Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды деятельности психолога




Цели и задачи психологической службы.

Цели и задачи и приоритетные направления развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации

Целью настоящей Концепции является создание эффективной психологической службы в системе образования Российской Федерации, как условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих актуальных задач:

- обеспечение единства федерального пространства психологической службы в образовании (нормативно-правовая база, научно-методическое и организационное);

- обеспечения доступности психолого-педагогической помощи всем категориям детей независимо от места проживания;

- обеспечение качества и полноты спектра психолого-педагогической помощи для всех категорий детей (от детей «группы риска» до одаренных детей);

- обеспечение качества подготовки специалистов, а также создание системы оценки качества специалистов психологической службы;

- обеспечение управления качеством психолого-педагогической помощи и определения критериев оценки эффективности деятельности психологической службы в системе образования;

- проведение научных исследований в интересах психологической службы в системе образования;

- обеспечение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия;

- обеспечение качества инструментария (диагностика, программ коррекции и т.д.) психологической службы в системе образования;

- разработка стандартов оказания психолого-педагогической помощи.

 

 

Система образования существует в пространстве современного общества, и являет собой его социокультурную составляющую, формирует поколения, задавая ту или иную направленность их сознания, ценностей, поведения. Психологическая служба в системе современного образования становится необходимым компонентом, а сравнительно недавно возникшая новая специальность – практический психолог образования (или педагог-психолог) - массовой. Работа психолога является новой формой общественно значимой профессиональной деятельности и вызвана к жизни потребностями общества, новые социальные реалии которого повышают требования к развитию творческого и нравственного потенциала молодого поколения страны. Психологи трудятся в детских садах, в общеобразовательных школах и в интернатах, в лицеях и специальных школах, в гимназиях, колледжах, кадетских корпусах, в системе начального и среднего профессионального и высшего образования, в ПМПК различного профиля: реабилитации, коррекции, развития и иной медико-психолого-педагогической поддержки и помощи детям, подросткам, юношам.

Деятельность психологической службы направлена на реализацию основных принципов государственной политики в области образования, которые основываются на приоритетах общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования, адекватности образования задачам возрастного развития детей и школьников. Несвоевременная оценка возможных рисков и недостаточная профилактика проблем в развитии и воспитании ребенка, возникающих на этапе дошкольного и школьного детства, отрочества, ранней юности, оборачиваются невосполнимыми потерями в дальнейшем и проявляются в ряде негативных социальных феноменов – ксенофобии, несамостоятельности, безынициативности, возникновении криминального или зависимого поведения, несформированности толерантности, нетворческом отношении к жизни и пр.

 

Главная цель деятельности психологической службы - психологическое здоровье всех участников образовательного процесса. Психологическое здоровье включает в себя не только здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, но и духовно-нравственное развитие личности.

Основное средство достижения главной цели - создание и соблюдение в образовательном учреждении психологических условий, обеспечивающих психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Основные направления деятельности психологической службы образования: эффективное обеспечение интеллектуального и нравственного развития личности с учетом возрастных, психологических и гендерных особенностей участников образовательного процесса, интеграция в образовательном пространстве всех ступеней образования линий личностного, культурного, социального и профессионального развития.

К основным задачам психологической службы относятся:

- формирование и организация позитивной социальной ситуации развития для субъектов образовательного процесса в образовательных учреждениях различного вида и типа в системе общего, среднего профессионального и высшего образования;

- содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, подростков, молодежи на каждом возрастном этапе, формирование у них потребности и способности к самовоспитанию и саморазвитию;

-содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

- подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;

- осуществление психолого-педагогического анализа образовательных программ с целью соотнесения их содержания и способов освоения с интеллектуальными возможностями, возрастными и личностными особенностями детей и учащихся, с перспективами их социального, профессионального и жизненного самоопределения;

- обеспечение индивидуального подхода к каждому участнику образовательного процесса на основе психолого-педагогического изучения их особенностей;

- оказание помощи не только педагогу в понимании индивидуальных особенностей детей и школьников, но и учащимся – в умении разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, отношениях;

- профилактика, выявление и преодоление различных психологических причин нарушений интеллектуального, личностного и социального развития детей, подростков, учащейся молодежи;

- оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям разного возраста, так и их родителям, воспитателям, учителям;

- инициирование и укрепление культурного взаимодействия педагогов (воспитателей, учителей) и родителей как необходимое условие нормального развития растущего человека.

- постоянное участие в работе педагогических советов, методических объединений, педагогических консилиумах, выступления с лекциями, проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов и родителей. Тем самым психологи участвуют в повышении квалификации учителей, воспитателей, администрации образовательного учреждения в области возрастной, педагогической, социальной психологии, в приобщении всех субъектов образовательного процесса к психологической грамотности и психологической культуре личности.

Основными видами деятельности психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическая реабилитация и социально-психологическая адаптация.

В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог и от специфики того учреждения, где он работает.

Психологическое просвещение ставит целью повышение уровня психологических знаний и психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение учащихся информацией о возможности решения возникающих психологических проблем, популяризацию результаты новейших психологических исследований. Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. Эффект от психологического просвещения возрастает, если психологические знания даются как средство решения жизненных проблем, конкретных проблем обучения и воспитания детей и школьников.

Психологическая профилактика — вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья и благополучия растущего человека на всех этапах дошкольного и школьного детства, подросткового и раннего юношеского возраста, на предупреждение возможных проблем развития личности и межличностных отношений участников образовательного процесса. Психологическая профилактика требует совместной работы психолога, педагогов и, в некоторых случаях, ряда других специалистов. Психологическая профилактика может быть реализована в форме разработки и реализации развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач развития каждого возрастного этапа.

Психологическая диагностика — углубленное изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, в межличностных отношениях; диагностика способностей и интересов учащихся (в том числе профессиональных); выявление одаренных детей и др. Психолог осуществляет контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учреждениях образования; на основе диагностических данных разрабатывает программы развивающей, а в необходимых случаях, и коррекционной работы, которые включают психологическую и педагогическую части; осуществляет сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем обучения и воспитания с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающих возможностей; по запросам судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних и других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.).

Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании причин различного рода психологических проблем, их анализе и решении, оказание помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций, психолого-педагогических консилиумов. Цель консультирования- обеспечить индивидуальный подход к ребенку, создать благоприятные условия для его развития и преодоления трудностей и психологических проблем развития, определить условия и направление развития детей, обнаруживающих особые способности.

Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на помощь этим детям в преодолении нарушений и трудностей поведения и развития.

Психологическая реабилитация и социально-психологическая адаптация - предполагает психологическое сопровождение учащихся, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ними; конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество, и культуру проблемных детей и их семей.

Все перечисленные виды деятельности на практике существуют только в единстве. В зависимости от ситуации каждый из видов деятельности может выдвигаться на первый план в зависимости от проблемы и от специфики образовательного учреждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 8635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.