КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурсоциология. миром техники (определяемой в разных местах как труд, организация или система) и миром человечности (коммуникация
ГЛАВА 7 миром техники (определяемой в разных местах как труд, организация или система) и миром человечности (коммуникация, нормы или жизненный мир) судьбоносной линией проходит через все его труды. Хабермас (1968а: 57) определяет технику знакомым образом. Он считает ее «научно рационализированным контролем над объективированными процессами» и противопоставляет ее явлениям, связанным с «практическим вопросом о том, как люди могут и хотят жить». При возрастающем значении техники исполненная глубокого смысла организация мира вытесняется целерациональной организацией. «В той степени, в какой техника и наука проникают в социальные институты и таким образом изменяют их, - настаивает Хабермас (1968Ь: 81), - в такой степени разрушаются старые легитимации». Эти старые легитимации были основаны на традиции, на «старых мифологических, религиозных и метафизических мировоззрениях», которые отвечали на «главные вопросы совместного существования людей, [например], справедливость и свобода, насилие и притеснение, счастье и вознаграждение... любовь и ненависть, спасение и проклятие» (1968Ь: 96). Однако когда техника завершила свою работу, эти вопросы больше нельзя задавать: «Культурно определяемое самопонимание социального жизненного мира заменяется самоовеществлением людей в категориях целера-ционального действия и адаптивного поведения» (105-6). В результате появляется «горизонтальное расширение подсистем целерационального действия», такое, что «традиционные структуры все больше подчиняются условиям инструментальной ГЛАВА 7 или стратегической рациональности» (98). В этом специфическом смысле, утверждает Хабермас, идеология техники вытеснила все предшествовавшие идеологии. Поскольку эта новая идеология носит столь упрямо рационалистический характер, она не обнаруживает «неясной силы заблуждения» или «фантазии об исполнении желаний»; она и не «основана, как [более ранние идеологии], на причинности разъединенных символов и бессознательных мотивах». Эта новая, техническая идеология, полагает Хабермас, отказалась от всяких попыток «выразить проекцию "добродетельной жизни"». В нижеследующем обсуждении будет показано, что такие предположения о техническом сознании неверны. Хабермас может считать их верными только потому, что он принял возможность коренной историзации сознания. Мои собственные рассуждения начинаются с совершенно противоположной трактовки. Общество не может подчиняться технической рациональности, потому что ментальные структуры человечества невозможно коренным образом историзировать; в решающих отношениях они неизменны. Люди продолжают испытывать потребность наделить мир метафизическим смыслом и пережить чувство солидарности с объектами вне себя. Конечно же, способность делать объективные и безличные расчеты, возможно, является самым явным отличительным признаком современности. Но она остается лишь одним институционализированным комплексом (Parsons, 1951) мотивов, действий и смыслов среди множества других. Отдельные личности могут в определенных ситуациях проявлять научно ра- ГЛАВА 7 циональные наклонности, но даже в этих случаях их действия не являются научно рациональными сами по себе. Объективность есть культурная норма, система социальных санкций и поощрений, мотивационный импульс личности. Тем не менее она по-прежнему закреплена в глубоко иррациональных системах психологической защиты и культурных системах устойчиво примордиально-го типа. Это не отменяет того факта, что производство технологий стало играть более важную роль с приходом постиндустриального общества. Замена физической энергии информацией происходит быстрее, что Маркс описывал как изменение в органическом составе капитала, и это приводит к поразительным последствиям. Переход от физического труда к умственному полностью изменил классовую структуру и типичные противоречия капиталистических и социалистических обществ. Возросшие возможности хранения информации усилили контроль бюрократии над информацией, в которой она постоянно нуждается. Но социологические подходы к технике, которые рассмотрены в данном разделе, идут гораздо дальше таких эмпирических наблюдений. Более сильная версия марксизма и «критической теории» описывает одержимое техникой общество с сознанием столь узким, что исполненные глубокого смысла заботы традиционной жизни больше не могут существовать. Более слабые версии функционалистской и постиндустриальной теории описывают технику как переменную, имеющую лишь материальный статус, а ориентации на технику - как когнитивно рациональные и обыденные. По моему мнению, ГЛАВА 7 ни одна из этих позиций не является правильной. Идеи, влияющие даже на самые современные общества, не представляют собой когнитивные вместилища подтвержденных фактов; они суть символы, которые продолжают формироваться глубокими эмоциональными импульсами и определяться исполненными смысла ограничениями. Технический дискурс и спасение Мы должны научиться видеть технику как дискурс, как знаковую систему, подверженную семиотическим ограничениям (constraints) даже в тот момент, когда она реагирует на социальные и эмоциональные потребности. Первый шаг к такому альтернативному пониманию современной техники - переосмыслить ее историческое появление в терминах метафизики. Ирония заключается в том, что Вебер до сих пор составляет наилучший пример того, как это можно сделать. Вебер утверждал, что люди, которые создали современное индустриальное общество, создали его для того, чтобы достичь спасения. Капиталисты-пуритане практиковали то, что Вебер (1958) называл мирским аскетизмом. Ценой усердного труда и самопожертвования они создавали богатство, чтобы получить доказательство того, что их спасение предопределено Богом. В сущности, Вебер (1964) показал, что спасение было основной заботой человечества на протяжении тысячелетий. Будь то рай или нирвана, великие религии обещают людям избавление от тягот и страданий и освобождение от земных ограничений - только если люди будут смотреть на мир под определен- ГЛАВА 7 ным углом и стремиться поступать определенным образом. Чтобы историзировать это понятие спасения и объяснить с помощью сравнений, Вебер разработал типологию этих посюсторонних и потусторонних дорог к спасению, увязав их с разделением на аскетическое и мистическое. Дисциплинированная, исполненная самопожертвования и безличная деятельность, от которой зависел переход к современности, заявлял Вебер, могла быть осуществлена только действиями в рамках посюстороннего, аскетического пути. В отличие от буддийских или индуистских праведников, пуританские святые гораздо полнее сосредоточивались на этом мире. Не позволяя себе напрямую переживать Бога и стремясь стать сосудами его духа, пуритане полагали, что они будут спасены, если станут практическими инструментами выполнения его воли. Посюстороннее спасение стало культурным предшественником той безличной рациональности и объективизации, которые, по мнению Вебера (1958: 181-3), постепенно подчинили себе мир. Хотя теория религии Вебера чрезвычайно важна, она обладает двумя существенными недостатками. Прежде всего, Вебер упрощенно понимал современный стиль спасения. Путь к спасению никогда не был столь односторонне аскетическим, как он полагает. Посюсторонняя деятельность пронизана желаниями вырваться из этого мира, и точно так же аскетическое самоотречение от благодати перемежается эпизодами мистического единения с божеством (Alexander, 2000b). В некоторых нетипичных для него размышлениях в своих трудах о современности (Alexander, 1986) Вебер признавал, что индустриальное общество прониза- ГЛАВА 7 но тем, что он называл «бегством от мира»; в эту категорию он включал такие явления, как склонение современных людей перед религиозным убеждением или идеологическим фанатизмом и отдушины, предоставляемые эротизмом или эстетизмом. Хотя Вебер осуждал такие виды бегства как морально безответственные, он так и не сумел встроить их в свою эмпирическую социологию современной жизни. Они представляли собой силу, которую не могла оспаривать его основанная на принципах историцизма и чрезмерно сосредоточенная на идеальных типах теория. По правде говоря, в условиях современности попытки достичь спасения чисто аскетическими способами всегда срывались, не только в явно эскапистских формах, но и в самом повседневном мире. Например, из описания Вебера мы бы никогда не узнали, что пуритане воспринимали свои отношения с Богом в терминах близости священного супружества (Morgan, 1958); мы бы также не узнали, что всплески мистического «антиномизма»7 были постоянной и повторяющейся опасностью в жизни пуритан. Постпуританская традиция евангелического протестантизма, сложившаяся в Германии, Англии и Соединенных Штатах Америки в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого столетий, отличалась значительной открытостью мистическому опыту. Одно из культурных ответвлений этой традиции, современное представление о романтической любви (Lewis, 1983), отражало непрекращающийся спрос на немедленное пре- 7 Религиозная доктрина, согласно которой божье милосердие избавляет христиан от необходимости следовать десяти 'заповедям. ГЛАВА 7 ображающее спасение в самом сердце индустриальной эпохи. Этот последний пример указывает на второй крупный недостаток теории религии Вебера, ее историцизм. Вебер считал, что забота о спасении может распространяться на мирской опыт и организовывать его только до тех пор, пока научное понимание не разрушит возможность принять божественные, потусторонние цели земного пути. Как указывалось ранее, эту ошибочную попытку рационализировать современный дискурс можно исправить, приняв более структурное понимание того, что Дюркгейм называл своей «религиозной социологией»8. Дюркгейм полагал, что человеческие существа продолжают делить мир на сакральное и профанное и что даже современные мужчины и женщины испытывают потребность в переживании мистических центров непосредственно через ритуальные встречи с сакральным. Итак, в контексте современности теорию спасения Вебера можно развить и удержать только через обращение к Дюркгейму. Можно подогнать теории еще плотнее друг к другу, если мы внесем в теорию Дюркгейма изменение, предложенное Роже Кайуа (1959 [1939]), который заявлял, что наряду с сакральным и профанным есть и третий термин, рутинное (routine). Хотя обыденная жизнь непричастна к ритуальному переживанию, переживания сакрального и профанного весьма сильно эмоционально заряжены. Если сакральное обеспечивает образ добра, к общности с которым стремятся акторы и которое они стараются защищать, то профанное определяет образ зла, от которого 8 См. прим. ред. во Введении. ГЛАВА 7 людям необходимо спастись. Такое понимание позволяет нам сохранить верность веберовскому пониманию теодицеи, даже если мы перенесем его на современное состояние. «Религии» светского спасения предоставляют избавление не только от посюсторонних страданий в целом, но и от зла в частности. Иными словами, во всех религиях спасения осмысляется не только Бог и смерть, но и дьявол. Именно в терминах таких реконструированных площадок символического дискурса здесь и будет рассматриваться техническое внедрение.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |