КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возвращение модернизации? Надменность линеаризации
Когда в 1982 году Энтони Гидденс уверенно заявил о том, что «теория модернизации основана на ложных предпосылках» (144), он лишь подтвердил существовавшие тогда в социальной науке общие настроения, или, по крайней мере, настроения его поколения. Когда исследователь добавил, что эта теория «служила... идеологической поддержкой господства западного капитализма над остальным миром», он воспроизвел общую трактовку того, почему в эту ложную теорию некогда верили. Сегодня оба этих суждения кажутся анахронизмами. Теория модернизации (например, Parsons, 1964) гласила, что великие мировые цивилизации сойдутся в направлении институциональных и культурных параметров западного общества. Несомненно, сегодня мы наблюдаем нечто очень похожее на этот процесс, и порожденный им энтузиазм невозможно объяснить, просто ссылаясь на западное или капиталистическое господство. Стремительные идеологические и объективные преобразования, описанные в предыдущем разделе, начали оказывать влияние и на теорию. Перчатку-вызов, которую различные направления неомодернизма бросили к ногам теории постмодерна, легко заметить. Изменяющиеся исторические условия создали плодородную почву для такого пост-постмодернистского теоретического осмысления, и интеллектуалы реагируют на эти условия, коренным образом пересматривая свои прежние теории. Конечно, было бы преждевременно
ГЛАВА 8 называть неомодернизм «теорией-преемником» постмодернизма. Он только недавно закрепился в качестве интеллектуальной альтернативы и тем более не стал победителем в этом идеологически-теоретическом поединке. Более того, неясно, поддерживается ли это движение новым поколением интеллектуалов или же отдельными группами внутри поколений, соперничающих в данный момент, которые обрели в неомодернизме способ объединения с целью лишить постмодернизм гегемонии в современной сфере. Тем не менее, несмотря на сделанные оговорки, необходимо признать, что на сцене появился новый и резко отличающийся от других тип социально-теоретического осмысления. Однако этому успеху сопутствует серьезная опасность впасть в теоретическую амнезию в отношении проблем прошлого, проблем, о которых говорилось в связи с кратким рассмотрением событий 11 сентября. Всерьез началась ретроспективная верификация теории модернизации. Одна из самых острых переоценок была предложена Клаусом Мюллером (1992), который вознес полноценную хвалу этой некогда презираемой точке зрения, хотя и указал на то, что любая ее современная версия должна быть основательно пересмотрена (см. Muller, 1994). «Теперь, когда социологическая теория современности обладает явно более резким ощущением реальности, - пишет Мюллер (1992: 111), - она зафиксировала долгосрочные изменения в регионе Восточной Европы, которые в настоящее время проходят в более насыщенной форме, задолго до того, как эти изменения можно было подтвердить опытным путем». Для ровного ГЛАВА 8 счета Мюллер добавляет, что «великая теория, которую постоянно обвиняли в отсутствии контакта с реальностью, оказывается, обладает способностью предсказывать — эта классическая социологическая теория модернизации Толкотта Пар-сонса» (111. Курсив автора). Еще один признак такой переоценки можно увидеть в возвращении к теории модернизации со стороны выдающихся теоретиков, которые прежде были неомарксистскими критиками капиталистического общества. Например, Брайан Тернер (1986) теперь защищает западную гражданственность вместо радикального эгалитаризма и восхваляет (Holton & Turner, 1986) Парсонса за его «антиностальгическое» принятие базовых структур современной жизни. Хотя Энтони Гидденс (1990, 1991, 1992) занимает менее определенную позицию, в его позднейших исследованиях обнаруживается завуалированный, но решительный отход от той явно антимодернистской позиции, которая была заметна в его ранних идеях. Новым трудам Гидденса присущ зловещий тон кризиса, который ученый открыто привязывает к резкому появлению таких социальных факторов, которые, по его мнению, невозможно было предвидеть. «В сегодняшней социальной науке, как и в самом социальном мире, мы столкнулись с новой программой. Как всем известно, мы живем в эпоху окончаний.... Fin de siecle повсеместно отождествляется с ощущением утраты ориентации и болезненности... Мы находимся в периоде очевидного перехода - и под «мы» здесь подразумевается не только Запад, но и весь мир в целом» (Giddens, 1994: 56; см. Beck, 1994: 1, Lash, 1994: 110). ГЛАВА 8 Новый, исторически беспрецедентный мир, который обнаруживает Гидденс, - мир, который он со временем описал как мир «за пределами левого и правого», - тем не менее, как оказывается, представляет собой не что иное, как саму современность. Даже среди самих бывших коммунистических аппаратчиков все больше доказательств (Borko, цит. по: Muller, 1992: 112) того, что сходные «ретросказания» о сближении капиталистического и коммунистического обществ уже начались, и эти тенденции вызывают все более частые «возвращения» и к Йозефу Шумпетеру. Теоретическая опасность здесь состоит в том, что эта исполненная энтузиазма и сильно запоздалая переоценка некоторых из основных посылов послевоенной социальной науки на самом деле может привести к возрождению теорий конвергенции и модернизации в их ранних формах. Юрген Хабермас (1990: 4), размышляя о недавних переходах в Восточной Европе, использовал такие эволюционные термины, как «обратная перемотка» и «догоняющая революция». Адресованный директивным органам Америки трактат Алекса Инкелеса (1991) вовсю проповедует сближение; например, политическая «партия не должна стремиться достичь своих целей внеполитическими средствами». Статья Инкелеса, приправленная советами относительно «важности нахождения... четко выраженной точки, где дополнительные ресурсы могут обеспечить наибольший рычаг» (69), демонстрирует тот род чрезмерной уверенности в контролируемых социальных изменениях, который был характерен для надменной послевоенной мысли в ключе модернизации. Когда Сеймур
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |