Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обследование навыков звукового анализа у детей с ОНР




Звукового анализа у детей с ОНР

Исследование проходила на базе ДОУ д/с №71 «Кораблик» и д/с № 44 «Золушка» в 2014-2015 году в городе Набережные Челны. Логопедом было обследовано 20 детей 6 лет в подготовительной к школе группе с диагнозом ОНР: в экспериментальную группу входило 10 дошкольников детского сада № 71 «Кораблик», в контрольную группу - 10 детей детского сада № 44 «Золушка». Исследование проходило в первой половине дня, когда дети меньше утомлены и легче идут на контакт.

Цель исследования: выявить уровень сформированности звукового анализа у детей с ОНР подготовительной логопедической группы детского сада (второй год обучения).

Эксперимент проводился в 4 этапа.

1 этап. Сбор анамнестических данных: особенности течения беременности и родов; какие заболевания перенес в первый год жизни, речевое развитие ребенка, соответствовала ли речь возрастной норме (образец бланка сбора анамнестических данных представлен в Приложении 1).

2 этап. Исследование навыков звукового анализа у детей с ОНР в начале учебного года и анализ показателей детей с ОНР в контрольной и экспериментальной группе. Данные обследования заносились в протоколы обследования (образец протокола обследования представлен в Приложении 2).

3 этап. Проведение коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа у детей с ОНР в экспериментальной группе.

4 этап. Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп после коррекционной работы.

В ходе исследования использовались: беседа с родителями для сбора анамнеза, изучение медицинских карт, методика исследования фонематических процессов у старших дошкольников, анализ и сравнение полученных данных.

В анамнезе отмечались: частые соматические заболевания; патология беременности у матерей (в первой половине беременности). У некоторых детей по данным медицинской карты и беседы с родителями отсутствовали какие-либо выраженные отклонения в раннем нервно психическом развитии. Анализ анамнестических данных позволил установить наличие у некоторых из них отклонение в развитии в пренатальный, натальный и постнатальный периоды.

Перед процедурой исследования была изучена документация, заполнена речевая карта на каждого ребенка. Обобщая данные состояния звукопроизношения детей с ОНР, можно сделать следующие выводы: все дети с ОНР имеют полиморфное нарушение звукопроизношения. Среди нарушений встречаются: отсутствие звуков, искажения, замены, смешение звуков.

 

Таблица 1

Экспериментальная группа д/с № 71 «Кораблик»

Фамилия, имя Возраст Диагноз
Никита Б. 6 лет 3 мес. ОНР II уровня, стертая дизартрия
Илья И. 6 лет 3 мес. ОНР III уровня
Степан К. 6 лет 1 мес. ОНР III уровня, моторная алалия
Анна П. 6 лет ОНР I уровня
Эльвина З. 6 лет 4 мес. ОНР III уровня
Ольга Р. 6 лет 2 мес. ОНР II уровня, моторная алалия
Антон П. 6 лет 3 мес. ОНР III уровня
Айдар С. 6 лет 1 мес. ОНР III уровня
Петя И. 6 лет ОНР III уровня
Алмаз Х. 6 лет 2 мес. ОНР III уровня

 

 

В экспериментальной группе принимало участие 10 детей с разным уровнем речевого развития и психического развития, среди которых было два дошкольника с моторной алалией и 1 ребенок со стертой дизартрией. Речевое развитие 20 % дошкольников с нарушением речи соответствовало II уровню недоразвития речи, 10 % - I уровню, остальные 70 % имели ОНР III уровня. Среди них трое девочек и семь мальчиков:

1 мальчик – ОНР II уровня;

6 мальчиков - ОНР III уровня;

1 девочка - ОНР II уровня;

1 девочка - ОНР III уровня;

1 девочка – ОНР I уровня.

 

Таблица 2

Контрольная группа д/c № 44 «Золушка»

Фамилия, имя Возраст Диагноз
Надя А. 6 лет 1 мес ОНР III уровня
Юля К. 6 лет 3 мес ОНР II уровня, моторная алалия
Андрей Г. 6 лет 2 мес ОНР III уровня
Михаил Б. 6 лет 3 мес ОНР III уровня, стертая дизартрия
Николай С. 6 лет ОНР III уровня, моторная алалия
Мария С. 6 лет 2 мес ОНР III уровня
Света К. 6 лет 4 мес ОНР III уровня
Тамара Г. 6 лет 1 мес ОНР III уровня
Иван К. 6 лет 2 мес ОНР III уровня
Артем Г. 6 лет 3 мес ОНР II уровня

 

 

В контрольной группе принимало участие 10 детей с разным уровнем речевого развития и психического развития, среди которых было два дошкольника с моторной алалией и 1 ребенок с дизартрией. Речевое развитие 20 % дошкольников с нарушением речи соответствовало II уровню недоразвития речи. Остальные 80 % имели ОНР III уровня. Среди них пять девочек и пять мальчиков:

4 мальчика – ОНР III уровня;

1 мальчик - ОНР II уровня;

4 девочки - ОНР III уровня;

1 девочка - ОНР II уровня.

Цель - исследование фонематического анализа.

Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. После этого ребенку предлагались задания на исследование звукового анализа. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально (образец бланка заполнения речевой карты представлен в Приложении 3). Стимульный речевой и наглядный материалы соответствовали традиционным логопедическим требованиям. Все методики подавались в игровой форме.

№ 1. Выделить первый звук в слове:

Инструкция: назови первый звук в слове.

утка, арбуз, Оля, санки, мышка, ложка

Оценка:

3 балла - правильно выполняются все задания;

2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;

1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;

0 баллов - задание не выполняется.

Рис. 1. Результаты обследования экспериментальной группы

в начале года (задание №1)

 

«Выделить первый звук в слове» - средний балл за это задание у детей с ОНР экспериментальной группы в начале года, до коррекционной работы, – 1,7 балла (из 3 баллов). Дети испытывали трудности в выполнении этого задания. 3 (30%) детей выполнили задание с ошибками даже после помощи логопеда. 7 (70%) ребенка выполнили задание при помощи логопеда. Судя по результатам, для детей с ОНР экспериментальной группы это задание оказалось нелегким, всем детям потребовалась помощь логопеда.

Рис. 2. Результаты обследования контрольной группы

в начале года (задание №1)

 

«Выделить первый звук в слове» - средний балл за это задание у детей с ОНР контрольной группы в начале года, до коррекционной работы, – 1,6 баллов (из 3 баллов). Дети испытывали трудности в выполнении этого задания. 4 (40%) детей выполнили задание с ошибками даже после помощи логопеда. 6 (60%) ребенок выполнил задание при помощи логопеда. Судя по результатам, для детей с ОНР контрольной группы это задание оказалось нелегким, всем детям потребовалась помощь логопеда.

№ 2. Определить сколько звуков в слове:

Инструкция: посчитай, сколько звуков в слове.

Кот, стул, рыба, лимон.

Оценка:

3 балла - правильно выполняются все задания;

2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;

1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;

0 баллов - задание не выполняется.

Рис. 3. Результаты обследования экспериментальной группы

в начале года

 

«Определить сколько звуков в слове» - средний балл за это задание у детей с ОНР экспериментальной группы – 1,7 балла (из 3 баллов). 3 (30%) детей задание выполнили с ошибками после помощи логопеда. 7 (70%) детей выполнили правильно, но с помощью логопеда. Как оказалось, большинство детей не справились даже с самой легкой пробой из 3 звуков.

Как мы видим, у детей с ОНР не сформированы навыки фонематического анализа. Развитие навыков звукового анализа у детей с ОНР отстает от нормы. Для них задание «определить сколько звуков» оказалось сложным.

Рис. 4. Результаты обследования контрольной группы

в начале года (задание №2)

 

«Выделить первый звук в слове» - средний балл за это задание у детей с ОНР контрольной группы в начале года, до коррекционной работы, – 1,6 балла (из 3 баллов). Дети испытывали трудности в выполнении этого задания. 4 (40%) детей выполнили задание с ошибками даже после помощи логопеда. 6 (60%) детей выполнили правильно, но с помощью логопеда. Судя по результатам, для детей с ОНР контрольной группы это задание оказалось нелегким, всем детям потребовалась помощь логопеда.

№ 3. Определить место звука в слове:

Инструкция: определи, где находиться звук [Л] в слове - в начале, середине или конце слова.

[Л] - лук, пила, стол

[Н] - нос, окно, слон

[С] - собака, коса, нос

[Х] - хлеб, ухо, петух.

Оценка:

3 балла - правильно выполняются все задания;

2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;

1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;

0 баллов - задание не выполняется.

Высокий уровень – от 7 до 9 баллов

Средний уровень – от 4 до 6 баллов

Низкий уровень - ниже 3 баллов.

Рис. 5. Результаты обследования экспериментальной группы в начале года (задание №3)

«Определить место звука в слове» - средний балл за это задание у детей с ОНР экспериментальной группы – 1,7 балла (из 3 баллов). 8 (80%) ребенка справились с заданием с помощью логопеда. 2 (20%) ребенка задание выполнили с ошибками после помощи логопеда. Результаты говорят, что у детей с ОНР экспериментальной группы не сформированы понятия «начало», «середина», «конец» слова.

Рис. 6. Результаты обследования контрольной группы

в начале года (задание №3)

 

«Определить место звука в слове» - средний балл за это задание у детей с ОНР контрольной группы – 1,5 балла (из 3 баллов). 6 (50%) детей справились с заданием с помощью логопеда. 4 (40%) детей задание выполнили с ошибками после помощи логопеда. Результаты говорят, что у детей с ОНР контрольной группы не сформированы понятия «начало», «середина», «конец» слова.

Обследование позволяет сделать вывод и об особенностях психических процессов у детей с ОНР. У дошкольников с ОНР наблюдается недостаточная концентрация внимания, ограниченный объем кратковременной памяти. Дети быстро утомляются, эмоционально-волевая сфера неустойчива. Контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует. Отмечается использование штампов в выполнении задания. Детям требуется значительно больше времени для включения в работу. Дети испытывают трудности в поиске способов и средств в решении различных задач, ошибаются практически на протяжении всего обследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.