Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новосибирской области 16 страница




Саксгорн (анг. и нем. Saxhorn, от фамилии изобретателя и Horn — рог) — семейство медных духовых мундштучных инструментов. Раз­новидности саксгорна — сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Сконструированы бельгийским мастером А. Саксом в 1845 г. на основе бюгельгорнов. Ис­пользуются в духовых оркестрах.

Саксофон (фр. saxophone, от фамилии изобретателя и гр. phone — звук, буквально — звук Сакса) — духовой язычковый музыкальный инструмент, изо­бретенный А. Саксом в 1841 г. В семейство саксофонов входит семь разновидностей: сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Саксофон-сопранино и саксофон-сопрано имеют прямую форму, остальные — S-образную. Изготовляется из металла (латуни, серебра). Имеет сильный, выразительный звук своеобразного тембра и большие технические воз­можности. Используется преимущественно в джа­зе, реже — в духовом и симфоническом оркестрах, а также как сольный инструмент.

Саламури — грузинская свистковая флейта с 5—7-ю игровыми отверстиями на лицевой стороне и 1 — на тыльной стороне ствола. Звукоряд диатоничес­кий, распространена в бытовом музицировании, входит в состав грузинского оркестра народных инструментов.

Салонная музыка — развлекательная музыка XIX — начала XX вв., характеризуемая сентиментально­стью и мелодраматизмом. Основной жанр салонной музыки вокальная или инструментальная миниатюра.

Сальтарелло — итальянский танец народного происхо­ждения, исполнявшийся парой танцоров в по­движном темпе под аккомпанемент гитары и тамбурина. Музыкаль­ный размер нерегулярный — чередование тактов в размерах 6/8 и 3/4. Близок к гальярде.

Самба — современный бальный танец, построенный на бразильской на­родной основе. Размер 2/4. Исполняется в быстром темпе.

Самбука — название разных типов музыкальных инструментов. В Древ­нем Риме и Италии в XIV в.— струнный щипковый инструмент типа угловой арфы, в средние века — духовой язычковый инструмент.

Самодеятельность музыкальная — творчество людей, для кото­рых искусство не является профессией. Музыкальная самодеятель­ность охватывает как сферу исполнительства (индивидуального и коллективного), так и создания музыкальных произведений.

Санктус (лат. Sanclus Dominus — святой боже) — раздел католической мессы, располагающийся между Кредо и Агнус Деи, отличающийся просветленно-торжественным ликующим характером.

Сарабанда (исп. sarabanda) — старинный испанский народный танец трехчастного построения. Размер 3/4. Исполняется плавно и вели­чественно, хотя в литературе (М. Сервантес) она определяется как озорной, темпераментный танец, исполнявшийся под удары бараба­на и кастаньет; в классической старинной танцевальной сюите сарабанда на­ходится между курантой и жигой. Своего расцвета сарабанда достигла в инструментальных сюитах Г. Генделя и И. С. Баха.

Саранги — индийский струнный смычковый инструмент с 3—4-я игровы­ми и 11—15-ю резонирующими струнами. Используется для сопро­вождения танцев и театральных представлений.

Сарсуэла — испанская разновидность музыкально-сценического представ­ления, близкого оперетте.

Сарюсофон — духовой язычковый музыкальный инструмент, созданный в 1856 г. во Франции В. Саррюсом. Существуют 6 разновидностей сарюсофонов — сопрано, контральто, тенор, баритон, бас, контрабас. Сарюсофон-контрабас использовался К. Дебюсси («Игры») и М. Равелем («Испанская рапсодия») вместо контрафагота.

Саунд (англ.) — звучание, характерное для определенного состава ансамбля, оркестра или джазового солиста.

Светомузыка, цветомузыка — синтез музыки и световых эффектов на основе синопсии. Специальная аппаратура позволяет «переводить» музыку на «язык» различных световых комбинаций и таким образом исполнять как специально написанные для светомузыки произведения, так и другие пьесы. Приоритет создания светомузыкальной композиции, ос­нованной на обращении к цветному слуху, к пониманию слышимого и видимого как субъективно-психологического феномена, принадле­жит А. Скрябину, который ввел в партитуру специальную партию — «свет», записанную обычными нотами («Прометей»).

Свинг (англ.) — балансирование, качание. Характерный элемент исполнительской техники джаза, постоянная ритмическая пульсация, несовмещение акцентов мелодической и ритмической линий.

Свирель — народный духовой музыкальный инструмент типа продольной флейты. Изготовляется из дерева (теперь пластмассы или металла) и камыша. Встречаются одноствольная, двуствольная и многостволь­ная свирель. Входит в оркестр народных инструментов.

Свободная форма — свободное построение музыкальных произведений, т. е. форма, которая не соответствует установленным типовым струк­турным построениям (см. Музыкальная форма).

Свободный стиль — стиль полифонической музыки, отличающийся от строгого стиля (см.) большим разнообразием построения мелодии, преобладанием двух ладов — мажора и минора, широким использо­ванием инструментальных форм. Вершиной свободного стиля является творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В широком смысле к свободному стилю относят раз­личные стили, отличающиеся от строгого стиля.

Связующая партия (часть) — 1. Раздел сонатной экспозиции (или ре­призы), связывающий главную партию с побочной. Следует за изло­жением основного тематического материала и подготавливает появ­ление побочной партии. 2. Переход от одного раздела к другому в музыкальных формах различного построения (напр., в трехчастной форме или рондо).

Севильяна — см. Сегидилья.

Сегидилья (исп. seguidilla) — испанский народный танец-песня, испол­няемый в быстром темпе. Размер 3/4 (3/8), с разнообразными рит­мическими фигурами. Исполняется в сопровождении кастаньет. В му­зыкальной литературе широко известна сегидилья из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

Секвенция (лат. sequentia — следование, продолжение) — 1. Вид рели­гиозного средневекового песнопения, возникшего из юбиляций, рас­певавшихся после «Аллилуйя» на разные гласные. 2. Последователь­ное перемещение мелодического или гармонического оборота на дру­гой высоте, следующее за первым проведением как его продолжение. Секвенция, проходящая в одной тональности, называется тональной, если же обороты секвенции изложены в разных тональностях — модулирующей.

Секста (лат. sexta — шестая) — I. Один из основных интервалов, охватывающий шесть ступеней. Обозначается цифрой 6. Малая секста — ин­тервал, равный 4 тонам; большая секста — 41/2 тонам; увеличенная секста — 5 тонам; уменьшенная секста — З1/2 тонам. 2. Шестая ступень от заданной.

Секстаккод — первое обращение трезвучия, т. е. такой его вид, когда басовой опорой является терцовый тон (см. Обращение аккорда). Между басом и основным тоном (крайними звуками аккорда) обра­зуется секста (отсюда название). Обозначается цифрой 6.

 

 

Секстет (от лат. sextus — шестой) — 1. Ансамбль, состоящий из шести исполнителей. 2. Произведение для шести исполнителей с отдельной партией у каждого.

Секстоль {от лат. sextus — шестой) — особая ритмическая фигура из шести нот, равная по длительности четырем (или восьми) нотам того же написания. Образована делением четырех или пятидольного такта на шесть равных частей (см. Приложение XV).

Секунда (лат. secunda — вторая) — 1. Один из основных интервалов, об­разованный соседними ступенями звукоряда. Обозначается цифрой 2. Малая секунда равна 1/2 тона; большая секунда — 1 тону; увеличенная секунда — 1 1/2 тона. 2. Вторая ступень от заданной.

Секундаккорд — третье обращение септаккорда (см. Септаккорд), т. е. такой его вид, ког­да басовой опорой является септимовый тон. Название происходит от интервала секунды, образующегося между басом аккорда и его основным тоном. Обозначается цифрой 2 (см. Приложение XIV).

Семейство инструментов — группа инструментов, одинаковых по прин­ципу устройства и звукоизвлечения, но различных по размерам. Су­ществуют различные семейства музыкальных инструментов: смычко­вые, домровые, духовые деревянные, флейты, саксгорны и т. д.

Семидольный такт — такт, состоящий из семи долей.

Септаккорд — аккорд, состоящий из четырех звуков, размещенных по терциям. Составные звуки септаккорда называются: основной тон (1), терцо­вый тон (3), квинтовый тон (5), септимовый тон (7). Септаккорд обозначается цифрой 7. Основным видом, септаккорда называется септаккорда с основным тоном в ба­су. Первое обращение септаккорда называется квинтсекстаккордом (обозначается 65); второе обращение — терцквартаккордом (43); третье обра­щение— секундаккордом (обозначается цифрой 2). Септаккорд, образующий большую септиму между крайними звуками, называется большим. Септаккорд с малой септи­мой — малым. Септаккорд, состоящий из трех малых терций, называется уменьшенным. Главными разновидностями септаккорда по положению в ладу являются: доминантсептаккорд (септаккорд на доминанте); вводный септаккорд (на VII ступени); субдоминантсептаккорд (на II ступени). Название септаккорд происходит от интервала септимы, образующегося между крайними звуками аккорда (подробную информацию о построении септаккордов можно получить в 163 уроке «Школы»).

 

 

Септет (от лат. septem — семь) — 1. Ансамбль, состоящий из семи ис­полнителей. 2. Произведение для семи исполнителей с отдельной партией у каждого.

Септима (лат. septima — седьмая — 1. Один из основных интервалов, охватывающий семь ступеней. Обозначается цифрой 7. Малая септима име­ет 5 тонов; большая септима — 51/2 тонов; уменьшенная септима — 41/2 тона. 2. Седьмая ступень от заданной.

Септимовый тон — звук септаккорда или нонаккорда, который в тес­ном расположении является четвертым снизу; иначе — септима ак­корда. Обозначается цифрой 7.

Септоль (от лат. septem — семь) — особая ритмическая фигура из семи нот, равная по длительности четырем (иногда восьми) нотам того же написания. Образуется в результате деления четырех-, шести- или восьмидольного такта на семь равных частей (см. Приложение XV).

Серенада (фр. sera — вечер) — 1. Лирическая песня, представляющая собой обращение к возлюбленной и исполняющаяся вечером или ночью под ее окнами. Была распространена в Италии и Испании. 2. В XVII—XVIII вв. — жанр камерной инструментальной музыки для небольшого оркестра (серенада для оркестра И. Гайдна, В. А. Моцар­та). 3. В XIX в. вокальная или инструментальная пьеса, связанная с образами любви.

Сериальность, сериализм — разновидность серийной техники, при кото­рой применяются серии различных параметров (напр., серии высот и ритма или высот, ритма, динамики, агогики и темпа). От полисе­рийности отличается тем, что не использует одновременно двух или более серий одного параметра (напр., высотного), а сочетает разные серии (напр., последовательность высот регулируется высотной сери­ей, а продолжительность звуков — серией длительностей). Сериальность возник­ла как распространение принципов высотной серии на другие пара­метры (длительность, регистр, артикуляцию, тембр, агогику и т. д.). Распространение принципов серийности на все параметры музыки называется тотальной сериальностью, которая ведет к алеаторике. К сериальности обраща­лись в своем творчестве А. Вебери, О. Мессиан, П. Булез, А. Шнитке и др.

Сериальная техника — метод сочинения музыки, использующий серии двух и более параметров (напр., серии высот и ритма или серии высот, ритмов, динамики, артикуляции, тембров).

Серийная музыка — музыка, сочиненная с помощью серийной техники. В серийной музыке не предусматривается использование какой-либо гармо­нической системы. Она избирается композитором для данного произ­ведения вместе с серией, когда, по мнению автора, мажоро-минорная система оказывается недостаточной для воплощения его замыс­ла. Серийная музыка не применяется для сочинения бытовых песен, танцев, эстрад­ной музыки, хотя образный диапазон серийной музыки достаточно широк (напр., поэма о любви «Свет глаз» А. Веберна, библейская легенда «Мои­сей и Аарон» А. Шенберга, Шесть картин А. Бабаджаняна, драма «Лулу» А. Берга и др.).

Серийная техника — 1. Техника музыкальной композиции, основанная на повторениях (проведениях) серий любого параметра, а также их сочетаний. 2. Метод сочинения музыки, использующий только высот­ные серии, т. е. техника додекафонии.

Серия — комбинация из 12 звуков хроматической гаммы — полная серия или 10, 8, 5, 4 звуков — микросерия, представляющая собой комплекс интервалов со строго определенным порядком следования звуков. Додекафонная серия имеет четыре формы (модуса): основную, обратную (ракоходную), инверсию, обратную (ракоходную) инвер­сию. Каждую форму можно излагать от любого из 12 звуков хро­матической гаммы. Общее количество форм — 48, все формы рав­нозначны. Серия, представляющая собой немногозвучный фрагмент полной серии, называется субсерией. Высотная серия является основой додекафонной техники А. Шенберга. В сериальной музыке использу­ются не только звуковысотные, но и ритмические, тембровые, дина­мические, артикуляционные, регистровые серии. Принцип серии — отказ от ладовых тяготений, равноправность всех звуков, возвращение к начальному звуку после использования всех тонов серии.

Серпент — старинный духовой мундштучный инструмент, басовый цинк.

Си (si) —одно из слоговых названий звуков, то же самое, что Н или h.

Си бемоль — 1. Одно из слоговых названий звуков, то же, что В или b. 2. Строй транспонирующих инструментов (in В), звучащих: а) на тон ниже записи (кларнет, труба, корнет); б) на семь тонов (боль­шая нона) ниже записи (бас-кларнет, духовые медные инструмен­ты — тенор и баритон).

Си бемоль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является си бемоль (то же, что B-dur); имеет два бемоля в ключе (си, ми).

Си бемоль минор — минорная тональность, тоникой которой является си-бемоль (то же, что b-moll); имеет пять бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль).

Сигнальная музыка — музыка прикладного назначения, включающая во­енные, спортивные, пионерские, охотничьи, приветственные, оповеща­ющие и др. сигналы, подаваемые при помощи горнов, труб, фанфар, барабанов, бубнов, колоколов и т. д.

Сигнатуры (от лат. signum — знак) — знаки музыкальной нотации, при­меняемые, главным образом, в генерал-басе для обозначения созву­чий.

Сила звука — см. Громкость.

Сильная доля — см. Доля такта.

Си мажор — мажорная тональность, тоникой которой является нота си (то же, что H-dur); имеет пять диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля).

Си минор — минорная тональность, тоникой которой является нота си (то же, что h-moll); имеет два диеза в ключе (фа, до).

Симметричные лады — лады, звукоряды которых образованы в резуль­тате деления октавы на разное количество (2, 3, 4, 6) равных час­тей. Существует четыре основных типа симметричных ладов: I — целотонный (12:6 — целотонное шестизвучие); II — уменьшенный или мало­терцовый (12:4 — уменьшенный септаккорд); III — увеличенный или большетерцовый (12:3 — увеличенное трезвучие); IV — тритоновый (12: 2 — тритон).

Симфониетта (ит. simfonietta) — небольшая симфония. Название указы­вает на меньшее время звучания и ограничение состава исполните­лей. Жанр симфониетта получил распространение в XX в. (М. Регер, Б. Брит­тен, Н. Мясковский, С. Прокофьев, В. Шебалин и др.).

Симфонизм — метод музыкальной композиции, основанный на все­стороннем раскрытии художественного замысла в процессе движе­ния, изменения и конфликтных столкновений музыкальных образов, широком размахе, интенсивной динамике и целеустремленности му­зыкального развития, вовлечения всей оркестровой массы в процесс изложения и преобразования тематического материала. Этот термин введен Б. Асафьевым.

Симфоническая картина — одночастное симфоническое произведение, программа которого имеет изобразительный или описательный харак­тер; одна из разновидностей программной музыки (напр., «В Средней Азии» А. Бородина, «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Запо­рожцы» Р. Глиэра).

Симфоническая музыка — музыка, предназначенная для исполнения сим­фоническим оркестром. К жанрам симфонической музыки относятся: симфония, сим­фониетта, симфоническая картина, симфоническая поэма, концерт для инструмента соло с оркестром, сюита, увертюра, фантазия и т. д.

Симфоническая поэма — крупное одночастное симфоническое произве­дение, в музыкальных образах воплощающее конкретный сюжет, поэтическую или философскую идею (напр., «Фатум» П. Чайковско­го, «Моя родина» Б. Сметаны, «Поэма экстаза» А. Скрябина, «Битва гуннов» Ф. Листа и т. д.). Симфоническая поэма является одним из основных жанров программной музыки. Родственными симфонической поэме являются симфоническая картина, легенда, фантазия, эскиз и др.

Симфоническая фантазия — симфоническое произведение, написанное на сюжет (программу) с элементами фантастики, полета художествен­ного воображения. Примерами симфонической фантазии являются «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского, «Франческа да Римини» П. Чайковского, «Утес» С. Рахманинова и др. Симфоническая фантазия также называется оркестровое произве­дение, основанное на свободной разработке заимствованных тем или народных мелодий («Фантазия на темы Рябинина» А. Аренского, «Фантазия на сербские темы» Н. Римского-Корсакова).

Симфонический оркестр — наиболее совершенный вид оркестра, состоя­щий из смычковых, духовых и ударных инструментов и участвую­щий в исполнении симфоний, опер, балетов и др. произведений, на­писанных для симфонического оркестра. Современный симфонический оркестр — результат длительного ис­торического развития оркестровой музыки. Он сформировался в конце XVIII ст. в творческой практике И. Гайдна. В XIX—XX вв. увеличился состав симфонического оркестра, значительно обогатилась его звуковая па­литра. Большую роль в этом сыграло творчество композиторов Г. Берлиоза, К. Дебюсси, Б. Бартока, Г. Малера, М. Равеля Р. Штрауса, И. Стравинского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковско­го, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Б. Лятошинского, А. Хачатуряна и др. Несмотря на то, что состав симфонического оркестра в основном сложился, продолжается его дальнейшее развитие, главным образом, за счет ввода новых инструментов (напр., элек­тронных) (см. Оркестр).

Симфония (гр. symphonia — созвучие) — 1. Крупное произведение для симфонического оркестра, написанного в форме сонатного цикла. Как правило, симфония состоит из четырех частей, однако встречаются симфонии из большого или меньшего количества частей. Иногда в симфонии используют­ся также певцы-солисты и хор. Классический тип симфонии создали И. Гайдн, В. А. Моцарт и особенно Л. Бетховен. Виднейшими мас­терами симфонии были Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Брук­нер, Г. Малер, А. Дворжак; в русской музыке А. Бородин, П. Чай­ковский, Н. Римский-Корсаков, С. Танеев, С. Рахманинов, А. Скрябин и др. 2. В XVIII в. симфонией назывались вступительные части сюит, а также оркестровые вступления к операм.

Сингл ноут — способ игры на фортепиано без использования в партии правой руки аккордовой техники. Широко распространен в практике современного джаза.

Синкопа (от гр. synkope — сокращение) — смещение акцента с сильной (или относительно сильной доли) на слабую.

Синопсия (от гр. syn — вместе и opsis — взгляд) — зрительно-слуховые ассоциации. Связь между звуком и светом, влияющая на процесс создания и восприятия музыки, была известна еще народам Индии, Китая и др. Некоторые музыканты (Н. Римский-Корсаков, А. Скря­бин) обладали способностью испытывать конкретно-цветовые ощу­щения от различных тональностей, аккордов, тембров, и наоборот, звуковые представления от цветовых красок. Эта способность нашла воплощение в создании произведений, в которых свету отводилась роль полноправного компонента (см. Светомузыка).

Сиринкс — 1. Древнегреческая одноствольная флейта. 2. Род много­ствольной флейты Пана.

Сиртаки — массовый современный греческий танец на музыку М. Теодо­ракиса. Музыкальный размер 4/4. Темп — вначале умеренный, уско­ряющийся до очень быстрого и неожиданно возвращающийся к уме­ренному.

Систр — античное название древне-египетской храмовой погремушки.

Ситар — индийский струнный щипковый инструмент семейства лютне­вых с корпусом из тыквы. Ситар имеет 7 основных и 13 резонирующих струн. Играют на ситаре сидя, звук извлекают плектром (мизрабом). Входит в классический ансамбль как солирующий инструмент, ис­пользуется для исполнения индийской музыки северной традиции.

Сицзюй — китайская музыкальная драма, возникшая в XII в.

Сицилиана (ит. siciliana — сицилийская) — старинный итальянский танец пасторального характера. Музыкальные размеры 6/8, 9/8, 12/8. Темп умеренный. Сицилиана была широко распространена в инструментальной и вокальной музыке (А. Скарлатти, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, П. Масканьи и др.).

Сказитель — исполнитель (часто и автор) былин, сказов, эпических и исторических песен, творчески развивающий исполняемые произведе­ния в самом процессе исполнения. Выдающиеся сказители — Иван и Тимо­фей Рябинины, А. Крюкова, И. Федосова, А. Оленичева.

Скальд (исл. scald — певец) — поэт-певец в древней Исландии и Нор­вегии.

Скерцо (ит. scherzo — шутка) — музыкальная пьеса в живом, стреми­тельном темпе, с характерными острыми ритмическими и гармоническими оборотами. 1. В XVI—XVII вв. трехголосные канцонетты и одноголосные вокальные пьесы на тексты шуточного, игривого ха­рактера. Образцы — у К. Монтеверди, Б. Марини, А. Брунелли. 2. С XVII в.— инструментальная пьеса, близкая к каприччо. 3. С XVIII в. одна из частей (обычно третья) сонатно-симфонического цикла. Для скерцо типичны быстрый темп, размер 3/4 или 3/8. Клас­сический тип скерцо сложился в творчестве Л. Бетховена, который ввел серцо в симфонию вместо менуэта. 4. Самостоятельная музыкальная пьеса у романтиков (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Брамс).

Скерцино (ит. scherzino — шуточка) — небольшое скерцо. Скерцино обычно пи­шутся для фортепиано или солирующего инструмента (скрипка, вио­лончель и др.) с сопровождением фортепиано. Образцы — скерцино №3 в Венском карнавале Р. Шумана, «Швея» и «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского и др.

Склад — тип музыкальной фактуры (полифонический, гомофонный, ак­кордовый, подголосочный склад) или мелодики (речитативный, кантиленный склад).

Скоморох — странствующий народный артист времен средневековой Ру­си. Скоморохи были музыкантами, певцами, акробатами. Их выступления проходили на площадях, рынках и т. д. Свои выступления скоморохи со­провождали игрой на гуслях, волынке, гудке.

Скордатура (ит. scordatura, от scordare — расстраивать) — временное из­менение принятой настройки струнных музыкальных инструментов, что позволяет облегчить исполнение некоторых аккордов и интер­валов, изменить диапазон, тембр и силу звука.

Скрипка (от старосл. скрыпати — скрипеть, ит. violino) — струнный смычковый музыкальный инструмент, самый высокий по тесситуре из инструментов скри­пичного семейства. Строй струн: g, d1, a1, e2. Диапазон скрипки более четырех октав. Основной способ звукоизвлечения — ведение смычком по струне, применяется также игра щипком — пиццикато. Происхождение скрипки точно не уста­новлено, хотя известно, что еще в XIV в. на землях западной Украины, Белоруссии и Поль­ши бытовали смычковые инструменты «скрипи­ца», «скрипель», обладавшие многими призна­ками скрипки Благодаря особым выразительным воз­можностям и качествам звука, скрипка стала веду­щим инструментом в Европе, вызвав к жизни новые инструментальные жанры (сольную со­нату и концерт), а также появление выдаю­щихся скрипачей — Н. Паганини, Р. Крейцера, Г. Венявского, Л. Шпора, Э. Изаи, И. Хандошкина, П. Сарасате и др. Скрипка — основной инструмент в составе струнных ансамблей, камерного, симфонического ор­кестров и других. Широко распространена скрипка как народный ин­струмент в ряде стран, в том числе и на Украине, где она входит в состав «троистых музык».

Скрипичный ключ — ключ группы соль. Обозначает, что нота соль пер­вой октавы (g1) расположена на второй линейке нотоносца (см. Ключ).

Скудучяй — литовская многоствольная флейта, род флейты Пана. Ис­пользуется в ансамблях из 3—6 человек, где каждый исполнитель играет на 1—3 скудучае.

Скэт — импровизационный способ джазового пения, при котором исполь­зуются отдельные фразы, слова и звукосочетания, не имеющие ка­кого-либо смысла. В джазе скэт применяется как имитация инструмен­тального исполнения.

Слабая доля — см. Доля такта.

Слендро — один из основных звукорядов (наряду с пелогом) яванской и индонезийской музыки. На Яве считается мужественным ладом.

Словари музыкальные — справочные книги, содержащие расположенные в алфавитном порядке статьи по вопросам музыкального искусства. Словари музыкальные бывают терминологические, биографические, энциклопедические, специализированные.

Сложные такты — такты, имеющие несколько акцентов, из которых силь­нейшим является первый. Сложные такты рассматриваются как соединение не­скольких простых тактов. По количеству содержащихся в них ак­центов сложные такты делятся на двухчастные, трехчастные и четырехчастные, а по структуре составляющих их простых тактов делятся на симмет­ричные и несимметричные такты.

Сложный контрапункт — полифоническое соединение двух или несколь­ких голосов, при котором разрешается их вертикальное или гори­зонтальное перемещение.

Слоуфокс — медленный фокстрот.

Слух — способность (человека) воспринимать слух. Слух музыкальный — способность воспринимать звуки различной высоты, силы, длитель­ности, тембра, анализировать соотношение звуков, запоминать и осо­знанно воспроизводить их. Слух абсолютный — способность узнавать или воспроизводить высоту звука без сравнения его со звуком, вы­сота которого известна. Слух относительный — способность узнавать или воспроизводить высоту звука, сопоставляя его со звуком, высота которого известна. Слух гармонический — способность воспринимать и анализировать многоголосную музыку, качество и характер связей между звуками, их консонантность и диссонантность. Слух интонаци­онный — способность различать и воспроизводить незначительные интонационные отклонения в пределах одной ступени звукоряда. Слух внутренний — способность представлять музыку, не воспроизводя ее никаким образом в результате просматривания нотного текста, представляя ее в памяти или создавая в процессе творчества. Слух тем­бровый — способность различать тембровую окраску голосов, звука. Слух вокальный (см. Вокальный слух).

Смешанное расположение — такое расположение аккорда в четырех­голосном сложении, при котором интервал между первым и третьим голосами равен октаве, а расстояние между третьим голосом и ба­сом не учитывается.

 

 

Смешанные такты — см. Несимметричные такты.

Смешанный хор — хор, состоящий из мужских и женских (или детских) голосов.

Смычковые инструменты — струнные музыкальные инструменты, на ко­торых играют смычком. К смычковым инструментам относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас, а также некоторые народные инструменты (напр., Гудок).

Смычок (от старослав. смыкати — тащить, волочить) — тонкая деревян­ная трость с натянутым пучком конских волос. При помощи смычка, на­тираемого канифолью, исполнитель извлекает звук на струнных смычковых инструментах.

Совершённая модуляция — см. Модуляция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.