Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отраслевые законы информационного права




Гражданский кодекс РФ

Наиболее ярким примером норм информационного права являются нормы части 4 ГК РФ (ст.ст. 1225-1551), которые регулируют правоотношения, возникающие по поводу особых информационных благ творческого характера, т.е. комплекс нематериальных объектов, имеющих информационную природу и урегулированных нормами гражданского права

Ст. 1225 ГК РФ среди охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации выделяет объекты информационного характера:

программы для ЭВМ;

базы данных;

сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач;

секреты производства (ноу-хау);

фирменные наименования;

товарные знаки и знаки обслуживания;

коммерческие обозначения

Уголовный кодекс РФ содержит всего более 50 отдельных статей, устанавливающих уголовную ответственность за нарушение информационных прав граждан.

Например, нормы главы 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека» устанавливают уголовную ответственность за нарушения неприкосновенности частной жизни (ст.137), тайны переписки и телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140), фальсификация итогов голосования (142.1) нарушение авторских и смежных, изобретательских и патентных прав (ст.ст.146-147) и др.

ст. 155 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушения тайны усыновления,

ст. 183 УК РФ – за незаконное получение и распространение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, а нормы главы 29 УК РФ предусматривают ответственность за разглашение или утрату сведений, составляющих государственную тайну (ст. 283-284).

гл.28 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за преступления в сфере компьютерной информации (ст.272-275).

Трудовой кодекс РФ содержит нормы, регулирующие трудовые правоотношения, возникающие между работником и работодателем по поводу обработки и защиты персональных данных.

Например, гл.14 (ст.ст. 85-89) ТК РФ устанавливает отраслевой режим персональных данных

Трудовой кодекс РФ определяет норму (п.п. «в» п.6 ст.81), устанавливающую основание для расторжения трудового договора за разглашения охраняемой законом тайны

Кодекс об административных правонарушениях РФ содержит специальную главу, посвященную административной ответственности за правонарушения в области связи и информации. Глава 13 КоАП РФ содержит всего 27 статей, которые определяют конкретные составы административных правонарушений (ст. 13.2-13.28).

Еще более 90 статей, в которых определяется ответственность за совершение административных проступков информационного характера. Так, например, устанавливается ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39) и за сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5).

Подзаконные акты информационного права

Массив нормативных правовых актов подзаконного характера состоит из большого количества документов, регулирующих:

предоставление услуг

обеспечение информационной безопасности

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» определяет правила формирования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия между информационными системами:

органов государственной власти,

органов местного самоуправления,

государственных и муниципальных учреждений,

многофункциональных центров,

иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 208 «О технических требованиях к универсальной электронной карте и федеральным электронным приложениям» утвердило:

Технические требования универсальной электронной карте;

Технические требования к федеральным электронным приложениям и правила работы с содержащимися в них сведениями.

В соответствии с техническими требованиями универсальная электронная карта должна содержать:

1.Сведения в визуальной (графической) форме фиксируются на лицевой и оборотной стороне УЭК

2.Информация в электронной (машиносчитываемой) форме о пользователе УЭК должна входить в состав электронных приложений.

Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 г. №723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем» утвердило Положение о регистрации федеральных государственных информационных систем

Определило Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве

Оператора реестра федеральных государственных информационных систем.

Реестр федеральных государственных информационных систем - федеральная государственная информационная система, содержащая сведения о федеральных государственных информационных системах, предназначенных для использования при осуществлении государственных функций и (или) предоставлении государственных услуг.

Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»

Указ содержит запрет подключения информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, применяемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну и служебную тайну, к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена, в том числе к международной компьютерной сети Интернет.

Государственные органы в целях защиты общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях международного информационного обмена, используют только сертифицированные средства защиты информации,

Постановлением Правительства РФ № 1233 от 3 ноября 1994 г. «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах государственной власти»

По существу, названным постановлением определяется правовое положение информации ограниченного доступа, (п.п.1 и 4 ст.9 ФЗ «Об информации»), в частности, отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну.

Постановление о служебной информации ограниченного распространения действует, несмотря на то, что названный закон устанавливает правило, согласно которому правовое положение информации ограниченного доступа исключительно федеральными законами.

Формирование новых законов и других нормативных правовых актов в области правового обустройства информационного общества обусловлено двумя путями –

спонтанными

концептуальным (научно-обоснованными).

Первый путь связан с созданием норм права или системы норм, нацеленных на правовое регулирование ситуационных обстоятельств жизни и информационной деятельности. Такие жизненные ситуации возникают в ходе решения вопросов информационного обеспечения социально-экономического развития в текущее время либо на самую ближайшую перспективу.

Второй путь формирования законодательства основан на доктринальных позициях юридической науки, когда готовится вначале концепция закона, а потом уже разрабатывается текст законопроекта, обсуждается с участием широкой аудитории ученых и практикующих юристов. Как правило, принятые таким образом нормативные правовые акты «живут» дольше.

1.Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года предусмотрено формирование необходимой нормативной правовой базы формирования электронного правительства:

обеспечение технологической совместимости информационных систем

электронного документирования, электронного документооборота, электронных архивов

регистров, реестров и кадастров, классификаторов и номенклатур,

2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» содержит раздел «Основные меры правового регулирования, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов государственной программы»:

правовой регламентации саморегулируемых организаций,

регулирования отношений при использовании сети Интернет

электронных документов и электронного документооборота

3.Основные положения кодификации информационного законодательства.

Информационный кодекс должен обладать признаками:

обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, охватывающих значительную сферу общественных отношений (отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства);

обычно содержит нормы, регулирующие наиболее важные и принципиальные вопросы общественной жизни;

включает в себя проверенные практикой действующие нормы и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

содержит более устойчивые и стабильные нормы, рассчитанные на длительный период их действия;

представляет собой укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построения системы нормативных предписаний, а также удобство их использования

Информационный кодекс должен обладать признаками:

обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, охватывающих значительную сферу общественных отношений (отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства);

обычно содержит нормы, регулирующие наиболее важные и принципиальные вопросы общественной жизни;

включает в себя проверенные практикой действующие нормы и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

содержит более устойчивые и стабильные нормы, рассчитанные на длительный период их действия;

представляет собой укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построения системы нормативных предписаний, а также удобство их использования

Одной из предпосылок кодификации является развитое состояние действующего информационного законодательства.

Представляется, что для полноценного кодифицированного нормативного правового акта еще не созрели научные и нормотворческие условия.

Научные: создание научно-обоснованной концепции ИК РФ

Нормотворческие: развитие базовых законов

В текстах таких законов содержатся базовые (общие) условия в форме понятий и их значений, принципов, правового статуса субъектов, общих дозволений и запретов в области использования объектов информационных правоотношений.

Названные законы нужны для установления единых базовых условий законодательного регулирования, имеющих сквозное значение для всех нормативных правовых актов о правовом режиме конкретных объектов права информационного содержания.

Необходимы базовые законы:

«О праве на информацию»

«Об информационных ресурсах»

«О базах данных»

«О реестровой информации»,

«Об информационных системах»

«О служебной тайне»

«Об электронном документе»

«О телекоммуникациях»

«О доступе к информационно-телекоммуникационным сетям» и др.

В названных базовых законах должны содержаться принципиальные положения, которые должны войти составляющими элементами в Информационный кодекс.

12. Основные положения ФЗ «Об информации, инф. Технологиях и о защите информации»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.