Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповые занятия (продолжение) 2 страница




5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

№ п/п Наименование смежных дисциплин № разделов данной дисциплины
                9.
1. Русский язык.   Х   Х Х Х Х    
2. Литература с основами литературоведения Х Х         Х    
3. Методика обучения русскому языку и литературе Х Х         Х    
4. Методика русского языка и литературного чтения Х Х         Х    
5. Окружающий мир Х   Х Х Х Х Х Х Х

Освоение дисциплины является основой для последующего изучения курсов Русский язык, Литература с основами литературоведения, Методика обучения русскому языку и литературе.


5.3. Групповые занятия и образовательные технологии

 

Тема группового занятия Компетенция(и) Образовательные результаты Формы группового занятия Образовательные технологии Продукт деятельности
  2. Основные проблемы общего языкознания.     (ОК-3): способен понимать содержание важнейших проблем, находившихся в центре внимания науки о языке с момента зарождения подлинно научного языкознания в 19, 20 и в 21 вв. Знает: основные направления сравнительно–исторического языкознания (натуралистическое, логическое, психологическое) и содержание последующих периодов исторического и общего языкознания в Европе. Знание процесса углубления и расширения проблематики языкознания в в младограмматический, неограмматический, формально-структурный периоды, а также в период концептуального плюрализма конца 20 – начала 21 вв. Лекция Семинар-диспут Структурирование знаний в виде формулирования тезисов, графических схем; коллективное обсуждение Структурно-логическая схема, презентация,  
З. 5.Пятый (текущий) Период развития науки о языке (70-е гг. XX в. – 2012 г.) ОК-3: Умеет: оценить своеобразие новейшего периода мировой науки о языке, порвавшей с прежней локализацией её центров (Лейпциг, Женева, Москва и др.), ориентированностью на приоритет диахронического аспекта и «внутриязыковую» проблематику.   Умение сравнивать содержание и исследовательские цели каждого последующего периода науки с предшествующим и осознавать каждый период как закономерный «этап» поступательного развития. Лекция Семинар-диспут Выступления студентов с рефератами о главных отличиях современного периода лингвистики от её предшествующих этапов (в рамках научного языкознания) Студентов с рефератами студентов по лективное обсуждение Структурно-логическая схема, презентация, тезирование
7.         Модуль 2. Системная организация структуры языка 1.Уровни языка и их единицы     ОК-3 Знать: Основные единицы всех языков мира (единицы языка в отличие от единиц речи): фонемы, морфемы, лексемы, словосочетания (синтаксемы), предложения. Их отношения к уровням языка. Уметь сформулировать разницу между звуками гласными и согласными. Владеть навыками обоснования характеристик гласных по артикуляционному признаку (ряд, подъём, а также по тембру); характеризовать согласные по месту, способу образования и типичным для европейских языков другим признакам. Знать разницу между сильными и слабыми позициями фонем. Уметь дать определение морфеме. Владеть классификацией морфем.   Способен описать артикуляцию (через перечень кинем) родного языка Знать основные звуковые процессы и грамотно отражать их в записи фонетической транскрипцией. Уметь показать интонационные различия в выделении темы и ремы высказывания. Показать разницу между звуком (фонемой), морфом (морфемой), словоформой (и лексемой), словосочетанием и предложением. Навык дифференциации образовательного и личностно-формирующего потенциала ХТ Ориентирующая лекция. Семинар, практикум составление макетов с показом работы активных и пассивных органов речи при образовании звуков. Обнаружение знаний и навыков при транскрибировании слов и несложных текстов фонетической, фонологической транскрипциями. Структурирование знаний в виде графических схем, слайдов-схем, коллективное обсуждение, практический анализ проявляющихся в устной и письменной речи изученных системно-структур ных закономерностей (можно с привлесением материала иностранных языков) Пополнение «Словаря лингвистических терминов» словами-терминами Синтагматические отношения, парадигматические отношения, иерархическиеотношения со своими примерами -Структурно-логическая схема, презентация, толковый словарик терминов
9. 2. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения как показатели системности языковой структуры   ОК-3.Получив знания о сущности языка, о своеобразии его структуры и системной организации, а также о внутренних и внешних законах его развития, студент способен сосредоточится на содержании каждого из его уровней: изучить единицу этого уровны, её свойства, виды типичных для неё отношений как с единицами данного уровня (фонемами, морфемами, лексемами, синтаксемами и др.), то есть синтагматическими (линейными) отношениями, так и других уровней (для фонемы – с морфемами, лексемами, для лексем – с словосечетаниями и предложениями и т.д., то есть парадигматическими отношениями. На материале лексики, словообразования и синтаксиса будут освоены иерархические отношения.     Знает механизм взаимодействия основных единиц (фонем, морфем, лексем и др.) на «своих» уровнях и с единицами более высокого уровня; Умеет определить функцию языковой единицы на «своём» уровне (фонемы, морфемы и др.) и в составе единицы более высокого уровня (в составе морфемы как несамостоятельной значащей единицы языка, в составе слова и т.д. Способен со временем разобраться в морфонологии и других дискретных участках и уровнях языка. Ориентирующая лекция, Семинар, практикум   Структурирование знаний в виде графических схем, коллективное обсуждение, практический анализ примеров с привлечением фактов из народной речи. Собираниематериалов для Портфолио
10. 3. Внутренние и внешние законы развития языка ОК-3 До 17 – В 20 лет жизни мало кто замечает и тем более осознаёт, что язык изменяется. Факты, свидетельствующие о прежнем состоянии языка (ранее употреблявшемся слове, форме слова или конструкции), обычно воспринимаются как отклонение, причём без выяснения времени его возникновения. Что касается звуков и форм слова, то об их облике во временном плане и не задумываются Новые слова, входящих в употребление при жизни человека, на его глазах, безусловно, напоминают о времени и об изменении языка. Специалисты же, будущие преподаватели начальной школы, из курса «Теория лингвистического образования …» узнают об изменениях в звуков составе, грамматическом строе и лексико-фразеологической системе Знают о комбинаторных, позиционных изменениях звуков; знают об выпадении (забвении) слов и ФЕ, о появлении не только новых слов, но и тематических группах слов (из темы «Историческая лексикология» Изучив «Теорию лингвистического образования…», студент Знает: типичные внутриструктурные изменения на уровне всех ярусов языка (обновление лексики и фразеологии, видоизменения в качественной стороне фонем, в произносительных (орфоэпических) нормах. Умеет: отличать слова-историзмы, слова-архаизмы, а также замечать слова-неологизмы. Способен: после прослушивания курса и практической проработки упражнений на преобразованич в лексики и фразеологии русского языка ориентироваться в этимологических и исторических словарях русского языка. Ориентирующая лекция, Практикум Семинар, практикум   Структурирование знаний в виде графических схем, коллективное обсуждение, практический анализ примеров с привлечением фактов из истории русского языка, из научных и школьных этимологических и исторических словарей славянских языков.  
  4. Научная и учебная литература по теории лингвистического образования (Аннотирование, комментирование, терминология). Изучившие дисциплину Знают: цели и задачи изучения «Теории лингвистического образования», структуру учебного курса и структуру языка (представляя её в облике родного им русского языка) Умеют: представление об основных этапах развития общего языкознания от древнеиндийского «Восьмикнижия» Панини до языклзнания наших дней. Способны: назвать более десятка римет и отличительных черт современного первого языкознания (особенно положения дел в первом десятилетии XXI в. Владеют: навыками самостоятельного поиска нужной литературы, определения её жанра, степени прагматической ценности для освоения теории языка и адаптации теоретических знаний к требованиям вузовского и школьного преподаванияю. Освоившие дисциплину приобрели Навык вдумчивого чтения специальной литературы и выделения концептуальных положений. Навык составления краткого плана прочитанного параграфа и/или раздела учебника. Умение использовать научных терминов различных отделов языкознания. Умение отобрать ключевые термины и юллюстрации, раскрывающие суть их содержанич.   Ориентирующая лекция, Семинар, практикум Собственная оценка степени обеспеченности образовательного процесса пособиями и рекомендациями по самостоятельной работе над курсом. Предложения новых форм проверки результативности освоения теоретических положений и практических навыков лингвистического анализа материала письменной и устной речи (на родном языке и иностранном или национальном языках).Структурирование знаний в виде графических схем, коллективное обсуждение, практический анализ примеров с привлечением фактов из истории русского языка, из научных и школьных этимологических и исторических словарей славянских языков. Накопление материала для портфолио, его систематизация и оценка по степени ближайшей /отдалённой надобности. Сопоставление портфолио разных студентов группы, курса, потока.

1. «Теории лингвистического образования педагога» как часть профессиональной подготовки бакалавра. Место дисциплины в Учебном плане факультета начального образования.

1) Понимание того, что самая ценная и практичная вещь – это правильная методология и хорошая теория определённой отрасли знания..

2) Уяснение роли языка в возникновении общества, в жизни человека, в развитии его интеллекта и культуры.

3) Осознание пользы сознательного изучения русского и иностранных языков в школе и в вузе?

2. Выявление объёма общенаучных знаний по языку, получаемых выпускниками средних общеобразовательных учебных заведений.

3. Цель и назначение новой дисциплины «Теории лингвистического образования педагога»

Вопросы и задания:

1) Представьте в виде структурно-логической схемы, что нового вы узнали из темы «Основные проблемы общего языкознания».

2) Зачем знать историю языкознания с древнейших времен по настоящее время? Какие вопросы интересовали представителей индийской, античной (греко-римской) и китайской языковых традиций?

3) Что ценного для науки содержала «Общая и рациональная грамматика» Поль-Рояля? Назовите её авторов, год публикации.

 

5.5. Тематика практических занятий (Темы 1 – 10)

1. Общественная сущность языка, его возникновение и развитие.

2. Зарождение науки о языке и основные этапа её развития.

3. Современное общее языкознание и множественность его направлений как отражение структурной и функциональной многогранности языка.

4. Уровневое строение языка и его системная организация.

5. Фонетический уровень (ярус) языка и его единицы. Письмо, его виды. Фонография. Транскрипция. Фонетические изменения?

6. Лексико-фразеологический уровень. Семантика и структура слова и фразеологической единицы.

7. Грамматический уровень (морфологический, синтаксический). Словообразование уровень как промежуточный между морфологическим и лексическим уровнями.

8. Классификации языков мира. Генеалогическая и типологическая классификации. Языки на территории России.

9. Основная проблематика общего языкознания (в 19, 20 и 21 вв.).

10. Общелингвистическая характеристика русского языка и его места среди языков мира. Сопоставление русского языка по общелингвистическим параметрам с доступными студентам национальными и иностранными языками.

 

Литература для подготовки и проведения практических занятий

1. Артёменко Е. Б. Сборник упражнений и заданий и контрольная работа по курсу «Введение в языкознание». – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

Введение в языкознание: Хрестоматия / Под ред. Е. А. Супруна. – Минск, 1977.

Геранина И. Н. Практические занятия по курсу «Введение в языкознание». – Пенза, 2004. – 34 с.

Геранина И. Н., Шувалов И. Ф. Введение в языкознание. – Пенза, 2004. – 40 с.

Зиндер Л. Р. Введение в языкознание. Сборник задач. – М., 1987.

Калабина С. И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». 2-е изд. М., 1985.

Камчатнов А. М., Николина Н. А. Введение в языкознание. – М.: Флинта – Наука, 2000

Кодухов В.И. Задания к практическим занятиям и контрольным работам по «Введению в языкознание». М., 1976.

Кодухов В.И. Задания по самостоятельной работе. М., 1984.

Кондрашов Н. А. и др. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1995.

Кондрашов Н. А., Копосов Л. Ф., Рупосова Л. П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – 2-е изд. – М., 1991.

Малаховский В. А. Сборник задач и упражнений по курсу «Введение в языкознание». – М.: Учпедгиз, 1960. Самара: СГПУ, 2008?

Мурат В. П. Введение в языкознание. Методические указания. – 6-е изд. – М., 1988.

Норман Б. Ю. Сборник задач по введению в языкознание. – Минск, 1989.

Норман Б. Ю., Павленко Н. А. Введение в языкознание. Хрестоматия. – 2-е изд. – Минск.

Панов А. Е. Введение в языкознание. Контрольная работа, задания и методические указания к самостоятельной работе. – М., 1984.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. – М.: Аспект Пресс, 2006

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1976.

Успенский Л. В. Имя дома твоего. (Любое издание.)

Успенский Л. В. Слово о словах. – Л.: Детгиз, 1956. – 312 с.

Успенский Л. В. Ты и твоё имя. – Л.: Детская литература, 1960к практическим занятиям и контрольным работам по «Введению в языкознание». М., 1976.

 

5.6. Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Теория лингвистического образования педагога»

1. Предмет языкознания. Практическое знание языка и научное знание. Частное и общее языкознание. Основные проблемы общего языкознания

2. Зарождение науки о языке и основные этапы её развития.

3. Пять периодов (включая современный) в истории научного языкознания.

4. Сравнительно-историческое языкознание как стержневое и доминирующее направление общего (ствольного) языкознания. Его научные результаты – фундамент и основа современного лингвистического образования. Крупнейшие представители этого направления: Ф. Бопп, Я. Гримм, Р. Раск, А.Х. Востоков, А. Шлейхер, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов и др..

5. Характеристика современного (хронологически – пятого) этапа языкознания.

6. Множественность лингвистических направлений как стремление к всестороннему и исчерпывающему исследованию многояруской структуры языка в разных аспектах, а также с позиций разных наук.

7. Антропоцентрическая концепция как методологическая основа большинства современных направлений в изучении языка и ряда других гуманитарных наук.

8. Общественная сущность языка, его основные функции. Общенародный характер языка и его социальная дифференциация. Внешняя и внуртенняя лингвистика. Социальная лингвистика.

9.Язык и мышление, их специфика. Единство языка и мышления. Менталигистка.

10. Исторический характер развития языка. Социально-исторические типы языков. Дифференциация и интеграция как основные закономерности развития языков.

11. Структура языка. Фонетико-фонологический уровень (ярус) языка, его единицы. Три аспекта изучения звуков речи: акустический, биологический, социальный (функциональный).

12.Акустические свойства звуков речи. Тембр как важнейшее понятие акустики речи.

13. Устройство речевого аппарата. Артикуляционная характеристика звуков речи. Кинема. Артикуляционная база языка.

14. Принципы классификации звуков речи. Основные отличия гласных и согласных, их сравнительная характеристика.

15.Классификация гласных по ряду, подъёму, участию губ, носовой полости, длительности. Дифтонги и их разновидности.

16. Классификация согласных по месту образования (по месту артикуляции активного органа), по способу артикуляции, по твёрдости / мягкости и другим признакам.

17.Звуковые изменения звуков. Виды изменений (общая характеристика).

Позиционные изменения звуков, разновидности изменений.

18.Комбинаторные изменения звуков, разновидности этих изменений.

Учение о фонеме. Функции фонем. Сильные и слабые позиции фонем. Своеобразие систем фонем в разных языках.

19. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения как показатели многоярусности и системности языковой структуры

20. Происхождение и основные этапы развития письма: пиктография, идеография, фонография. Алфавит, графика, орфография. Происхождение буквенного письма.

21. Происхождение финикийского, греческого, латинского, кириллического алфавита. Кириллица и алфавиты на её основе. Фонетическая транскрипция, её назначение.

22. Лексико-фразеологический уровень языка. Понятие о слове, словоформе, лексеме. Отличие слова (лексемы) от морфемы.

23.Лексикология как наука о всестороннем изучении словарного состава языка.

Лексическое значение слова и его разновидности: слова однозначные и многозначные; прямые и переносные значения слов.

24. Системные связи слов в языке и речи: многозначность и омонимия. Синонимы и антонимы. Синонимический ряд, антонимические пары в языке и речи.

25. Историческая лексикология, её задачи. Научная этимология, её принципы. Ложная («народная») этимология и псевдоэтимология. Языковая картина мира, её зависимость от этноязыка и его истории.

26. Лексикография. Основные типы словарей. Термин, терминологиия, терминоведение. Нарастание общности международной терминологии.

27.Грамматический состав языка и грамматика как наука о нём. Содержание морфологии и синтаксиса. Морфологические единицы грамматического строя языка. Словоформа, морфема. Отличие морфемы от фонемы и лексемы (слова).

28. Грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория. Понятие о грамматической парадигме. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Категориальные признаки частей речи: семантические, морфологические, словообразовательные, синтаксические.

29. Способы выражения грамматический значений в языках мира: аффиксация, внутренняя флексия и т. д. Языки аналитические и синтетические. Классификация морфем. Корень и аффиксы. Виды аффиксов. Основные морфологические процессы: опрощение, переразложение и др.

30.Методы научного изучения языка: количественные, качественные, операционные.

31.Происхождение языка. Биологические теории. Социальные теории. Вопрос о моногенезе языков мира.

32. Дифференциация и интеграция как основные процессы и формы взаимодействия в истории языков и диалектов. Понятие о внешних и внутренних законах развития языка. Виды внутренних законов: абстрагирование, расчленение категорий, аналогии, неравномерность развития разных сторон языка.

33.Классификации языков мира. Виды классификаций (общая характеристика).

Типологическая классификация языков. Языки корневые и аффиксирующие. Разновидности аффиксирующих языков: флективные и агглютинативные.

34. Генеалогическая классификация языков. Языковая система, ветвь, группа. Индоевропейской семья языков, ее ветви. Славянская ветвь, её группы и языки.

35. Общелингвистическая (генеалогическая, типологическая, культурно-историческая, функциональная) характеристика русского языка. Его место среди языков мира.

35. Вклад отечественных и зарубежных учёных в общую теорию языка. (М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, Ф.Ф. Фортунарова, А.А. Шахматова, Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, О.Н. Трубачев и др.).

36. Научная и учебная литература по теории лингвистического образования. (Аннотирование учебных книг по теории лингвистики).

37. Лингвистические термины, их происхождение. Какому выдающемуся лингвисту обязана мировая наука такими понятиями и терминами, как фонема (звук-тип), морфема, лексема, графема, кинема, синтагма, морфологизация, семасиологизация, звуковая корреспонденция, корреляция, гаплология. К каким разделам языкознания относятся эти термины?

38. Взаимодействие экстралингвистических и интралингвистических факторов в развитии языков. Вопрос о прогрессе в языке.

39. Перспективные маршруты научного поиска в лингвистике. Компьютерные технологии и «корпусное языкознание»

40. Назначение новой дисциплины «Теории лингвистического образования педагога» в профессиональной подготовке учителя начальной школы, её межпредметные координации по линии горизонтальных и вертикальных связей с дисциплинвми смежных циклов.

 

5.6. Примерная тематика рефератов и докладов к учебной и научной студенческой конференции и фестивалям по русскому языку и языкознанию.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.