КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экстренная психологическая помощь. Основные принципы ее оказания
Экстренная психологическая помощь (ЭПП) – это система краткосрочных мероприятий, которые оказываются пострадавшим в очаге чрезвычайной ситуации или в ближайшее время после травматического события. Принципы ЭПП: 1. «Не навреди»: не делать того, в пользе чего не уверены, в таких случаях лучше ограничиться сочувствием и как можно быстрее обратиться за помощью к специалисту (психологу, психиатру). 2. Приближенность – помощь необходимо оказывать как можно ближе к месту событий. 3. Неотложность помощи: помощь пострадавшему должна быть оказана в кратчайшие сроки: чем больше времени пройдет с момента его травмирования, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств и появления необратимых изменений в организме. Наиболее эффективна помощь, оказываемая по горячим следам, в первые минуты и часы после получения человеком травмы. 4. Простота проводимых мероприятий: воздействие носит характер первой помощи и направлено прежде всего на снятие у пострадавшего тревоги, стресса, обсуждение полученной травмы, текущего состояния. Часто эта помощь выражается в том, чтобы увести человека от источника травматизации, дать ему теплое питье, пищу, отдых, возможность высказаться. 5. Поддержание у пострадавших надежды на разрешение критической ситуации: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, надо обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком, чье состояние психологически понятно и объяснимо пережитым событием (нормальная реакция на экстремальную ситуацию). Важно поддерживать в пострадавшем уверенность в скором его возвращении к обычному состоянию, в том, что он вновь будет выполнять свою работу в полном объеме. Правила для сотрудников спасательных служб: 1. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению. Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся ситуации он не одинок. Подойдите к пострадавшему и скажите, например: «Я останусь с вами, пока не приедет «Скорая помощь». Пострадавший также должен быть проинформирован о том, что сейчас происходит: «Скорая помощь» уже в пути». 2. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов. Любопытные взгляды очень неприятны человеку в кризисной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-либо поручение, например, отогнать любопытных от места происшествия. 3. Осторожно устанавливайте телесный контакт. Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, старайтесь находиться на одном уровне с пострадавшим. 4. Говорите и слушайте. Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы, выполняя свои обязанности. Говорите и сами, желательно спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков. Спросите пострадавшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?» Если вы испытываете чувство сострадания, не стесняйтесь об этом сказать. ПОНЯТИЕ «ПРЕДРАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ». ВИДЫ ПР: БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ, АПАТИЯ, ПЕРЕВОЗБУЖДЕНИЕ. УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ СПАСАТЕЛЯ Очень важно, чтобы спасатель умел управлять своим психическим состоянием. Психическое состояние спасателя накануне боевых действий – предрабочее состояние. ПР – психическое состояние, которое проявляется по-разному: 1) спасатель может быть уверен в благоприятном исходе выполнения боевой задачи и в приподнятом настроении ожидать сигнал; 2) он может опасаться за исход своих действий и поэтому томиться неопределенностью. Психическое состояние спасателя перед выполнением боевого задания может в трех основных формах: 1. Боевая готовность характеризуется оптимальным нервно-психического напряжения. Это благоприятное психическое состояние спасателя перед боевыми действиями, оно положительно сказывается на его действиях в боевой обстановке, позволяя максимально реализовать свои двигательные, волевые, интеллектуальные возможности, т.е. эффективно работать. 2. Перевозбуждение – чрезмерный уровень нервно-психического напряжения: чрезмерное волнение, тревога, повышенная нервозность (раздражительность), неустойчивость настроения, суетливость, рассеянность, ослабление памяти, повышенная отвлекаемость, торопливость, неадекватность. В период лихорадки снижается работоспособность мышц и притупляется мышечно-двигательная чувство, ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений. Предрабочая лихорадка снижает эффективность в работе. 3. Апатия характеризуется низким уровнем нервно-психического напряжения в связи с возникновением охранительного торможения и ослаблением возбуждения: вялость, сонливость, отсутствие желания работать, угнетенность, неуверенность в своих силах, страх перед опасностью, отсутствие интереса к боевой работе, ослабление внимания, снижение продуктивности памяти и мышления, снижение волевой активности. Далее – см. вопрос выше «МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ СПАСАТЕЛЯ ПРИ ДЕЙСТВИИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ГРУППЕ ПОСТРАДАВШИХ. «ЗЕВАКИ», «СВИДЕТЕЛИ», СПАСАТЕЛИ. Задачи психологической помощи при работе с пострадавшими: - выявление группы риска; - работа с острыми стрессовыми реакциями; - создание сети социальной поддержки. Основные принципы работы: - пострадавшим необходимо дать возможность отреагировать аффективное состояние (истероидные реакции, плач, нервная дрожь, агрессия и т.д.); - базовый момент помощи - поиск психологического ресурса; - необходимо активно подключать людей к деятельности (оформление документов, подготовка к похоронам и т.д.); - лица с симптомами психиатрических заболеваний направляются в медицинские пункты для оказания им соответствующей психиатрической помощи. Задачи психологической помощи при работе с очевидцами: - ориентация этих людей на оказание помощи пострадавшим других групп; - снижение риска возникновения массовых негативных реакций. Основные принципы работы: - работа с острыми стрессовыми реакциями, связанными с чрезвычайной ситуацией. - привлечение людей к посильной деятельности с целью снижения уровня неадекватной поведенческой активности. Задачи психологической помощи при работе с наблюдателями: - отслеживание вероятности возникновения массовых негативных реакций. Основные принципы работы: - выявление инициаторов негативных массовых реакций и удаление их с места массовых скоплений людей. Помощь пострадавшим, относящимся к группам «свидетелей» и «зевак» будет заключаться в переориентации очевидцев и наблюдателей на оказание помощи пострадавшим. Этих людей можно также занять любой несложной работой: найти и принести воды, подогреть чай, принести аптечку, отнести записку и т.д. (главное – включить их в деятельность). Это позволяет им чувствовать себя нужными.
Еще одна группа людей, к которым применяется психотерапия в зоне ЧС, это спасатели. Основной проблемой в подобных ситуациях является психологический стресс. Специалисту необходимо владеть умением своевременно определять симптомы психологических проблем у себя и у своих товарищей, владеть эмпатическими способностями, умением организовать и провести занятия по психологической разгрузке, снятию стресса, эмоционального напряжения. Владение навыками психологической само- и взаимопомощи в условиях кризисных и экстремальных ситуаций имеет большое значение не только для предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях. Задачи психологической помощи при работе со специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС: - сохранение работоспособности специалистов; - профилактика негативных последствий профессионального стресса.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |