Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новосибирской области 12 страница




Музыкальная драма — 1.Одно из названий оперы, употребляющееся в XVI в. 2. Название музыкально-сценического произведения, постро­енного по принципам драматического театра (напр., музыкальная драма Р. Вагне­ра). 3. Опера драматического характера со сквозным развитием драматического действия («Отелло» Дж. Верди, «Хованщина» М. Му­соргского).

Музыкальная драматургия — воплощение в музыке драматического дей­ствия. Музыкальная драматургия определяет форму, композицию и средства выразитель­ности музыкально-драматического произведения (оперы, балета, опе­ретты, оратории и т. д.).

Музыкальная иллюстрация — 1. Музыкальное сопровождение немых ки­нофильмов. 2. Включение в лекцию (урок, беседу) по искусству, литературе и т. д. музыкальных произведений или отрывков, спо­собствующих лучшему усвоению лекции (урока, беседы).

Музыкальная комедия — название музыкально-сценических произведений комедийного плана (оперетта, комическая опера, зингшпиль, мюзикл и т. д.), распространенное в нашей стране. В жанре музыкальной комедии работали Б. Александров, К. Листов, Ю. Милютин, А. Рябов, И. Дунаевский.

Музыкальная литература —1.Литература о музыке (книги, журналы, газеты и т. д.). 2. Совокупность музыкальных произведений (нотные издания). 3. Учебный курс, знакомящий учащихся с образцами му­зыкального творчества разных эпох, народов, стилей, жанров, форм и дающий начальные сведения из истории музыки.

Музыкальная память — способность запоминать и узнавать музыку, ис­полнять ее без нот. Существует несколько видов музыкальной памяти: слуховая, когда запоминание музыкального произведения происходит путем закрепления на слух всех элементов музыки; зрительная — запоми­нание нотного текста, «фотографирование» его; моторная, опираю­щаяся на автоматизацию движений, запоминание мышечных, вибра­ционных и др. ощущений.

Музыкальная психология — наука, изучающая психологические законо­мерности, механизмы и условия музыкальной деятельности челове­ка, их влияние на строение музыкальной речи, формирование, функ­ционирование и эволюцию музыкальных средств. Музыкальная психология тесно связана с общей психологией, психофизиологией, психолингвистикой, акусти­кой, педагогической и другими науками. Охватывая все виды музы­кальной деятельности — сочинение, восприятие, исполнение, анализ музыкальных явлений, музыкальная психология делится на ряд взаимосвязанных смеж­ных областей.

Музыкальная самодеятельность — творчество широких масс народа в области музыкального искусства, форма проявления творческой ини­циативы в области как индивидуального, коллективного исполнительства, так и создания новых музыкальных произведений.

Музыкальная терапия — лечение заболеваний музыкой. Музыкальная терапия эффектив­на при заболеваниях нервной системы, лечении заикания и др. бо­лезней.

Музыкальная фольклористика — научная дисциплина, изучающая народ­ное музыкальное творчество.

Музыкальная форма —1. Целостная, организованная система вырази­тельных средств музыки (мелодия, ритм, гармония и т. д.), при по­мощи которых в музыкальном произведении воплощается его идей­но-образное содержание. 2. Построение, структура музыкального произведения, соотношение его частей. Элементами музыкальной формы являются: мотив, фраза, предложение, период. Различные способы развития и сопоставления элементов приводят к образованию разнообразных музыкальных форм. Основные музыкальные формы: двухчастная, трехчастная, сонатная форма, вариации, куплетная форма, группа циклических форм, свободные формы и т. д. Единство содержания и формы музыкального произведения — главное условие и одновременно признак его художественной цен­ности.

Музыкальная шкатулка — механический музыкальный инструмент, в ко­тором источником звука является набор металлических язычков раз­ного размера, которые задевает валик, вызывающий звучание при помощи специально размещённых на нем игровых штифтов. Язычки настроены диатонически в тональности исполняемой пьесы.

Музыкальная эксцентрика (от лат. excentricus — вне центра) — цирковой или эстрадный жанр, трюковое исполнение музыкальных произведений на обычных или специально сконструированных для этого инструментах.

Музыкальная эстетика — см. Эстетика музыкальная.

Музыкальная этнография —см. Этнография музыкальная.

Музыкальное воспитание — систематическое целенаправленное развитие музыкальной культуры и музыкальных способностей человека, вос­питание в нем отзывчивости к музыке, глубокого целостного пони­мания и переживания ее содержания, процесс передачи обществен­но-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению. Музыкальное воспитание включает элементы музыкального обучения и музыкального образования. Музыкальное образование — профессиональное обучение музыкальному искусству (творчеству, исполнительству) и музыкальной науке, а так­же совокупность знаний, приобретенных в результате такого обуче­ния.

Музыкальное общество (хоровое общество, музыкально-хоровое общест­во) — массовая добровольная общественная организация, объединя­ющая музыкантов-профессионалов и любителей музыки, активно способствующих развитию и пропаганде музыкального искусства.

Музыкальное оформление — музыкальное сопровождение драматическо­го спектакля, кинофильма, радио- или телепередачи, циркового пред­ставления. Существует два вида музыкального оформления — компилятивное, когда ис­пользуются отрывки из музыкальных произведений, написанных ра­нее, и специальное, т. е. создание музыки специально для данного случая. Музыкальное оформление содействует более полному раскрытию художественного содержания произведения.

Музыкально-педагогическое образование — профессиональная подготов­ка учителей музыки, специалистов массового музыкального воспита­ния детей, а также педагогов отдельных музыкальных предметов.

Музыкальность — комплекс природных задатков, создающих предпосыл­ки для воспитания в индивидууме музыкального вкуса, способности полноценно воспринимать музыку, возможности стать профессио­нальным музыкантом.

Музыкальные инструменты — инструменты, предназначенные для извле­чения музыкальных звуков и ритмически организованных шумов, используются для сольного и группового исполнения музыки. По общепринятой классификации музыкальные инструменты делятся на: 1. Струнные — смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас и др.); — щипковые (арфа, балалайка, гусли домра и др.),— ударно-клавишные (клавикорд, фортепиано); щипково-клавишные (клавесин). 2. Духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, туба и др.). 3. Пневматические (волынка, орган и т. д.). 4. Язычковые (фисгармония, аккордеон, баян, концертина и др.). 5. Ударные (ли­тавры, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчики, тре­угольник, гонг, тарелки, кастаньеты и др.). 6. Электромузыкальные инструменты.

Музыкальный диктант — записывание музыкального текста на слух, од­на из форм учебной работы, способствующая развитию музыкального слуха. Применяется на занятиях по сольфеджио.

Музыкальный звук — см. Звук.

Музыкальный момент (лат. momentum — мгновение, миг) — небольшая фортепианная пьеса, близкая по характеру к экспромту. Образцы музыкального момента созданы Ф. Шубертом, С. Рахманиновым.

Музыкальный слух — способность воспринимать, различать, представлять и воспроизводить высотные, метроритмические, динамические и дру­гие соотношения звуков (см. Слух).

Музыкальный строй — см. Строй.

Музыкальный театр — исполнительский коллектив, осуществляющий по­становку произведений музыкально-сценических жанров (опер, бале­тов, оперетт, музыкальных комедий, мюзиклов и т. д.).

Музыкальный ящик — заводной механический музыкальный инструмент, усовершенствованная музыкальная шкатулка. В музыкальном ящике действие языч­ков регулируются не расположением штифтов на валике, а специ­альным металлическим диском с зубцами, заставляющими звучать язычки. Заменяя диски, можно воспроизводить на музыкальном ящике различные произведения.

Музыкант — человек, профессионально владеющий музыкальной специ­альностью (композитор, дирижер, певец, инструменталист и т. д.).

Музыковед — специалист в области музыкознания: историк музыки, музыкальный теоретик, критик, фольклорист, инструментовед. Музыковеды ведут пе­дагогическую, научно-исследовательскую, лекторскую и др. работу.

Музыковедение, музыкознание — наука, изучающая музыку как осо­бую форму художественного освоения мира в ее конкретной социаль­но-исторической обусловленности, отношении к другим видам худо­жественной деятельности и духовной культуре общества, специфи­ческие особенности и закономерности, определяющие своеобразный характер отражения действительности в музыке. В структуру музыковедения вхо­дит ряд взаимосвязанных дисциплин исторического (всеобщая исто­рия музыки, музыкальная история отдельных национальных культур или их групп, история видов и жанров и т. д.) и теоретического (гар­мония, полифония, ритмика, метрика, мелодика, инструментовка) направлений, музыкальная фольклористика, музыкальная социология, музыкальная эстетика, а также смежные науки (музыкальная аку­стика, инструментоведение, нотография и др.).

Мукам — в уйгурской музыке — цикл музыкальных пьес, выдержанных в определенном ладе. Звукоряды мукам диатонические, с возникающими при исполнении интервалами в 1/4 тона и меньше. Известно 12 мукамов — «Рак», «Чобият», «Мушавирэк», «Чиригах», «Пэнджичах» и др. Род­ственные мукаму явления — Макам, Маком, Мугам, Рага.

Мундштук (нем. Mundstuck, от Mund — рот, Stuck — кусок) — деталь духовых инструментов, служащая для извлечения звука. Во время игры, исполнитель прижимает мундштук к губам или берет его в рот, вдувая воздух в канал инструмента и благодаря этому извлекая звук.

Муньейра (от галисийского muineira — мельница) — испанский парный танец, сопровождаемый пением. Размер 6/8; характер оживленный.

Мутация (от лат. mutatio — изменения, перемена, перелом) — 1. Пере­ход из одного гексахорда в другой, применявшийся в сольмизационной системе раннего средневековья. 2. Изменение голоса при переходе от детского возраста к юношескому. Очень остро мутация проходит у мальчиков, охране и гигиене голосового аппарата которых в это время следует уделять особое внимание. Мутация у девочек носит характер эволюции и, как правило, проходит без обострений. 3. Перемена строя в пар­тии литавры, обозначается словами: mutain. 4. Перемена инструмен­та (напр., гобоя на англ., рожок).

Мюзет (фр. musette — волынка) — 1. Музыкальный инструмент типа во­лынки, со складчатым кожаным мехом, двумя мелодическими труб­ками и патрубком для перестройки инструмента. 2. Духовой му­зыкальный инструмент, упрощенный гобой. 3. Старинный француз­ский народный танец. Темп быстрый. Размер 2/4, 6/4, 6/8.

Мюзик-холл (англ. music-hall — концертный зал) — вид эстрадного искус­ства, основанного на тематических эстрадных обзорах-ревю, театра­лизованные концертные программы.

Мюзикл (от англ. musical play — музыкальный спектакль) — музыкаль­но-сценическое произведение (часто комедийное), в котором исполь­зованы разнообразные жанры и выразительные средства современной и бытовой музыки, хореографии, оперетты и оперы. К лучшим об­разцам мюзикла принадлежат: «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Целуй меня, Кэт» К. Портера и др.

 

Набат (от арабского набаут — барабанный бой) — 1. Старинный рус­ский барабан огромных размеров. 2. Большой колокол, в который били, чтобы подать сигнал тревоги.

Нагара — общее название азербайджанских барабанов (большого, сред­него и малого). Применяются в качестве ритмического инструмента в ансамблях с зурнами и баламанами.

Нагора — узбекско-таджикские и армянские парные керамические литав­ры, не имеющие точной настройки. Используется в ансамблях как ритмический инструмент.

Наигрыш — народная инструментальная мелодия (плясовая, танцеваль­ная), с сопровождением или без него.

Най — 1. Арабо-иранская продольная флейта с 6—8-ю игровыми отвер­стиями. 2. Среднеазиатская продольная флейта с 6-ю игровыми от­верстиями (узбекская и таджикская). 3. Молдавская и румынская многоствольная флейта, состоящая из 8 — 24-х деревянных трубок разной длины, закрепленных в одной обойме.

Наклонение — 1. Различие ладов, обусловленное наличием интервала большой (мажорной) или малой (минорной) терции между I и III ступенями. Существует два наклонения — мажорное и минорное, каждое из которых включает несколько разновидностей, зависящих от поло­жения II, IV, VI и VII ступеней. 2. В древнегреческой музыке — тип тетрахорда и лада, определяемый величиной интервалов между сту­пенями звукоряда. Существовали три наклонения — диатоническое, хромати­ческое, энгармоническое.

Накры — русский ударный ритмический инструмент, керамические ли­тавры типа нагоры или диплипито.

Нао — 1. Древнекитайский самозвучащий ударный инструмент в форме эллиптической чаши с патрубком, отходящим от дна. Звук извлекал­ся ударом и означал прекращение барабанного боя. 2. Нао, наоба, ба, ча — китайский ударный инструмент, род оркестровых металличес­ких тарелок.

Напев — мелодия, исполняемая певцом.

Народная музыка, музыкальный фольклор — вокальное, инструменталь­ное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творче­ство народа, опирающееся на исторически складывающиеся и посто­янно развивающиеся традиции различных групп и слоев населения. Народная музыка слагается и передается устно от исполнителя к исполнителю, от поколения к поколению, образуя т. н. традиционный фольклор. В различных жанрах народной музыки сложились разнообразные типы мелоса, многоголосия, ладозвукорядных систем, ритмики, формы, соответ­ствующие каждому типу культуры. Исполнители народной музыки: кобзари, гусляры, скоморохи, лэутары, ашуги, акыны, кюйши, менестрели, шпильманы и т. д.— изменяют форму народной музыки в соответствии с требо­ваниями современности, сохраняя ее национальную самобытность. Народная музыка является основой и главным источником профессионального творчества композиторов. Изучением народной музыки занимается музыкальная фольклористика.

Народная песня — небольшое, как правило, куплетное, вокально-поэти­ческое произведение, создаваемое и существующее в единстве слова и напева. Для народной песни характерно неограниченное множество жанров (эпические, лирические, трудовые, бытовые, сатирические, обрядовые, исторические, революционные и др.) и исполнителей (от соль­ных до массовых с развитыми формами полифонии), разно­образие мелодических стилей, ритмов, ладовых особенностей и т. д. Народная песня — художественный итог творчества многих поколений, его ос­новной вид.

Народный хор — хоровой коллектив, исполняющий народные песни (или специально написанные для такого коллектива произведения) с соблю­дением присущих им особенностей (фактура, голосоведение, зву­кообразование, вокальная манера, произношение и т. д.).

Народные музыкальные инструменты — музыкальные инструменты, рас­пространенные в народной музыкальной практике. Каждый народ имеет свои народные музыкальные инструменты: русские — гусли, балалайку; украинцы — банду­ру, кобзу; итальянцы — мандолину; испанцы — гитару и т. д. Мно­гие народные инструменты получили распространение в других стра­нах, стали народными, многие — вошли в состав профессиональных коллективов и утратили свою непосредственную связь с бытованием в народе.

Народные танцы — танцы, созданные народом и распространенные в на­родном быту. Русские народные танцы — трепак, барыня; украинские — казачёк, гопак; белорусские — бульба и т. д.

Натуральный звукоряд — см. Гармонический ряд.

Натуральные лады — группа 7-ступенных строго диатонических ладов, исключающих видоизменения основных ступеней, хроматизмы, аль­терации. К натуральным ладам относятся обычно лады народной музыки (полные и неполные): эолийский (натуральный минор), ионийский (натураль­ный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, диатонические переменные, локрийский, ангемитонная пентатоника. Особенности звучания натуральных ладов применяются композиторами (Э. Григ, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, И. Стравинский, Б. Барток, Д. Дебюсси и др.) в колористических целях (см. Приложение XVII).

Натуральный мажор — разновидность мажора, звукоряд которого по­строен по формуле: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (1, 1, 1/2, 1, 1, 1, 1/2) (см. Приложение XVII)).

Натуральный минор — разновидность минора, звукоряд которого по­строен по формуле: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (1, 1/2, 1, 1, 1/2, 1, 1) (см. Приложение XVII)).

Неаккордовые звуки — звуки мелодии, не входящие в состав сопрово­ждающего их аккорда. К неаккордовым звукам относятся: вспомогательные, проходя­щие звуки, задержание, предъем, камбиата, апподжиатура, скачковый тон. Неаккордовые звуки не применяются одновременно с аккордовыми в одном регистре, кроме случаев, когда мелодия и аккорд имеют существенно различающиеся тембры.

Неаккордовые тоны — звуки любого голоса в многоголосной музыке, ко­торые не входят в состав аккорда, образуемого другими голосами, и нарушают его терцовое строение. К неаккордовым тонам относятся: проходящий звук, вспомогательный звук, задержание.

Неаполитанский секстаккорд — секстаккорд (первое обращение трезвучия) II пониженной ступени в миноре (или минорная субдоминанта с малой секстой вместо квинты).

Невмы (гр. neuma — кивок, знак) — музыкальная нотация, предшество­вавшая современной записи нот. Невмы состояли из различных знаков (черточек, точек, запятых и т. д.) и их комбинаций. Невмы применялись для записи вокальной музыки и показывали направление движения мелодии, не определяя ее точного высотного положения.

Немая клавиатура — аппарат для беззвучной тренировки пальцев пиа­ниста, изобретенный А. Верджилем. Использование немой клавиатуры ведет к фор­мальному развитию техники вне слухового контроля и музыкально-слуховых представлений.

Неполный такт — первый или последний такт музыкального произведе­ния или его самостоятельной части, в котором сумма длительностей звуков и пауз меньше тактового размера.

Неполный хор — смешанный хор без одной или двух неоднородных партий.

Несимметричные такты — сложные такты, образованные из нескольких простых тактов разного размера (иначе — смешанные такты). Несимметричные такты бывают: а) двухчастные (т. е. с двумя акцентами) —5/8, 5/4; б) трехчастные (т. е. с тремя акцентами) — 7/8, 7/4 и др.

Неустойчивые ступени лада — звуки лада, тяготеющие к устойчивым ступеням лада. В ладах мажоро-минорной системы неустойчивыми являются II, IV, VI, VII ступени, т. е. не входящие в состав тони­ческого трезвучия. В мелодических ладах неустойчивы все ступени, кроме тоники.

Нижний вводный тон — см. Вводный тон.

Нижний голос — самый низкий голос в музыке многоголосного (двух и более) склада; иначе — бас.

Нижний тетрахорд — см. Тетрахорд.

Нижняя доминанта — см. Субдоминанта.

Нижняя медианта — см. Медианта (2).

Нижняя тоника — 1 ступень звукоряда (в отличие от верхней тоники — VIII ступени).

Низкая певческая форманта — группа обертонов (300—600 Гц), придаю­щих голосу певца «мягкость» и «массивность».

Нитка — линия, на которой в партитуре записывают партию ударного инструмента без установленной высоты звука, т. с. ритмический ри­сунок партии (см. Приложение 1).

Новая тональность — тональность, в которую происходит модуляция из старой (предыдущей) тональности.

Новеллетта (ит. novelletta — небольшой рассказ) — небольшая инстру­ментальная пьеса лирико-повествовательного характера (реже дра­матического или жанрового). Название новелетта впервые применил Р. Шу­ман (Восемь новелетт для ф-но, 1838). Позднее новелетты встречаются у 3. Фибиха, Ф. Пуленка, М. Балакирева, А. Глазунова, А. Лядова и др.

Новемоль (от лат. novem — девять) — ритмическая фигура из девяти нот, образуемая путем деления простого двух — четырехдольного такта на девять частей. Если основной длительностью является целая нота, то новемоль пишется восьмыми нотами, если половинная — шестна­дцатыми и т. д. (см. Приложение XV).

Ноктюрн (фр. nocturne — ночной) — лирическая пьеса с широкой напев­ной мелодией, тема которой определенным образом связана с худо­жественными образами ночи. Образцы ноктюрна — в творчестве В. Моцарта, И. Гайдна, Д. Фильда, Ф. Шопена, Р. Шумана, К. Дебюсси, М. Глин­ки, А. Бородина, П. Чайковского и др.

Ном (гр. nomos — закон, обычай) — в древнегреческой музыке напев, мелодия, тип мелодии, мелодическая модель, служившая основой для исполнения музыкально-поэтических произведений певцами-рап­содами.

Номер (от лат. numerus — число) — 1. Отдельное законченное выступ­ление одного или нескольких артистов в концерте. 2. Самостоятель­ные, законченные по форме музыкальные эпизоды в опере, оратории, балете, реквиеме, кантате и т. д.

Нона (от лат. nona — девятая) — 1. Один из составных интервалов, со­стоящий из 9 ступеней звукоряда. Обозначается цифрой 9. Нону можно рассматривать как секунду через октаву. Малая нона — интервал, со­держащий б1/2 тонов. Большая нона — 7 тонов. 2. Девятая ступень от заданной (см. Приложение X).

Нонаккорд — аккорд, состоящий из пяти различных звуков, размещен­ных по терциям и занимающих объем ноны. Обозначается цифрой 9 (см. Приложение XIV). Составные звуки нонаккорда называются: основной тон (прима (1)), терцовый тон (3), квинтовый тон (5), септимовый тон (7), ноновый тон (9). Нонаккорд, построенный на V ступени лада, называется доминантнонаккордом. Обращения нонаккорда самостоятельных названий не имеют (подробную информацию о построении нонаккордов можно найти в 164-м уроке «Школы»).

 

 

Нонет (от лат. nonus — девятый) — 1. Ансамбль, состоящий из девяти исполнителей. 2. Произведение для девяти исполнителей с отдельной партией у каждого.

Нон легато (ит. non legato — не связывая) — способ исполнения, при котором переход от одного звука к другому происходит отделен­но, но не отрывисто. Один из основных видов артикуляции и штрихов.

Нота (ит. nota — знак, заметка) — знак, применяемый для записи му­зыкальных звуков и указывающий их длительность. Положение ноты на нотном стане указывает высотное положение звука. По длитель­ности ноты бывают: бревис (двойная целая), целые, половинные, чет­вертные, восьмые, шестнадцатые и т. д. и различаются по написанию (см. Приложение III).

Нотация, нотное письмо (от лат. notatio — записывание, обозначение) — совокупность графических знаков, при помощи которых осуществля­ется запись музыки (см. Невмы, Мензуральная нотация, Крюки, Нотный стан, Ключ, Табулатура, Нота, Аббревиатура, Партитура).

Нотный стан, нотоносец — система горизонтальных параллельных линий для записи высоты звуков специальными знаками (см. Ноты). Изо­бретение нотного стана из четырех линий принадлежит Гвидо д'Ареццо (XI в.). Теперь используется нотный стан из пяти основных линий и определенного количества (по необходимости) дополнительных (сверху и снизу нотного стана) линеек. Ноты пишутся под линейками, на линейках, между ли­нейками и над ними. Звуковысотное положение линий устанавлива­ется написанием ключа, который пишется в начале нотной строки. Для записи многоголосной музыки нотные станы объединяются акколадой или общей начальной чертой, обозначающей одновременность испол­нения записанной на разных нотных станах музыки (см. Приложение 1).

Нотография (от лат. nota — знак и гр. grapho — пишу) — 1. Системати­зированные указатели нотных изданий и рукописей. 2. Научный пред­мет, занимающийся изучением истории, теории, методики описания и классификации музыкальных произведений в их нотной записи (раздел музыковедения). 3. Правила и методика написания нот, оформления нотной записи.

Нотопечатание — полиграфическое размножение нот. Возникло вскоре после изобретения книгопечатания (1450 г.), первое дошедшее до нас нотное издание относится к 1473 г. В России первое печатное нотное издание относится к 1679 г. В 1700 г. во Львове был напечатан «Ирмолог» — первое издание памятника русского знаменного пения с применением линейного нотного письма.

Ноты — 1. См. Нота. 2. Рукописная или печатная запись музыкальных произведений.

Нугула, на-гу-ла — китайский ударный инструмент, парные железные литавры с кожаной мембраной. Нугула входит в состав китайского ор­кестра.

Нюанс (фр. nuance — оттенок) — оттенки в динамике, темпе, способах звукоизвлечения, характере звучания, усиливающие художественно-эмоциональную выразительность исполнения произведения. Нюансы опре­деляются как автором произведения, так и индивидуальностью того или иного исполнителя.

Нюансировка — совокупность оттенков, применяемых при исполнении му­зыкального произведения.

 

Обедня — утреннее богослужение православной церкви, включающее ряд песнопений для хора а капелла. Соответствует католической и про­тестантской мессе (см. Литургия). Включает более 12 гимнов.

Оберек, обертас — польский народный парный танец. Музыкальный раз­мер 3/4 (с акцентом на третьей доле второго такта), темп быстрый.

Обертоны (нем. Obertone — верхний тон) — частичные тоны, вместе с основным тоном входящие в состав музыкального звука. Состав обер­тонов определяет тембр звука (см. Гармонический ряд).

Обечайка — боковая часть корпуса музыкальных инструментов, имею­щих две деки.

Обиход — певческая книга русской православной церкви, включающая все основные песнопения.

Обиходный звукоряд — звуковая система, составляющая ладовую осно­ву русской средневековой музыки. Его структура: тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (1—1—1/2—1—1—1/2—1—1—1/2—1—1). Трихорды, составляющие обиходный звукоряд, называются «согласиями», их — четыре: «простое», «мрачное», «светлое», «тресветлое».

Облигато (ит. obligate — обязательный) — 1. Название партии аккомпа­нирующего инструмента, обязательной для исполнения. 2. В операх, кантатах, ораториях XVII—XVIII вв.— партия сольного инструмен­та,— скрипки, флейты, гобоя и т. д., — сопровождавшего сольное пе­ние в ариях.

Оборот — обладающее определенной характерностью последование не­скольких звуков (мелодический оборот), созвучий (гармонический оборот), совокупности звуков и сопровождающих созвучий (музыкаль­ный оборот). Мелодический оборот близок к попевке, гармонический оборот — к кадансу.

Обработка — видоизменение музыкального произведения путем гармони­зации, аранжировки или транскрипции. Особенно широко применя­ется обработка народных мелодий, хотя в последнее время достаточно рас­пространены обработки классических произведений в современном (как пра­вило, эстрадном) стиле.

Образ музыкальный — обобщенное отражение в музыке явлений дейст­вительности и духовного мира человека, в котором средствами му­зыки достигается типизация общего, существенного через единичное, конкретное. Образ музыкальный является основным носителем идейно-художест­венного содержания произведения.

Обратимый контрапункт — полифоническое соединение мелодий, которое может быть преобразовано в другое с помощью обращения од­ного, нескольких (неполный обратимый контрапункт) или всех голосов (зеркальный обратимый контрапункт).

Обращённый пунктирный ритм — см. Ломбардский ритм.

Обращение аккорда — такой вид аккорда терцового строения, в кото­ром нижним является не основной тон, а другой составляющий аккорд звук. Существуют такие обращения аккордов: а) первое обращение — с терцовым тоном внизу (секстаккорд, квинтсекстаккорд); б) второе обращение — с квинтовым тоном внизу (квартсекстаккорд, терцквартаккорд); в) третье обращение — с септимовым тоном внизу (секундаккорд) (более подробную информацию об обращении различного типа аккордов можно получить в 163-м, 164-м уроках «Школы»)).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.