Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система информационного законодательства




Источниками права официальные формы закрепления и существования правовых норм.

В зависимости от уровня система источников информационного права включает:

1.Международные акты информационного права (договоры, хартии, декларации).

2.Федеральные законы информационного законодательства.

Система информационного законодательства – совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в информационной сфере.

Информационное законодательство подразделяется на несколько групп нормативных правовых актов.

В отдельной группе выделяются:

Конституция Российской Федерации и конституционные законы;

федеральные законы базового (системообразующего) характера;

отраслевые федеральные законы, нормы которых входят в состав информационного права;

подзаконные нормативные правовые акты информационного характера.

3.Законодательные акты и подзаконные акты субъектов Российской Федерации - конституции, уставы, законы, подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

4.Нормативные акты органов местного самоуправления.

Нормативные акты органов местного самоуправления относятся к локальному уровню правового регулирования, они определяют особенности правовых режимов муниципальных информационных систем.

5.Нормативные документы предприятий и организаций.

Нормативные документы предприятий и организаций также относятся к локальному уровню правового регулирования. К ним относятся приказы и инструкции, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обработки и использованию персональных данных, коммерческой тайны (ноу-хау), корпоративных (локальных) систем и других объектов права. Такие правоотношения возникают между работодателем и работником, а также между работниками.

6.Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации относятся к источникам информационного права, поскольку в текстах таких правовых документов содержатся правовые позиции суда, адресованные законодателю и всем судам.

Понятие «информационная сфера» (как пространственная область человеческой деятельности, связанная с информацией) тесно связано с понятием «информационная среда» - конкретные действия по созданию условий для производства, поиска, передачи, хранения и использования информации.

Такими действиями могут быть, например, создание автоматизированного рабочего места пользователя, подготовка и настройка технических систем передачи информации по компьютерным сетям, подбор средств электронной подписи, выбор технических средств для защиты информации

Здесь уместно упомянуть и о среде формирования образа информации в сознании человека или области сознания человека как особой духовной части информационной сферы. Она тоже может быть предметной средой информационного права и соответственно действия, связанные с духовной областью человеческой деятельности.

7.Стандарты, технические правила и условия.

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2008 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение и общая модель»

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»

Санитарные правила и нормы (САНПИН) определяют требования к безопасным условиям труда. Например, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»

8.Административные и технические регламенты.

Такие отношения возникают по поводу процесса создания информационных систем (планирования, проектирования, монтажа) и организации контроля за этим процессом, обучения специалистов и др.

административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) информационного взаимодействия между органами государственной власти и физическими (юридическими) лицами.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»

технический регламент – как документ, который принят в установленном законодательством Российской Федерации порядке и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации

(Федеральный закон «О техническом регулировании»)

9.Юридические обычаи.

В соответствии с п.1 ст.5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

В п. 4 совместного руководящего Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дается разъяснение о том, что «обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.)».

В п.2.ст. 15. Закона «Об информации» установлено положение, согласно которому регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области.

Международные акты информационного права

Всеобщая декларация прав человека.

Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Окинавская хартия глобального информационного общества

Декларация принципов информационного общества и Тунисская программа информационного общества

В нем определены основные принципы информационного общества:

доступ к информации, идеям и знаниям,

построения информационной и коммуникационной инфраструктуры,

координация действий органов государственного управления и частного сектора в развитии информационного общества,

доверие и безопасность при использовании информационно-коммуникационных технологий,

уважение культурной самобытности, разнообразия культур и языков, традиций и религий, стимулировать это уважение и содействовать диалогу между культурами и цивилизациями.

Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных

Конвенция «Об информационном и правовом сотрудничестве, касающемся «информационных общественных услуг»

Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации

Конвенция предусмотрела в качестве обязательных мер, которые надлежит принять на национальном уровне:

меры уголовного права (модельные нормы, позволяющие единообразно понимать компьютерную терминологию на законодательном уровне);

меры процессуального права (универсальные нормы, устанавливающие полномочия и процедуры при расследовании преступлений).

Несмотря на то, что Конвенция до сих пор не подписана Россией, отдельные ее положения начинают внедряться в российскую правовую систему. Уголовный Кодекс, например, дополнен статьей 242.1 – изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Конституция РФ как источник информационного права

Конституция Российской Федерации содержит фундаментальные правовые положения, содержащие конституционные принципы информационного права и определяющие свободу информации, а также конституционные гарантии правовой защиты интересов субъектов информационной сферы.

В юридической литературе авторы справедливо предлагают выделить три группы норм информационного права, закрепленных в Конституции Российской Федерации:

основные (ст.ст. 23, 24, 29, 42)

обеспечивающие (ст.ст. 26, 28, 31, 33, 44)

гарантирующие (41, 55, 56)

Кроме того, в Конституции Российской Федерации содержатся положения, закрепляющие общечеловеческие ценности. Например, в п.3 ст.17 – самоограничение собственных прав и свобод в ходе их реализации в целях уважения прав и свобод других

Механизм реализации конституционных прав в информационной сфере закреплен во множестве нормативных правовых актов.

Например, конституционное право на информацию имеет распределенный механизм его реализации в нормах законов

«Об информации»,

«О СМИ»,

«О связи»,

«О рекламе»,

«Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления»,

«Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»,

«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,

КоАП РФ, УК РФ и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.