Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики диагностики нравственного развития




ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ

Что относят к показателям нравственной воспитанности учащихся? Интегральным показателем считается общественная направленность детей (взгляды, убеждения, ценностные ориентиры личности). Выделяют три главных вида направленности: “на себя”, “на объект”, “на других людей”. Возможен другой подход к характеристике направленности личности:

- положительная /на добро, созидание/,

- отрицательная /на зло, разрушение/.

В качестве ориентировки для характеристики воспитанности можно выбрать ряд интегральных отношений: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе. Наиболее объективными и реально измеряемыми показателями являются:

- ведущие мотивы поведения детей,

- нравственные ценности и ориентации,

- поступки учащихся.

Акт добровольцев – создание ситуации, когда желающих просят поучаствовать в каком-то деле, в чём-то помочь, откликнуться на какие-то события и т.д. Условием реализации этого метода является наличие свободы выбора учащимися линии поведения, то есть ребёнок не должен бояться сделать не так, не должен ориентироваться на ожидания взрослого. Предлагаются различные варианты: выбор вида деятельности, участия или неучастия. Ситуация выбора и анализ действий ребёнка в этой ситуации позволяют узнать истинные ведущие мотивы личности.

Метод незаконченных предложений (“недописанный тезис”) – ребёнку предлагается начало фразы, которую он должен закончить. Например: “Человек счастлив, когда…”, “В хорошей команде всегда…”, “Если бы я все мог…”, “Самое главное в жизни… “, “Когда я думаю о будущем, я …” и т.д.

Анализ предложенных ответов осуществляется на основе оценки содержания каждой фразы по задуманным при поиске фраз характеристикам. Во фразе может проявляться доминирование

а) индивидуалистических или коллективистских ценностей;

б) вещно-предметных или духовных;

в) содержащих зло или добро для окружающих;

г) позитивных, нейтральных или негативных эмоций;

д) оптимизма или пессимизма и пр.

Анкета изучения мотивов деятельности (автор Л.В. Байбародова)

Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Вопрос: Что и в какой мере привлекает в деятельности?

1. Интересное дело.

2. Возможность общения с разными людьми.

3. Возможность помочь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Возможность творчества.

6. Возможность приобрести новые знания, умения.

7. Возможность руководить другими.

8. Возможность участвовать в делах своего коллектива.

9. Возможность заслужить уважение товарищей.

10. Возможность сделать доброе дело для других.

11. Возможность выделиться среди других.

12. Возможность выработать у себя определенные черты характера.

Варианты ответов (они подобраны так, чтобы получилась шкала оценки степени проявления мотива):3 – привлекает очень сильно, 2 – привлекает в значительной степени, 1 – привлекает слабо, 0 – не привлекает совсем.

Обработка результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективистские мотивы /пункты 3, 4, 8, 10/;

б) личностные мотивы /пункты 1, 2, 5, 6, 12/;

в) престижные мотивы /пункты 7, 9, 11/.

Сравнения средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности. Выявление эффективности воспитательной системы предполагает сравнение показателей в течение нескольких лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.