Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные модели психологической службы в образовании и организация системы управления




Психологическое сопровождение развития одаренных детей

Стратегия психолого-педагогического сопровождения одаренных детей должна быть основана на переходе от отбора детей, проявивших высокий уровень познавательной мотивации, интересов и достижений, к системе всеобъемлющей психологической поддержки, направленной на все более полное раскрытие потенциала одаренных детей за счет обогащения познавательных интересов и мотивов; формирования универсальных способов познания мира; создания условий позитивной социализации. От стратегии диагностики отбора и создания условий наибольшего благоприятствования в работе с одаренными детьми необходимо перейти к стратегии обеспечения и диагностики их развития.Основная задача – организация учебно-воспитательного процесса и его психологического обеспечения так, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, реализовывались и выращивались в образовательном процессе. Необходимо отказаться от практики культивирования специальных способностей в пользу развития общей одаренности как предпосылки творческой самостоятельной продуктивной деятельности учащихся. Развитие общей одаренностинаряду с развитием видов специальной одаренности требует интеграции универсального образования и вариативности, содействия в построении индивидуальных образовательных траекторий, отвечающих интересам, потребностям и способностям детей. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются удовлетворение и развитие широких познавательных и избирательных интересов ребенка, поощрение и развитие интеллектуальных и творческих способностей детей; формирование целостной картины мира и системного мышления; развитие способностей к самостоятельному обучению и познанию мира, включая развитие исследовательских, общепознавательных, метакогнитивных и проектных действий, способность к саморегуляции; развитие творческого, логического и критического мышления; обучение навыкам взаимодействия и сотрудничества в совместной учебной и проектно-исследовательской деятельности; развитие способности к самопознанию и самооценке как основы для самопознания и личностного и профессионального самоопределения.

 

В зависимости от централизации в системе образования могут быть реализованы две основные модели психологической службы – децентрализованная и централизованная модель. Вариативность моделей психологической службы в образовании определяется региональными условиями и задачами деятельности.

Децентрализованная модель реализуется при наличии в регионе нескольких Центров, имеющих статус юридического лица и включающих в себя ряд структурных подразделений, не являющихся самостоятельными юридическими лицами. Структурные подразделения Центра могут выполнять сходные функции или же могут выполнять лишь определенного рода задачи (например, диагностика, консультирование и т.п.). Одно из преимуществ данной модели - сохранение возможности для каждой организации создавать свою психолого-педагогическую службу, взаимодействующую с одним или несколькими Центрами при риске утраты единого стандарта деятельности Центров.

Ц ентрализованная модель предполагает создание в регионе единого Центра с филиалами (территориальным и отделениями), которые находятся в непосредственном подчинении Центру. Такая структура позволяет обеспечить высокую централизацию управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых и финансовых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности. Однако в этом случае возможно снижение качества предоставляемых услуг вследствие отсутствия конкуренции и замедление темпов развития Центра.

Целостная система образования страны предполагает целостную систему психологической службы, включающую звенья психологической службы, выстроенные в определенной иерархической последовательности и находящиеся в тесном взаимодействии.

Целостность единой системы психологической службы обеспечивается тем, что на всех своих уровнях и во всех своих подразделениях она опирается на следующее:

- осознание своей роли в решении насущных социально-психологических и психолого-педагогических задач, связанных с качеством воспроизводства нации;

- четко понимаемые единые смысл, цели и задачи деятельности;

- примерное, осмысленно вариативное определение содержания и методов деятельности;

- правовое и финансовое обеспечение реализации целей и содержания деятельности;

- последовательное профессиональное взаимодействие всех подразделений службы – федеральных, региональных, городских, окружных, муниципальных и учрежденческих при условии, что каждое подразделение имеет свои определенные функции;

- высшее психологическое образование специалистов всех структурных подразделений службы;

- понимание специалистами-психологами границ своей профессиональной компетенции, осознание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия.

При однозначно принимаемой единой цели психологической службы в системе образования подразделения имеют свои задачи и способы их решения.

Для обеспечения единого профессионального пространства психологической службы в системе образования России необходимо решить задачи:

- координация научных исследований в Российской Федерации в интересах психологической службы в системе образования;

- создание единой национальной системы стандартизированного психодиагностического инструментария;

- создание системы ежегодного мониторинга состояния психологической службы (количество центров психолого-педагогической, медицинской и социально–педагогической помощи, кадровое обеспечение психологической службы, методическое и материально-техническое состояние);

- Создание Координационного совета психологической службы в системе образования в Российской Федерации;

- создание на базе Российской академии образования Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования в Российской Федерации, выполняющего функции научно-методического и информационного обеспечения деятельности службы, повышения квалификации и переподготовке кадров службы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.