КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как интеллектуалы объясняют
«НАШЕ ВРЕМЯ»1 Карлу Марксу принадлежит знаменитое высказывание о том, что философы лишь различным образом объясняли мир, наша же задача состоит в том, чтобы изменить его. С герменевтической, культурной точки зрения, которую я развиваю в настоящей книге, объяснение и изменение мира просто невозможно так просто отделить друг от друга. Если мир как таковой основан на коллективных интерпретациях, то его изменение всегда в значительной степени подразумевает изменение и этих интерпретаций. Кроме того, в переосмыслении нуждается и сама интеллектуальная интерпретация. С точки зрения Маркса и прочих представителей эпохи модерна, задача интеллектуалов заключалась в рациональной реконструкции. Даже самые широкие теории истории воспринимались как фактические, либо описательные, либо объяснительные. Однако с позиции культурсоциологии, то, что интеллектуалы делают на самом деле, сильно отличается от такой 1 Выбор русского перевода заглавия данной работы является непростой задачей из-за того, что содержания понятийных пар «модерн»/«современное» и "modern"/"contemporary" в русском и английском языках не совпадают. Александер использует игру слов, располагая термины «анти-», «пост-» и «нео-», которые привычно понимать как предикаты к термину «модерн», в качестве рядоположенных ему. Четыре понятия, образующие заглавие, представляют собой объекты описания четырех типов теоретизирования: теории модернизации, антимодернизации, постмодерна и неомодернизма. — Примеч. ред. ГЛАВА 8 ГЛАВА 8 реконструкции. По-настоящему крупные и влиятельные мыслители — это пророки и священники. Их способность к критике, объяснению, историческому чутью и даже к описанию собственного времени проистекает из глубин их приверженности этике и чувствам, которые формируют упрощенные бинарные структуры и нарративы, подобные художественным, и из них же возникают. Сюда входят «прыжки веры»2 и прыжки от веры к сомнению и обратно. Интеллектуалы делят мир на сакральное и профанное и плетут истории об отношениях между ними. Не так интересно изучать эти сплетения с точки зрения фактического смысла, как деконструировать их символический смысл культурсоциологическим образом. Где-то в середине семидесятых годов на ежегодном собрании Американской социологической ассоциации возник крупный спор по поводу теории модернизации, которая подытожила десятилетие социальных и интеллектуальных изменений. Выступали два докладчика, Алекс Инкелес и Иммануил Валлерстайн. Инкелес сообщил, что его исследование «человека модерна» ("modern man") (Inkeles & Smith, 1974) показало, что изменения личности в сторону автономии и ориентации на достижения являются решающими и предсказуемыми последствиями социальной модернизации, которая в основном касается индустриализации общества. Инкелес получил одобрительную реакцию от многих старших слушателей и скептическую от слушателей молодых. Ответ Инкелесу 2 Акт принятия чего-либо как истины в условиях отсутствия осязаемых доказательств, минующий фазу критического размышления и основанный лишь на убежденности, например, убежденности религиозного характера. - Примеч. пер. Валлерстайна больше понравился молодой аудитории. «Мы живем не в модернизирующемся мире, а в мире капиталистическом», - заявил Валлерстайн (1979: 133) и добавил, что «этот мир приводит в движение не жажда достижений, а потребность в прибыли». Когда он перешел к изложению «программы интеллектуальной работы для тех, кто стремится понять системный переход мира от капитализма к социализму, в процессе которого мы сейчас находимся» (135, курсив автора), он буквально поднял на ноги молодых слушателей3. Пятнадцать лет спустя выпуск журнала American Sociological Review открыла статья под названием «Теория перехода к рынку: от перераспределения к рынкам в условиях государственного социализма». Переход, о котором говорится в настоящей главе, сильно отличается от перехода, о котором рассуждал Валлерстайн. В статье, написанной Виктором Ни, некогда склонным к маоизму, а теперь сторонником теории рационального выбора и специалистом по бурно развивающейся рыночной экономике Китая, утверждалось, что 3 Насколько я помню это событие, а это совершенно точно было событием, все слушатели довольно сильно взволновались. Один ведущий специалист левого толка по социологии развития вставил саркастическое замечание о том, что теория модернизации на самом деле породила всемирную бедность, и язвительно предложил Инкелесу попробовать навязать свою поношенную теорию модернизации кому-нибудь другому. Тут из различных частей зала раздались выкрики, и пришлось применить физическую силу, чтобы не дать этому выдающемуся социологу подчеркнуть свою теоретическую позицию решительно неинтеллектуальным образом. Статья, из которой взяты цитаты, написанная Валлерстайном и опубликованная в сборнике в 1979 году, явно опиралась на доклад для Американской социологической ассоциации, который упоминался выше, хотя мои отсылки к этому докладу приводятся по памяти. Эдвард Тириакьян (1991) помещает статью Валлерстайна в похожую историческую перспективу и приводит анализ судьбы теории модернизации, который имеет значительное сходство с анализом, приводящимся в данном очерке. ГЛАВА 8 ГЛАВА 8 единственной надеждой организованного социализма является капитализм. По сути, Ни описывал социализм точно так же, как Маркс описывал капитализм, и его предсказания о будущем были зеркальным отражением предсказаний Маркса. Государственный социализм, писал он, есть архаичный, устаревший способ производства, способ, чьи внутренние противоречия в итоге приводят к капитализму. Применяя анализ классовой борьбы Маркса к производственной системе, которая, как полагал Маркс, покончит с такой борьбой раз и навсегда, Ни заявлял, что именно государственный социализм, а не капитализм, «забирает излишки у непосредственных производителей и порождает и упорядочивает социальное неравенство путем перемещения этих излишков» (1989: 665). Присвоение излишков - эксплуатацию - можно преодолеть, только если рабочим дадут возможность владеть своей рабочей силой и продавать ее. Только при наличии рынков, настаивает Ни, рабочие могут получить власть «удерживать свой продукт» и защищать свою «рабочую силу» (666). Такое движение от одного способа производства к другому должно перераспределить власть в пользу ранее притесняемого класса. «Переход от перераспределения к рынкам, - заключает он, - включает передачу власти, благоприятствующую непосредственным производителям» (666). Новый «переход» В противопоставлении этих формулировок возможности, социализма и капитализма заключается целая история. Они описывают не только сопер- ничающие теоретические позиции, но и глубокие изменения в исторической восприимчивости. Полагаю, нам необходимо понять и те и другие, если мы хотим как следует разобраться как в современной истории, так и в современной теории. Специалисты в области социальных наук и историки давно рассуждают о «переходе». Историческая фаза, социальная борьба, нравственная перемена к лучшему или к худшему - этот термин, разумеется, относился к движению от феодализма к капитализму. В понимании марксистов этот переход положил начало построенной на неравенстве и противоречивой системе, породившей свою противоположность, социализм и равенство. В понимании либералов переход представлял собой столь же важную трансформацию традиционного общества, но также создал ряд исторических альтернатив - демократию, капитализм, договорные отношения и гражданское общество, - не имевших наготове этических или социальных контрфактических вариантов вроде социализма. К концу восьмидесятых годов впервые в истории социальных наук «переход» стал обозначать нечто, чего не могли предвидеть ни та ни другая из этих более ранних трактовок. Теперь это был переход от коммунизма к капитализму, что до сих пор звучит как оксюморон для наших дисциплинированных ушей. В этом новом переходе сохраняется ощущение преобразования всемирно-исторического значения, но прямая линия истории, кажется, поворачивает вспять. В недавнем прошлом мы наблюдали одно из самых впечатляющих социальных изменений в мировой истории, близких нам в пространственном ГЛАВА 8 и временном отношении. Более современное значение перехода, возможно, не затмило прежнее значение полностью, однако не приходится сомневаться, что оно уже снизило его важность и еще долго будет вызывать сильный интеллектуальный интерес. Эта вторая великая трансформация, если воспользоваться знаменитой фразой Карла Поланьи (1957), привела к неожиданному, и для многих неприятному, сближению двух систем как в истории, так и в социологической мысли. Даже записные интеллектуалы не могут игнорировать тот факт, что на наших глазах умирает важнейшая альтернатива - не только для социологической мысли, но и для самого общества4. Маловероятно, чтобы в обозримом будущем граждане или элиты пытались организовывать свои важнейшие системы распределения нерыночным образом5. Невозможность игнорировать изменения замечательно сформулирована в ел. de coeur (вопле души (фр.) - Примеч. пер.), который испустил Шоджи Исидзука, один из ведущих специалистов по Лукачу и представителей «критической теории»: «Вся история Социального Просвещения, столь великая в воплощении идеи равенства, а также столь трагическая в отношении усиления диктатуры, закончена.... Кризис гуманитарного знания, [который за этим последовал], можно описать как кризис осознания. Ориентированная на прогресс историческая точка зрения совершенно исчезла, потому что историческое движение теперь осуществляется в сторону от социализма к капитализму. Кризис также находит свое выражение во всем упадке ориентированной на стадии исторической теории в целом». (Ishitsuka, 1994). См. Hobsbawm (1991): «Все это теперь закончилось.... Мы наблюдаем не кризис какого-либо типа движения, режима или экономики, но его конец. Те из нас, кто полагал, что Октябрьская революция была воротами в будущее мировой истории, оказались неправы». Или Bobbio (1991: 3): «Великая политическая утопия, по-видимому, бесповоротно... полностью превратилась в свою прямую противоположность». «Нам теперь следует прийти к выводу, что будущее социализма, если оно у него есть, может находиться только в рамках капитализма», - пишет Стивен Люкс (1990: 574) в попытке осмыслить новые переходы. Для ознакомления с умным, местами ГЛАВА 8 В свою очередь, еще менее вероятно, чтобы специалисты в области социальных наук стали рассматривать антирыночные «социалистические общества» как контрфактические альтернативы, посредством которых можно объяснить те общества, к которым принадлежат сами эти специалисты. Маловероятно, чтобы они объясняли экономическое расслоение, неявно сравнивая его с эгалитарным распределением, порожденным наличием государственной, а не частной собственности, с «возможным миром» (Hawthorn, 1991), который, по-видимому, неизбежно предполагает, что экономическое неравенство порождается существованием частной собственности как таковой. Возможно, маловероятно и то, чтобы специалисты в области социальных наук объясняли статусную стратификацию, рассуждая о контрфактическом стремлении к уважению со стороны коллектива в мире, который избежал развращающего влияния индивидуализма, понятого на буржуазный, а не на социалистический манер. Сходным образом, станет намного сложнее говорить о пустоте формальной демократии или объяснять ее ограничения, просто указывая на существование господствующего экономического класса, ведь и эти объяснения требуют контрфактических примеров традиционного «социалистического» толка. Словом, будет совсем не так легко объяснять современные социальные проблемы, указывая на капиталистическую сущность обществ, в которых существуют эти проблемы. исполненным муки и познавательным спором об идеологических и эмпирических последствиях этих событий внутри левого движения см. обсуждение, часть которого составляет очерк Люкса: Goldfarb (1990), Katznelson (1990), Heilbroner (1990), и Campeanu (1990). См. также важный и познавательный сборник After the Fall (Blackburn, 1991a).
ГЛАВА 8 ГЛАВА 8 В данном очерке я не предлагаю возвращения к теории «конвергенции» или к теориям модернизации общества как таковым, как это делают некоторые получившие второе дыхание сторонники прежней традиции (Inkeles, 1991; Lipset, 1990). Однако я полагаю, что современной социальной теории нужно быть более чуткой к видимому повторному сближению мировых режимов и к тому, что мы, следовательно, должны попытаться встроить некое общее ощущение универсальных и повсеместно разделяемых элементов развития в критическую, свободную от догм, рефлексивную теорию социальных изменений. В сущности, в заключительной части настоящего очерка я покажу, что растущее число весьма разнообразных современных специалистов по социальной теории, от литературных радикалов и специалистов по теории рационального выбора до посткоммунистов, в действительности занято разработкой нового языка конвергенции. Я обращусь к сложному вопросу, столь язвительно сформулированному Клаусом Мюллером (1992): сумеет ли это формирующееся обсуждение избежать относительно примитивной и обобщающей формы, стершей все сложные особенности ранних обществ, равно как и своеобразие нашего. Несмотря на то, что теория неомодернизма (neomodern theory), как я ее буду называть, приняла новую и более сложную форму, она остается настолько же мифом, насколько и наукой (Barbour, 1974), настолько же нарративом, насколько и объяснением (Entrikin, 1991). Даже если считать, что такая более широкая и усложненная теория социального развития сейчас исторически убедитель- на, а я считаю именно так, это не отменяет того факта, что всякая общая теория социальных изменений укоренена не только в процессе познания, но и в экзистенции - что у нее есть излишек смысла, как весьма многозначительно сказал Поль Рикёр (1977). В конце концов, современность (modernity) всегда была весьма относительным понятием (Bourricaud, 1987; Habermas, 1981; Pocock, 1987). Термин появился в пятом столетии, когда недавно принявшие христианство римляне захотели отделить свою религиозность от двух видов варваров, античных язычников и не обратившихся в христианство иудеев. В Средние века современность вновь изобрели в качестве термина, подразумевающего культурность и ученость, что позволило современным интеллектуалам ретроспективно соотносить себя с классическим образованием собственно греческих и римских язычников. В век Просвещения современность стали отождествлять с рациональностью, наукой и идущим вперед прогрессом, что было семантически произвольным соотнесением, которое, по-видимому, благополучно сохраняется до сегодняшнего дня. Разве можно усомниться в том, что рано или поздно этот второй «век равновесия» (Burn, 1974), в который мы так непреднамеренно, но удачно соскользнули, сменится новой эпохой? Появятся новые противоречия и конкурирующие спектры возможностей в рамках мировой истории, и маловероятно, что их будут рассматривать в терминах становящейся теоретической схемы неомодернизации. Именно это ощущение нестабильности, неизбежной переходности мира вводит в социальную теорию миф. Хотя мы и понятия не имеем, какие
33 Культурсоциология ГЛАВА 8 ГЛАВА 8 исторические возможности откроются перед нами, каждая теория социальных изменений должна теоретически осмыслить не только прошлое, но и настоящее и будущее. Это можно сделать лишь нормативным и экспрессивным образом в отношении не только того, о чем нам известно, но и в отношении того, во что мы верим, на что надеемся и чего опасаемся. Каждому историческому периоду необходим нарратив, который определяет его прошлое в терминах настоящего и говорит о будущем, которое основополагающим образом отличается от современного времени и обычно обещает быть «даже лучше» него. Вот почему в теоретическом осмыслении социальных изменений всегда присутствует не просто эпистемология, но и эсхатология. Я перехожу к рассмотрению ранней теории модернизации, ее современной перестройки и серьезных интеллектуальных альтернатив этой теории, появившихся в промежуточный период. На протяжении всего исследования я подчеркиваю, что эти теоретические достижения имеют отношение к истории общества и культуры, потому что только так мы можем понять социальную теорию не только как науку, но и как идеологию в том смысле, который стал знаменитым благодаря Клиффорду Гирцу (1973 [1964]). Если мы не признаем взаимопроникновение науки и идеологии в социальную теорию, ни один из этих элементов нельзя будет разумно оценить или прояснить. Опираясь на эту структуру, я выделяю четыре характерных теоретико-идеологических периода в послевоенной социологической мысли: теория модернизации и романтический либерализм; теория антимодернизации и героический радикализм; теория пост- модерна и комическое отстранение и становящаяся фаза неомодернизации, или теория повторной конвергенции (reconvergence theory), которая, по-видимому, сочетает нарративные формы каждого из своих предшественников на послевоенной сцене. Хотя я уделяю внимание генеалогическому аспекту и определяю исторические истоки каждой стадии послевоенной теории археологическим образом, все же жизненно важно помнить о том, что все теоретические остатки рассматриваемых мною фаз сохраняют свою жизненную силу и сегодня. Иными словами, мое археологическое исследование есть изучение не только прошлого, но и настоящего. Поскольку настоящее является историей, наличие родословной поможет нам понять тот слой теоретических отложений, в котором мы живем.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |