![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модернизация: код, нарратив и объяснение 1 страница
Собственно теория «модернизации», которая опирается на многовековую традицию эволюционных и просвещенческих теорий социальных изменений, появилась с публикацией книги Марион Леви о структуре китайской семьи (1949) и сошла на нет где-то в середине шестидесятых годов, во время одной из тех чрезвычайно распаленных «весен священных», с их студенческими волнениями, антивоенными движениями и обратившимися к гуманизму социалистическими движениями, за которыми последовали длинные жаркие летние дни расовых беспорядков и движений за права чернокожих граждан в Соединенных Штатах Америки. Теорию модернизации можно и, несо- зз- ГЛАВА 8 ГЛАВА 8 мненно, следует оценивать как научную теорию в постпозитивистском, научном (wissenschafliche) смысле6. В качестве попытки объяснения модель модернизации отличалась следующими идеально-типическими чертами7: 1. Общества воспринимались как согласованные организованные (coherently organized) системы со связанными тесной взаимозависимостью подсистемами. 2. Историческое развитие делилось на два типа социальных систем, традиционную и современную, и считалось, что такой статус системы определяет характер ее социальных подсистем предопределенным образом. 3. Современное определялось через отсылку к социальной организации и культуре именно западных обществ, которые типологически концептуализировались как индивидуалистические, демократические, капиталистические, " Под термином «научный» я не подразумеваю принципы эмпиризма. Однако я все же имею в виду свойственные теории притязания на объяснение и постулаты, которые необходимо оценить в их собственных терминах. Эти объяснения и постулаты могут быть интерпретативными и культурными, а также могут избегать нарративной или статистической причинности и даже естественнонаучной формы. Под термином «вненаучный» я подразумеваю мифическую или идеологическую функцию теории. 7 Здесь я опираюсь на широкий диапазон исследований, которые были опубликованы в пятидесятые годы и в начале шестидесятых такими авторами, как Дэниэл Лёрнер, Марион Леви, Алекс Инкелес, Толкотт Парсонс, Дэвид Аптер, Роберт Белла, Ш.Н. Эйзенштадт, Уолт Ростоу и Кларк Керр. Ни один из этих ученых не принимал каждый из этих принципов именно в такой форме, а некоторые из них, как будет показано, значительно их «усложнили». Тем не менее данные положения можно принять как формирующие общий знаменатель, на котором основывалась огромная часть объяснительной структуры традиции. Для ознакомления с превосходным обзором этой традиции, более подробным, но в основных отношениях согласующимся с подходом, избранным в данном очерке, см. Sztompka (1993: 129-36). ; научные, светские и стабильные и как отделяющие работу от дома гендерно-специфическим образом. 3. В качестве исторического процесса модернизация, как считалось, подразумевает нереволюционные, постепенные изменения. 4. Историческое эволюционное движение к современности - модернизация - рассматривалось как имеющее хорошие шансы на успех, что подразумевало, что у традиционных обществ будут ресурсы для того, что Толкотт Парсонс (1966) называл общим процессом адаптивного «улучшения», включая экономический взлет к индустриализации, демократизацию через механизмы закона, а также секуляризацию и науку, достигаемые благодаря образованию. В этих идеях наличествовали важные верные детали, которые были сформулированы мыслителями, способными к значительным историческим и социологическим озарениям. Например, одно верное наблюдение заключается в догадке, что к демократии, рынкам и универсализации культуры социальные структуры подталкивают не только идеалистические, но и функциональные потребности, и что в любой подсистеме сдвиги по направлению к «современности» оказывают существенное давление на прочие подсистемы, побуждая их реагировать комплементарным образом8. Такая Возможно, самая изощренная формулировка этого верного наблюдения предложена Нейлом Смелзером (например, 1968), описавшим в последние дни теории модернизации, как модернизация порождала опережения и отставания среди подсистем; по примеру Троцкого Смелзер называл этот процесс неравномерным и комбинированным развитием. Как и почти все важные молодые теоретики того периода, Смелзер постепенно отказался от модели модернизации, в его случае в пользу модели «процесса» (Smelser, 1991), которая не выделяла каких-либо ГЛАВА 8 трактовка позволила наиболее искушенным среди сторонников этой теории пророчески предсказать, что общества, основанные на государственном социализме, постепенно придут к нестабильности, и это позволило данным ученым избежать конфуза «разумное-есть-действительное», с которым пришлось столкнуться теоретикам более левого толка. Так, Парсонс (1971: 127) задолго до перестройки настаивал на том, «что процессы демократической революции в Советском Союзе еще не достигли точки равновесия, а дальнейшее развитие вполне может пойти в основных чертах по пути образования одного из западных типов демократического государства, с ответственностью перед электоратом, а не перед самоназначенной партией»9. Возможно, следует также подчеркнуть, что, какими бы недостатками они ни обладали, сторонники теории модернизации не были ограниченными людьми. Несмотря на склонность к идеологизации, самые значительные из них редко путали функциональную взаимозависимость с исторической неизбежностью. Например, в теории Парсонса (1964: 466, 474) подчеркивалось, что, по сути, возможность исторического выбора открывается за счет системных потребностей. «Сквозь толщу столь масштабных идеологических противостояний [между капитализмом и коммунизмом] пробивается важный элемент весьма широкого консенсуса на уровне ценностей, сосредоточенный в комплексе, который мы часто называем "модернизацией"... Очевидно, что ре- ГЛАВА 8 шительная победа той или другой стороны - не единственный возможный выбор. У нас есть и другая альтернатива, а именно постепенная интеграция обеих сторон - равно как и тех, кто не решил, на чьей он стороне, - в более широкую систему порядка»10. Тем не менее, несмотря на эти важные догадки, позднейшая социальная мысль не ошиблась в своем историческом суждении, оценив теорию модернизации как неудачную объяснительную схему. Ни незападные, ни предшествовавшие эпохе современности общества нельзя осмыслить как внутренне однородные (см. Mann, 1986). Их подсистемы соединены менее жестким образом (например, Alexander & Colomy, 1990; Meyer & Rowan, 1977), а их культурные коды более независимы (например, Hall, 1985). Не существует также дихотомического исторического развития, которое могло бы оправдать единое представление о традиционном или о современном, как ясно следует из подробных исследований «цивилизаций осевого времени» Шмуэля Эйзенштадта (например, 1964). Даже понятие «западного общества», основанное на пространственной и исторической преемственности, недостаточно отражает исторические особенности и национальное разнообразие. Более того, социальные системы вовсе не так внутренне однородны, как считалось; точно так же нет бе- особенных характеристик эпохи и позволяла подсистемам взаимодействовать совершенно свободно. Перевод Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Выражаю мою признательность Клаусу Мюллеру (1992: 118) за напоминание об этом отрывке. Мюллер отмечает острое чувство реальности, демонстрируемое в «удивительных гипотезах» (112) теории модернизации о постепенной кончине государственного социализма. Он настаивает, по моему мнению, совершенно правильно на том, что «вовсе не [неомарксистская] критика капитализма в семидесятых годах правильно прочитывала долгосрочные тенденции конца двадцатого столетия, а теория Парсонса» (112). ГЛАВА 8 ГЛАВА 8 зусловных основании полагать, что модернизация окажется успешной. Прежде всего, универсализирующие изменения не являются ни неизбежными, ни связанными с развитием в идеалистическом смысле; они часто неожиданны, вызваны случайным расположением сил и могут приводить к убийственным последствиям11. Далее, даже если принять линейную понятийную схему, пришлось бы признать правоту наблюдения Ницше о том, что исторический регресс так же возможен, как и прогресс, и даже, вероятно, более возможен. Наконец, даже если модернизация все-таки восторжествует, она необязательно приведет к большему социальному удовлетворению. Может быть и так, что, чем сильнее развито общество, тем больше оно порождает, поощряет и использует резкие и часто утопические выражения отчуждения и критики (Durkheim, 1937 [1897]). Если оглянуться на «научно дисквалифицированную» ("scientifically invalidated") теорию, господствовавшую над мышлением целой интеллектуальной прослойки на протяжении двух десятилетий, те из нас, кто все еще предан идее рациональной и обобщающей социальной науки, будут склонны спросить себя: почему в нее верили? Если на свой страх и риск мы отвлечемся от факта существования частично верных наблюдений теории модернизации, мы будем правы, предположив, что свою роль играли и вненаучные причины. 11 «Если рассматривать "модернизацию" с исторической точки зрения, она всегда была процессом, приводимым в движение межкультурным обменом, военными конфликтами и экономическим соперничеством между государствами и силовыми блоками - и, сходным образом, послевоенная модернизация Запада осуществлялась внутри недавно созданного мирового порядка» (Muller, 1992: 138). Социальную теорию (Alexander & Colomy, 1990) необходимо рассматривать не только как исследовательскую программу, но и как обобщенный дискурс, одной из очень важных частей которого является идеология. Теория социальной науки действенно работает во вненаучном отношении именно как смысловая структура, как форма экзистенциальной истины12. Следовательно, чтобы понять теорию модернизации и ее судьбу, ее следует изучить не только как научную теорию, но и как идеологию - не в механистическом марксистском или, более общо, в просвещенческом смысле (например, Boudon, 1984) «ложного сознания», но в смысле, предложенном Клиффордом Гирцем (1973 [1964]). Теория модернизации являла собой символическую систему, которая служила не только объяснению мира рациональным образом, но и его истолкованию таким образом, который обеспечивал «смысл и мотивацию» (Bellah, 1970). Она служила метаязыком, который указывал людям, как им следует жить. 12 Это экзистенциальное, или мифологическое, измерение теорий социальных наук в трактовках социологической мысли обычно игнорируется, за исключением тех случаев, когда эту теорию представляют как политическую идеологию (например, Gouldner, 1970). Георг Зиммель признавал жанр умозрительных размышлений в социальной науке, называя его «философской социологией», но тщательно отделял этот жанр от эмпирических дисциплин или их элементов. Например, в «Философии денег» он пишет о том, что философская социология необходима, потому что существуют вопросы, «на которые мы на данный момент не смогли ответить и которые мы не смогли обсудить» (цит. по: Levine, 1991: 90). Тем не менее, по моему мнению, вопросы, на которые в основном нельзя ответить, находятся в самом сердце всех социологических теорий изменений. Это значит, что элегантно отделить эмпирическое от неэмпирического невозможно. В терминах, которые я использую в дальнейшем, даже теоретики в области социальных наук являются интеллектуалами, даже если большинство интеллектуалов не являются теоретиками в области социальных наук. ГЛАВА 8 Интеллектуалы должны истолковывать мир, а не только лишь изменять или даже объяснять его. Чтобы делать это осмысленным, убедительным или вдохновляющим образом, интеллектуалы должны проводить различия. В особенности они должны проводить их в отношении исторических периодов. Если интеллектуалы должны определить «смысл» своего «времени», им следует определить время, предшествовавшее настоящему, предложить нравственно убедительное описание того, почему оно сменилось, и рассказать своим слушателям, повторится ли подобное превращение в отношении того мира, в котором они живут. Все это, конечно же, просто означает, что интеллектуалы создают исторические нарративы о своем собственном времени13. Идеологическое измерение теории модернизации дополнительно проявляется в осмыслении данной нарративной функции структуралистским, или семиотическим, образом (Barthes, 1977). Поскольку экзистенциальной единицей референции является то самое время, в котором живет автор нарратива, эмпирическая единица 13 «Мы сможем понять привлекательность исторического дискурса, если осознаем ту степень, в которой она делает реальное желанным, делает реальное объектом желания и делает это, налагая на события, представляемые как реальные, формальную связность, характерную для рассказов.... Реальность, представленная в историческом нарративе, в "рассказывании себя", обращается к нам... и обнаруживает ту формальную связность, которой нет у нас самих. В отличие от хроники, исторический нарратив раскрывает нам мир, который предположительно "закончен", завершен, с которым разделались и который тем не менее не рассыпается, не распадается на части. В этом мире реальность надевает маску смысла, завершенность и полноту которого мы можем только вообразить, но никогда - испытать. Поскольку исторические рассказы можно завершить, придать им нарративное окончание, показать, что у них все это время был сюжет, постольку они придают реальности аромат идеального» (White, 1980: 20). ГЛАВА 8 референции должна разрастись до масштабов всего общества, к которому принадлежит этот автор. Иными словами, общество должно описываться как целое независимо от фактической природы его разделений и противоречий. Итак, не только время, в котором живет автор, но и его общество должны описываться единым языковым термином, а мир, предшествовавший настоящему, также должен описываться еще одним единым общим термином. В свете этих соображений та важная идеологическая функция, или функция создания смысла, которую выполняла теория модернизации, выглядит достаточно ясной. Для западных и в особенности американских и получивших образование в Америке интеллектуалов теория модернизации обеспечила идеальную цель послевоенного общества, сделав его «историческим». Она обеспечила ее, придав послевоенному обществу временную и пространственную идентичность, идентичность, которая могла сформироваться только путем отличия от других, непосредственно предшествовавших ей пространства и времени. Как подчеркивает Джон Покок, «современность» следует понимать как особого рода «сознание», а не как пребывание в «современном» состоянии. Исследователь принимает языковую модель сознания и заявляет о том, что такое сознание должно определяться отличиями в той же мере, что и обнаружением соответствий. Современное есть «означающее», выступающее в то же время как «исключающее». «Мы называем нечто (возможно, самих себя) современным, чтобы отделить то, о чем мы говорим, от некоего предшествующего положения дел. Влияние этого предшествующего ГЛАВА 8 положения на определение того, что мы называем "современным", или приписываемой ему "современности", скорее всего, не будет нейтральным» (Pocock, 1987: 48). Если допустимо вписать этот подход в поздне-дюркгеймианский поворот - поворот, который разрабатывался на протяжении всей этой книги, -то я предложил бы рассматривать современность как сконструированную на основе бинарного кода. Данный код выполняет мифологическую функцию разделения знакомого мира на сакральный и профанный и таким образом обеспечивает четкую и убедительную картину того, как современным людям следует поступать, чтобы маневрировать в пространстве между первым и вторым14. В этом смысле дискурс современности поразительно напоминает метафизический и религиозный дискурс спасения в различных его видах (Walzer, 1965; Weber, 1964 [1922]). Он также напоминает более светские дихотомические дискурсы, которыми граждане пользуются, чтобы соотнести себя с различными людьми, стилями, группами и структурами в современных обществах, либо же чтобы отделить себя от них (Bourdieu, 1984; Wagner-Pacifici, 1986). В сущности, уже говорилось (см. Главу 4) о том, что «дискурс гражданского общества» предоставляет противоречиям современных обществ упорядоченное семиотическое поле, делая идеализиро- 14 Как отмечал Роже Кайуа (1959 [1939]) (и о чем не говорилось в оригинальных трудах Дюркгейма), для классификации мира на самом деле существует три термина, потому что есть еще и «мирское» ("mundane"). Миф презирает самое существование мирского и движется между сильно заряженными полюсами отрицательного отвращения и положительного влечения. См. Главу 3. ГЛАВА 8 ванные качества, такие как рациональность, индивидуальность, доверие и истину, необходимыми свойствами для включенности в современную гражданскую сферу и в то же время отождествляя такие качества, как иррациональность, конформизм, подозрительность и обман, с традиционными характеристиками, требующими исключения и наказания. Между этими идеологическими конструктами и объяснительными категориями теории модернизации наблюдается поразительное совпадение, что верно, например, в отношении типовых переменных (pattern variables) Парсонса. В этом смысле теорию модернизации можно считать попыткой обобщения и абстрагирования, направленную на преобразование привязанной к определенному историческому периоду категориальной схемы в научную теорию развития, применимую к любой культуре по всему миру. Поскольку носителем любой идеологии являются интеллектуальные кадры (Eisenstadt, 1986; Konrad & Szelenyi, 1979), важно задаться вопросом, почему интеллектуальные кадры в определенном месте и в определенное время сформулировали и продвигали определенную теорию. В том, что касается теории модернизации, несмотря на важность небольшого числа влиятельных европейцев, таких как Раймон Арон (например, Агоп, 1962), мы имеем в виду в основном американских и получивших образование в Америке интеллектуалов15. Опираясь на некоторые исследования 16 Ретроспективное описание Дэниэла Лёрнера, одного из создателей теории модернизации, указывает на стержневую роль американского направления: «[После] Второй мировой войны, ставшей свидетельницей сокращения европейских империй и распространения американского присутствия... говорили об американизации Европы, зачастую ГЛАВА 8 ГЛАВА 8 Рона Айермана (1992; см. Jamison & Eyerman, 1994) о становлении американских интеллектуалов в пятидесятых годах, я хотел бы сначала подчеркнуть отличительные социальные особенности послевоенного периода в Соединенных Штатах Америки, в особенности резкость перехода к послевоенному миру. Этот переход был отмечен масштабным движением из города в пригород и распадом культурно связанных городских сообществ, резким спадом роли этнической принадлежности в жизни американцев, исключительным снижением конфликта труда и капитала и беспрецедентным долгосрочным процветанием. Эти новые социальные обстоятельства, возникшие в конце двух десятилетий масштабных национальных и международных потрясений, породили в американских интеллектуалах послевоенного периода ощущение мощнейшего исторического перелома18. На левом фланге такие интеллектуа- с возмущением. Но когда говорили об остальных частях света, использовали термин "вестернизация". Однако в послевоенные годы быстро стало ясно, что даже и этот более широкий термин является слишком локальным.... [Было необходимо] говорить о некой явлении мирового уровня. В ответ на эту необходимость развился термин "модернизация"» (Lerner, 1968: 286). Различия между европейскими и американскими специалистами по теории модернизации были бы интересной темой для исследования. Самый выдающийся и самый оригинальный европеец, Раймон Арон, придерживался решительно менее оптимистичного взгляда на конвергенцию, чем его американские коллеги, как было показано, например, в «Разочаровании в прогрессе» (1968), исследовании, которое представляет собой интересный аналог заявлений Арона о конвергенции, сделанных в «Восемнадцати лекциях об индустриальном обществе» (1962). Хотя вряд ли приходится сомневаться в том, что предложенная Ароном версия теории конвергенции также представляла собой и реакцию на катаклизмы Второй мировой войны, это была скорее фаталистическая и решительная, нежели оптимистическая и прагматическая реакция. См. соответствующее описание в его книге «Мемуары. 50 лет размышлений о политике» (Агоп, 1990). "' «Сороковые годы были десятилетием, когда скорость, с которой происходили события в жизни отдельного человека, казалась лы, как Ч. Райт Миллс и Дэвид Рисмен, громко сетовали по поводу того, что они с ужасом воспринимали как массификацию общества. Среди членов либерального центристского движения теоретики, такие как Парсонс, рассуждали о том, как тот же самый переход породил более эгалитарное, обладающее большим интеграционным потенциалом и существенно более дифференцированное общество17. На правом фланге раздавались тревожные причитания о том, что отдельная личность исчезает в авторитарном и бюрократическом государстве всеобщего благосостояния (Buckley, 1951; Rand, 1957). Иными словами, на каждом краю политического спектра американских интеллектуалов вдохновляло ощущение разительных и поляри- столь же стремительной, что и история боевых сражений, и для • большинства жителей Америки результатом стал форсирован-, ный марш в новые эмоциональные джунгли. Неожиданности, неудачи и опасности той жизни, должно быть, растревожили у власти и у масс некий нерв осознания, поскольку, словно ужаленные, они беспорядочно возвращались к более консервативному существованию; страх коммунизма распространился как иррациональный бурлящий поток. Всякому, кто не был слеп, было ясно, что волна чрезмерной истерии по поводу красных - плохой способ подготовиться к встрече с врагом и скорее являет собой страх перед национальным "Я"». (Mailer, 1987 [I960]: 14). 17 Что касается перелома, произошедшего в среде американских интеллектуалов в послевоенный период, то здесь познавательно сравнить эту более позднюю теорию социальных изменений Парсонса с его более ранней теорией. В очерках о социальных изменениях, написанных на протяжении десяти лет после 1937 года, чтобы подчеркнуть дестабилизирующие, поляризующие и антидемократические последствия социального разграниче-, ния и рационализации, Парсонс неизменно использовал в качестве модели Германию. Когда в этот период он говорил о модернизации (а это бывало редко), он использовал данный термин для обозначения патологического, сверхрационализирующего процесса, процесса, который порождает симптоматическую реакцию «традиционализма». После 1947 года Парсонс выбрал для иллюстрации исследований социальных изменений Соединенные Штаты Америки, а нацистской Германии отвел статус отклоняющегося от нормы случая. Модернизация и традиционализм теперь рассматривались как структурные процессы, а не как идеологии, симптомы или социальные действия. ГЛАВА 8 зующих социальных перемен. Это стало социальной основой для конструирования бинарного кода традиционное/современное, это стало опытом нахождения на исторической развилке, требующим интерпретации текущих волнующих проблем и будущих возможностей в отношении к воображаемому прошлому. Тем не менее, чтобы полностью понять взаимоотношения между историей и теорией, породившие новых интеллектуалов, следует вспомнить и о нарративе, а не только о символической структуре. Для этого я воспользуюсь драматургическими терминами теории жанра, простирающейся от «Поэтики» Аристотеля до новаторской литературной критики Нортропа Фрая (1971 [1957]), вдохновившей «негативную герменевтику» таких исторически ориентированных литературных критиков, как Хейден Уайт (1987), Фредрик Джеймисон (1980), Питер Брукс (1984) и Пол Фассел (1975)18. Ирония заключается в том, что одно из лучших недавних изложений и обоснований версии истории жанров Фрая можно найти в марксистской критике Джеймисона, которая стремится опровергнуть буржуазную форму данной версии, но существенно опирается на ее значимое содержание. Джеймисон (1980: 130) называет метод Фрая «позитивной герменевтикой», поскольку «установление им мифологических схем в современных текстах имеет своей целью укрепить наше ощущение родства между культурным настоящим капитализма и отдаленным мифологическим прошлым племенных обществ и пробудить ощущение преемственности между нашей психической жизнью и психической жизнью первобытных народов». В качестве альтернативы Джеймисон предлагает «негативную герменевтику» и утверждает, что она использует «сырой нарративный материал», общий для мифов и «исторических» литератур, чтобы заострить наше ощущение исторического отличия и вызвать все более острую тревогу по поводу того, что происходит, когда сюжет попадает в историю... и вступает в силовые поля современных обществ» (130). Несмотря на тот факт, что Джеймисон связан с рефлексивной теорией идеологии, по сути, он предлагает превосходное обоснование для использования анализа жанров в трактовке исторических конфликтов. Исследователь утверждает, что влиятельный социальный «текст» необходимо рассматривать как «социаль- ГЛАВА 8 В таких драматургических терминах можно охарактеризовать исторический период, предшествовавший эпохе теории модернизации, как период, в течение которого интеллектуалы «возвышали» ("inflated") важность акторов и событий, вписывая их в героический нарратив. Тридцатые годы и последовавшие за ними годы войны определили период сильного социального противостояния, которое породило хилиастические надежды всемирно-исторического масштаба об утопических социальных преобразованиях либо вследствие коммунистических и фашистских революций, либо через построение беспрецедентного «государства всеобщего благосостояния». Послевоенные американские интеллектуалы, напротив, переживали социальный мир более «сниженным» ("deflationary") образом. После провала революционных пролетарских движений в Европе и стремительного броска к нормализации и демобилизации в Соединенных Штатах Америки героические «большие нарративы» коллективной эмансипа- но символический акт, как идеологический — но формальный и имманентный - ответ на историческую дилемму» (1980: 139). Из факта напряжения в социальной среде, которое вызывает к жизни тексты, «по-видимому, следует, что при правильном использовании теория жанра должна всегда так или иначе предлагать модель сосуществования или напряженности между несколькими жанровыми методами или направлениями». С помощью этой «методологической аксиомы», заявляет Джеймисон, «с типологизирующими злоупотреблениями в критике традиционной теории жанра определенно покончено» (141). Для ознакомления с обсуждением применимости теории жанров к анализу социальных, а не литературных текстов, см. исторические исследования Ричарда Слоткина (1973), социологические труды Робин Вагнер-Пацифиси (1986, 1994, 2000), Уильяма Гибсона (1991), Рональда Джейкобса (2001), Агнес Ку (1999) и Маргарет Сомерс (1992). Особенностями моего собственного подхода к социальному жанру и его отношению к культурным кодам я обязан разговорам с Филиппом Смитом (1991, 1993) и Стивеном Шервудом (1994), исследования которых сами являются важными теоретическими заявлениями. 34 Культурсоциология ГЛАВА 8 ции казались менее убедительными19. Настоящее больше не воспринималось как главным образом промежуточная остановка на пути к альтернативному социальному порядку, но как более или менее единственная возможная система, вообще способная существовать. Такое сниженное принятие «посюстороннего мира» не обязательно являлось дистопическим20, фаталистическим или консервативным. Например, в Европе и Америке появилось движение принципиального антикоммунизма, сплетавшее воедино скудные нити коллективного нарратива и предписывавшее европейскому и американскому обществам социальную демократию. Но даже на такие социально-демократические и реформаторские группы снижение довоенных социальных нарративов оказало сильное воздействие, воздействие, которое ощущалось очень многими. Интеллектуалы как группа стали более «жесткими» и «реалистичными». Реализм коренным образом отличается от героического нарратива, он порождает ощущение ограничения и сдерживания, а не идеализма и жертвенности. Черно-белое мышление, 19 Использование постмодернистского термина «большой HappaTHB»(Lyotard, 1984) является анахронизмом, но я применяю его, чтобы показать отсутствие исторической перспективы, подразумеваемой постмодернистским выражением «закат большого нарратива». В сущности, большие нарративы подвержены периодическому историческому снижению и возвышению, и при них всегда присутствуют другие, не столь возвышенные видовые конструкты, «ожидающие», когда можно будет занять их место. В действительности ниже я указываю на то, что существует важное сходство между послевоенным периодом снижения нарратива и восьмидесятыми годами, которые породили в общем сходное обращение-вовнутрь (in-turning), которое постмодернизм со столь важными последствиями охарактеризовал как исторически беспрецедентный социальный факт. 20 То есть отрицающим утопические энергии, нацеленные на радикальное преобразование мира. - Примеч. пер.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |