Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповые занятия (продолжение) 1 страница




Содержание разделов дисциплины

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3_______ зачетные единицы. Всего _000_______часов. Аудиторные занятия ___34________часов, в том числе интерактивных занятий ____00________часов. [2]. Самостоятельная работа

[3]. ___00_____часов.

 

Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
Всего Аудит. раб. Самост. раб.
Лекции Практ. Лабор.  
  Модуль 1. Проблематика современной лингвистики         24?
  1.   2.     3.     4.   5.     6.   Цели и задачи преподавания интегрированного курса «Теория лингвистического образования педагога» бакалаврам педагогического образования (050100.62): Направление подготовки (специальность) по профилю подготовки «Начальное образование и Информатика», «Начальное образование и Иностранный язык». Содержание 1 и 2 модулей и формы их реализации Языкознание в древности, в новое и новейшее время. Четыре периода в сравнительно-историческом языкознании. Классификации и группировки языков мира. Основная (ядерная) проблематика общего языкознания (в 19, 20, 21 вв.). Особенности современного периода мировой лингвистики. Основные направления современного языкознания, их предмет и проблематика (изучении естественного языка человека, мышления, сознания и их связей с внутренним и внешним миром человека). Антропологическая парадигма как методологическая основа современной лингвистики и других гуманитарных наук.                                              
  Модуль 2. Системная организация структуры языка          
1. Уровни языка и их единицы          
2. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения как показатели системности языковой структуры          
3. Внутренние и внешние законы развития языка          
4. Научная и учебная литература по теории лингвистического образования (Аннотирование, комментирование, терминология)          
  Всего          
             

 

 
 

 

  п/п Наименование разделов дисциплины, тем   Содержание темы
1. Содержание 1 и 2 модулей и формы их реализации ?-Цели и задачи преподавания интегрированного курса «Теория лингвистического образования Цели и задачи преподавания интегрированного курса «Теория лингвистического образования педагога» бакалаврам педагогического образования (050100.62): Направление подготовки (специальность) по профилю подготовки «Начальное образование и Информатика», «Начальное образование и Иностранный язык» бакалаврам педагогического обр.(050100.62). Содержание 1 и 2 модулей и формы их реализации Языкознание (лингвистика – от лат. lingua – язык) – наука и учебный предмет. Практическое и научное знание языка, различия между ними: практическое (умение говорить, слушать, писать, читать, понимать речь); научное (знание сущности языка, его природы, причин и условий возникновения; многообразия языков, их классификаций, методов изучения и др.). Частное и общее языкознание.
2. Модуль 1. 2.1. Проблематика современной общей лингвистики. Основные проблемы общего языкознания. 1. Проблема сущности языка. В теорию языка поступают размышления и ответы на вопросы: что такое язык? Какова его природа – общественная или биологическая (естественная)? Его создал социум (общество) или индивидуум? 2. Проблема возникновения языка: теория звукоподражания – язык возник из подражания звукам природы и животным (теперь еще существует имитационная теория). 2) теория междометий – язык возник из непроизвольных звуков, выражающих эмоции человека 3. Проблема развития языка. Если язык появляется в обществе, то, обслуживая его, он развивается вместе с обществом. Внешние показатели развития: сначала языки-диалекты родовые, затем племенные, потом (при возникновении государственных объединений) – язык народности, затем – язык нации и т.д. Внутренние (внутриструктурные) показатели развития (изменения в лексике, фонетике, грамматике). 4. Структурные стороны языка, их единицы: 1) звуки (фонемы), 2) слова (лексемы), 3) грамматический строй (категории морфологические, синтаксические). Пример на разницу звуков [к]: каша, купить, кошка. Три разных звуков [к], но одна фонема (единица фонемного уровня, изучаемого в фонологии). Фонема служит для дифференциации звуковых оболочек слов и их форм: дом, дам, дум 5. Классификация языков мира. Принципы классификации различны. Основные: 1) географический – по месту расположения, 2) морфологический (типологический) – по строению слова: а) корневые - (только корень слова), напр., - китайский, б) «морфемные» (аффигирующие), имеющие и аффиксы, напр., русск. яз. Они делятся по характеру «морфем» и строению на: флективные (способные одновременно выразить два – три значения: род, число, падеж) и агглютинативные (языки, в которых морфемы- прилепы «однозначны» –, напр., в ф-уг. и тюркск. языках). В коми языке – стол – пызан, пызанъяс-столы … В тат. баш – одна голова; башлар – голова + «много». Баш-де – в голове; баш-лар-де – в головах. 3) генеалогический – классификация языков по их родству. Семьи, ветви, группы, языки, наречия, диалекты, язык отдельного человека (понятие «языковой личности»). Индоевропейская семья, её ветви (славянская и др.), восточнославянская группа, образование русского, украинского и белорусского языков. Русский язык (национальный, межнациональный, международный). 6. Проблема метода изучения языков. Типы методов: количественные (статистика, теория вероятности, теория игр), качественные (описательный, сравнительно–исторический, сопоставительный, контрастивный, лингвогеографический). 7. Проблема связи языка и общества. Изучается социальной лингвистикой. Формы существования языка (ФСЯ). Двуязычие (билингвизм), диглоссии (владение разными ФСЯ). 8. Проблема связи языка и мышления. Менталингвистика, когнитивная лингвистика (она изучает работу мозга при оперировании человека знаниями). 9. Проблема языковой политики (языкового строительства). Государственный язык, язык и культура, преподавание языка (языков) и др. 10. Прикладные проблемы языкознания. Создание условий для раскрытия национальным языком всех его функций. Практическое значение науки о языке (школа, вуз, медицина, терминологии, издательская деятельность, интернет).
    3. 2.2. История науки о языке (История лингвистических учений как часть Общего языкознания).     Современный период в истории языкознания.   3.1. Особенности современного периода лингвистики.     3.2. Характеристика основных направлений, проблем и аспектов современного языкознания.   Модуль 2. Системная организация структуры языка 1. Уровни языка и их единицы.     2. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения как показатели системности языковой структуры.   3. Внутренние и внешние законы развития языка.     4. Научная и учебная литература по теории лингвистического образования (Аннотирование, комментирование: терминология). Цели раздела – 1. Раскрыть глубокий смысл положения о том, что «без истории предмета нет его теории, а без теории предмета нет его истории». 2. Из многовековой истории изучения языка выделить и осветить те этапы и теоретические положения, которые были ступенями восхождения науки к той теории и тем направлениям, которые представлены в современ­ной отечественной и мировой лингвистике. 3. Осветить более чем двухтысячелетний путь познания языка, уделить должное внимание характеристике современного состояния науки о языке, её важнейшим направлениямй и проблем. 4. Считать одной из важнейших задач курса освещение роли отечественных учёных (от М.В. Ломоносова до академика В.В. Виноградова и его учеников) в достижении того уровня, который свойствен мировой лин­гвистике наших дней (через анализ проблематики монографий и докладов советских и современных российских учёных на международных конгрессах лингвистов, славистов, русистов и учёных других профилей). 5.Отдавая предпочтение осве­щению идей и конкретных достижений, которые вошли в теоретический фонд и «базу данных» современной науки о языке, отбирать из истории науки о языке идеи, положения и выводы, созвучные лингвистике сего­дняшнего дня и полезные для практики, в частности, для работы учителя-словесника, стремимся руководствоваться принципом актуального историзма. Периодизация истории языкознания. 1. Древние языковедческие традиции: индийская («Восьмикнижие» Панини (V – IV в. до н. э.), греко–римская (Платон, Аристотель, филологическая направленность толкователей «Илиады» и «Одиссеи», спор о природе названий, теории происхождения языка, учение о частях речи, Дионисия Фракийского, римские грамматисты Варрон, Донат и др.), китайская (грамматология, словари иероглифов, Сюй-Шень «Об элементах и сложных знаках» – 49 тысяч иероглифов), арабская (связанная со священным Кораном), «Диван турецких языков» (1073) Махмуда аль Кашгари), японская («Школа языкового существования» М. Токиэда, труды по истории и стилистике языка). Языкознание в средние века и в XVII – XVIII вв. (Константин (Кирилл) и Мефодий, спор реалистов и номиналистов (11 – 12 вв.), Эпоха Возрождения (Ренессанс, Реформация, Просвещение). Рациональная философия Декарта как основа «Общей и рациональной грамматики» Поль-Рояля. Сопоставительные словари П.С. Палласа, Аделунга и Футера (с лексикой 500 языков). «Общая и рациональная грамматика» Пор-Рояля (1660 г.) грамматиста Клода Лансло и логика Антуана Арно. Исторические превратности этого труда. Подступы к сравнительно-историческому языкознанию (Вико, Жан-Жак Руссо, В. Джонс). Деятельность славистов Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого, Юрия Крижанича, М.В. Ломоносова, Иосифа Добровского и др. продолжателей славных деяний равноапостольных Кирилла и Мефодия. Возникновение и этапы развития сравнительно-исторического и общего языкознания: 1. Первый период (20-е – 70-е годы XIX вв.) (Ф. Бопп – «О системе спряжения санскритского языка в сравнении с таковыми греческого, латинского, персидского и германских языков с эпизодами …» (1816г.), Я. Гримм («Немецкая грамматика», 1819г., А.Х.Востоков («Рассуждение о славянском языке» (1820г.) и др.). Вильгельм Гумбольдт (1767–1835) – создатель общего языкознания, его влияние на создание самостоятельных отраслей знаний – этнолингвистики, структурализма, логической лингвистики, генеративной лингвистики, когнитологии и лингвистики дискурса. А.А. Потебня (1835 – 1891), содержание его трудов «Мысль и язык», «Из записок по русской грамматике», «Из записок русской словесности». Учение о двух значениях слова – ближайшем (бытовом) и дальнейшем (энциклопедическом), о поэтической функции, об образности поэтического языка. 2. Второй период сравнительно-исторического языкознания (1870 -1900). Младограмматизм. А. Лескин, Г. Остгоф, К. Бругман, Г. Пауль, К. Вернер, М. Бреаль, Ф. де Соссюр, Г. Асколи, Ф.И. Буслаев, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртенэ. Отечественные языковеды: М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский Ф. Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов и др. 3. Третий период истории языкознания (конец XIX – первая четверть XX в. Г. Шухардт («Слова и вещи». Ф.Ф. Фортунатов (1848–1914) и московская лингвистическая школа, выход российского языкознания на мировую арену, перемещение центра лингвистических достижений из Германии (Лейпцига) в Россию. И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845 – 1929) – создатель Казанской и Петербургской научных школ. Мировая наука обязана И.А. Бодуэну де Куртенэ такими понятиями и терминами, как фонема (звук-тип), морфема, лексема, графема, кинема, синтагма, морфологизация, семасиологизация, звуковая корреспонденция, корреляция, гаплология и др. Ф. де Соссюр (1857 – 1913) как родоначальник новых направлений – структурализма и его разновидностей (пражской, копенгагенский (датской), американского дескриптивизм и др.) социологии языка, сравнительно-исторических исследований нового типа, общей теории языка. Дихотомии Соссюра: язык и речь, синхрония и диахрония, статика и динамика, внешняя и внутренняя лингвистика, языка и социолингвистика. Ф. де Соссюр как родоначальник новых направления в языкознании 20 века (структурализм, социальная лингвистика и др.). 4. Четвёртый период языкознания (с 20-х гг. XX в. по 70 гг. XX в.). Возникновение новых направлений и новых аспектов в традиционной проблематике (парадигме) индоевропеистики. Социология языка. Крупнейшие языковеды данного периода: А. Мейе, М. Коэн, Ш. Балли, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др. Структурализм. Диалектология и диалектография. Приоритет синхронного аспекта в изучении языка. Порождающая грамматика.   Современный период в истории языкознания(70-е гг. XX в. – 12 год XXI в.). Пятый (текущий) период развития европейской и мировой науки о языке (70-е гг. XX в. – 2012 г. XXI в.). 1. Особенности современного периода лингвистики Примечание. Современный (текущий) период в истории языкознания является пятым, если отсчет вести от возникновения научной теории языка в XIX в.; для него характерны следующие черты. 1. Он характеризуется сосуществованием многих направлений без явных признаков монополии одного из них. 2. Главным объектом изучения продолжает оставаться естественный язык (языки), который исследуется в пространстве, во времени, в структуре и в функции. 3. Сохраняются от предыдущих периодов аспекты, предметные области и методы их изучения. Ни одно из достижений начала и середины XX в. не отброшено. 4. Иной стала языковая ситуация в большинстве регионов и стран мира, прагматичными стали требования к лингвистической науке: от нее ждут большей объяснительной силы. 5. Характерная особенность лингвистики конца XX – начала XXI вв. – это параллельное и нередко одновременное изучение языка в нескольких направлениях и аспектах – как вполне традиционных, так и совершенно новых. Показательна тематика Международной конференции «Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы», (Москва, МГУ, 1995 г.): 1. Лингвистическая историография, 2. Общие проблемы языкознания, 3. Лингвистика XXI века, 4. Фонетика и фонология, 5. Морфология, 6. Морфемика и словообразование, 7. Синтаксис, 8. Семантика, 9. Лексикология и лексикография, 10. Лингвистика текста и структура дискурса, 12. Когнитивная лингвистика, 13. Компаративистика и типология, 14. Психолингвистика, 15. Социолингвистика, 16. Этнолингвистика, 17. Малые языки, 18. Компьютерная лингвистика, 19. Лингводидактика. 6. Наличие междисциплинарных направлений (социолингвистики, психолингвистики, этнолингвистики и ряда других лингвистик, представляющих собой не механическое объединение (сложение), а качественно новые направления – с выделением своих предметов исследования, методов, выработкой терминологического аппарата. 7. Изучение языка с позиций разных наук, причем без игнорирования его самобытности как особого явления и без покушения на самостоятельность других наук. 8. Наука о языке обретает подлинно международный характер, что проявляется: а) в коллективной разработке больших научных тем: ЛАЕ, ОЛА, национальные диалектологические атласы (тапа ДАРЯ) и др.), б) в проведении международных конгрессов, съездов, симпозиумов, в) в создании компьютерных баз данных по крупнейшим языкам мира, г) в оперативной передаче научной информации, в обмене ею на всех стадиях разработки проблемы (через использование компьютеров, факсов, оргтехники, новых типографских технологий, ускоряющих издание книг и быструю передачу информации на значительные расстояния, г) в использовании интернета как мощнейшего фактора интернационализации науки, получения коллективных результатов и возможности их использования в прикладных целях. 9. Множественность лингвистических центров – а) международных, б) национальных. 10. Особенно активен рост исследовательских региональных центров в России и других странах в связи с разработкой местных архивных материалов и изучения народных говоров, фольклора и этнографии регионов. 11. Привлечение внимания к вопросам лингвистики, филологии и культуры способствуют общественно-культурных мероприятия (типа «День славянской письменности»), «День родного языка»). 12. При всеобщей активизации лингвистической работы изменилась роль ее лидеров: перестав быть кумирами, они способствуют прогрессу науки (в настоящее время заметно влияние трудовакад. Ю.С. Степанова, Б.А. Серебренникова, Вяч. Всев. Иванова, О.Н. Трубачева, Н.И. Толстого, чл.-кор. РАН Солнцева, Ф.П. Филина, проф. Н.Ф. Лосева, М.В. Панова, А.В. Бондарко и ряда др. 13. Усложнились методы исследования, к традиционным добавились новые – индуктивно-дедуктивные, многооперационные, инструментальные, особенно в связи с инженеризацией некоторых отраслей лингвистики и смежных с нею наук. 14. Происходит филиация ранее единых наук и направлений (славистика выделяет в качестве самостоятельных отраслей – палеославистику, дешифровку письменностей и др.; интерлигвистика, помимо занятий вспомогательными языками (типа эсперанто, новиаль) начинает интересоваться вопросами языкового планирования, воздействия человека на язык, международной стандартизацией терминологии [Кузнецов 1984]. Растет число исследовательских областей, ощущающих себя самостоятельными направлениями и претендующих на статус особых лингвистик: онтолингвистика, гендерная лингвистика, квантитативная лингвистика, юрислингвистика, а также речевая коммуникация, межкультурная коммуникация, лингвокультурология, вариантология, герменевтика. Определенную дифференциацию науке о языке придают научные школы. Напр., Московская лингвистическая школа (МЛШ), создателем которой был акад. Ф.Ф. Фортунатов, есть основания говорить о Петербургской школе. Одной из крупнейших в отечественном и мировом языкознании является Виноградовская школа, возникшая в 40-50 гг. XX в. и активно функционирующая в настоящее время о всех разделах и подразделах языкознания. 15. Интенсификации научных исследований способствуют правительственные фонды, направленные на поддержку авторских и издательских проектов (напр., Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), (РФФИ), совместные фонды Министерства образования Российской Федерации и РГНФ, конкурсы альтернативных учебников, авторских программ, интегрированных курсов; получают развитие и неправительственные фонды. Возрастает и роль издательств в объединении творческого потенциала ученых и преподавателей вузов. Лингвистическая жизнь современного мира представлена в Интернет.   II. Краткая характеристика основных направлений, проблем и аспектов современного языкознания: Основные направления лингвистики нашего времени. Тема 3.1. Историография науки о языке. Издание трудов классиков отечественного (М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, А.И.Бодуэн де Куртенэ и др.) и зарубежного языкознания (Данте, Галилео Галилей, Э. Сепир, Ф. де Соссюр, Ж. Вандриес, А. Мейе, Г. Шухардт Ш. Балли, Н. Трубецкой, Г. Глисон, Л. Блумфилд, Э. Бенвенист и др.). Учебные книги по истории лингвистических учений (Р.А. Будагов, Ю.С. Степанов, Н.А. Кондрашов, В.М. Алпатов, Т.А. Амирова, Б.А.Ольховиков, И. П. Сусов и др.). Прослеживание истории отдельных научных школ (Московская лингвистическая школа (МЛШ) – основатель Ф.Ф. Фортунатов, продолжатели Д.Н. Ушаков, Р.И. Аванесов, К.В. Горшкова, Е. А. Земская и др. Биобиблиографические словари и справочники о филологах (авторы М.Г. Булахов, С.В. Смирнов, А. Юдакин), Международные конференции («Лингвистика на исходе XX века» (М., 1995). «Лингвистический энциклопедический словарь» (1990), А. Юдакин. Ведущие языковеды мира. Энциклопедия 2000); он же, «Славянская энциклопедия – в 3 кн. (2005). Тема 3.2. Сравнительно-историческое языкознание на современном этапе. Расширение проблематики сравнительно-исторического языкознания за счёт 1) привлечения материала семитской, китайско-тибетской, манчжурской и др. семей, 2) изучения истории словарного состава, его тематических групп индоевропейских и иносистемных языков, поиски прародины через углубление лингвистических аргументов и их соотнесения с данными археологии и культурологи, установление соответствий в лексическом фонде древнейших тематических групп индоевропейской, семитской, тюркской и других языковых семей, составление этимологических словарей праязыкового состояния ветвей индоевропейской семьи – праславянского словаря, пракельтского, прагерманского и др.; изучение славянской письменности: создание сравниьельно-исторических грамматик так называемых «больших семей» (индоевропейско-семитской, урало-алтайской) и групп языков, исследование ностратической макросемьи; подготовка капитальных исторических и этимологических словарей; реконструкции текстов и культур (В.Н. Топоров). Отражение современного уровня сравнительно-исторического языкознания в монографиях О. Семереньи (1980 г.), Т. Гамкрелидзе и Вяч. Всев. Иванова (1984), О.Н. Трубачёва, а также в «Этимологическом словаре славянских языков». Тема 3.3. Типологическое языкознание, или типология языка – направление, изучающее «общие законы строения и развития языка», языковые типы. Её продукция – структурные (синтаксические, фонетические и др.), социальные, понятийные, функциональные, квантитативные и др. типологии–классификации языков мира. Тема 3.4. Социальная лингвистика. Предмет социолингвистики, её развитие в конце 20 и в первое десятилетие 21 вв., синхронная социолингвистика, диахроническая социолингвистика, методы социолингвистических исследований. Макросоциолингвистика и микросоциолингвистика, языковая личность разного социального статуса. Варианты языка, языковые ситуации, международные языки, литературные языки. Языковая политика и языковое строительство. Актуальные задачи. Социопсихолингвистика. Тема 3.5. Ареальная лингвистика. «Каждое слово имеет не только свою историю, но (как и каждая форма, звук, предложение, поговорка) также и свою географию» (Дж. Бонфанте). Пространственный аспект выявил такие явления, как субстрат, суперстрат, адстрат, языковой центр и языковую периферию, причём всё это подлежит изучению в плане синхронии и диахронии и отражению на соответствующих картах и целых атласов (типа ЛАЕ, ОЛА). Ареология лингвистическая, этническая, историческая. Объекты ареальной лингвистики Тема 3.6. Этнолингвистика, её разновидности (германская, российская, американская). Их истоки – а) учение В. фон Гумбольдта о языке как средоточии и выразителе духа народа; б) романтический интерес к фольклору, к духовной и материальной культуре народа (В.И. Даль, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, А.А. Потебня); в) необходимость выработки своей методики описания языка, мышления, туземной культуры и всех форм её проявления (языковой, музыкальной, изобразительной (Фр. Боас, Э. Сепир, Б. Уорф). Учение Н.И. Толстого об изолексах, изопрагмах, изодоксах, а также об изоморфизме культур и разных форм существования языка Тема 3.7. Антропологическая лингвистика, её прежнее и современное содержание. Рассмотрение языка с позиции человека, коллектива, нахождение в языке материала для характеристики интеллектуальной деятельности человека. «Язык человека», «Человек в языке» (Э. Бенвенист). Тема 3.8.Психолингвистика. Истоки психологического направления в изучении языка в трудах В. фон Гумбольдта, А.А. Потебни и других филологов 19 в. Возрождение исследований о взаимодействии языка и психики человека в Америке и СССР (Ч. Осгуд, Т. Сибеок, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин). Речевая деятельность – сердцевина современной психолингвистики. Язык и сознание, язык и мышление, роль языка в процессе познания, закономерности порождения речи. Ответвления от психолингвистики – этнопсихолингвистика. Тема 3.9. Когнитивная лингвистика как часть когнитологии, или когнитивной науки (cognititive science), занимающейся операциями человека со знаниями (Ю.С. Степанов). Когнитивная функция языка – познавательная, гносеологическая, её связь с функцией познания и овладения знаниями, а также с функциями референции и предикации. «Зонтиковый» характер этой науки, объединяющей изучение ментальных процессов в мозгу человека и операций со знаниями. Язык – когнитивно–процессуальное явление. Когниция. Концепт. Раздел 4. Перспективы развития языкознания. Тема 4.1. Контуры «Корпусной лингвистики»,ее первые достижения Перспективные маршруты лингвистического поиска. Тема 4.2.Интерлингвистика, международные языки и вопросы будущего языка. Системная организация структуры языка Уровни языка и их единицы. Фонетический уровень. Звуки речи, их акустическая, артикуляционная и функциональная характеристика. Фонема как типизированный звук (звук-тип). Фонетический уровень и уровень фонем. Закономерность появления фонологии как учения о языке человека (как о качественно новой знаковой системе, отличной от звуков природы и животных). Фоны и фонемы. Дифференциальные признаки фонем как основа их противопоставленности (оппозиции). 12 пар оппозиций (вокальность – консонантность, велярность – палатальность и др.). Артикуляционные базы языков (этноязыков), уникальность их фонетико-фонологических систем. Лексический уровень. Слово, его признаки; лексема как совокупность словоформ и их значений. Смысловые связи слов – внутрисловные (в словах-полисемантах) и междусловные (синонимические, антонимические, иерархические, стилистические). Тематические объединения слов и устойчивых сочетаний (фразеологических единиц): семантические поля, тематические группы, лексико-семантические разряды. Лексические системы языков, разноаспектность их изучения. Отражение лексико-фразеологической системы конкретного языка (этноязыка) в языковой картине мира. Фразеология как составная часть лексического уровня. Грамматический уровень. Морфология. Морфема как несамостоятельная значащая часть языка. Морфемы корневые и аффиксальные. Грамматические формы (словоформы), значения и категории. Разнообразие способов выражения грамматических категорий. Критерии классификации морфем. Морфемы формообразующие и словообразующие. Морфологические и иные способы словообразования в языках мира. Синтаксический уровень, его единицы: словосочетание, предложение; их признаки. Стилистический уровень как особый подход к языку–речи, учитывающий его типичные структурные и функционально-стилевые разновидности, используемые в зависимости от условий, содержания и целей общения. Его «единицы»: стилистическая система, стили – экспрессивные, функциональные, подстили, жанры; стилевые черты. Основные функциональные стили современного русского языка. Язык как сложнейшая система систем, обладающая самобытной многоярусной структурой, её состав: фонетический строй, лексический состав, грамматический строя. Язык – феномен, способный быть универсальным средством передачи сколь угодно большой, сложной и тонкой информации. Развиваясь вместе с мышлением человека и общественным сознанием, язык выработал оптимальный набор знаков и столь совершенную систему их комбинаций и взаимных отношений, что способен с их помощью наименовать все объекты и явления окружающего мира и себя как его части. Превращение метафоры о языке как «отражателе» объективного мира в содержательный термин «языковая картина мира».   Уже учёные прошлого поражались чёткости и рациональной организованности языка («Восьмикнижие» Панини – 4 в. до н.э., «Общая и рациональная грамматика» Арно и Лансло – 1660 г.) и др. В 70-е годы 19 в. сформировалось представление о строго системной организации единиц языка (от фонемы до отрезков текста и крупнейших художественных произведений), получивших названия отношений. Основные из них: синтагматические, парадигматические и иерархические (термины греч. происхождения). Представленность их во всех языках мира. Синтагма– линейное (по ходу создания речи) соединение единиц одного и того же уровня: звуков (при произнесении слов), морфем (при произношении форм слов, при создании слов морфологическим способом), слов (при постановке за первым словом другого), сочетаний слов (синтагм), членов предложения (в том числе и однородных), ССЦ, абзацев, и более крупных отрезков текста. Парадигма (от греч. паради) – совокупность языковых единиц (слов, словосочетаний, отрезков текста, концептов, научных концепций и научных направлений, а также более крупных областей знаний, имеющих общую часть в качестве постоянной и часть переменную, изменяющуюся (напр., при склонении существительных: берёз-а, берёз-ы, берёз-е, берёз-у…, спряжении глаголов: мог-у, мож-ешь, мож-ет, мож-ем, мож-ете, мог-ут и др.; имеются в виду не столько формы (словоформы) слов, сколько выраженные ими грамматические категории. Примечание. В настоящее время понятие парадигмы получает самое широкое содержание. Антропологической парадигмой (от антропос – человек, человеческий фактор) называют направление в гуманитарных науках, опирающихся на человека (антропоцентризм) как исходную методологическую основу. Ср. также Антропологическая лингвистика. Иерархические отношения – это отношения между единицами более низкого уровня и единиц более высокого уровня: звука и фонемы (напр., акустических вариантов звука: ка, ко, ку …и фонемы [к]), фонемы и морфемы, морфемы и лексемы, лексемы и словосочетания (синтагмы), синтагмы и предложения, предложения и текста. Названные отношения буквально пронизывают всю толщу языка, многократно переплетаясь и сталкиваясь друг с другом. Столкновения завершаются победой более сильной закономерности (берёза, берёзы, берёзу, берёзой (фонетически закономерно е перешел в ё (’о) перед твердым согласным з, но ё (’о) появилось и в форме берёзе, но тут он не фонетический, а морфологический, утвердился по аналогии с другими падежными формами). Знание основных отношений между единицами языка помогает осмыслить как живые, так и ныне «мёртвые» отношения – проходившие некогда изменения в языке, причём на всех его уровнях – от фонетического до стилистического. Напр., синтагматическим закономерностям обязаны ассимиляции (бе с -полезный, но бе з -думный), Пёт р, теат р (приглушённый р после глухого т), диссимиляции, оглушения в конце слов (луг – лу к, серб – сер п и др.). Ср анг. dog- z, book- s.   Имея общественную природу возникновения, общественный характер функционирования, язык и развивается вместе с обществом, оставаясь на всех этапах эволюции общества его важнейшим средством общения и находясь в состоянии коммуникативной пригодности. Но, обладая неповторимой, только ему присущей структурой и системной организацией, в своем развитии он не копирует модели развития общества, а изменяется по своим (внутренним), только ему присущим законам. Многоярусность языка и качественные различия между его ярусами и их единицами обусловливают различия как в характере, так и темпах изменений в лексике, фонетике, грамматике, стилистике. Внутренние и внешние (функциональные) законы развития языка. Вопрос о прогрессе в языке. Науковедение о языке. Литература а) научная: монографии, научные статьи, словари, справочники и т.п.; б) учебная (учебники, учебные пособия, хрестоматии, методические пособия и разработки и др.), её относят к вторичной научной продукции. Она пишется не собственно научным подстилем, а научно-учебным или научно-популярным подстилями, более подходящими для обучающихся. Для освоения «Теории лингвистической подготовки педагога…» рекомендуется литература по профилю «Языкознание» в основном научная. В ней выделяют а) основную и б) дополнительную. В жанровом отношении – это обычно учебники (с изложением теории предмета) и учебные пособия (сборники упражнений, словари, хрестоматии, материалы презентаций). Ниже в разных разделах программы сначала называется научная литература а) основная (с аннотациями: выходные данные, содержание, главные разделы, своеобразие книги в ряду подобных), б) дополнительная (поясняется её профессиональная ценность, говорится о целесообразности изучения её наиболее информативных разделов. Характеристика словарей и других источников, виды работ с ними. Сведения и характеристика интернет-ресурсов (поисковых систем, порталов, файлов).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.