Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные технологии. Дискуссия. Тема 10. Философская проблема сознания




Дискуссия. Тема 10. Философская проблема сознания.

Цель: Рассмотреть философское содержание проблемы возникновения, природы и сущности сознания, показать, что для изучения антропогенеза и происхождения сознания необходимо обращаться к социальным факторам, таким, как трудовая деятельность, общение и коммуникация, целенаправленность и работоспособность, творчество и другие.

Вопросы для обсуждения:

1.Проблема сознания в истории философии. Содержание философского подхода в анализе проблемы сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Этапы развития отражения.

2. Сознание как высшая форма отражения материи. Идеальное и материальное: тождество и различие. Труд как основа возникновения сознания. Общественно-историческая сущность сознания.

3. Самосознание. Структура сознания. Сознание и мозг. Психическое и

физиологическое. Мышление и язык. Логика мышления. Творческий характер сознания. Опережающее отражение. Проблема моделирования мышления.

Темы докладов/рефератов:

1. Основные стадии антропогенеза.

2. Биологическое и социальное в природе человека.

3. Становление трудовой теории антропогенеза.

4. ЭВМ и мозг человека.

5. Философский смысл проблемы искусственного интеллекта.

6. Роль знаковых систем и искусственных языков в наук

7. Продолжается ли биологическая эволюция человечества?

8. Проблема соотношения материального и идеального в мышлении

9. Сознательное и бессознательное. Понятие бессознательного по З. Фрейду.

 

Адаптированный Case Study, метод проектов, информационные технологии, метод Д.Ричардс, экскурсия в Дарвиновский музей.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Покажите сущность современных представлений о происхождении человека.

2. Составьте сравнительную таблицу «Свойства высших животных и свойства человека».

3. Составьте сравнительную таблицу «Биологические и социальные предпосылки становления человека».

4. Какова роль труда в становлении человека?

5. Раскройте роль членораздельной речи в появлении человека и общества.

6. В чем отличие биологической эволюции от культурно-исторической эволюции человека и человечества?

7. Чем отличаются понятия «душа» и «сознание»?

8. Что такое субстанциальная и несубстанциальная трактовки сознания?

9. Можно ли говорить о «структуре сознания»?

10. Что такое «общественное сознание»? Как вы думаете, правомочно ли такое словосочетание?

11. Чем разум отличается от рассудка? Каковы мнения крупнейших философов на сей счёт?

12. Что такое интенциональность сознания в феноменологии?

13. Является ли сознание только отражением действительности?

14. Какое место в нашей психике занимает бессознательное?

15. В чем отличие сознания от психики животных?

16. Как связаны материальное и идеальное? Можно ли говорить об их тождестве?

17. Какова структура сознания?

18. Назовите философские течения, определения сознания которых приведены ниже:

Определение сознания Философское течение
сознание – естественное свойство материи, появившееся на определённой ступени её развития  
сознание есть особая, чуждая материи духовная субстанция;  
сознание есть объективное потустороннее – «абсолютный дух», «мировой разум», «мировая воля» – первооснова существующего;  
сознание – нечто первичное по отношению к материи и противостоит ей. Существует только человек и его сознание, а объективный мир существует лишь в сознании индивида  
материя и сознание – равноправные начала  
сознание есть разновидность материи  
сознание имеет вся природа, вся природа мыслит...  

 

«По страницам философской классики». Задания для самостоятельной работы студентов по изучению первоисточников:

1. Концепция сознания Х. Патнэма (по его книге «Философия сознания»)

2. Концепция происхождения человеческого сознания (по раб. Джулиана Джейнса «Распад двухпалатного мозга»)

3. Сравнительный анализ современных концепций сознания (по книге Дж. Приста «Теории сознания»).

4. Концепция сознания Р. Рорти (по работе «Философия и зеркало природы»)

Формы контроля самостоятельной работы студентов - выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.

 

 

Семинар. Тема 11. Теория развития: законы и категории диалектики.

Цель: изучить диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления и основанного на этом методе познания и преобразования мира.

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Диалектика и догматизм. Основания материалистической диалектики. Диалектика объективная и субъективная. Принципы диалектики. Принцип причинности. Концепция детерминизма.

2. Диалектика как учение о развитии. Понятие развития. Законы диалектики. Противоречивость бытия и познания. Диалектическое отрицание.

3. Категории диалектики.

 

Темы докладов/рефератов:

1. Законы диалектики в научном познании.

2. Диалектическое противоречие – источник и движущая сила развития.

3. Особенности и характер социальных противоречий.

4. Развитие: единство преемственности и обновления.

5. Особенности проявления причинности в микромире.

6. Гегель как основоположник диалектической логики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.