КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерії оцінки 1 страница
Стратегия управления персоналом - это приоритетное направление формирования конкурентоспособного высокопрофессионального, ответственного и сплоченного трудового коллектива, способствующего достижению долгосрочных целей и реализации общей стратегии организации. Это средство, путь достижения целей организации и системы управления персоналом за счет формирования и развития конкурентных преимуществ в области персонала. Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию. Основные черты стратегии управления персоналом: - ее долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени; - связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену или корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления. Можно выделить следующие варианты взаимодействия стратегии управления персоналом и стратегии организации. Вариант 1. Наиболее распространенным является представление о стратегии управления персоналом как о зависимой производной от стратегии организации в целом. В такой ситуации работники службы управления персоналом должны приспосабливаться к действиям руководителей организации, подчиняясь интересам общей стратегии. Вариант 2. Общая стратегия организации и стратегия управления персоналом разрабатываются и развиваются как единое целое, что означает вовлечение специалистов службы управления персоналом в решение стратегических задач на корпоративном уровне. Этому способствует наличие у них высокой компетентности, а следовательно, возможности самостоятельно решать задачи, касающиеся персонала, с точки зрения перспективы развития всей организации. И в том, и в другом случае стратегия управления персоналом ориентируется на конкретный тип корпоративной или деловой стратегии (бизнес-стратегии). Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом (с ее составляющими) показана в табл. 2.
Таблица 2
Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом <1>
-------------------------------- <1> Составлено на основе: Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. С. 33.
Стратегия в области персонала должна способствовать: усилению возможностей организации (в области персонала) противостоять конкурентам на соответствующем рынке, эффективно использовать свои сильные стороны во внешнем окружении; расширению конкурентных преимуществ организации за счет создания условий для развития и эффективного использования трудового потенциала, формирования квалифицированного, компетентного персонала; полному раскрытию способностей персонала к творческому, инновационному развитию для достижения целей организации и личных целей работников. В условиях стратегического управления происходят качественные изменения в области работы с персоналом. Они заключаются в том, что в рамках традиционных направлений кадровой работы все большее значение приобретают стратегические аспекты. Объединяясь со стратегическими технологиями, такие конкретные направления работы с персоналом, как планирование потребности в персонале, отбор, деловая оценка, обучение и другие выступают как составляющие стратегии управления персоналом, приобретают новое качество и единую целевую направленность, созвучие с целями и стратегическими задачами организации. Составляющие стратегии управления персоналом: - условия и охрана труда, техника безопасности персонала; - формы и методы регулирования трудовых отношений; - методы разрешения производственных и социальных конфликтов; - установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе, разработка кодекса деловой этики; - политика занятости в организации, включающая анализ рынка труда, систему найма и использования персонала, установление режима работы и отдыха; - профориентация и адаптация персонала; - меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему его использованию; - совершенствование методов прогнозирования и планирования потребности в персонале на основе изучения новых требований к работникам и рабочим местам; - разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на различных должностях и рабочих местах; - новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала; - разработка концепции развития персонала, включающей новые формы и методы обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного продвижения, формирования кадрового резерва с целью опережающего проведения этих мероприятий по отношению к срокам появления потребности в них; - совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала; - разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников; - меры по улучшению решения правовых вопросов трудовых отношений и хозяйственной деятельности; - разработка новых и использование существующих мер социального развития организации; - совершенствование информационного обеспечения всей кадровой работы в рамках выбранной стратегии; - мероприятия по совершенствованию всей системы управления персоналом или ее отдельных подсистем и элементов (оргструктуры, функций, процесса управления и т.д.) и др. В каждом конкретном случае стратегия управления персоналом может охватывать не все, а только отдельные ее составляющие, причем набор этих составляющих будет различным в зависимости от целей и стратегии организации, целей и стратегии управления персоналом. Задачи некоторых составляющих стратегии управления персоналом в условиях стратегического, тактического и оперативного управления представлены в табл. 3.
Таблица 3
Задачи основных составляющих стратегии управления персоналом в условиях стратегического, тактического и оперативного управления
Процесс выработки и реализации стратегии является непрерывным, что находит отражение в тесной взаимосвязи решения стратегических задач как на длительную перспективу, так и на средне- и краткосрочный период, т.е. их решения в условиях стратегического, тактического и оперативного управления. Процесс разработки и реализации стратегии управления персоналом включает ряд этапов, которые показаны на рис. 2.
Этапы разработки и реализации стратегии управления персоналом
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Предварительный этап │ │┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐│ ││ Миссия организации │ │ Стратегические цели ││ ││ │ │ организации ││ │└────┬────────────────┘ └────────────────┬────┘│ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │ └───────>│ Анализ внешней и внутренней среды организации │<──────┘ │ │ └────────────────────────────┬────────────────────────────┘ │ │ \│/ │ │ ┌────────────────────────────┴────────────────────────────┐ │ │ │ Выбор стратегии организации (корпоративной, │ │ │ │ бизнес-стратегии) │ │ │ └─────────────────────────────────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────> к III этапу ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ I этап. Стратегический анализ в сфере управления персоналом │ └─────────────────────┬────────────────────────────────────────────┬───────────────────┘ \│/ \│/ ┌─────────────────────┴────────────────────┐ ┌─────────────────────┴───────────────────┐ │ Анализ внешних факторов, влияющих │ │ Мониторинг, анализ, диагностика │ │ на управление персоналом │ │ внутренних факторов, влияющих │ │ │ │ на управление │ └─────────┬──────────────────────┬─────────┘ └─────────┬─────────────────────┬─────────┘ \│/ \│/ \│/ \│/ ┌─────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐ │ │ │ Анализ факторов │ │ │ │ │ │ Анализ факторов │ │ микросреды │ │ Анализ │ │ Анализ системы │ │ макросреды │ │ (непосредственного │ │общеорганизационных│ │ управления │ │ организации │ │ окружения) │ │ факторов │ │ персоналом │ │ │ │ организации │ │ │ │ │ └─────────┬─────────┘ └──────────┬─────────┘ └─────────┬─────────┘ └─────────┬─────────┘ ┌─────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐ │Социально- │ │Состояние │ │Цели организации. │ │Цели, задачи │ │экономическая │ │и структура местного│ │Общая стратегия │ │управления │ │политика в стране. │ │рынка труда. │ │организации. │ │персоналом. │ │Демографическая │ │Уровень занятости │ │Стиль руководства. │ │Функции, │ │ситуация. │ │в регионе. │ │Наличие │ │оргструктура │ │Законодательство │ │Состояние социально-│ │конкурентных │ │системы управления │ │в сфере │ │культурной сферы │ │преимуществ. │ │персоналом. │ │социально-трудовых │ │района, города. │ │Финансовое │ │Принципы управления│ │отношений. │ │Уровень конкуренции │ │состояние │ │персоналом. │ │Уровень развития │ │в сфере занятости. │ │организации. │ │Методы управления │ │гражданского │ │Кадровая политика │ │Общие ценности │ │персоналом. │ │общества и др. │ │конкурентов и др. │ │и организационная │ │Численность │ │ │ │ │ │культура. │ │персонала и его │ │ │ │ │ │Принципы кадровой │ │динамика. │ │ │ │ │ │политики и др. │ │Структура │ │ │ │ │ │ │ │персонала. │ │ │ │ │ │ │ │Текучесть │ │ │ │ │ │ │ │персонала. │ │ │ │ │ │ │ │Профессионально- │ │ │ │ │ │ │ │квалификационный │ │ │ │ │ │ │ │уровень персонала. │ │ │ │ │ │ │ │Уровень │ │ │ │ │ │ │ │компетентности │ │ │ │ │ │ │ │руководителей │ │ │ │ │ │ │ │и специалистов. │ │ │ │ │ │ │ │Уровень и структура│ │ │ │ │ │ │ │вознаграждения │ │ │ │ │ │ │ │персонала и др. │ └─────────┬─────────┘ └──────────┬─────────┘ └─────────┬─────────┘ └─────────┬─────────┘ └──────────────────────┴──────────┬──────────┴─────────────────────┘ \│/ ко II этапу от I этапа \│/ ┌───────────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────────┐ │ II этап. Разработка стратегических альтернатив по отдельным составляющим стратегии │ │ управления персоналом │ └───────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────┐│┌─────────────────────────────────────────┐ │ │││ Разработка новых │ │ Прогнозирование численности персонала ├┼┤ профессионально-квалификационных │
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 91; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |