Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отраслевые принципы информационного права




Принцип баланса интересов в информационной сфере

В п.8 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации отмечается, что государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Федеральный закон «О государственной тайне» закрепил значение названного принципа для обоснованности отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания (ст.6).

Баланс интересов (потребностей) личности, общества и государства – это их равновесие, уравновешенность.

Принцип баланса интересов в информационной сфереИнтересы субъектов в информационной сфере проявляются в конкретных формах выражения потребностей.

Интересы личности проявляются в:

свободе поиска информации и защите персональных данных:

реализации конституционных прав и свобод на доступ к информации, ее использовании в своей деятельности по своему усмотрению;

духовном и культурном развитии личности;

потребности защиты информации о частной жизни, необходимой для личной безопасности.

Интересы общества проявляются в:

создании условий достижения общественного согласия и социальной стабильности;

укреплении основ культурной и духовной сферы;

обеспечении интересов личности при распространении массовой информации позитивного (полезного) содержания;

упрочении демократических начал в сфере массовой информации;

сохранении доступа к объектам культурного наследия.

Интересы государства проявляются в:

создании условий для обеспечения личных и общественных интересов в информационной сфере;

укреплении конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности;

укреплении законности и правопорядка в информационной сфере;

исключении любых форм монополизма в информационной сфере (как со стороны государственных органов, так и со стороны олигархических групп, в т.ч. западных крупных корпораций);

гармоничном развитии российской информационной инфраструктуры (основных компонентов информатизации – информационных ресурсов, информационных технологий, технических средств, сетей передачи данных).

В информационной сфере человеческой деятельности интересы (потребности) названных групп могут сближаться и совпадать, но могут и возникать противоречия между интересами конкретных групп.

Обычно в случае отсутствия баланса всех трех из названных элементов в информационном обществе наступает неустойчивое состояние с тенденцией перехода в состояние беспорядка (хаоса).

Например, если наступает приоритет информационных интересов личности и общества, то это вызывает ослабление интересов государства в информационной сфере.

С другой стороны, приоритет информационных интересов государства, несомненно, вызывает ослабление интересов личности и общества, что мы уже наблюдали в информационной сфере советского периода развития нашей страны до начала перестройки.

Сегодня мы являемся свидетелями дисбаланса рассматриваемого принципа в рекламной деятельности, в кинематографе и электронных средствах массовой информации, где интересы корпораций преобладают над интересами личности.

Принцип открытости информации

В Конституции Российской Федерации специально оговаривается еще одно принципиальное положение, согласно которому ограничения открытости информации, имеющей характер государственной тайны, могут устанавливаться федеральным законам (п.4 ст.29).

Например, в ст.3 закона «Об информации» в составе принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации назван принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Принцип открытости информации в законе «Об информации» реализован в понятии «общедоступная информация», к которой согласно нормы ст. 7 относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Принцип открытости информации тесно связан с понятием «доступ к информации», под которым понимается возможность получения информации и ее использования (п.6 ст.2).

информация общедоступного характера

Закон «Об информации» в ч.4 ст.8 установил правило, согласно которому не может быть ограничен доступ к информации, имеющей общедоступный характер:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Исключения из принципа открытости информации

В п.1 ст. 9 закона «Об информации» сформулировано исключение из принципа открытости и устанавливается главное правило ограничения доступа к информации: «Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Кроме того, эта общая норма в п.п.4-9 ст.9 названного закона уточняется нормативным правилом, согласно которому федеральными законами могут устанавливаться условия ограничения доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и профессиональную тайну, а также личную тайну (персональные данные).

Принцип открытости информации наиболее подробно реализован в Федеральном законе от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Названный закон в ст. 4 в составе основных принципов обеспечения доступа назван принцип «открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».

Напротив в названном законе (в ст.5) устанавливается исключение свободы доступа к официальной информации, «если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну».

Принцип открытости информации реализован и в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:

В п. 4 ст. 4 названного закона закреплен принцип открытости деятельности органов предоставляющих государственные и муниципальные услуги,

В п.5 ст.4 установлена гарантия реализации принципа открытости информации в форме доступности обращения к информационным системам о предоставлении услуг.

Одной из такой гарантией является установление ответственности за нарушение порядка доступа к информации.

ст. 13.27. КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет, а

ст.13.28. КоАП РФ - за нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в т.ч. взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

С другой стороны УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение режима информации ограниченного доступа:

в ст. 183 - за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну,

в ст. 283 – ответственность за разглашение государственной тайны.

Принцип достоверности информации

Принцип достоверности информации тесно связан с природой информации как образа существующей действительности, который адекватно отражается в сознании человека.

Именно поэтому в ст.42 Конституции РФ закреплено право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Кроме того, закон устанавливает ответственность (ст. 8.5. КоАП РФ) за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды

Прежде всего, в тексте базового закона «Об информации» (п.6 ст.3) – как принцип правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации - достоверность информации и своевременность ее предоставления.

Закон «О персональных данных» (в п.4 ст.5) рассматривает адекватность информации как принцип достоверности персональных данных.

Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в ст. 11 устанавливает достоверность предоставляемой информации

Принцип технологической обусловленности

Принцип технологической обусловленности (или технологичности) как сквозное правовое начало, имеет свои корни в научно-техническом прогрессе, достижения которого являются предпосылками существования информационного права права. Научно-технический прогресс определяет и технологическую природу информационного общества, а также содержание деятельности государственных органов, основанной на применении ИКТ и приобретающей современные формы «электронного правительства».

Принцип технологичности подчеркивает не только характер информационного права, но и его предмет и технологическую природу конкретных объектов права, многие из которых имеют технологические признаки содержания: база данных, электронная подпись, автоматизированные информационные системы, информационная телекоммуникационная сеть, универсальная электронная карта и др.

Принцип технологичности подчеркивает особенности характера терминологического аппарата информационного права.

Этот процесс носит сложный и противоречивый характер.

С одной стороны, научно-технический прогресс придает динамичность информационному обществу и влечет вводит в его обиход сложную терминологию из области физики, математики, биологии и технических наук.

С другой стороны, законодательный процесс основан на исторически обусловленных правовых традициях применения правил юридической техники, правилах формальной логики, закономерностях формирования юридических понятий и конструкций, использовании обычных языковых средств.

Использование сложных технологических терминов в законодательной практике вызывает необходимость их тщательной обработки, результатом которой является выбор наиболее оптимального варианта заимствования в целях эффективности развития правового обеспечения информационной сферы.

Особая миссия при этом возлагается на разработчиков нормативных правовых актов при выборе значений и определений терминов, предлагаемых специалистами технических наук

Принцип технологической обусловленности находит реализацию во многих нормативных правовых актах.

закон «Об электронной подписи»:

ключ электронной подписи - уникальная последовательность символов

средства электронной подписи - шифровальные (криптографические) средства.

закон «О связи»:

нумерация - цифровое, буквенное, символьное обозначение, в том числе коды, предназначенные для однозначного определения (идентификации) сети связи

средства связи - технические и программные средства, используемые для передачи и доставки сообщений электросвязи

электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме

трафик - нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.