Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерії оцінки 1 страница




Стратегия управления персоналом - это приоритетное направление формирования конкурентоспособного высокопрофессионального, ответственного и сплоченного трудового коллектива, способствующего достижению долгосрочных целей и реализации общей стратегии организации. Это средство, путь достижения целей организации и системы управления персоналом за счет формирования и развития конкурентных преимуществ в области персонала.

Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию.

Основные черты стратегии управления персоналом:

- ее долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени;

- связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену или корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.

Можно выделить следующие варианты взаимодействия стратегии управления персоналом и стратегии организации.

Вариант 1. Наиболее распространенным является представление о стратегии управления персоналом как о зависимой производной от стратегии организации в целом. В такой ситуации работники службы управления персоналом должны приспосабливаться к действиям руководителей организации, подчиняясь интересам общей стратегии.

Вариант 2. Общая стратегия организации и стратегия управления персоналом разрабатываются и развиваются как единое целое, что означает вовлечение специалистов службы управления персоналом в решение стратегических задач на корпоративном уровне. Этому способствует наличие у них высокой компетентности, а следовательно, возможности самостоятельно решать задачи, касающиеся персонала, с точки зрения перспективы развития всей организации.

И в том, и в другом случае стратегия управления персоналом ориентируется на конкретный тип корпоративной или деловой стратегии (бизнес-стратегии). Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом (с ее составляющими) показана в табл. 2.

 

Таблица 2

 

Взаимосвязь стратегии организации и стратегии

управления персоналом <1>

 

Тип стратегии организации Стратегия управления персоналом Составляющие стратегии управления персоналом
Предпринимательская стратегия Принимают проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсное удовлетворение всех требований заказчика. В центре внимания - быстрое осуществление ближайших мер, даже без соответствующей проработки Поиск и привлечение работников-новаторов, инициативных, контактных, с долговременной ориентацией, готовых рисковать, не боящихся ответственности. Важно, чтобы ведущие сотрудники не менялись 1. Отбор и расстановка кадров: поиск людей, способных идти на риск и доводить дело до конца. 2. Вознаграждения: на конкурентной основе, беспристрастные, по возможности удовлетворяющие вкусам работника. 3. Оценка: основывается на результатах, не слишком жесткая. 4. Развитие личности - неформальное, ориентированное на наставника. 5. Планирование перемещений: в центре - интерес служащих. Подбор рабочего места, соответствующего интересам работника
Стратегия динамического роста Степень риска меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Политика фирмы и процедуры фиксируются письменно, поскольку они здесь необходимы и для более строгого контроля, и как основа дальнейшего развития фирмы Служащие должны быть организационно закреплены, обладать гибкостью в изменяющихся условиях, быть проблемно- ориентированными и работать в тесном сотрудничестве с другими 1. Отбор и расстановка кадров: поиск гибких и верных людей, способных рисковать. 2. Вознаграждения: справедливые и беспристрастные. 3. Оценка: основывается на четко оговоренных критериях. 4. Развитие личности: акцент на качественном росте уровня и области деятельности. 5. Планирование перемещений: учитываются реальные сегодняшние возможности и разнообразные формы служебного продвижения
Стратегия прибыльности В центре внимания - сохранение существующего уровня прибылей. Усилия, требующие финансовых затрат, скромные, возможно даже прекращение найма. Управленческая система хорошо развита, действует обширная система различного рода процедурных правил Ориентируется на критерии количества и эффективности в области персонала; сроки - кратковременные; результаты - при относительно низком уровне риска и минимальном уровне организационной закрепленности служащих 1. Отбор и расстановка кадров: чрезвычайно жестки. 2. Вознаграждения: основываются на заслугах, старшинстве и внутрифирменных представлениях о справедливости. 3. Оценка: узкая, ориентированная на результат, тщательно продуманная. 4. Развитие личности: акцент на компетентность в области поставленных задач, эксперты - в узкой области
Ликвидационная стратегия Продажа активов, устранение возможностей убытков, в будущем сокращение работников - насколько это возможно. Почти или вовсе не уделяется внимания попыткам спасти предприятие, поскольку ожидается дальнейшее падение прибылей Ориентирована на потребность в служащих на короткое время, узкой ориентации, без большой приверженности фирме 1. Набор служащих - маловероятен из-за сокращения штатов. 2. Оплата: основана на заслугах, медленно растущая, без дополнительных стимулов. 3. Оценка: строгая, формальная, основана на управленческих критериях. 4. Развитие, обучение: ограничены, основаны на служебной необходимости. 5. Продвижения: те, кто имеют требуемые навыки, имеют возможность продвижения
Стратегия круговорота (циклическая) Основное - спасти предприятие. Меры по сокращению затрат и персонала осуществляются с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу. Моральное состояние персонала - довольно угнетенное Служащие должны быть гибкими в условиях изменений, ориентироваться на большие цели и дальние перспективы 1. Требуются разносторонне развитые работники. 2. Оплата - система стимулов и проверки заслуг. 3. Оценка - по результату. 4. Обучение - большие возможности, но тщательный отбор претендентов. 5. Продвижение - разнообразные формы

 

--------------------------------

<1> Составлено на основе: Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. С. 33.

 

Стратегия в области персонала должна способствовать: усилению возможностей организации (в области персонала) противостоять конкурентам на соответствующем рынке, эффективно использовать свои сильные стороны во внешнем окружении; расширению конкурентных преимуществ организации за счет создания условий для развития и эффективного использования трудового потенциала, формирования квалифицированного, компетентного персонала; полному раскрытию способностей персонала к творческому, инновационному развитию для достижения целей организации и личных целей работников.

В условиях стратегического управления происходят качественные изменения в области работы с персоналом. Они заключаются в том, что в рамках традиционных направлений кадровой работы все большее значение приобретают стратегические аспекты. Объединяясь со стратегическими технологиями, такие конкретные направления работы с персоналом, как планирование потребности в персонале, отбор, деловая оценка, обучение и другие выступают как составляющие стратегии управления персоналом, приобретают новое качество и единую целевую направленность, созвучие с целями и стратегическими задачами организации.

Составляющие стратегии управления персоналом:

- условия и охрана труда, техника безопасности персонала;

- формы и методы регулирования трудовых отношений;

- методы разрешения производственных и социальных конфликтов;

- установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе, разработка кодекса деловой этики;

- политика занятости в организации, включающая анализ рынка труда, систему найма и использования персонала, установление режима работы и отдыха;

- профориентация и адаптация персонала;

- меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему его использованию;

- совершенствование методов прогнозирования и планирования потребности в персонале на основе изучения новых требований к работникам и рабочим местам;

- разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на различных должностях и рабочих местах;

- новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала;

- разработка концепции развития персонала, включающей новые формы и методы обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного продвижения, формирования кадрового резерва с целью опережающего проведения этих мероприятий по отношению к срокам появления потребности в них;

- совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;

- разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников;

- меры по улучшению решения правовых вопросов трудовых отношений и хозяйственной деятельности;

- разработка новых и использование существующих мер социального развития организации;

- совершенствование информационного обеспечения всей кадровой работы в рамках выбранной стратегии;

- мероприятия по совершенствованию всей системы управления персоналом или ее отдельных подсистем и элементов (оргструктуры, функций, процесса управления и т.д.) и др.

В каждом конкретном случае стратегия управления персоналом может охватывать не все, а только отдельные ее составляющие, причем набор этих составляющих будет различным в зависимости от целей и стратегии организации, целей и стратегии управления персоналом.

Задачи некоторых составляющих стратегии управления персоналом в условиях стратегического, тактического и оперативного управления представлены в табл. 3.


 

Таблица 3

 

Задачи основных составляющих стратегии управления

персоналом в условиях стратегического, тактического

и оперативного управления

 

Период и вид управления Составляющие стратегии управления персоналом
Отбор и расстановка персонала Вознаграждение (зарплата и премии) Оценка персонала Развитие персонала Планирование служебного продвижения
Стратегическое (длительная перспектива) Определить характеристики работников, требующихся фирме на длительную перспективу. Спрогнозировать изменения внутренней и внешней обстановки Определить, как будет оплачиваться рабочая сила в течение рассматриваемого периода с учетом ожидаемых внешних условий. Увязать эти решения с возможностями долговременной стратегии вашего бизнеса Определить, что именно нуждается в оценке на длительную перспективу. Использовать различные средства оценки будущего. Дать предварительную оценку вашего потенциала и его динамики Оценить способность имеющихся кадров к необходимой в будущем перестройке и работе в новых условиях. Создать систему прогнозирования изменений организации Построить долговременную систему, обеспечивающую сочетание необходимых гибкости и стабильности. Увязать ее с общей стратегией вашего бизнеса
Тактическое (среднесрочный период) Выбрать критерии отбора кадров. Разработать план действий на рынке рабочей силы Разработать пятилетний план развития системы оплаты труда работников. Проработать вопросы создания системы льгот и премирования Создать обоснованную систему оценок текущих условий и будущего их развития Разработать общую программу управления развитием персонала. Разработать меры поощрения саморазвития работников. Проработать вопросы организационного развития Определить ступени продвижения работников. Увязать индивидуальные устремления работников с задачами фирмы
Оперативное (краткосрочный период) Разработать штатное расписание. Разработать план набора. Разработать схему передвижения работников Разработать систему оплаты труда. Разработать систему премирования Создать ежегодную систему оценок работников. Создать повседневную систему контроля Разработать систему повышения квалификации и тренинга работников Обеспечить подбор на отдельные рабочие места подходящих сотрудников. Спланировать ближайшие кадровые перемещения

 

Процесс выработки и реализации стратегии является непрерывным, что находит отражение в тесной взаимосвязи решения стратегических задач как на длительную перспективу, так и на средне- и краткосрочный период, т.е. их решения в условиях стратегического, тактического и оперативного управления.

Процесс разработки и реализации стратегии управления персоналом включает ряд этапов, которые показаны на рис. 2.


 

Этапы разработки и реализации стратегии

управления персоналом

 

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Предварительный этап │

│┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐│

││ Миссия организации │ │ Стратегические цели ││

││ │ │ организации ││

│└────┬────────────────┘ └────────────────┬────┘│

│ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │

│ └───────>│ Анализ внешней и внутренней среды организации │<──────┘ │

│ └────────────────────────────┬────────────────────────────┘ │

│ \│/ │

│ ┌────────────────────────────┴────────────────────────────┐ │

│ │ Выбор стратегии организации (корпоративной, │ │

│ │ бизнес-стратегии) │ │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────┘ │

└───────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────┘

└─────────────────────────────> к III этапу

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ I этап. Стратегический анализ в сфере управления персоналом │

└─────────────────────┬────────────────────────────────────────────┬───────────────────┘

\│/ \│/

┌─────────────────────┴────────────────────┐ ┌─────────────────────┴───────────────────┐

│ Анализ внешних факторов, влияющих │ │ Мониторинг, анализ, диагностика │

│ на управление персоналом │ │ внутренних факторов, влияющих │

│ │ │ на управление │

└─────────┬──────────────────────┬─────────┘ └─────────┬─────────────────────┬─────────┘

\│/ \│/ \│/ \│/

┌─────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐

│ │ │ Анализ факторов │ │ │ │ │

│ Анализ факторов │ │ микросреды │ │ Анализ │ │ Анализ системы │

│ макросреды │ │ (непосредственного │ │общеорганизационных│ │ управления │

│ организации │ │ окружения) │ │ факторов │ │ персоналом │

│ │ │ организации │ │ │ │ │

└─────────┬─────────┘ └──────────┬─────────┘ └─────────┬─────────┘ └─────────┬─────────┘

┌─────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐

│Социально- │ │Состояние │ │Цели организации. │ │Цели, задачи │

│экономическая │ │и структура местного│ │Общая стратегия │ │управления │

│политика в стране. │ │рынка труда. │ │организации. │ │персоналом. │

│Демографическая │ │Уровень занятости │ │Стиль руководства. │ │Функции, │

│ситуация. │ │в регионе. │ │Наличие │ │оргструктура │

│Законодательство │ │Состояние социально-│ │конкурентных │ │системы управления │

│в сфере │ │культурной сферы │ │преимуществ. │ │персоналом. │

│социально-трудовых │ │района, города. │ │Финансовое │ │Принципы управления│

│отношений. │ │Уровень конкуренции │ │состояние │ │персоналом. │

│Уровень развития │ │в сфере занятости. │ │организации. │ │Методы управления │

│гражданского │ │Кадровая политика │ │Общие ценности │ │персоналом. │

│общества и др. │ │конкурентов и др. │ │и организационная │ │Численность │

│ │ │ │ │культура. │ │персонала и его │

│ │ │ │ │Принципы кадровой │ │динамика. │

│ │ │ │ │политики и др. │ │Структура │

│ │ │ │ │ │ │персонала. │

│ │ │ │ │ │ │Текучесть │

│ │ │ │ │ │ │персонала. │

│ │ │ │ │ │ │Профессионально- │

│ │ │ │ │ │ │квалификационный │

│ │ │ │ │ │ │уровень персонала. │

│ │ │ │ │ │ │Уровень │

│ │ │ │ │ │ │компетентности │

│ │ │ │ │ │ │руководителей │

│ │ │ │ │ │ │и специалистов. │

│ │ │ │ │ │ │Уровень и структура│

│ │ │ │ │ │ │вознаграждения │

│ │ │ │ │ │ │персонала и др. │

└─────────┬─────────┘ └──────────┬─────────┘ └─────────┬─────────┘ └─────────┬─────────┘

└──────────────────────┴──────────┬──────────┴─────────────────────┘

\│/

ко II этапу

от I этапа

\│/

┌───────────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────────┐

│ II этап. Разработка стратегических альтернатив по отдельным составляющим стратегии │

│ управления персоналом │

└───────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────┐│┌─────────────────────────────────────────┐

│ │││ Разработка новых │

│ Прогнозирование численности персонала ├┼┤ профессионально-квалификационных │




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 83; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.