Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План работы по развитию звукового анализа и синтеза




При работе с детьми шестилетнего возраста по развитию звукового анализа и синтеза составляется план индивидуальной работы на каждого ребенка (на основании данных обследования, при этом учитывается общий план обучения) (см. Приложение 4).

В планах отражается какие звуки уже должны быть исправлены и первоначально закреплены на материале слогов, слов, несложных текстов к моменту изучения каждого звука на фронтальных занятиях.

Указывается также, какие звуки ребенок смешивает, опускает или замещает в речи.

Учитываются и остальные осложнения ребенка, касающиеся произношения многосложных слов, анализа звукового состава слова, словаря, грамматического строя речи.

Кроме того, при составлении плана работы принимается во внимание общее развитие ребенка, его работоспособность.

Представленный метод подготовки к обучению детей звуковому анализу и синтезу нуждается в точном режиме во время пребывания детей в детском саду. Сочетание специальных занятий по исправлению недостатков с выполнением обязательных программных требований, безусловно, приводит к добавочной нагрузке на детей. И только рациональное следование режиму дня и осмысленное разделение нагрузки предоставляет вероятность без чрезмерного напряжения и усталости осуществить все стоящие перед этими группами задачи. Значимо также разумно разделить обязанности между логопедом и воспитателем.

В логопедических подготовительных к школе группах проводится каждый день по четыре занятия по 30 минут каждое. В соответствии специально подготовленному расписанию, логопед проводит одно фронтальное занятие каждый день.

После проведения фронтальных занятий логопед до 12 часов занимается с малыми группами детей (3-4 ребенка). В подгруппы набираются дети с похожими дефектами речи. Количество детей в подгруппе в течение года может изменяться в зависимости от определенных целей и задач того или иного периода обучения и личных результатов каждого дошкольника. В начале года, когда огромное количество времени выделяется на постановку звуков, целесообразно группировать детей, имеющих в некоторой степени сходные нарушения произношения звуков. В дальнейшем, когда акцент переносится на закрепление поставленных звуков и постепенно возрастает возможность включить упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, развитие навыка звукового анализа и синтеза, целесообразно перераспределить детей с учетом всего объема речевой работы с каждым из них. Работая с этими группами, логопед концентрирует свое внимание в первую очередь на закреплении произношения звуков, совершенствовании слухового восприятия, дифференциации звуков и анализе звукового состава речи.

Воспитатель находится на занятиях логопеда, потому что некоторые части этого занятия входят в работу, которую воспитатель проводит в вечернее время.Большое значение уделялось работе с родителями. В начале года было проведено родительское собрание. Объяснили, что развитие звукового анализа и синтеза имеет важное значение при овладении письмом (см. Приложение 5).

Бесспорно, что главной задачей логопеда подготовительной к школе группы является профилактика нарушений письма и чтения. Осуществляется эта задача на занятиях определенного профиля, где можно выделить 3 направления коррекционной деятельности логопеда:

• формирование точных знаний о каждом звуке речи,

• развитие навыков звукового анализа и синтеза,

• обучение письму по специальному методу. (На то, что обучение чтению и письму детей с речевым нарушением не может протекать так же, как в массовой школе, высказывали такие ученые как Р.Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер, Г. А. Каше и другие.)

Прежде всего используя особые методы корректируется произношение звуков или знакомим их с артикуляцией. Овладение и закрепление артикуляционных умений, опираемые на осмысленное наблюдение за личными кинестетическими и слуховыми ощущениями на каждой стадии обучения, комбинируются с совершенствованием фонематического восприятия. С данным намерением внимание дошкольников обращается к разнице между твердыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, различающимися способом или местом артикуляции. Дошкольникам всегда предоставляются задания, связанные с сопоставлением тех или иных звуковых частей слова. Улучшается произвольное внимание и слуховая память.

Совершенствование навыков произношения и фонематического восприятия осуществляется параллельно с формированием анализа и синтеза звукового строя речи. Занятие в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на конкретные кинестетические и слуховые ощущения, также благоприятствует осмысленному усвоению звуками речи, что имеет огромную роль для подготовки к овладению грамоты. Следовательно, внедрение в коррекционную систему учреждений, подразумевающий анализ и синтез звукового состава речи, позволяет отрегулировать сразу две цели – убыстрить процесс звукообразования и подготовить дошкольников к овладению грамотой.

Для подготовки дошкольников к овладению грамоты аналитико-синтетическим звуковым способом, помимо всего названного, следует еще научить их следующему: дифференцировать между собой те или иные звуки речи, как гласные, так и согласные, находить все звуки из состава слова; делить слова на слоги, а слоги на звуки; соединять слоги и звуки в слова; знать очередность звуков в слове; разбивать предложения на слова.

Для детей создан особый комплекс заданий, подразумевающий поэтапную подготовку к звуко-слоговому анализу слова.

При создании определенной методики обучения материал подбирался на основании указанных задач, то есть в процессе совершенствования звукопроизношения параллельно, и на том же звуковом материале намечаются задания на анализ звукового состава слова, а на втором году обучения – на письмо и чтение.

Прививание у дошкольников интереса к занятиям способствует применение разнообразных игр и игровых методов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.