в соответствующем ладе — М (1) и имеет особое название. Мугурданцис — латышский народный танец. Размер 2/4. Музыка (гр. musike, от rnusa; музы — богини, покровительствующие науке и искусствам) — вид искусства, в котором идейно-эмоциональное содержание воплощается в звуковых и художественных образах. Музыкальная акустика — см. Акустика. Музыкальная грамота — начальные сведения из элементарной теории музыки.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |