![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория постмодернизации: уход и комическое отстранение
Постмодернизм можно рассматривать как объяснительную социальную теорию, которая породила новые модели среднего уровня в отношении культуры (Foucault, 1977; Huyssen, 1986; Lyotard, 1984), науки и эпистемологии (Rorty, 1979), классовой принадлежности (Hall, 1993), социальной левое движение не смирится с этими новыми временами, ему придется существовать на обочине жизни.... Наш мир перестраивается.... В ходе этого преображаются наши собственные идентичности, ощущение нашего "Я", наши собственные субъективности. Мы находимся в переходе к новой эре» (October 1988, цит. по: Thompson, 1992: 238). 31 Новыми философами (фр.) Yippies - американское политизированное молодежное движение левого толка конца шестидесятых годов. - Примеч. пер. ГЛАВА 8 деятельности (Crespi, 1992), половой принадлежности и семейных отношений (Halpern, 1990; Seidman, 1991b) и экономической жизни (Harvey, 1989; Lash, 1985). Во всех этих сферах, как и в других, постмодернистские теории внесли свой оригинальный вклад в понимание реальности33. Однако постмодернизм оставил свой след в истории вовсе не как теория среднего уровня. Данные дебаты обрели значимость лишь благодаря тому, что, как принято считать, они послужили примером новых общих тенденций в истории, социальной структуре и нравственной жизни. В сущности, именно за счет переплетения уровней структуры и процесса, микро- и макроуровней с уверенными заявлениями о прошлом, настоящем и будущем современной жизни постмодернизм и сформировал широкую, всеобъемлющую общую теорию общества, такую теорию, которую, как и прочие рассмотренные здесь теории, следует изучать с помощью вненаучных категорий, а не только как источник объяснений. Если мы считаем постмодернизм мифом - не только лишь познавательными описаниями, но и кодированием этих описаний и превращением их в нарратив в виде «осмысленной» схемы, — то его необходимо рассматривать как идеологию, сменившую радикальную социальную теорию и появившуюся вследствие неспособности реальности развертываться таким образом, который совпа- 33 Собрание постмодернистских нововведений в рамках теорий среднего уровня в социологическом знании было осуществлено в: Crook, Pakulski, and Waters (1992). Для ознакомления с убедительной критикой социально-экономических постулатов, которые либо продвигают, либо подразумевают такие теории среднего уровня эпохи постмодерна, см. Herpin (1993), Archer (1987), Giddens (1991). ГЛАВА 8 дал бы с ожиданиями, порожденными догматами антимодернизации. С этой точки зрения понятно, что, хотя постмодернизм, как кажется, имеет дело с настоящим и будущим, его горизонт задается прошлым. По крайней мере изначально он был идеологией интеллектуального разочарования; интеллектуалы-марксисты и постмарксисты создали постмодернизм в ответ на тот факт, что период героического и коллективного радикализма, по-видимому, сходил на нет34. Они переопределили это восторженное коллективное настоящее, которое, как утверждалось, предсказывает неизбежное даже еще более героическое будущее, как период, который теперь закончился. Они объявили, что он сменился не в силу политического поражения, а вследствие собственно структуры исто- 1 В декабре 1986 года «Гардиан», ведущая независимая британская газета левого толка в широком его понимании, три дня подряд публиковала важную серию статей «Модернизм и постмодернизм». В вводной статье Ричард Готт объяснял, что «революционные импульсы, которые некогда электризовали политику и культуру, явно устарели» (цит. по: Thompson, 1992: 222). В предложенном Эдвардом Томпсоном анализе этого события проявляется особая чуткость к основной роли, которую в нем играет историческое снижение героического революционного мифа: «Данная газета явно сочла тему предположительного культурного сдвига от модернизма к постмодернизму достаточно важной для того, чтобы посвятить ей множество страниц и несколько номеров. Причина, по которой эта тема была сочтена важной, указывалась в подзаголовке: "Почему сошло на нет революционное движение, которое осветило первые десятилетия века. В большой серии критики "Гардиан" анализируют болезнь конца двадцатого века".... В последующих статьях стало еще более очевидно, что культурная "болезнь", представленная уходом от модернизма, рассматривалась как симптом более серьезного социального и политического заболевания» (222). Распространение революционного пыла и самого термина «модернизм» практически на весь двадцатый век до начала периода постмодерна, а иногда и на весь период после Просвещения - это характерные для теории постмодернизма тенденции. Будучи естественным отражением бинарных и нарративных функций постмодерна, такие заявления общего характера играют жизненно важную роль в определении места эпохи «постмодерна» в отношении будущего и прошлого. ГЛАВА 8 рии35. Провал утопии грозил мифологически непоследовательной перспективой, а именно историческим регрессом. Этот провал угрожал разрушить смысловые структуры интеллектуальной жизни. С помощью теории постмодерна это неизбежное поражение можно было преобразовать в поражение имманентное, в необходимую часть самого исторического развития. Героические «большие нарративы» левого движения стали неуместными просто в силу хода истории; они не потерпели настоящего поражения. Миф все еще мог работать. Смысл был сохранен. Самые влиятельные ранние характеристики постмодернизма были исполнены прямолинейных откровений относительно теоретической запутанности, свидетельств резких изменений реальности и выражений экзистенциального отчаяния36. На- 35 "La revolution qu'anticipaient les avant-gardes et les partis d'extreme gauche et que denoncaient les penseurs et les organisations de droit ne s'est pas produite. Mais les societes avances n'en ont pas moins subi une transformation radicale. Tel est le constat commun que font les sociologues... qui ont fait la postmodernite le theme de leurs analyses". («Революция, которой ждали авангардные движения и крайние левые и которую осуждали мыслители и организации правого толка, не произошла. Но продвинутые общества тем не менее подверглись коренному преобразованию. Таков обычный вывод, к которому приходят социологи... сделавшие темой своих исследований постмодерн» (фр.) - Примеч. пер.) (Herpin, 1993: 295). ** Именно такие переживания характерны для ранних размышле-* ний Ч. Райта Миллса о том, что он в интервью на радио в 1959 году назвал «четвертой эпохой»; насколько мне известно, это был первый раз, когда прозвучал термин «постмодерн» в его современном смысле. «Мы подошли к концу того, что называют современной эпохой. Так же, как за античностью последовали несколько столетий возвышения Востока, которые западный мир с его локальным сознанием называет Темными веками, так и сейчас современную эпоху сменяет период постмодерна. Возможно, мы назовем его четвертой эпохой. Окончание одной эпохи и начало другой, разумеется, есть вопрос определения. Но определения, как и все социальное, привязаны к определенным историческим обстоятельствам. А сейчас наши основные определения общества и "Я" захвачены новыми реальностями. Я имею в виду не только ГЛАВА 8 пример, Фредрик Джеймисон (1988; 25) указывал на «новый и практически невообразимый квантовый прыжок в технологическое отчуждение». Несмотря на свои методологические принципы, Джеймисон удерживается от побуждения опереться на неомарксистские твердые убеждения предыдущей эпохи. Заявляя о том, что изменения в производственном базисе общества породили путаницу в надстройке в переходный период, исследователь оплакивал «неспособность нашего ума, по крайней мере в настоящий момент, составить карту великой мировой многонациональной и децентрализованной коммуникационной сети, в которую пойманы мы, индивидуальные субъекты» (15). Говоря о традиционной роли искусства как средства достижения культурной ясности, Джеймисон жаловался на то, что этот рефлекс распознавания смысла заблоки- то, что мы чувствуем, что находимся в периоде эпохального перехода. Я имею в виду то, что слишком многие из наших объяснений родом из великого исторического перехода от Средневековья к современности и что когда эти объяснения обобщаются для использования в наши дни, они становятся неуклюжими, неуместными, неубедительными. Я также имею в виду, что наши основные ориентиры - либерализм и социализм -практически сокрушены в качестве подходящих объяснений мира и нас самих» (Mills, 1963 [1959]: 236. Цит. по: Thompson, в печати). В качестве специалиста по теории критики с антикапиталистическими взглядами, пережившего глубокое разочарование в героическом утопизме коммунизма и общественных движений, ориентированных на классовые отношения, Миллс в своих личных обстоятельствах предвосхитил «опыт перехода», который вдохновил движение постмодернизма двадцать лет спустя. Однако в 1959 году, в период сильного господства модернизма, попытки Миллса разобраться в истории вряд ли могли отозваться в сердцах слушателей. Либерализму еще предстояло пережить свои лучшие дни, а героический радикализм шестидесятых годов едва намечался. Данный факт снова показывает, что, хотя в любой отдельно взятый исторический период существуют соперничающие между собой мифологические конструкты, те из них, которые не попадают в ногу с данной стадией, игнорируются; будет считаться, что они не могут «объяснить» «новый мир нашего времени». ГЛАВА 8 рован: мы не можем «сосредоточиться на нашем собственном настоящем, как если бы мы утратили способность создавать эстетические репрезентации нашего собственного актуального опыта»37 (20)38. Однако триумф интеллектуального смысло-творчества зрелого постмодернизма виден уже в том, как Джеймисон описывает этот новый порядок как частный, фрагментированный и коммерческий. В этих терминах путаницу и блокировки рациональности, которые сумел обозначить Джеймисон, можно объяснить не как личный провал, а как исторические необходимости, основанные на самом разуме. То, что угрожало бессмыслицей, теперь становится самой основой смысла; сконструировано новое настоящее и новое прошлое. Неудивительно, что Джеймисон описывал (1988; 15) постмодернизм прежде всего как «периодизирую-щий концепт» и заявлял, что данный термин был придуман для того, чтобы интеллектуалы и их аудитории могли разобраться в этом новом времени: «Новый постмодернизм выражает сокровенную истину недавно возникшего социального порядка позднего капитализма» (15). 37 Здесь и далее Джеймисон цитируется по: Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. - 2000. № 4. С. 63-77. - Примеч. пер. 38 Это настроение пессимизма следует сравнить с отчетливо более оптимистичным тоном предисловия Джеймисона к книге «Политическое бессознательное: нарратив как социально-символический акт», сборнику очерков, написанных в течение семидесятых годов, в которых он пытается «предсказать... те новые формы коллективного мышления и коллективной культуры, которые лежат за пределами границ нашего собственного мира», и описывает их как «пока что неосознанное, коллективное и децентрализованное культурное производство будущего, находящееся вне рамок как реализма, так и модернизма» (1980: 11). Менее чем десять лет спустя оказалось, что то, что Джеймисон рассматривал как лежащее вне рамок модернизма, сильно отличается от той коллективной и несущей освобождение культуры, которая ему виделась. ГЛАВА 8 Итак, в довольно строгих терминах, теория постмодерна может рассматриваться как попытка исправить проблему смысла, порожденную переживаемым провалом «шестидесятых». Только так можно понять, почему вообще возникла дихотомия модерна и постмодерна и почему содержание этих двух исторических категорий описывается именно так, как описывается. С предлагаемой в данной книге точки зрения, ответы выглядят довольно ясными. Преемственность в отношении более раннего периода антимодернистского радикализма поддерживается за счет того, что постмодернизм тоже воспринимает «современное» как явного врага. В бинарной кодировке данной интеллектуальной идеологии современность остается по оскверненную сторону границы и представляет собой «другого» в постмодернистских нарративных сказаниях. Тем не менее в этот третий период послевоенной социальной теории содержание современного полностью изменилось. Интеллектуалы радикального толка подчеркивали партикуляризм и приверженность частному современного капитализма, узость его интересов, а также фатализм и пассивность, к которым он приводит. Предлагаемая ими постмо-дернизационная альтернатива на самом деле была не постмодернистской, а общественной, героической, коллективной и всеобщей. Разумеется, именно эти последние качества теория постмодернизации осудила как самое воплощение собственно современности. И, наоборот, любовь к частному, сниженные ожидания, субъективизм, индивидуальность, партикуляризм и приверженность местному кодировались как воплощения добра. ГЛАВА 8 Что касается нарратива, то основные исторические постулаты постмодернизма - упадок большого нарратива и возвращение к местному (Lyotard, 1984), восхождение пустого знака, или симуля-кра (Baudrillard, 1983), конец социализма (Gorz, 1982), акцент на плюрализм и различия (Seidman, 1991а, 1992) - являют собой прозрачные репрезентации сниженной нарративной схемы. Это ответы на спад «прогрессивных» идеологий и их утопических убеждений. Таким образом, сходства с радикальным антимодернизмом поверхностны и обманчивы. На самом деле гораздо более значимая связь существует между постмодернизмом и периодом, предшествовавшим радикализму, то есть собственно теорией модернизации. Как мы помним, теория модернизации сама являлась сниженной идеологией, сменившей предшествовавший ей героический период радикального поиска. В ней тоже уделялось особое внимание частному, личному и местному. Хотя эти сходства и показывают, насколько обманчивыми могут быть интеллектуальные саморепрезентации интеллектуальных идеологий, тем не менее то, что эти два подхода основополагающим образом отличаются друг от друга, разумеется, правда. Эти отличия проистекают из их положения в конкретном историческом времени. Послевоенный либерализм, вдохновивший теорию модернизации, пришел вслед за радикальным движением, которое рассматривало трансцендентность внутри прогрессивной схемы, схемы, которая стремилась сделать модернизм более радикальным, но в то же время практически от него не отказывалась. Так, хотя романтическое и ироническое измерения ГЛАВА 8 послевоенного либерализма снизили пафос героического модернизма, его отход от радикализма сделал основные аспекты модернизма еще более явными. Постмодернизм, напротив, пришел вслед за радикальным поколением интеллектуалов, которые осуждали не только либеральный модернизм, но и ключевые постулаты самого понятия модернизации как такового. «Новые левые» отвергали «старых левых» отчасти потому, что эти последние были связаны с проектом модернизации; новое движение предпочитало Франкфуртскую школу (например, Jay, 1973), чьи уходящие в немецкий романтизм корни более четко совпадали с его собственным антимодернистским звучанием. Итак, хотя постмодернизм действительно является сниженным нарративом по отношению к героическому радикализму, особенности его исторического положения означают, что он вынужден поместить как героическую (радикальную), так и романтическую (либеральную) версии современного по одну и ту же негативную сторону границы. Интеллектуалы, приходящие на смену своим предшественникам, склонны переворачивать бинарный код господствовавшей ранее теории. Для постмодернизма новый код модернизм: постмодернизм подразумевал больший разрыв с «универсалистскими» западными ценностями, чем код традиционализм: модернизм сразу после войны или сменившая его капиталистическая дихотомия модернизм: социалистическая антимодернизация39. 39 Теоретики постмодерна считают, что антимодернистские истоки их философии связаны с романтизмом, с такими критиками Просвещения, как Фридрих Ницше, с Георгом Зиммелем и с темами, развивавшимися ранней Франкфуртской школой. ГЛАВА 8 Также и в терминах нарратива наблюдаются заметно большие снижающие изменения. Хотя, конечно же, романтический тон и даже коллективистские аргументы в пользу героического освобождения сохраняются в некоторых направлениях постмодернистской мысли, эти «конструктивные» версии (Rosenau, 1992; Thompson, 1992) сосредоточиваются на личном и интимном и обычно представляют собой ответвления общественных движений шестидесятых годов; это, например, «борьба» гомосексуалистов и лесбиянок, женское «движение» и активисты-экологи, такие как «зеленые». Поскольку такие движения вовлекаются в публичную политику, постольку они формулируют свои требования в гораздо большей степени на языке различий и партикуляризма (например, Seidman, 1991a, 1992), чем в универсалистских терминах коллективного блага. Кроме того, основной и, несомненно, самый четко выраженный посыл постмодернистского нарратива поразительно отличается от вышеизложенного. Постмодернизм отвергает не только героизм, но и романтизм, он более фаталистичен, критичен и пассивен, одним словом, в нем больше комического агностицизма, чем кажется по данным в большей степени политическим движениям подъема и реформы. Постмодернизм не возвышает аутентичность отдельной личности, а скорее в лице Мишеля Фуко и Жака Однако и более раннее, стоящее ближе к традиционному марксизму бунтарское движение против теории модернизации часто выводило свое происхождение сходным образом. Как показал Стивен Сейдман (1983) прежде, чем обратился в постмодернизм, романтизм сам по себе обладал значительными универсалистскими чертами, и между Ницше и Зиммелем существуют принципиальные разногласия по поводу оценки собственно современности. ГЛАВА 8 Деррида объявляет о смерти субъекта. По словам Фредрика Джеймисона (1988: 15), «подобный род индивидуализма и персональной идентичности ушел в прошлое». Отход от прежней, более романтической версии модернизма заключается также и в необычном отсутствии иронии. Примером служит политическая философия Ричарда Рорти. Так как исследователь соединяет иронию и сложность (например, Rorty, 1985, 1989), он выступает за политический, если не эпистемологический либерализм, и вследствие таких принципов вынужден отдалиться от постмодернистской схемы. Вместо романтики и иронии в постмодернизме пышным цветом расцвела комическая схема. Нортроп Фрай называет комедию высшей урав-нительницей (the ultimate equalizer). Поскольку добро и зло нельзя разделить на части, действующие лица - герои и злодеи - находятся на одном и том же нравственном уровне, так что зрители не вовлекаются в действие нормативным или эмоциональным образом, а могут усесться поудобнее и получать удовольствие. Жан Бодрийяр (1983) -мастер сатиры и насмешки, а весь западный мир превращается в огромный Диснейленд. По сути, в постмодернистской комедии избегают даже самого понятия действующих лиц. Не без издевки, но с идеей о новой теоретической системе Фуко объявил о смерти субъекта; Джеймисон канонизировал эту идею, заявив о том, что «подобный род индивидуализма и персональной идентичности ушел в прошлое». Постмодернизм - это пьеса внутри пьесы, историческая драма, придуманная с целью убедить зрителей в том, что драма умерла и что истории больше не существует. Остается только ГЛАВА 8 ностальгия по исполненному символов прошлому. Возможно, данное обсуждение стоит закончить упоминанием о Дэниэле Белле, интеллектуале, чья карьера удачно воплощает собой все научно-мифологические фазы истории, которые описаны в данной книге. Белл обрел интеллектуальное самосознание в качестве троцкиста в тридцатые годы. Некоторое время после Второй мировой войны он оставался верным героическим антикапиталистическим идеям таких персонажей, как Ч. Райт Миллс, которого он встретил в качестве коллеги в Колумбийском университете. Его знаменитый очерк о конвейерной ленте и деквалификации труда (1963 [1959]) обнаруживает преемственность с довоенным левым движением. Белл настаивал на понятии отчуждения и тем самым оказался приверженцем термина «капитализм», а не «индустриализм», сторонником эпохальных преобразований и противником послевоенной линии модернизации. Однако вскоре Белл перешел к реализму и стал выступать за модернизм скорее с романтически индивидуалистической, чем с радикальной социалистической позиции. Хотя книга «Пришествие постиндустриального общества» вышла только в 1973 году, Белл впервые вывел это понятие в качестве продолжения идей Раймона Арона об индустриализации почти двадцатью годами ранее. Термин «постиндустриальный» означал период, поддерживавший прогресс, модернизацию и разум и разрушавший возможности героического превосходства и классовой борьбы. Книга «Пришествие постиндустриального общества» появилась в разгар восстания против модернизма и была встречена замешательством и презрением со сто- ГЛАВА 8 роны многих интеллектуалов антимодернистского левого движения, хотя некоторые также замечали ее косвенную связь с теориями общества, избавившегося от дефицита (postscarcity society). Однако самым поразительным аспектом этого карьерного периода Белла является то, насколько быстро модернистское понятие постиндустриального общества уступило место постмодернизму, если не по форме, то в содержательном плане. У Белла этот переход, разумеется, произошел не вследствие разочарования в радикализме, а вследствие разочарования в том, что он называл поздним модернизмом. Когда Белл отвернулся от пришедшего в упадок модернизма в книге «Культурные противоречия капитализма» (1976), его повествование изменилось. Постиндустриальное общество, некогда бывшее олицетворением модернизма, теперь порождало не разум и прогресс, а эмоциональность и иррациональность, то есть категории, представленные в молодежной культуре шестидесятых годов, что вызывало у него беспокойство. Предлагаемое ученым решение проблемы неизбежного саморазрушения западного общества заключалось в призывах вернуться к сакральному (1977); это решение говорило о ностальгии по прошлому, которую Джеймисон позднее определил как верный признак наступления эпохи постмодерна. В этом отношении довольно показательно сравнение постиндустриальных заявлений Дэниэла Белла с постфордизмом Дэвида Харви. Харви усматривает схожие явления в производственной инфраструктуре капитализма периода высоких информационных технологий, но делает совер- ГЛАВА 8 шенно иной вывод о воздействии этих явлений на сознание эпохи. Антимарксизм Белла, то есть его (1978) внимание к асинхронизму систем, позволяет ему оформить бунт в форму молодежной культуры, а культурное спасение — в идеал «возвращения к священному» (см. Eliade, 1954). Напротив, Харви сохраняет приверженность к ортодоксальному мышлению в терминах базиса-надстройки, что позволяет ему постулировать фрагментацию и приватизацию как неизбежные и неотвратимые результаты постфордистского метода производства. Консервативные нападки Белла на модернизм включают в себя ностальгию; радикальные нападки Харви на постмодернизм подразумевают поражение. Разумеется, теория постмодерна по-прежнему в значительной степени находится еще на стадии формирования. Как упоминалось ранее, в ее формулировках среднего уровня содержатся важные истины. С другой стороны, оценка важности теории в целом зависит от того, попадает ли под крыло теории постмодерна постструктурализм40. Ко- 40 Эта оценка также зависит от ряда других произвольных решений, например, от решения игнорировать заявления самого постмодернизма о том, что он не располагает общей теорией и не продвигает ее (см., например, спор с Сейдманом в моих ранних . исследованиях [Alexander, 1991] и его ответ [Seidman, 1991a]). Кроме того, существует проблема гораздо более общего характера относительно того, можно ли о постмодернизме даже рассуждать как о единой точке зрения. В данной книге я придерживаюсь того мнения, что постмодернизм можно обсуждать таким образом, хотя я и признал разнообразие взглядов внутри этой теории. Действительно, не приходится сомневаться, что каждая из рассмотренных здесь четырех теорий как таковая существует только вследствие акта герменевтической реконструкции. По моему мнению, такая методология идеальных типов не только философски обоснована (например, Gadamer, 1975), но и интеллектуально неизбежна в том смысле, что герменевтика здравого смысла постоянно ссылается на «постмодернизм» как таковой. Тем не менее, эти соображения не должны отвлекать внимание от того факта, что здесь имеет место типизация и иде- 36 Культурсоциология ГЛАВА 8 нечно же, теоретики явно лингвистического толка - такие мыслители, как Мишель Фуко, Пьер Бурдье, Клиффорд Гирц и Ричард Рорти - начали предлагать свои интерпретации задолго до появления на сцене постмодернизма. Тем не менее их сосредоточенность на релятивизме и конструктивизме, их принципиальный антагонизм в отношении понятия субъекта и их скептицизм по поводу возможности всеохватных перемен скорее помещают их теоретический вклад в рамки постмодернизма, а не модернизма и не радикальной антимодернизации. В сущности, эти исследователи создавали свои труды в ответ на разочарование в модернизме (Клиффорд Гирц и Ричард Рорти по отношению к Толкотту Парсонсу и Уилларду Куайну) с одной стороны и в героическом антимодернизме (Мишель Фуко и Пьер Бурдье по отношению к Луи Альтюссеру и Жану-Полю Сартру) - с другой. И тем не менее Гирца и Бурдье едва ли можно назвать теоретиками постмодерна, и сильные куль-туралистские теории едва ли можно соотнести с теми общими идеологическими настроениями, которые подразумевает термин «постмодернизм». Моя точка зрения по данному вопросу, как отмечалось и выше в данной статье, заключается в том, что научных соображений недостаточно для того, чтобы понять эти сдвиги как по направлению к той или иной интеллектуальной позиции, так и в сторону от нее. Если, как я полагаю, отход от постмодернизма уже начался, то нам снова необходимо тщательно рассмотреть вненаучные факторы, ализация. В более эмпирическом и конкретном смысле каждый исторический период и каждая социальная теория, представленные здесь, состояли из разнообразных схем и частей. ГЛАВА 8 недавние события и социальные изменения, которые, по-видимому, требуют еще одной новой «всемирно-исторической схемы» ("world-historical frame").
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |