КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неомодернизм и социальное зло: осквернение национализма
36- Неомодернизм: драматическое возвышение и универсальные категории Теорией постмодерна интеллектуалы предъявили как себе, так и обществу в целом свой ответ на поражение героических утопий радикальных общественных движений, ответ, который признавал поражение, но не отказывался от когнитивных отсылок к этому утопическому миру. Каждая идея постмодернистской мысли есть отражение категорий и ложных устремлений традиционного коллективистского нарратива, и для многих постмодернистов семантическим результатом этого является дистопия современного мира. Тем не менее, хотя надежды интеллектуалов левого движения были разрушены событиями конца семидесятых годов, интеллектуальное воображение прочих обрело вторую жизнь. Ведь хотя левые проиграли, правые выиграли, и выиграли существенно. В шестидесятых и семидесятых годах правый фланг являл собой реакционное движение, основанное на реакции возмущения текущими изменениями. К восьмидесятым годам это движение восторжествовало и стало вызывать крупномасштабные изменения в западных обществах. Один факт, который с удобством для себя не замечали все три поколения интеллектуалов, рассмотренные в настоящем очерке (и в наибольшей степени движение постмодерна, которое исторически совпало с ГЛАВА 8 этим фактом во времени), заключался в том, что победа неолиберального правого движения вызвала и продолжает вызывать мощные политические, экономические и идеологические отзвуки по всему миру. Самый потрясающий «успех» правых состоял, конечно же, в поражении коммунизма, что было не только политической, военной и экономической победой, но и, как говорилось во вводной части этого эссе, также и триумфом на уровне самого исторического воображения. Разумеется, в несостоятельности Советского Союза сыграли свою роль объективные экономические факторы, включая нарастающее технологическое отставание, сокращающиеся доходы от экспорта и невозможность получить отчаянно необходимые денежные средства за счет перехода к стратегии внутреннего роста (Muller, 1992: 139). Однако у итогового экономического краха была политическая причина, поскольку именно опирающаяся на компьютерные технологии военная экспансия Америки и ее союзников по НАТО в сочетании с вдохновленным правым движением технологическим бойкотом привела партийную диктатуру Советов к экономическому и политическому поражению. Хотя из-за отсутствия доступа к документам любое решительное суждение было бы определенно незрелым, все же не приходится сомневаться в том, что такая политика была в действительности в числе основных стратегических целей правительств Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер, и что этих целей удалось достичь поразительно эффективно41.
41 Связь между «гласностью» и «перестройкой» и наращиванием военного потенциала, предпринятым президентом Рональдом ГЛАВА 8 Эта исключительная и почти что совершенно неожиданная победа над тем, что некогда казалось не только социально, но и интеллектуально возможным альтернативным миром, оказала на многих интеллектуалов то же дестабилизирующее, деонтологизирующее воздействие, что и другие масштабные исторические «переломы», которые описывались выше. Кроме того, эта победа породила то же ощущение неизбежности и убежденности в том, что формирующийся «новый мир» (см. Kumar, 1992) требует новой и совершенно иной социальной теории42. Рейганом, в особенности его проектом «Звездные войны», часто подчеркивается бывшими советскими чиновниками, ставшими участниками перехода, который начался в 1985 году. Например:
«В пятницу бывшие советские чиновники высшего эшелона заявили о том, что сочетание последствий проекта «Звездные войны» тогдашнего президента Рейгана и аварии в Чернобыле изменило советскую политику в отношении вооружений и поспособствовало завершению "холодной войны". Выступая в Принстонском университете на конференции, посвященной окончанию "холодной войны", чиновники сообщили, что... президент СССР Михаил Горбачев был убежден в том, что любая попытка что-то противопоставить стратегической оборонной инициативе, предложенной Рейганом в 1983 году, нанесет советской экономике непоправимый вред» (Reuters News Service, February 27, 1993). 42 Это ощущение основополагающего, разрушающего границы перелома ясно выражено, например, в трудах Кеннета Джоуит-та, где для того, чтобы передать, насколько распространенной и пугающей является подлинно современная интеллектуальная дезориентация, используются библейские образы: «Почти полвека границы международной политики и идентичности стран-участников напрямую определялись наличием мира, в котором господствовал ленинистский режим, сосредоточенный в Советском Союзе. Исчезновение ленинизма в 1989 году представляет собой огромную проблему для этих границ и идентичностей.... Границы суть важнейшая составная часть узнаваемой и связной идентичности.... Стирание или отмена границ чаще всего является травмирующим событием - особенно когда границы упорядочиваются и рассматриваются весьма категорическим образом.... "Холодная война" была "эпохой Иисуса Навина", эпохой догматически централизованных границ и идентичностей. В противоположность библейской последовательности событий, исчезновение ленинизма в 1989 году перенесло мир из мира Иисуса Навина в мир Книги Бытия: из
ГЛАВА 8 Более того, негативный триумф над государственным социализмом подкреплялся эффектной серией «позитивных успехов» агрессивно капиталистических рыночных экономик на протяжении восьмидесятых годов. Чаще всего о них упоминали (самое свежее упоминание см. в: Kennedy, 1993) в связи с недавно индустриализировавшимися, исключительно динамичными азиатскими экономиками, которые появились там, где ранее располагались так называемые страны третьего мира. Важно избежать недооценки идеологических последствий этого факта мировой истории: масштабные и устойчивые преобразования отсталых экономик были достигнуты не социалистическими командно-административными экономиками, а агрессивно капиталистическими государствами.
Тем не менее часто упускается из виду тот факт, что в этот же отрезок времени на капиталистическом Западе капиталистический рынок тоже получил дополнительные импульсы как в символическом, так и в объективном отношении. Это проявилось не только в Великобритании при Тэтчер и в Америке при Рейгане, но и, возможно, даже более резко, в более «прогрессивных» режимах, допускающих государственное вмешательство, таких как Франция, а впоследствии и в таких стра- среды централизованной, со строго проведенными границами и истерически озабоченной непроницаемостью границ в среду, в которой территориальные, идеологические и проблемные границы (issue boundaries) размыты, неясны и порождают путаницу. Теперь мы живем в мире, который хотя и не "безвиден и пуст", все же представляет собой мир, где главные императивы - те же, что и в Книге Бытия, "именование и связывание"» (Jowitt, 1992: 306-7). Джоуитт сравнивает мироизменяющее воздействие событий 1989 года с событиями битвы при Гастингсе 1066 года. ГЛАВА 8 нах, как Италия, Испания, и даже в Скандинавии. Иными словами, имело место не только зловещее с идеологической точки зрения банкротство большей части мировых коммунистических экономик, но и выраженная склонность к приватизации национализированных капиталистических экономик как в авторитарно-корпоративистских, так и в социал-демократических государствах. Центристский либерализм Клинтона, «новые лейбористы» в Великобритании и движение немецких социал-демократов в сторону рынка сходным образом ознаменовали новую жизненность капитализма в эгалитарной идеологии. В конце шестидесятых годов и в семидесятые интеллектуальные преемники теории модернизации, неомарксисты, такие как Пол Баран и Пол Суизи (1966) и Эрнест Мандель (1968), объявили о наступающем застое капиталистических экономик и неизбежно падающей норме прибыли43. История доказала их не-
43 На протяжении последних тридцати лет одной из малозаметных площадок для битв в сфере интеллектуальной идеологии являлся «торговый центр», или «молл». Торговые центры появились в Соединенных Штатах Америки после Второй мировой войны и для многих консервативных либералов стали олицетворять собой сохраняющуюся жизнестойкость (что противоречило мрачным предсказаниям марксистской мысли тридцатых годов) «малого бизнеса» и «мелкой буржуазии». Позднейшие неомарксисты, такие как Эрнест Мандель, уделяли много внимания торговым центрам, рассуждая о том, что эта новая форма организации отсрочила итоговый застой капитализма, и описывая ее как организационный эквивалент «искусственного создания» «ложных потребностей» в рекламе. В восьмидесятые годы те же распространяющиеся сосредоточения массового капитализма, превратившиеся теперь в высококачественные, но столь же плебейские моллы, стали объектом нападок постмодернистов, видевших в них не коварные временные барьеры на пути застоя, но идеальные репрезентации фрагментации, коммерциализации, стремления к частной жизни (privatism) и бегства от действительности (retreatism), которые знаменовали конец утопических надежд (а возможно, и самой истории). Самый знаменитый пример такого осмысления представлен Фредриком Джеймисоном (например, 1988) в отношении отеля «Хаятт Бонавантюр» в Лос-Анджелесе. ГЛАВА 8 правоту, что привело к долгосрочным идеологическим последствиям (Chirot, 1990). Изменения «правого толка» в специфически политической плоскости оказались столь же масштабными, сколь и в плоскости экономической. Как упоминалось ранее, на протяжении конца шестидесятых годов и в семидесятых принимать политический авторитаризм как цену экономического развития было идеологически модным и эмпирически оправданным. Однако за последние два десятилетия произошедшие события, по-видимому, поставили такой взгляд под сомнение, и сейчас назрело коренное переосмысление этой общепринятой точки зрения. С середины восьмидесятых годов стали открытыми не только коммунистические тиранические режимы, но и те самые диктатуры в Латинской Америке, которые казались столь «объективно необходимыми» всего лишь одно интеллектуальное поколение тому назад. Даже некоторые африканские диктатуры недавно начали проявлять признаки уязвимости к этому сдвигу политического дискурса от авторитаризма к демократии. Эти изменения создали социальные условия -и массовый настрой общественности, - которые, казалось бы, опровергают кодирование интеллектуалами-постмодернистами современного (и будущего) общества как фаталистического, частного, партикуляристского, фрагментированного и местного. Кажется также, что они разрушают сниженную нарративную схему постмодернизма, которая настаивает либо на романтике различий, либо, на более глубинном уровне, на мысли о том, что современную жизнь можно истолковывать лишь ГЛАВА 8 комическим образом. Действительно, если присмотреться к недавнему интеллектуальному дискурсу, можно заметить возвращение ко многим прежним модернистским темам. Поскольку недавнее возрождение рынка и демократии произошло в масштабе всего мира и поскольку рынок и демократия являют собой категориально отвлеченные и обобщающие идеи, универсализм снова стал жизнеспособным ресурсом для социальной теории. Вновь появились понятия общности (commonality) и институциональной конвергенции, а с ними и возможности для интеллектуалов придавать смысл посредством утопии44. В сущности, мы, по-видимому, являемся свидетелями рождения четвертой послевоенной версии мифопоэтической социологической мысли. «Неомодернизм» (см. Tiryakian, 1991) может служить наскоро сформулированным обозначением данной фазы теории постмодернизации до тех пор, пока 44 Например, Тодд Гитлин в своем обращении к коллегам по академическому левому движению, многие, если не большинство из которых теперь стали постмодернистами в своем продвижении различий и партикуляризма, заявляет не только о том, что для сохранения жизнеспособной критической интеллектуальной политики необходимо возрождение универсализма, но и о том, что такое движение уже началось: «Если нам нужно левое движение в более, чем просто сентиментальном смысле, его позиция должна быть такой: желание человеческого единства ничем нельзя заменить. Пути, средства, основы и цена его достижения суть предмет дисциплинарного обсуждения.... Итак, наряду с неоспоримым положением о том, что разного рода знание привязано ко времени, месту и интерпретирующему сообществу, вдумчивые критики выдвигают столь же важное положение о том, что в условиях, в которых живет человечество, существуют единства и что, по сути, существование общих трактовок есть основа всякого общения (= делания общим), преодолевающего границы языка, истории и опыта. Сегодня некоторые из самых увлекательных исследований включают в себя попытки вписать и новое, и старое знание в единые нарративы. Иначе нам не избежать солипсизма, чье политическое выражение не может стать основой либерализма или радикализма» (Gitlin, 1993: 36-7). ГЛАВА 8 не найдется термин, который с большей образностью передаст новый дух времени. В ответ на экономические изменения различные подгруппы современных интеллектуалов вновь возвысили эмансипаторный нарратив рынка, в который они вписывают новое прошлое (антирыночное общество) и новое настоящее/будущее (переход к рынку, полный расцвет капитализма) и который ставит освобождение в зависимость от приватизации, договоров, денежного неравенства и конкуренции. С одной стороны, появилась сильно расширившаяся и более активная когорта интеллектуалов-консерваторов. Хотя их политика и политические требования пока что не оказали большого влияния на дискурс общей социальной теории, есть и исключения, указывающие на то, что у них есть потенциал. Например, масштабное исследование Джеймса Коулмана «Основания социальной теории» (Foundations of Social Theory) (1990) исполнено осознанно героического посыла; его цель - сделать неорыночный, рациональный выбор не только основой будущей теоретической работы, но и основой воссоздания более ответственной, законопослушной и менее упадочной социальной жизни. Гораздо большее значение имеет тот факт, что внутри либеральной интеллектуальной жизни, в среде старшего поколения утративших иллюзии утопистов, а также в среде групп молодых интеллектуалов вновь появилась новая и позитивная социальная теория рынка. Для многих политически ангажированных интеллектуалов данная идея тоже приняла теоретическую форму индивидуалистической, псевдоромантической схемы рацио-
ГЛАВА 8 нального выбора. Первоначально использовавшаяся для того, чтобы справиться с разочаровывающими неудачами рабочего классового сознания (например, Przeworski, 1985; Wright, 1985; см. Elster, 1989), эта теория все больше служит для объяснения того, как государственный коммунизм и капиталистический корпоративизм можно преобразовать в ориентированную на рынок систему, которая вела бы к освобождению или, по крайней мере, была бы существенным образом рациональной (Moene & Wallerstein, 1992; Nee, 1989; Przeworski, 1991). Хотя прочие политически ангажированные интеллектуалы присвоили идеи рынка менее ограничительным и более коллективистским образом (например, Blackburn, 1991b; Friedland & Robertson, 1990; Szelenyi, 1988), в их трудах опять-таки прослеживается энтузиазм в отношении рыночных процессов, резко отличающийся от отношения склоняющихся к поддержке 1 левого движения интеллектуалов прежних времен. В среде интеллектуальных сторонников «рыночного социализма» произошли сходные перемены. Например, Янош Корнай (1990) в своих позднейших исследованиях выказывает существенно меньше опасений по поводу свободных рынков, чем в принесших ему известность новаторских трудах семидесятых и восьмидесятых годов. Данное неомодернистское возрождение теории рынка также очевидно в возрождении и переопределении экономической социологии. В терминах исследовательской программы ликование по поводу силы «слабых связей» рынка в раннем исследовании Марка Грановеттера (1974) стало главным образцом для изучения экономических сетей (на- ГЛАВА 8 пример, Powell, 1991), образцом, который неявно отвергает постмодернистские и антимодернистские призывы к сильным связям и местным сообществам. Более поздние аргументы исследователя в пользу «укорененности» ("embeddedness") (1985) экономического действия (например, Granovetter & Swedberg, 1992) сделали образом рынка социальные отношения взаимодействия, мало похожие на прежнего, вырванного из контекста, капиталистического эксплуататора. Похожие преобразования можно отследить и в более обобщенном дискурсе. Осуществляется интеллектуальная реабилитация Адама Смита (Boltanski, 1999: 35-95; Boltanski & Thevenot, 1991: 60-84; Hall, 1985; Heilbroner, 1986). «Рыночный реализм» Йозефа Шумпетера возродился к жизни; вновь поднят на щит индивидуализм маржиналистской экономики Макса Вебера (Holton & Turner, 1986), равно как и принятие рынка, которым исполнены теоретические труды Толкотта Парсонса (Holton, 1992; Holton & Turner, 1986). В сфере политики неомодернизм обрел даже большую мощь, несомненно, в силу того факта, что именно политические революции последнего десятилетия вновь ввели нарратив в подлинно героической форме (против Kumar, 1992: 316) и самым непосредственным образом бросили вызов постмодернистскому снижению. Движения против диктатуры, на практике ведомые самыми разнообразными побуждениями, мифологически формулировались как эпизоды в развертывании огромной «драмы демократии» (Sherwood, 1994), как буквальная манифестация духа человечества. Мелодрама триумфа, или почти что триумфа, со- ГЛАВА 8 циального добра над социальным злом, которую Питер Брукс (1984) помещал у истоков нарративной формы девятнадцатого столетия, проникла в символическую канву Запада конца двадцатого века с героями и завоеваниями подлинного всемирно-исторического масштаба. Эта драма началась с эпохальной борьбы Леха Валенсы и, кажется, всего польского народа (Tiryakian, 1988) против основанного на принуждении контролируемого партией государства в Польше. Каждодневное разыгрывание драмы, захватившее внимание общественности, поначалу окончилось необъяснимым поражением движения «Солидарность». Однако постепенно добро все же восторжествовало над злом, и драматическая симметрия героического нарратива стала полной. Михаил Горбачев начал свое долгое путешествие по драматическому воображению Запада в 1984 году. Его все более лояльная аудитория по всему миру эмоционально следила за его эпохальной борьбой в ходе того, что со временем стало самой долгоиграющей социальной драмой послевоенного периода. Этот большой нарратив вызвал у аудитории реакцию катарсиса, которую пресса называла «Горбиманией», а Дюркгейм обозначил бы как коллективное бурление (effervescence), которое может проявиться только благодаря символам сакрального. Эта драма повторилась, когда широкая общественность, средства массовой информации и элиты западных стран истолковывали как столь же героические достижения Нельсона Манделы и Вацлава Гавела, а позднее и Бориса Ельцина, героя, вставшего на пути танков, преемника Горбачева в посткоммунистической России. Социальная драма, развер- ГЛАВА 8 нувшаяся в 1989 году на площади Тяньаньмэнь, с ее ярко выраженными ритуалистическими обертонами (Chan, 1994) и классически трагической развязкой, породила похожие переживания экзальтации и обновленной веры в нравственную действенность демократической революции. Было бы поразительно, если бы такое повторное возвышение массовой политической драмы не проявилось в столь же заметных изменениях в теоретическом осмыслении интеллектуалами политики. В действительности имело место решительное возвращение теоретического осмысления демократии, подобное подъему «рынка». Либеральные идеи о политической жизни, появившиеся в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях и сменившиеся «социальным вопросом» великой промышленной трансформации, снова выглядят современными идеями. В анти- и постмодернистские десятилетия их отвергали как исторические анахронизмы, а теперь эти идеи неожиданно вошли в моду. Это возвращение приняло форму возрождения понятия «гражданского общества», неформальной, негосударственной и неэкономической сферы общественной и частной жизни, которую Алексис де Токвиль определил как жизненно важную для поддержания демократического государства. Этот термин первоначально появился в контексте интеллектуальных споров, которые зажгли искру общественной борьбы против авторитаризма в Восточной Европе (см. Cohen & Arato, 1992) и Латинской Америке (Stepan, 1985), а затем «секуляризовался» и приобрел более отвлеченный и универсальный смысл благодаря американским ГЛАВА 8 и европейским интеллектуалам, связанным с этими движениями, таким как Джин Коэн и Эндрю Арато (1992) и Джон Кин (1988а, 1998Ь). Они опирались на это понятие, чтобы построить теоретическое осмысление таким образом, который резко отделил бы их собственные «левые» теории от ан-тимодернизационных, антиформальных исследований демократии прежнего периода. Под влиянием этих исследователей и перевода на английский язык (1989 [1962]) ранней книги Юргена Хабермаса о буржуазной публичной сфере споры о плюрализме, фрагментации, дифференциации и участии стали новым повальным увлечением. Теоретики Франкфуртской школы, марксисты - специалисты по социальной истории и даже некоторые постмодернисты стали экспертами в теории демократии под вывеской «публичная сфера» (см., например, очерки Мойше Постона, Мэри П. Райан и Джефа Эли в: Calhoun [1993] и позднейшие труды Дэвида Хелда, например, 1987)45. Специалисты по политической философии - ком-мунитаристы и интерналисты, такие как Майкл Уолцер (1992а, 1992Ь), воспользовались этим понятием, чтобы прояснить универсалистские, но не отвлеченные измерения теоретического осмысления ими добра. Для консервативных исследователей социальной теории (например, Banfield, 1991; 45 Арно Саль, который ранее работал в рамках строго марксистской традиции, теперь настаивает на всеобщей взаимосвязи между конфликтующими группами и пользуется терминами «публичное» и «гражданское общество». «Если даже во всем своем множестве ассоциации, союзы, корпорации и движения всегда защищали и представляли весьма разнообразные мнения, то вероятно, что, несмотря на власть экономических и государственных систем, распространение групп, основанных на традиции, образе жизни, мнении или протесте, вероятно, никогда не было столь сильным и столь разнообразным, как в конце двадцатого века» (Sales, 1991: 308). ГЛАВА 8 Shils, 1991a, 1991b; Wilson, 1991) гражданское общество представляет собой понятие, подразумевающее цивилизованность и гармонию. Для неофункционалистов (например, Mayhew, 1990; Sciulli, 1990) это идея, обозначающая возможность теоретического осмысления противоречий по поводу равенства и включенности в менее антикапиталистическом ключе. Для старых функционалистов (например, Inkeles, 1991) это идея, предполагающая, что формальная демократия всегда был а условием модернизации. Но какие бы политические взгляды ни оформляли новую политическую идею, ее неомодернистский статус очевиден. Теоретическое осмысление в данном ключе предполагает, что современные общества либо обладают, либо должны обладать не только экономическим рынком, но и отчетливой политической зоной, институциональным полем универсальной, хотя и оспариваемой области (Touraine, 1994). Эта идея обеспечивает общую эмпирическую точку отсылки, что подразумевает знакомое кодирование гражданина и врага и позволяет снова превратить историю в нарратив в телеологическом ключе, позволяющем драме демократии полностью проявить себя. Данная проблема отграничения гражданского общества от негражданского указывает на вопросы, выходящие за рамки нарратива и объяснительной схемы теории неомодерна, которая здесь описывается. Романтический и героический нар- ГЛАВА 8 ративы, которые описывают триумф, или возможный триумф, рынков и демократий, обладают успокаивающе знакомой формой. Однако если обратиться к бинарному кодированию этого становящегося исторического периода, возникают определенные проблемы. Разумеется, если принимать во внимание возрождение универсализма, можно не сомневаться в том, что речь идет о разновидности господствующего кода (master code), описанного выше в качестве дискурса гражданского общества. Тем не менее, хотя эта почти архетипическая символизация предпосылок и противоположностей демократии предлагает общие категории, все же для того, чтобы сформулировать конкретные категории добра и зла в определенном времени и месте, необходимо выработать привязанные к конкретному историческому периоду «социальные представления» (Moscovici, 1984). Поразительным в отношении этих вторичных категорий является то, насколько трудно оказалось разработать набор бинарных категорий, который был бы убедительным с семантической и социальной точки зрения, предложить такое противопоставление черное/белое, которое могло бы выступать как код-преемник для оппозиции постмодерн: модерн или, если на то пошло, для символических наборов социалистическое: капиталистическое и современное: традиционное, которые были предложены предыдущими поколениями интеллектуалов и которые никоим образом не перестали полностью быть действенными и сегодня. Разумеется, символическое оформление добра в действительности не является проблемой. Ключевыми терминами здесь выступают демократия и 37 Культурсоциология ГЛАВА 8 универсализм, а их более предметными воплощениями - свободный рынок, индивидуализм и права человека. Проблему представляет заполнение про-фанной части оппозиции. Отвлеченные свойства, которые должно олицетворять собой осквернение, достаточно очевидны. Поскольку они проистекают из принципа различения, они сильно напоминают свойства, противопоставлявшиеся модернизации в послевоенный период, свойства, которые определяли оскверняющую природу «традиционной» жизни. Но, невзирая на логические соответствия, мы не можем просто снова воспользоваться прежними идеологическими формулировками. Даже если расстояние между обществом сегодняшнего дня и обществом в период сразу после войны проявляется только в различиях между репрезентациями второго порядка, это расстояние все равно огромно. В условиях быстрого продвижения «рынков» и «демократии» и стремительного краха их противоположностей оказалось трудно сформулировать равно универсальные и всеохватные репрезентации профанного. Вопрос заключается в следующем: существует ли оппозиционное движение или геополитическая сила, которые представляли бы собой убедительную, фундаментальную опасную — то есть «всемирно-историческую» — угрозу «добру»? Некогда могущественные враги универсализма, по-видимому, превратились в исторических ископаемых, пропали с горизонта и из мыслей человечества и были принижены исторической драмой, которая, кажется, еще не скоро подвергнется смысловой перестановке. Именно по этой семантической причине в промежуточный период ГЛАВА 8 «после 1989 года» многие интеллектуалы и, несомненно, большие группы западной общественности переживали странное сочетание оптимизма и самодовольства без энергичной приверженности какому-либо определенному делу нравственного исправления. В отличие от послевоенной теории модернизации, теория неомодерна подразумевает принципиальные изменения как в символическом времени, так и в символическом пространстве. В рамках теории неомодерна профанное не может быть ни репрезентировано через эволюционно предшествующий период традиционализма, ни отождествлено с миром за пределами Северной Америки и Европы. В противоположность послевоенной волне модернизации, текущая волна охватывает весь мир и носит интернациональный характер, а не локализуется в отдельных регионах и не имеет имперского характера. Это различие сформулировано в социальной науке в виде противопоставления ранних теорий зависимости (Frank, 1966) более современным теориям глобализации (Robertson, 1992). Социальные и экономические причины таких перемен связываются с подъемом Японии, которая на этот раз обрела могущество не как одно из военных обществ Герберта Спенсера - категория, которую в эволюционном отношении можно было бы назвать отсталой, — но как цивилизованное коммерческое общество. Таким образом, впервые за пятьсот лет (см. Kennedy, 1987; Huntington, 1996) Запад больше не может господствовать над Азией ни в экономическом, ни в культурном отношении. Если соединить этот объективный фактор со всепроникающей дехри- 37- ГЛАВА 8 стианизацией в среде западных интеллектуалов, то можно понять тот примечательный факт, что «ориентализм» - символическое осквернение восточной цивилизации, которое лишь двадцать лет назад так основательно обозначил Эдвард Сайд (1978) - больше не является убедительной пространственной или временной репрезентацией в западной идеологии или в социальной теории, хотя понятие никоим образом не исчезло полностью49. Перевод этого идеологического факта на язык социальной теории, указывающий путь к пост-постмодернистскому, или неомодернистскому, коду, представлен в призыве Шмуэля Эйзенштадта (1987: vii) к «масштабной переформулировке видения модернизации и современных цивилизаций». Такое понятийное осмысление продолжает кодировать современное откровенно положительным образом, но в то же время объясняет его не как конец эволюционной цепочки, но как чрезвычайно успешное движение в сторону глобализации. «Вместо того чтобы воспринимать модернизацию как окончательную стадию реализации эволюционного потенциала, общего для всех обществ, а опыт европейцев как самое важное и насыщенное проявление и образец этой стадии, модерниза- 46 На первый взгляд кажется, что это подтверждает псевдомарксистскую убежденность Сайда в том, что именно подъем фактической власти Запада в мире — империализм - позволил развиваться идеологии ориентализма. Однако Сайд не осознает, что существует и более общий код сакральных и профанных категорий и «социальные представления» ориентализма явились привязанной к определенному историческому периоду подсистемой этого кода. Дискурс гражданского общества есть идеологическое построение, предшествовавшее империализму и повлиявшее на осквернение различных категорий исторически появлявшихся других — евреев, женщин, рабов, пролетариев, гомосексуалистов и врагов в общем смысле - в довольно сходных терминах. ГЛАВА 8 цию (или современность) следует рассматривать как одну определенную цивилизацию или явление. Появившись в Европе, она распространилась в своих экономических, политических и идеологических проявлениях по всему миру.... Закрепление этого нового типа цивилизации было похоже на распространение великих религий или на рост великих империй, но, поскольку модернизация почти всегда сочетала в себе экономические, политические и идеологические проявления и силы, ее воздействие было самым значительным из всех» (vii). Первоначальная теория модернизации преобразовала открыто западноцентрическую теорию Вебера по поводу мировых религий в универсальное описание перемен мирового масштаба, которые все же достигают высшей точки в социальной структуре и культуре послевоенного западного мира. Эйзенштадт предлагает считать саму модернизацию историческим эквивалентом мировой религии, что релятивизирует ее, с одной стороны, и предлагает возможность избирательного усвоения ее аборигенами (Hannerz, 1987, 1989), с другой стороны. Обратной стороной упадка ориентализма в среде западных теоретиков является, по-видимому, исчезновение термина «третьемирство» (third world-ism), который можно назвать оксидента-лизмом, из лексикона тех интеллектуалов, которые говорят изнутри или от лица развивающихся стран. Одно из свидетельств такого дискурсивного сдвига можно обнаружить в статье, опубликованной Эдвардом Саидом в «Нью-Йорк Тайме», где автор выступает против надвигающейся войны со- ГЛАВА 8 юзников с Ираком в начале 1991 года. Хотя Сайд повторяет знакомое описание американской политики в отношении Ирака как результата «имперской идеологии», он подкрепляет свои возражения не путем указания на особую ценность национальной или политической идеологии, а возвышая универсализм: «Новый мировой порядок должен быть основан на подлинно общих принципах, а не на избирательно применяемой силе одной страны» (Said, 1991). Что было еще более важно, Сайд осудил президента Ирака Саддама Хусейна и «арабский мир» и представил их в категориях партикуляризма, которые оскверняли их как врагов собственно универсализма. «Традиционный дискурс арабского национализма, не говоря уже о довольно дряхлой государственной системе, неточен, нечуток, аномален и даже комичен.... Сегодняшние арабские средства массовой информации - сплошной стыд. В арабском мире трудно говорить чистую правду. Здесь редко встречается рациональный анализ -достоверные статистические данные, конкретные и неискаженные описания арабского мира сегодня, с его... сокрушительной посредственностью в науке и многих культурных сферах. Аллегория, сложный символизм и косвенные намеки заменяют здравый смысл». Когда Сайд приходит к заключению, что, по-видимому, «арабам присуща безжалостная склонность к насилию и экстремизму», он подразумевает конец оксидентализма. Если эта тенденция и изменилась с объявлением «войны» терроризму после событий 11 сентября, то только в сторону усиления, и интеллектуалы Востока и Запада ГЛАВА 8 предприняли изощренные усилия - вопреки изложенному в: Huntington (1996), - чтобы представить эту войну как защиту универсализма и чтобы отделить ее от ориенталистской предвзятости модернистской мысли. Поскольку современное перекодирование противоположности универсализма нельзя ни представить как не-западное в географическом отношении, ни обозначить как расположенное в более раннем периоде во временном плане, парадоксальным образом социальное сакральное неомодернизма нельзя представить как «модернизацию». В идеологическом дискурсе современных интеллектуалов, по-видимому, было бы почти так же трудно использовать этот термин, как и соотнести добро с «социализмом». Не модернизация, но демократизация, не современное, но рынок - вот термины, которыми пользуются новые социальные движения периода неомодерна. Данные трудности репрезентации помогают объяснить новое выдвижение на первый план наднациональных, международных организаций (Thomas & Lauderdale, 1988), выдвижение, которое, в свою очередь, указывает на элементы того, что может стать долгосрочной репрезентацией жизнеспособной идеологической антиномии. Для многих критически расположенных европейских и американских интеллектуалов (например, Held, 1995) Организация Объединенных Наций и Европейское сообщество вновь приобрели легитимность и репутацию и обеспечили институциональные проявления нового универсализма, преодолевающие прежние огромные расхождения. Логика этих красноречивых институциональных и культурных сдвигов заключается в том, что ГЛАВА 8 теперь «национализм» - а не традиционализм, коммунизм или «Восток» - начинает представлять собой главного противника недавно универсализированного дискурса добра. «Национализм» есть название, которое интеллектуалы и общественность все чаще дают отрицательным противоположностям гражданского общества. Категории «иррационального», «заговорщического» и «подавляющего» воспринимаются как синонимы решительных проявлений национализма и приравниваются к примордиальности и нецивилизованным социальным формам. Тем фактом, что гражданские общества всегда сами принимали национальную форму, с удобством пренебрегают, равно как и фактом сохраняющегося национализма многих собственно демократических движений47. Разумеется, верно и то, что в столь неожиданно изменившемся геополитическом мире именно общественные движения и вооруженные восстания во имя национального самоопределения запускают военные конфликты, которые могут породить крупномасштабные войны (Snyder, 2000). Итак, стоит ли удивляться тому, что национализм стал изображаться как преемник коммунизма не только в семантическом, но и организационном смысле? Знак равенства между ними ставят и высоколобые интеллектуалы, а не только рассчитанные на массовую аудиторию издания. 47 Исключения из этого явления амнезии можно обнаружить в текущих спорах, особенно в спорах в среде тех французских специалистов по социальной теории, которые продолжают оставаться под сильным влиянием республиканской традиции. См., например, внятные аргументы Мишеля Вевёрки (1993: 23-70) в пользу оспариваемого и двустороннего понимания национализма и яркую, пусть и ограниченную, защиту национального характера демократического государства Доминик Шнаппер (1994). ГЛАВА 8 «Коммунизм не только не покончил с национализмом, - пишет Лия Гринфельд (1992) в "Нью Репаблик", - но и увековечил и усилил прежние националистические ценности. И интеллигенция, верная этим ценностям, теперь обращается против демократического режима, созданию которого она невольно поспособствовала». Неудивительно, что некоторые из самых многообещающих представителей молодого поколения социологов переключились с вопросов модернизации, теории критики и гражданственности на проблемы идентичности и национализма. В добавление к Гринфельд можно отметить новые труды Роджерса Брубейкера, в чьих исследованиях национализма в Центральной Европе и России (например, Brubaker, 1994) устанавливаются схожие связи между советским коммунизмом и современным национализмом и текущий пессимистический интерес которого к национализму, кажется, заменил прежнюю увлеченность вопросами гражданственности и демократии (см. Calhoun, 1993). Зимой 1994 года Theory and Society, издание, определяющее состояние интеллектуальных течений в западной социальной теории, посвятило специальный выпуск национализму. Во введении к сборнику Джон Комарофф и Пол Стерн делают особенно очевидной связь между национализмом-как-осквернением и национализмом-как-объектом-социальной-науки: «Признаки ускорения темпов современной истории, нашего непонимания настоящего и неверных прогнозов относительно этого настоящего нигде не проявляются так явно, как в... решительном возрождении национализмов.... События, происходившие в мире на протяжении ГЛАВА 8 последних нескольких лет, пролили особенно резкий свет на более мрачные, более опасные стороны национализма и притязаний на суверенитет. И тем самым они показали, как мало мы разбираемся в этом явлении. Эти события не только смутили ничего не подозревавший исследовательский мир. Они также показали, что давнее наследие социальной теории и социального прогнозирования просто ошибочно» (Comaroff & Stern, 1994: 35). Хотя, разумеется, эти теоретики не деконстру-ируют свои эмпирические аргументы посредством их увязывания с подъемом новой стадии мифа и науки, стоит отметить, что они настаивают на привязке нового понимания национализма к отказу от марксизма, теории модернизации и постмодернистской мысли (35-7). В своей публикации в этом специальном выпуске, посвященном возрождению национализма, Лия Гринфельд и Дэниэл Чайрот настаивают на фундаментальной противоположности демократии и национализма в самых решительных выражениях. Рассмотрев Россию, Германию, Румынию, Сирию, Ирак и камбоджийских «красных кхмеров», они пишут: «Рассматриваемые здесь случаи показывают, что связь между определенными типами национализма и агрессивным, грубым поведением не является ни случайной, ни необъяснимой. Национализм остается самой могущественной, общей и примор-диальной основой культурной и политической идентичности в мире. По всему миру его диапазон все еще растет, а не уменьшается. И в большинстве стран он не принимает индивидуалистической или гражданской формы» (Greenfeld & Chirot, 1994: 123). ГЛАВА 8 Новое социальное представление национализма и осквернения, основанное на символическом сходстве с коммунизмом, проникло и в массовые издания. Экспансионистские военные авантюры Сербии обеспечили важнейшее поле для коллективных представлений. См., например, категори- , альные отношения, которые устанавливаются в передовице «Нью-ЙоркТайме»: «Коммунизм может легко перейти в национализм. У этих двух кредо много общего. Оба они ; предлагают простое решение запутанных проблем. Одна система высоко ценит классовую принадлежность, другая - этническое родство. Обе они обвиняют в реальных бедствиях воображаемых врагов. Как проницательно заметил один информант из России в разговоре с Дэвидом Шипле-ром, приведенном в журнале "Нью-Йоркер": "И то, и другое - идеологии, освобождающие людей от личной ответственности. Они объединяются вокруг некой сакральной [читай: профанной] цели". В различной степени и с различными последствиями, но прежние большевики превратились в новых националистов в Сербии и многих бывших республиках Советского Союза». Автор передовицы в «Тайме» дополнительно кодирует исторических акторов, уподобляя ! распад Чехословакии в девяностые годы некоему виду ядовитого национализма, который наблюдался после Первой мировой войны. «А теперь то же явление проникло и в Чехословакию.... Появилась... нравственная опасность, давно описанная еще Томашем Масариком, президентом-основателем Чехословакии, у которого национализм был неразрывно соединен с верой в ГЛАВА 8 демократию. "Шовинизм не оправдан нигде, - писал он в 1927 году, - и менее всего в нашей стране.... Позитивному национализму, стремящемуся поднять народ усиленной деятельностью, никто не может противостоять. Шовинизм, расовая или национальная нетерпимость, а не любовь к собственному народу, - вот враг народов и человечества". Слова Масарика - хорошее мерило для суждения о толерантности обеих сторон» (June 16, 1992; приведено в: International Herald Tribune). Сходство между национализмом и коммунизмом и их осквернение в качестве угроз новому интернационализму проводится даже правительственными чиновниками бывших коммунистических государств. Например, в конце сентября 1992 года Андрей Козырев, российский министр иностранных дел, призвал Организацию Объединенных Наций рассмотреть возможность создания международных попечительских организаций для того, чтобы следить за движением к независимости бывших неславянских республик Советского Союза. Он утверждал, что только связи с ООН могут предотвратить дискриминацию в отношении национальных меньшинств в недавно получивших независимость государствах. Символический опорный пункт его аргументации состоял в проведении сходства между двумя указанными типами осквернения. «Раньше в защите нуждались жертвы тоталитарных режимов и идеологий, - заявил Козырев, выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН. - Сегодня даже чаще необходимо противостоять агрессивному национализму, который становится новой глобальной угрозой»48. 48 Бьорн Уитрок (1991) в красноречивом замечании по поводу па- ГЛАВА 8 Со времени убийств и социального опустошения, устроенного Аль-Каидой в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, эти и без того напряженные усилия символически оформить тьму, угрожающую надеждам неомодерна, стали еще более интенсивными. «Террор» стал итоговым, сильно обобщенным негативным свойством. Он не только ассоциируется с бесчеловечными убийствами, но и с религиозным фундаментализмом, который вскоре после сентябрьской трагедии сменил национализм в качестве репрезентации сущности антисовременности. «Террор» был термином, который применялся в послевоенной современности для репрезентации фашистских и коммунистических «других», от которых эта современность обещала избавление. Однако фундаментализм - новое понятие. Религиозность не ассоциировалась с тоталитаризмом. Но когда обозначаются текущие альтернативы гражданскому обществу, идет ли речь о фундаментализме как таковом или только о его исламских версиях? Является ли терроризм настолько широко отрицательным явлением, что военизированные движения против антидемократических, даже смертоносных режимов также будут в свою очередь осквернены? Сделает ли противостояние «терроризму» и «фундаментализму» неомодерн уязвимым для консерватизма и шовинизма теории модернизации в ее ранней форме? (Alexander, в печати). радоксальной связи национализма с событиями недавнего прошлого говорит о том, что, когда Западная Германия настаивала на объединении, она опиралась на отвлеченный универсализм таких понятий, как свобода, закон и рынки, но в то же время и на идеологию национализма в ее наиболее избирательном, этническом и языковом смысле, а именно на представление о том, что «немецкий народ» нельзя разделять. ГЛАВА 8
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |