Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экстренная психологическая помощь. Основные принципы ее оказания




Экстренная психологическая помощь (ЭПП) – это система краткосрочных мероприятий, которые оказываются пострадавшим в очаге чрезвычайной ситуации или в ближайшее время после травматического события.

Принципы ЭПП:

1. «Не навреди»: не делать того, в пользе чего не уверены, в таких случаях лучше ограничиться сочувствием и как можно быстрее обратиться за помощью к специалисту (психологу, психиатру).

2. Приближенность – помощь необ­ходимо оказывать как можно ближе к месту событий.

3. Неотложность помощи: помощь пострадавшему должна быть оказана в кратчайшие сроки: чем больше времени пройдет с момента его травмирования, тем выше вероятность возникно­вения хронических расстройств и по­явления необратимых изменений в ор­ганизме. Наиболее эффективна по­мощь, оказываемая по горячим сле­дам, в первые минуты и часы после по­лучения человеком травмы.

4. Простота проводимых мероприятий: воздействие носит характер первой помощи и направлено прежде всего на снятие у пострадавшего тревоги, стресса, обсуждение полученной травмы, текущего состояния. Часто эта помощь выражается в том, чтобы увести человека от источника травматизации, дать ему теплое питье, пищу, отдых, возможность высказаться.

5. Поддержание у пострадавших надежды на разрешение критической ситуации: с лицом, перенес­шим стрессовую ситуацию, надо обра­щаться не как с пациентом, а как с нор­мальным человеком, чье состояние психологически понятно и объяснимо пережитым событием (нормальная ре­акция на экстремальную ситуацию). Важно поддерживать в пострадавшем уверенность в скором его возвраще­нии к обычному состоянию, в том, что он вновь будет выполнять свою работу в полном объеме.

Правила для сотрудников спасательных служб:

1. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению.

Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся си­туации он не одинок. Подойдите к пострадавшему и скажите, например: «Я останусь с вами, пока не приедет «Скорая по­мощь». Пострадавший также должен быть проинформирован о том, что сейчас происходит: «Скорая помощь» уже в пути».

2. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов. Любопытные взгляды очень неприятны человеку в кри­зисной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-либо поручение, например, отогнать любопытных от места проис­шествия.

3. Осторожно устанавливайте телесный контакт. Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадав­ших. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопай­те по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, старай­тесь находиться на одном уровне с пострадавшим.

4. Говорите и слушайте. Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпели­вы, выполняя свои обязанности. Говорите и сами, желательно спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков. Спросите по­страдавшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?» Если вы ис­пытываете чувство сострадания, не стесняйтесь об этом сказать.

ПОНЯТИЕ «ПРЕДРАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ». ВИДЫ ПР: БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ, АПАТИЯ, ПЕРЕВОЗБУЖДЕНИЕ. УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ СПАСАТЕЛЯ

Очень важно, чтобы спасатель умел управлять своим психическим состоянием. Психическое состояние спасателя накануне боевых действий – предрабочее состояние. ПР – психическое состояние, которое проявляется по-разному:

1) спасатель может быть уверен в благоприятном исходе выполнения боевой задачи и в приподнятом настроении ожидать сигнал;

2) он может опасаться за исход своих действий и поэтому томиться неопределенностью.

Психическое состояние спасателя перед выполнением боевого задания может в трех основных формах:

1. Боевая готовность характеризуется оптимальным нервно-психического напряжения. Это благоприятное психическое состояние спасателя перед боевыми действиями, оно положительно сказывается на его действиях в боевой обстановке, позволяя максимально реализовать свои двигательные, волевые, интеллектуальные возможности, т.е. эффективно работать.

2. Перевозбуждение – чрезмерный уровень нервно-психического напряжения: чрезмерное волнение, тревога, повышенная нервозность (раздражительность), неустойчивость настроения, суетливость, рассеянность, ослабление памяти, повышенная отвлекаемость, торопливость, неадекватность. В период лихорадки снижается работоспособность мышц и притупляется мышечно-двигательная чувство, ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений. Предрабочая лихорадка снижает эффективность в работе.

3. Апатия характеризуется низким уровнем нервно-психического напряжения в связи с возникновением охранительного торможения и ослаблением возбуждения: вялость, сонливость, отсутствие желания работать, угнетенность, неуверенность в своих силах, страх перед опасностью, отсутствие интереса к боевой работе, ослабление внимания, снижение продуктивности памяти и мышления, снижение волевой активности.

Далее – см. вопрос выше «МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ СПАСАТЕЛЯ ПРИ ДЕЙСТВИИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ГРУППЕ ПОСТРАДАВШИХ. «ЗЕВАКИ», «СВИДЕТЕЛИ», СПАСАТЕЛИ.

Задачи психологической помощи при работе с пострадавшими:

- выявление группы риска;

- работа с острыми стрессовыми реакциями;

- создание сети социальной поддержки.

Основные принципы работы:

- пострадавшим необходимо дать возможность отреагировать аффективное состояние (истероидные реакции, плач, нервная дрожь, агрессия и т.д.);

- базовый момент помощи - поиск психологического ресурса;

- необходимо активно подключать людей к деятельности (оформление документов, подготовка к похоронам и т.д.);

- лица с симптомами психиатрических заболеваний направляются в медицинские пункты для оказания им соответствующей психиатрической помощи.

Задачи психологической помощи при работе с очевидцами:

- ориентация этих людей на оказание помощи пострадавшим других групп;

- снижение риска возникновения массовых негативных реакций.

Основные принципы работы:

- работа с острыми стрессовыми реакциями, связанными с чрезвычайной ситуацией.

- привлечение людей к посильной деятельности с целью снижения уровня неадекватной поведенческой активности.

Задачи психологической помощи при работе с наблюдателями:

- отслеживание вероятности возникновения массовых негативных реакций.

Основные принципы работы:

- выявление инициаторов негативных массовых реакций и удаление их с места массовых скоплений людей.

Помощь пострадавшим, относящимся к группам «свидетелей» и «зевак» будет заключаться в переориентации очевидцев и наблюдателей на оказание помощи пострадавшим.

Этих людей можно также занять любой несложной работой: найти и принести воды, подогреть чай, принести аптечку, отнести записку и т.д. (главное – включить их в деятельность). Это позволяет им чувствовать себя нужными.

 

Еще одна группа людей, к которым применяется психоте­рапия в зоне ЧС, это спасатели. Основной проблемой в по­добных ситуациях является психологический стресс. Спе­циалисту необходимо владеть умением своевременно опреде­лять симптомы психологических проблем у себя и у своих то­варищей, владеть эмпатическими способностями, умением организовать и провести занятия по психологической раз­грузке, снятию стресса, эмоционального напряжения. Владе­ние навыками психологической само- и взаимопомощи в ус­ловиях кризисных и экстремальных ситуаций имеет большое значение не только для предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрого реагирования в чрезвы­чайных ситуациях.

Задачи психологической помощи при работе со специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС:

- сохранение работоспособности специалистов;

- профилактика негативных последствий профессионального стресса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.