Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система оценки качества сформированных компетенций




Основой разработки текущего, промежуточного контроля и промежуточной аттестации стало «Положение о текущем, промежуточном контроле и промежуточной и итоговой аттестации в условиях балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения в ГОУ ВПО ПГСГА».

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

 

а) основная литература:

1. Алефиренко, Н. Ф. Теория языка. Вводный курс: учеб. пособие для студ. филол. спец. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Алефиренко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

2. Алпатов В. М. История лингвистических учений. Учебное пособие. – М.: Языки славянской культуры, 2005.

3. Амирова, Т. А. История языкознания: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений / Т. А. Амирова, Б. А. Ольховиков, Ю. В. Рождественский; под ред. С. Ф. Гончаренко. – 6-е изд. – М.: Академия, 2010. – 672 с

4. Бондалетов, В. Д. Социальная лингвистика: учеб. пособие для пединститутов / В. Д. Бондалетов. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с., 2011, 2012.

5. Камчатнов, А. М. Введение в языкознание: учеб. пособие / А. М. Камчатнов, Н. А. Николина. – 9-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2010. – 232 с.

6. Маслова, В. А. Современные направления в лингвистике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.

7. Сусов, И. П. Введение в языкознание: учеб. для студ. лингв. и филол. спец. / И. П. Сусов. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 379 с.

8. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: учеб. пособие. Под ред. В.Д. Бондалетова – М.: Флинта: Наука, 2004, 2006.

9. Шулежкова С. Г. История лингвистических учений. Историй лингвистических учений с древнейших времён до наших дней. М. – Флинта: Наука, 2004.

 

б) дополнительная литература:

 

1.Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. – М., 2009.

2. Алпатов В. М. История лингвистических учений. Учебное пособие. – М.: Языки славянской культуры, 2005.

3. Амирова, Т. А. История языкознания: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений / Т. А. Амирова, Б. А. Ольховиков, Ю. В. Рождественский; под ред. С. Ф. Гончаренко. – 6-е изд. – М.: Академия, 2010. – 672 с

4. Бахтин, Н. Б. Социолингвистика и социология языка: учебное пособие / Н. Б.. Бахтин, Е. В. Головко. – СПб.: Гуманитарная академия, 2004. – 336 с.

5. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т.1 –2. – М., 1963.

Бодуэн де Куртенэ, И. А. Языкознание, или лингвистика, ХIХ века / И. А. Бодуэн де Куртенэ // Хрестоматия по истории русского языкознания / сост. Ф. М. Березин. – М.: Высшая школа, 1973. – С. 389–397.

Болотов, В. И. А. А. Потебня и когнитивная лингвистика / В. И. Болотов // Вопросы языкознания. – 2008. – № 2. – С. 82–96.

Бондалетов, В. Д. В. И. Даль и тайные языки России. – М.: Флинта – Наука, 2004.

Бондарко, Л. В. Основы общей фонетики: учеб. пособие для лингв. и филол. спец. / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина. – 4-е изд., испр. – М.: Academia; СПб.: СПбГУ, 2004. – 160 с.

Бочкарев, А. Е. Об эпистемологических основаниях категоризации: классифицирующее понятие – понятие – концепт / А. Е. Бочкарев // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2007. – № 2. – С. 15–20.

Будагов, Р. А. Что такое развитие и совершенствование языка / Р. А. Будагов. – 2-е изд., доп. – М.: Добросвет-2000, 2004. – 304 с.

Вандриес, Ж. Язык (лингвистическое введение в историю) / Ж. Вандриес; пер. с франц. – изд. 3-е. – М.: УРСС, 2004. – 408 с. Гл. «Существует ли прогресс?»

Введение в языковедение: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. А. В. Блинов и др. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 342 с.

Введенская, Л. А. Этимология: учеб. пособие / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников. – СПб.: Питер, 2004. – 221 с.

Вендина, Т. И. Введение в языкознание: учеб. пособие / Т. И. Вендина. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 391 с.

Власян, Г. Р. Прагматический подход к изучению диалогической речи / Г. Р. Власян // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2010. – № 2. – С. 102–110.

Гаранина Е.А., Клипикова О.В., Сидорова Н.Н., Сторожева И.В. Современный русский язык (лексика, фразеология). Учебно-методическое пособие для студентов факультета начального образования. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 119 с.

Гетманова А.Д. Логика: учебник. – М.: КНОРУС, 2012. – 240 с. (Для бакалавров).

Гируцкий, А. А. Введение в языкознание: учеб. пособие / А. А. Гируцкий. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 288 с.

Гладкий, А. В. О точных и математических методах в лингвистике и других гуманитарных науках / А. В. Гладкий // Вопросы языкознания. – 2007. – № 7.

Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство: сб. в честь Е. С. Кубряковой. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 856 с.

Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984.

Даниленко В.Г. История русского языкознания: курс лекций. – М.: Флинта: Наука, 2009.

Даниленко В.Г. Общее языкознание и история языкознания: курс лекций. – М.: Флинта: Наука, 2009.

Единицы языка и единицы речи» (сост. Л. П. Бирюкова, Л. Б. Пастухова. – 2-е изд., доп. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2005.

Журавлев, В. К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции / В. К. Журавлев. – 2-е изд., доп. – М.: УРСС, 2004. – С. 9–13. «Социальное давление и языковые процессы».

Зеленецкий, А. Л. Сравнительная типология основных европейских языков: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / А. Л. Зеленецкий. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 252 с.

Иванова А.Б., Сидорова Н.Н. Современный русский язык. Морфология. Учебно-методический комплекс для студентов факультета начального образования. Самара: СГПУ, 2009. – 160 с.

Караулов, Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка / Ю. Н. Караулов. – 2-е изд. – М.: УРСС, 2010. – 328 с.

Карданова, К. С. Языковая картина мира: мифы и реальность / К. С. Карданова // РЯШ. – 2010. – № 9. – С. 61–65.

Карданова, К. С. Языковая картина мира: мифы и реальность / К. С. Карданова // РЯШ. – 2010. – № 10. – С. 56–61.

Кодухов, В. И. Введение в языкознание: учеб. для студентов вузов / В. И. Кодухов. – 3-е изд., стер. – М.: ООО «Издательский дом Альянс», 2009. – 288 с.

Кодухов, В. И. Общее языкознание / В. И. Кодухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЛКИ, 2008.

Колесов, В. В. Л. В. Щерба: Книга для учащихся / В. В. Колесов. – М.: Просвещение, 1987. – 157 с.

Кондрашов, Н. А. История лингвистических учений / Н. А. Кондрашов. – 2-е изд. – М.: УРСС, 2004. – 224 с.

Кронгауз, М. А. Семантика: учеб. для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / М. А. Кронгауз. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.

Кубрякова, Е. С. Образы мира в сознании человека и словообразовательные категории как их составляющие / Е. С. Кубрякова // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 65. – 2006. – № 2.

Лаптева, О. А. Самоорганизация движения языка: внутренние источники преобразований (Статья первая) / О. А. Лаптева // Вопросы языкознания. – 2003. – № 6.

Левицкий, Ю. А. История лингвистических учений: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Левицкий, Н. В. Бронникова. – М.: Высшая школа, 2009. – 302 с.

Леонтьев, А. А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: учебно-справочное пособие / А. А. Леонтьев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2004. – 312 с.

Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. Изд. 3. – М.: УРСС, 2005. – 312 с.

Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – М.: КомКнига, 2006. – 248 с.

Львов, М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие для пед. вузов / М. Р. Львов. – М.: Academia, 2000. – 247 с.

Мартине, А. Основы общей лингвистики / А. Мартине; пер. с фр. В. В. Шеворошкина; под ред. и со вступ. ст. В. А. Звегинцева. – 3-е изд. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 224 с. Гл. «Принцип Экономии».

Маслов, Ю. С. Введение в языкознание: учеб. для студ. филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений / Ю. С. Маслов. – 6-е изд., стер. – СПб.: СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 304 с.

Маслова Н.П., Сеничкина Е.П., Сидорова Н.Н. Современный русский язык (словообразование). Учебно-методическое пособие для студентов факультета начального образования. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 165 с.

Маслова, А. Ю. Введение в прагмалингвистику: учеб. пособие / А. Ю. Маслова. – М.: Флинта; Наука, 2007. – 152 с.

Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие / В. А. Маслова. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта; Наука, 2007. – 296 с.

Маслова, В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.

Мечковская, Н. Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: учеб. пособие / Н. Б. Мечковская. – 5-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2007. – 312 с.

Мечковская, Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций: учеб. пособие для студ. филол., лингв. и переводовед. фак. высш. учеб. заведений / Н. Б. Мечковская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.

Михалев А.Б. Общее языкознание и история языкознания: путеводитель по лингвистике: конспект-справочник. – М.: Флинта: Наука, 2005.

Норман, Б. Ю. Теория языка. Вводный курс: учеб. пособие / Б. Ю. Норман. – М.: Флинта; Наука, 2004. – 296 с.

Ольховиков, Б. А. Общая теория языка. Античность – XX век: учеб. пособие для студ. и аспирантов лингв. и филол. фак. высш. учеб. заведений / Б. А. Ольховиков. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 304 с.

Панов, М. В. Лингвистика и методика преподавания русского языка / М. В. Панов // Вопросы языкознания. – 1989. – № 1.

Парадигмы научного знания в современной лингвистике: сб. науч. трудов / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед.; отв. редкол.: Е. С. Кубрякова, Л. Г. Лузина (отв. ред.) и др. – М.: ИНИОН РАН, 2006. – 164 с.

Пищальникова, В. А. Общее языкознание: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Пищальникова, А. Г. Сонин. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 448 с.

Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. – М.: Восток-Запад, 2007.

Реформатский, А. А. Введение в языковедение: учеб. для филол. спец. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Реформатский. – 5-е изд., испр. – М.: Аспект-пресс, 2006. – 536 с.

Речевые исследования: теория, эксперимент, практика: сборник / Рос. акад. наук, Ин-т языкознания; отв. ред. К. Я. Сигал. – М.: Гуманитарий, 2007. – 143 с.

Рождественский, Ю. В. Введение в языкознание: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Ю. В. Рождественский, А. В. Блинов; под ред. А. А. Волкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336.

Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012. – 280 с. (Для бакалавров).

Сигал, К. Я. Метод эксперимента и его применение в речевых исследованиях / К. Я. Сигал, Н. М.Юрьева; отв. ред. В. А. Виноградов; Рос. акад. наук, Ин-т языкознания. – М., 2009. – 240 с.

Сидорова Н.Н., Иванова А.Б., Гаранина Е.А. Словарь лексикологических и фразеологических терминов. Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. - Самара: Изд-во СГПУ, 2004. – 97 с.

Смирнов С.В. Отечественные филологи–слависты середины XVIII – начала XX в. – М. – Флинта: Наука, 2004.

Сонин, А. Г. Трактовка лексического значения в языковедении / А. Г. Сонин // Русский язык в школе. – 2011. – № 1. – С. 55–60.

Сорокин, Ю. А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, А. М. Шахнарович. – изд. 2-е. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 328 с.

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. – М.: Изд-во «Логос», 1998.

Успенский Л. В. Слово о словах. – Л.: Детгиз, 1956. – 312 с.

Успенский Л. В. Ты и твоё имя. – Л.: Детская литература, 1

Фортунатов Ф. Ф. Избранные труды. Т. 1 –2. – М.: Учпедгиз, 1956.

Фрумкина, Р. М. Психолингвистика: учеб. пособие для вузов / Р. М. Фрумкина. – 2-е изд., испр. – М.: Acaдemia, 2006. – 316 с.

Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф. П. Филина. – М.:

Шайкевич, А. Я. Введение в лингвистику: учеб. пособие для студ. филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений / А. Я. Шайкевич. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.

Шаймиев, В. А. Краткий словарь современных лингвистических терминов в цитатах / В. А. Шаймиев. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 233 с.

Шелякин, М. А. Язык и человек: к проблеме мотивированности языковой системы: учеб. пособие / М. А. Шелякин. – М.: Флинта; Наука, 2005. – 296 с.

Широков, О. С. Языковедение: введение в науку о языках / О. С. Широков; под ред. А. А. Волкова. – М.: Добросвет, 2003. – 736 с.

Язык и наука конца XX века: сб. статей. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. – 432 с.

Успенский Л. В. Имя дома твоего. (Любое издание.)

Язык: теория, история, типология. – М., 2000.

Якушин, Б. В. Гипотезы о происхождении языка / Б. В. Якушин. – М.: Наука, 1984. – 137 с.

Словари и энциклопедии:

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: КомКнига, 2007

2. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / отв. ред. д-р филол. наук В.Н. Телия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006. – 784 с.

3. Булахов М.Г. Восточнославянские ячзыковеды. Биобиблиографический словарь. Т. 1, Минск, 1976, Т. 2, 1977 (А – К), Т. 3 (Л – Я), 1978.

Васильева, Н. В. Краткий словарь лингвистических терминов / Н. В. Васильева, В. А. Виноградов, А. М. Шахнарович. – М.: Рус. яз., 1995. – 175 с.

Введенская, Л. А. Словарь антонимов русского языка / Л. А. Введенская. – М.: Астрель; АСТ, 2004. – 445 с.

Воронков, А. И. Латинское наследие в русском языке: словарь-справочник / А. И. Воронков, Л. П. Поняева, Л. М. Попова. – М.: Флинта; Наука, 2002. – 432 с.

Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

Горбачевич, К. С. Словарь синонимов русского языка / К. С. Горбачевич. – М.: Эксмо, 2008. – 608 с.

Захаренко, Е. Н. Новый словарь иностранных слов / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. – 2-е стер. изд. – М.: ООО Издательский центр «Азбуковник», 2006. – 784 с.

Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М., 2000.

Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с.

Львов, М. Р. Словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов. – 8-е стер. изд. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006. – 592 с.

Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М.: Астрель; АСТ, 2001. – 624 с.

Россия. Большой лингвострановедческий словарь / под общ. ред. Ю. Е. Прохорова. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – 736 с.

Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ф. П. Филин. – М.: Сов. энциклопедия, 1979. – 432 с.

Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. – Словарь синонимов русского языка / ИЛИ РАН; под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: Астрель; АСТ, 2002. – 648 с.

Скворцов, Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи / Л. И. Скворцов. – СПб.: ДИЛЯ, 2006. – 1136 с.

Словарь русских народных говоров (СРНГ). Изд. «Наука», 197?, вып.1 – 43, изд. продолжается.

Смирнов С. В. Отечественные филологи–слависты середины XVIII – начала XX в. М. – Флинта: Наука, 2004.

Современный толковый словарь русского языка / авт. проекта и гл. ред. С. А. Кузнецов. – М.: Ридерз Дайджест, 2004. – 959 с.

Тихонов, А. Н. Словарь-справочник по русскому языку: правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов / А. Н. Тихонов, Е. Н. Тихонова, С. А. Тихонов; под ред. А. Н. Тихонова. – М.: Словари, 1995. – 704 с.

Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М.: Цитадель, 2001. – 576 с.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х тт. М., 1987.

Фразеологический словарь русского языка / сост. А. Н. Тихонов (рук. авт. кол.), А. Г. Ломов, Л. А. Ломова. – М.: Высш. шк., 2003. – 336 с.

Чеснокова, Л. Д. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка / Л. Д. Чеснокова, С. П.Чесноков. – 2-е стер. изд. – М.: Дрофа, 2007. – 573 с.

Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000. – 400 с.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост. М.В. Панов –М.: Педагогика, 1984 -352с изд. продолжается.

Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А. П. Сковородникова. – 2-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2009. – 480 с.

Этимологический словарь славянских языков, Праславянский лексический флон. Под редакцией академика АН СССР О.Н. Трубачева – Москва¸ 1975? Вып. 1 – 34, изд. продолжается.

8. Материально-техническое обеспечениедисциплины определяется п.7 ФГОС ВПО по направлению подготовки и специально

в) программное обеспечение (сайт академии, электронная библиотека учебно-методических материалов, специализированное программное обеспечение и др.):

1. Персональные компьютеры.

2. Методический кабинет.

В распоряжении студентов находится фундаментальная вузовская библиотека, все читальные залы библиотеки имеют доступ в Интернет. В библиотеке используется электронный каталог, позволяющий произвести поиск необходимой литературы (автоматизированная информационная система «ИРБИС)»; имеется доступ к электронной библиотечной системе «КнигаФонд».

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

 

1. Интернет библиотека по филологии \ http://www.philology.ru

2. Портал теоретической и прикладной лингвистики \ http://yazykoznanie.ru

3. Русский филологический портал (раздел «Общее языкознание») \ http://www.philology.ru

4. Интернет библиотека научной литературы \ ZipSites.ru

Интернет библиотека лингвистической литературы \ zinki.ru

 

9. Методические рекомендации для студентов и преподавателей по организации изучения дисциплины:

Гаранина Е.А., Клипикова О.В., Сидорова Н.Н., Сторожева И.В. Современный русский язык (лексика, фразеология). У чебно-методическое пособие для студентов факультета начального образования. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 119 с.

Иванова А.Б., Сидорова Н.Н. Современный русский язык (морфология). Учебно-методическое пособие для студентов факультета начального образования. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 102 с

Маслова Н.П., Сеничкина Е.П., Сидорова Н.Н. Современный русский язык (словообразование) Учебно-методическое пособие для студентов факультета начального образования. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 165 с.

Сидорова Н.Н., Иванова А.Б., Гаранина Е.А. Словарь лексикологических и фразеологических терминов. Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. - Самара: Изд-во СГПУ, 2004. – 97 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. (Материалы к лекциям и практическим занятиям)

 

Общественная сущность языка. Язык – явление общественное, т.к. он зарождается только в обществе, хотя его носителями являются индивидуумы. Этот факт послужил для некоторых ученых аргументом и основой для теории индивидуальности языка (К. Фосслер).

Язык– условие существования общества, без языка, понятного многим, нельзя наладить общение и производство.

Язык – орудие борьбы человека с природными катастрофами (Пожары, наводнения) и реакционными силами внутри общества. «Язык – стяг, дружину водит» (поговорка), «Слово – полководец человечьей силы» - В. Маяковский. Язык – орудие культуры. М. Горький: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка, есть борьба за орудие культуры, чем более точно направлено это орудие, тем оно победоноснее».

Общий вывод: Язык явление общественное а) по своему возникновению, б) сферам функционирования б) по характеру социальной дифференциации. Язык как продукт отдельного человека – бессмыслица (К. Маркс), язык в обществе – общенароден.

Язык «равнодушен» к социальным стратам (классам, сословиям, группам), однако профессиональные, возрастные, гендерные половые) группы вырабатывают свои разновидности языка: у них своё назначение, своя лексика, своя фразеология, своё словообразование, а фонетическая система и грамматический строй общенародны.

Литература: Хроленко А.Т., Бондалетов В. Д. Теория языка. Учебное пособие. Под ред. проф. В.Д. Бондалетова. Рекомендовано Министерством образования Российской федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. М., 2004, 2006.

Язык и мышление. Язык возникает в обществе для обмена мыслями, поэтому между языком и мышлением существует неразрывная связь. Связь между языком и мышлением понимается по-разному. 1. Связь механическая (Дюринг). 2. Язык и мышление взаимопроника емы, они соединены как две страницы одного листа. Язык равен мышлению, игнорируется их специфика.. 3. Диалектическая связь: язык и мышление –это два разных явления с разной спецификой, но, тем не менее, существующие вместе. Мышление – функция высокоорганизованной материи. Мозг творит идеальные, нематериальные «продукты» – мысли. Мысль и язык помогают друг другу в становлении. Мысль состоится в языке. Она может сформироваться и быть выражена только при помощи языка. Между языком и мыслью бывает и механическое взаимодействие (внешняя звучащая речь и внутренняя). Вольф Мессинг – психолог мог прочитывать внутреннюю речь человека, держась за его руку. Сеансы его выступлений. Функции языка отношению к мышлению: Коммуникативная. Выражение мыслей (экспрессивная, Конструктивная. Сохранение мыслей (аккумулятивная).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.