Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика звеньев структуры государственного управления




В промежутках между съездами законодательные функции выполнял ВЦИК, избиравшийся съездом из числа делегатов. В промежутках между заседаниями ВЦИК решения принимались небольшим президиумом, председатель которого номинально являлся главой государства. Реальное государственное управление оставалось за Советом народных комиссаров (Совнаркомом).

1) Уже в ноябре 1917 года они вводят повсеместный рабочий контроль. Появляются фабрично-заводские комитеты, советы старост и т.п.

2) Большевики понимали, что им нужны грамотные кадры. Поэтому, несмотря на все трудности Гражданской войны в стране появляются новые учебные заведения. При старых учебных заведениях создаются рабфаки – подготовительные отделения. Однако специалистов катастрофически не хватало, и большевики вынуждены были приглашать на работу старых специалистов (многие из них поплатятся за свое царское прошлое в годы сталинских репрессий, несмотря на годы, отданные построению рабоче-крестьянского государства). Так, например, в аппарате Народного комиссариата путей сообщения работало почти 70% бывших чиновников.

3) Понимая всю важность работы с кадрами, Ленин принимает решение о повышении вознаграждения высших служащих и чиновников. Происходит становление системы оплаты труда и привилегий государственных служащих. Правда, оплата труда народным комиссарам (высшие советские управленцы) ограничивалась. Чиновникам выдаются продовольственные пайки (в стране был фактически голод), а некоторые из них получают и персональные автомобили.

4) 1918 — в январе на III съезде Советов Российская Советская Республика стала федерацией с названием Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР).

5). Образование и развитие СССР. Одним из наиболее значительных актов государственного строительства в 1920-е гг. стало образование союзного государства – СССР. В Декларации прав народов России (1917) идея государственного устройства не была сформулирована, а лишь провозглашался «добровольный и честный союз народов России». редакция его названия – Союз Советских Социалистических Республик, которое просуществовало вплоть до декабря 1991 г. Работа по замене старого административного аппарата (губерния, уезд, волость) началась ещё в 1921 г. и была завершена к концу 1929 г. На территории РСФСР утверждалась трехзвездная система – район, округ, область (край), а остальных республиках двухзвездная – район, округ.

 

6) 1921 — была принята новая экономическая политика (нэп). Состоялся переход к многоукладной экономике., в России начала 20-х годов возникает простая и архаичная система власти, не связанная ни законом, ни контролем общества. На вершине этой пирамиды находились партийные вожди, осуществляющие власть над всеми. Каркас советской государственности составляла иерархия партийных комитетов во главе с назначенными «сверху» секретарями. Далее последовала ликвидация оппозиции внутри самой правящей партии. В марте 1921г. на Х съезде РКП/б/ был провозглашен принцип партийного политического единства и запрет на образование внутрипартийных оппозиционных фракций. Нарушение постановлений съезда каралось «немедленным исключением из партии».

 

7) Не менее важным направлением концентрации государственной власти в руках вождей РКП/б/ стала кадровая политика большевиков. Начиная с 1922 г. секретариат ЦК установил практику назначения руководящих партийных работников. Это привело к тому, что в партаппарат попадали люди, строго отобранные по «политическому признаку», готовые идти до конца в проведении генеральной линии партии.

 

Таким образом, в период нэпа на территории России было оформлено партийное государство, где парт аппарат поглотил государственные органы и сам стал структурой власти.

 

 

8) Решили пойти по старому пути, использовать старые и хорошо проверенные методы административного нажима и перетасовки кадров.

В 1923 году было принято постановление «О назначениях», которое утвердило принцип назначения на все крупные государственные посты и хозяйственные должности с предварительного согласия ЦК партии большевиков (с 1952 года – ЦК КПСС). Каким виделись Сталину советские служащие?

9) Сталин ответил на этот вопрос: «люди, умеющие осуществлять директивы, могущие понять директивы, могущие принять эти директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь». Вот так. Требовались только исполнители чужих директив, серые и безынициативные чиновники. А чтобы аппарат не зарывался, чтобы он боялся, стали проводить постоянные чистки и репрессии. Они могли прервать карьеру любого чиновника, любого номенклатурного работника. Репрессии нанесли невосполнимый урон государственному аппарату СССР.

10 ) Принятие Конституция СССР 1924 г. и новые конституций союзных республик. Образование федеративного государства может быть юридически оформлено по-разному: законом или договором. «Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании СССР составляют Основной закон – Конституцию СССР».

11) Как уже было сказано выше, значительное место (с 3 по 9 главы) в конституции отводилось вопросам организации высших государственных органов Союза ССР. Высшим органом власти СССР являлся Съезд Советов Союза ССР.

Съезд не был постоянно действующим органом. В период между съездами Советов верховная власть в СССР принадлежала ЦИК, который являлся двухпалатным органом

 

12)ЦИК являлся как исполнительным, так и законодательным органом.

13) Органами отраслевого управления в СССР были народные комиссариаты, которые можно поделить на три группы:

1. пять общесоюзных наркоматов: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Они образовывались только в Союзе и действовали на территории республик через уполномоченных.

2. пять объединенных наркоматов: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ. Они образовывались и в Союзе и в республиках, и таким образом, эти наркоматы руководили теми отраслями, которые требовали централизации в масштабах всей страны и, одновременно, учета специфики республик.

3. республиканские наркоматы: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения. Эти наркоматы существовали только в республиках и в большей степени отражали местные особенности.

14) Конституция СССР 1924 г. просуществовала до дек. 1936 г.

 

15) Коллективизация и индустриализация 1932-1933гг.

 

16) ВОВ и послевоенный период

17) Период застоя 1964-1985 гг. Массовых репрессий в СССР больше не было, немногие недовольные (политикой КПСС или советским образом жизни) были репрессированы (без применения к ним смертной казни), с

 

18) Развитой социализм – Горбачев М.С.

19) В 1985—1986 гг.. началась перестройка, в 1989 году произошли выборы СНД СССР, в 1990 — выборы СНД РСФСР.

20) Распад СССР — процессы, происходившие в общественно-политической жизни и экономике Советского Союза во второй половине 80-х — начале 90-х годов XX века, приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года и становлению бывших союзных республик и некоторых автономий независимыми государствами (в настоящее время — 19-и, 15 из которых являются членами ООН и 2 — не признаны ни одним из государств ООН).

 

Схема государственного управления в Советском Союзе в 70-80 годы(то же в республиках)

Съезд КПСС

 

 

Верховный совет СССР

Совет Союза Совет национальностей

 

ЦК КПСС Президиум Верховного Совета(Законы. Указы, постановления)

 

Политбюро ЦК КПСС Правительство СССР(раннее совет нар. Ком)

 

 

Совет Министров

 

Краевой, окружной, областной, Краевой, окружной, областной,

Районный комитет КПСС районный исполнительный комитет

 

 

Лекция 4. Организационно-правовые формы государственного аппарата управления с 1991

Учреждён пост президента России. 12 июня состоялись выборы и первым президентом стал Б. Н. Ельцин, набравший 57 % голосов (вступил в должность 10 июля).

8 декабря главы России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, в СМИ обычно именуемое Беловежским соглашением, в котором три республики, «как государства-учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года», констатировали, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование»[6].

25 декабря в 19 часов 38 минут над Кремлём произошла символическая смена флага СССР на национальный флаг Российской Федерации (РСФСР) — российский триколор.

Основные события в России после 1993 года:

: Денежная реформа 1993 года, Конституционный кризис 1992—1993

C 26 июля по 7 августа 1993 года в России была проведена конфискационная денежная реформа в ходе которой из денежного обращения России были изъяты казначейские билеты Госбанка СССР.

[

: Приватизация в России

В России осуществляется переход от советской политической и экономической системы к демократии и рыночной экономике. В этой связи улучшились политические и экономические связи со странами Запада, ушла в прошлое холодная война.

С начала 1990-х в стране наблюдается естественная убыль населения (см. Демографическая ситуация в России).

В процессе приватизации середины 90-х произошло сильное расслоение общества. Так, различия в доходах 20 % самых богатых и 20 % самых бедных россиян изменились с 3,3 раз в 1980-е до 8,1-8,5 в 1995—2004,

Резко упали уровень и качество жизни основной части населения: ухудшилось питание, сократились расходы на одежду и обувь, предметы длительного пользования, лекарства, бытовые и культурные услуги.

Все это крайне негативно сказалось на социальном самочувствии людей, демографических процессах, всей общественно-политической ситуации в стране.

Богатство, доставшееся ограниченному кругу лиц и нараставшая бедность основной массы населения подавляли стимулы развития и накаляли политическую обстановку в стране, поставив её на грань деградации и распада[15]. Передача крупных государственных предприятий в частные руки было зачастую обусловлено не экономическими, а политическими соображениями реформаторов[16][17]и осуществлялось по сильно заниженным ценам. Сами процедуры передачи сопровождались многочисленными скандалами и вызывали вопросы насчёт соблюдения закона во время их проведения. Также существуют серьёзные претензии к социальным и экономическим последствиям приватизации[18].

Ослабление функций государства привело к крупномасштабному нелегальному вывозу капитала из страны и дефициту бюджета. Экономика страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля, вытесненного долларом. Высокие налоги вели к ухудшению их сбора с предприятий. Из-за нехватки средств социальные обязательства не выполнялись, резко упало финансирование бесплатных образования и здравоохранения, науки и культуры, возрос внешний долг[15]. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние экономики. В 1991—1998 ВВП и промышленное производство упали более чем на 40 %, уровень жизни большей части населения резко снизился.

Структура государственного управления включает в себя соответствующие органы управления.

Каждый из уровней управления -- федеральный, региональный и местный -- обладает своими органами власти. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды, органы власти субъектов РФ.

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ),

Конституция России (ч. 1 ст. 11) прямо называет федеральные органы, которые входят в эту единую систему. Согласно указанной норме государственную власть на федеральном уровне осуществляют:\

Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.

Статья 71 (п. «г») Конституции РФ исходит из внутреннего органического единства системы федеральных органов государственной власти, закрепленного положением ч. 1 ст. 3, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Систему органов местного управления составляют

- государственные органы, организованные по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений в административных границах конкретной территории

К ним относятся: территориальные органы юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным имуществом, по промышленности, торговле земельным ресурсам и землеустройству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре и др. Также сюда можно отнести налоговую инспекцию, военные комиссариаты, управления статистики, миграционную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометслужбы и т.п.

Президент РФ -- глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Юридически он не входит ни в систему законодательной, ни исполнительной власти. Он назначает высших должностных лиц государства (с согласия Государственной Думы), в том числе Председателя Правительства РФ, федеральных министров, назначает выборы в Государственную Думу, референдумы, утверждает федеральные законы, издает указы и распоряжения, занимает пост Верховного Главнокомандующего.

Аппаратом для осуществления функций главы государства служит Администрация Президента РФ. Она действует на правах государственного органа управления, обслуживает и курирует федеральный уровень управления, взаимодействует с регионами, контролирует выполнение указов Президента РФ, проводит политику Президента РФ. Администрация Президента РФ во многом дублирует функции правительства.

Непосредственно Президенту РФ кроме Правительства РФ и Администрации Президента РФ подчиняется Совет Безопасности, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения жизненно важных интересов личности, общества, защиты государства от внешних и внутренних угроз

Многие органы федеральной власти имеют свои представительства в регионах (прокуратура, органы внутренних дел, налоговая служба, таможенная служба, статистические органы и др.). Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти на местах, их взаимодействие с органами власти субъектов федерации Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Представительным и законодательным органом РФ является постоянно действующее Федеральное Собрание, состоящее из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации образуют по два представителя субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органа). Государственная Дума избирается в составе 450 человек на четыре года.

Парламент избирается на основе избирательного права.

Федеральное Собрание -- парламент РФ -- призван выражать волю народа и создавать законодательную базу правового государства. Главным критерием эффективности работы парламента служат качество и своевременность принятия законов.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета парламент образует Счетную палату.

В систему федеральных исполнительных органов власти входят:

1) Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя, федеральных министров;

2) министерства РФ;

3) другие органы исполнительной власти: Центральный банк РФ, налоговая, таможенная службы, агентства, комиссии и др.

Правительство разрабатывает и представляет в Государственную Думу бюджет, обеспечивает его исполнение, проведение единой политики в области финансово-денежных, кредитных отношений, культуры, образования, здравоохранения/.

Законодательный орган государственной власти представляет собой постоянно действующий выборный орган власти субъектов РФ. Его наименование, структура, численность депутатского корпуса устанавливаются конституцией (в республиках) или уставом (в краях и областях) субъекта РФ.

Законодательный орган принимает конституцию (устав), законы субъекта РФ и поправки к ним, утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, устанавливает налоги и сборы, относящиеся к компетенции субъекта РФ, порядок управления региональной собственностью, административно-территориальное устройство и схему управления субъектом РФ. Принятые законодательным органом законы направляются на утверждение высшему должностному лицу -- главе администрации области.

Полномочия законодательного органа могут быть прекращены досрочно в случаях:

· принятия решения о самороспуске;

· по решению высшего должностного лица субъекта РФ;

· решения суда о неправомочности данного состава.

Систему органов исполнительной власти возглавляет высшее должностное лицо, которое избиралось населением на срок не более пяти лет и не могло избираться более двух сроков подряд. В соответствии с принятыми в последнее время в системе формирования исполнительной власти субъектов РФ законодательными документами глава администрации избирается законодательной властью субъектов федерации по предложению кандидатуры Президентом РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.