Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар. Тема 13. Философский синтаксис. Действительность, мышление, логика и язык




Практикум

Образовательные технологии

Адаптированный Case Study, метод проектов, информационные технологии.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. В чем отличие объекта познания и предмета познания?

2. В чем сущность агностицизма, есть ли в нем позитивный момент?

3. В чем различие между скептицизмом и агностицизмом?

4. В чем сущность идеалистической гносеологии?

5. В чем сущность материалистической гносеологии?

6. В чем сущность эмпирического пути познания?

7. Каковы основные методы эмпирического познания?

8. Что такое индукция?

9. Что такое дедукция?

10. Основные методы рационалистического познания.

11. Является ли кантовская концепция познания преодолением ограниченности эмпиризма и рационализма?

12. Каковы основные методы научного познания?

13. Каковы основные формы научного знания?

14. Как решается проблема соотношения объекта и субъекта познания в идеалистической и материалистической философии?

15. Возможно ли заблуждение в процессе познания? Как оно соотносится с истиной?

16. Что такое истинное знание, каков его характер?

17. Как соотносятся между собой абсолютная и относительная истины?

18. Каковы критерии истинного знания?

19. В чем заключается принцип «верификации»?

20. Конечен или бесконечен процесс познания? В каком смысле можно говорить о завершенности познания?

 

1. Ф. Шиллер заметил, что «истина ничуть не страдает от того, если кто-либо ее не признает». На какое свойство истины обратил внимание поэт?

2. Прочтите следующую историю.

Гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником. «Скажи мне, – спросил юноша, – почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?» В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но всё, что осталось вне этих кругов, – неизвестность. Малый круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов»

а) Согласны ли Вы с утверждением Анаксимена? Аргументируйте свой ответ.

б) Можно ли считать Анаксимена агностиком?

3. «Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижима в своей чистоте. Все философы искали эту истину, но никто ее не нашел, какая она есть, и, чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подойдем к самой истине».

а) Кто был автором данного принципа?

б) Достижима ли истина в соответствии с принципом «ученого незнания»?

в) О каком виде истины идет речь в данном отрывке?

г) Какой стиль мышления представлен в данном отрывке?

4. Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: «...ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе – это и значит припомнить, не так ли?»

а) Как называется данная теория?

б) Кто был ее автором?

в) Какой смысл вкладывается в «припоминание»?

г) Что общего между данной теорией и методами научного поиска?

 

«По страницам философской классики». Задания для самостоятельной работы студентов по изучению первоисточников:

 

12. Теория познания Х.Гадамера в его работе "Истина и метод".

13. Образ развивающейся науки в работе Т.Куна «Структура научных революций».

14. Истина как «алетейя» в работе М. Хайдеггера «О сущности истины».

15. Гносеология Н.Кузанского в работе «Об ученом незнании».

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.

 

Цель: рассмотреть соотношение логики и стиля мышления с языком и познанием.

Вопросы для обсуждения:

1. Философский синтаксис. Семантический треугольник. Референциальность.

2. Соотнесенность мышления–языка. Формальная логика. Законы логики.

3. Язык как способ выражения бытия. Связь рациональности, логики, языка и мышления.

 

Темы докладов/рефератов.

1. Язык как объект гносеологии. Статус философии языка. Способы и пути концептуализации языка. Роль языка в познании.

2. Антиномии происхождения языка.

3. Концепции языка в современной философии. Образ философии как критики и терапии языка.

4. Язык и речь. Язык и мышление. Проблема возможности невербальной мысли.

5. Парадоксы языка (перформативные, провокативные, коммуникативные, семантические и др.). Языковая компетентность.

6. Знак, значение и смысл. Границы смыслополагания и бессмыслица. Семиозис. Проблема семиотической реальности.

7. Имя. Символ. Символизация. Языковая игра. Коммуникация. Диалог и монолог.

8. Метафора и феномен непрямой референции в познании.

9. Текст, контекст и интертекстуальность. Автор и читатель. Наррация и интерпретация.

10. Объяснение и понимание. Понимание и предпонимание: герменевтический круг.

 

 

Задания для самостоятельной работы студентов

 

1. Перечислите основные философские подходы к проблеме соотношения языка и мышления.

2. Какие виды мышления выделяются в науке? Как они связаны с языком?

3. Охарактеризуйте соотношение понятия и слова.

4. Охарактеризуйте соотношение суждения и предложения.

5. Почему следует говорить не о философских, а о лингво-философских концепциях?

6. Как понять высказывание Гумбольдта «Язык описывает круг вокруг индивида»?

7. В чем возможность применения идеи поля к решению проблемы соотношения языка и мышления?

8. Почему возникла американская этнолингвистика? Чем она была вызвана к жизни?

9. В чем основная идея Б.Уорфа? Прав ли он?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.