Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика составления конспекта текста




Умело уложить информацию – значит кратко зафиксировать её в таком виде, чтобы при необходимости вы могли воспроизвести её почти в том же объёме, что и в вашем источнике. Компьютерные архиваторы, занимающиеся этим, архивируют равномерно и прямолинейно и именно поэтому с низким КПД (сокращают в 2-3 раза). Человек, как известно, умнее компьютера. Поэтому он не архивирует, а конспектирует, подчёркивая одно, пропуская другое, подсознательно запоминая третье, в итоге сокращает исходный материал не менее чем в 10 раз.

Можно использовать выписки – это самая простая форма конспектирования. Они почти дословно (иногда дословно) воспроизводят текст и заносятся на карточки. Польза выписок весьма велика. Н. Энгельгардт написал "Историю русской литературы" исключительно путём склеивания выписок и получил за её издание большой гонорар.

Тезисы представляют собой сделанные вами выводы и требуют от вас, по крайней мере, их понимания. При проработке любого труда необходимо представлять его в виде структуры, состоящей из цепочек тезисов. Если в абзаце тезис не обнаружен – значит, вы не поняли логику автора. Тезисы бывают простые и осложнённые (включают, кроме главного, ещё и второстепенные положения).

Аннотация – это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Годится для подготовки к коллоквиумам и семинарам, когда задано проработать определённую литературу. Равным образом годится для предварительных библиографических заметок "самому себе". Строится на основе конспекта, только очень краткого. В отличие от реферата даёт представление не о содержании работы, а лишь о её тематике. Аннотация строится по стандартной схеме: предметная рубрика (выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); поглавная структура труда (или, то же самое, "краткое изложение оглавления"); подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде.

В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным

При написании конспекта текста или текстов рекомендуется следующая последовательность:

1. Определите цель составления конспекта.

2. Запишите название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделайте библиографическое описание документа.

3. Бегло просмотрите текст с целью определения полноты раскрытия темы; определения характера текста (теоретический или эмпирический, т.е. основанный на опыте); выявления степени сложности по наличию новых или непонятных терминов-понятий. Такое предварительное знакомство с текстом, а также учёт собственных задач помогает осознанно выбрать вид конспектирования.

4. Научно-исследовательская работа по переработке информации. Осмыслите основное содержание текста, дважды прочитав его и проанализировав. Анализ позволяет разделить текст на части, отделить одно положение от другого и выделить нужное. Затем следует составить план текста – основу конспекта, сформулировать его пункты и определить, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.

5. Проанализируйте содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу.

6. Выделите из каждой части основную информацию, убрав избыточную;

7. Запишите всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

8. Важнейший пласт конспектирования – схематизирование материала. Конечно, умением представить материал в более удобном виде – таблице, схеме, графике, обладают не все. Но если вы проанализируете готовые примеры подобных конструктивных изменений текста, сможете научиться.

Составляя схемы и таблицы, вы работаете с материалом, более логично и чётко укладывая его в голове, при этом соблюдая принцип взаимосвязи материала. При этом вы обеспечиваете себе лучшую последующую ориентацию в конспекте. И, что немаловажно, такой схематизированный текст лучше запоминается, наша фотографическая память нацелена не него.

Некоторые умельцы чуть ли не рисунки рисуют, в которых отражается информация. Это творческий подход к делу, если тема вашего конспектирования предполагает некую вольность изложения, почему бы нет? К примеру, нарисовали стилизованный пейзаж, в «солнышке» - основное понятие, в «облачках» - важные дополнения. Приобщайте сюда и «деревья», и «почву», и «домики». Главное, чтобы изобразительная составляющая не перекрыла информационную часть.

9. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.

Тезисом в зависимости от задач конспектирования может быть:

· понятие или категория и их определения,

· закон и его формулировка,

· факты и события, доказательства их истинности и т.д.

Эти ведущие, главные позиции могут выписываться либо в технике цитирования, либо в произвольном стиле, своими словами.

Цитировать принято в следующих случаях:

· для точной передачи мысли;

· для последующей ссылки на автора;

· для иллюстрации стиля мышления автора.

Насколько часто можно цитировать в конспекте – вопрос открытый. По необходимости, но не очень много (исключение составляют текстуальные или цитатные конспекты).

10. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращённо, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.

11. Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").

12. В конспекте может быть отражено отношение составителя к материалу. Но при этом следует организовать текст так, чтобы можно было впоследствии легко разобраться, где авторская, а где ваша личная трактовка вопроса. Собственные комментарии, вопросы, раздумья удобно располагать на полях.

Составляя конспект, обычно стремятся к форме связного пересказа, но делают это не в ущерб другим, более важным качествам конспекта – ясности и краткости. И тут важно заметить, что связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения, которую не следует заменять пространными словесными переходами.

С другой стороны, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. Ведь утверждение, не подкреплённое фактом или примером, не будет убедительным и труднее запомнится.

Поэтому при составлении конспекта записывают не только основные положения.

Не следует также избегать повторений, если они по-другому подводят в вопросу или дополнительно, более выразительно освещают его. Это помогает глубже разобраться в материале и лучше его запомнить. «Истинный лаконизм – это не внешняя краткость, не обглоданная до кости фраза», - заметил Юрий Нагибин.

Часто полагают, что конспект может полностью заменить книгу. Тут нужно сделать существенную оговорку. «Конспект читаемой книги. Нужно ли говорить, что для работы над текстом, для прочтения его необходимо иметь перед глазами книгу... которая законспектирована. Только при этих условиях могут быть поняты, иногда даже просто прочитаны многие места». Так сказал замечательный исследователь пушкинского творческого наследия С. М. Бонди.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.