КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи деятельности психологической службы
в системе общего и среднего профессионального образования Содержание психолого-педагогического сопровождения неразрывно связано с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия. Базовым основанием для концепции психолого-педагогического сопровождения детей и подростков на современном этапе служит парадигма развивающего, личностно ориентированного образования. Сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включает задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков. Важнейшей задачей модернизации образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает: · защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях; · квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка; · реализацию программ преодоления трудностей в обучении и школьной неуспешности, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся; · участие психологов в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения; Разработка и внедрение новых стандартов общего образования нового поколения принципиально меняет парадигму образования – от приоритетной цели обучения «знаниям, умениям, навыкам» и формированию компетенций к развитию гармоничной творческой личности на основе освоения универсальных способов познания и освоения мира. Таким образом, новый стандарт общего образования в качестве ключевой задачи определяет личностное развитие обучающихся. Реализация ФГОС общего образования опирается, прежде всего, на следующие направления работы: - проектирование и создание развивающей образовательной среды безопасности, толерантности, доверия и психологического комфорта; - проектирование, оптимизация и коррекции развивающего потенциала образовательно-воспитательной среды, включая организацию школьного самоуправления; - диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития учащихся, индивидуального прогресса и достижений; - диагностика универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных; - полипрофессиональное взаимодействие в разработке программ формирования универсальных учебных действий; - взаимодействие с педагогами по вопросам построения индивидуальной образовательной траектории развития учащихся; - консультирование педагогов по вопросам обеспечения достижения личностных, метапредметных образовательных результатов и формирования универсальных учебных действий и образовательных компетенций; - обеспечение и консультационно-методическая поддержка вариативного профильного образования, в том числе, посредством индивидуальных образовательных программ школьников. Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, обеспечение успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе психологического сопровождения образовательного процесса программ развития социальных навыков и способности к личностному и профессиональному самоопределению и саморазвитию. Конечная цель профориентационной работы в школе — создание условий для самостоятельного осознанного выбора профессии (или профессиональной области) школьником совместно с его родителями на основе «Личного профессионального плана» (ЛПП). В 9 классе ЛПП может быть реализован в виде решения о поступлении в среднее профессиональное учебное заведение (колледж) по определенному профилю или о продолжении обучения в 10 классе общеобразовательной школы с выбором профиля обучения. Для разработки адекватного ЛПП необходимо решить следующие задачи: — создание ориентировки учащихся в мире профессий и в системе существующих профессиональных образовательных учреждений, — формирование адекватного и полного представления учащихся о себе как будущем субъекте профессионального труда; — содействие в формировании у учащихся умения соотносить знания о профессиях со своими субъектными свойствами и предпочтениями. В условиях ускорения темпов обновления технологий в постиндустриальном информационном обществе традиционно сложившиеся задачи профессиональной ориентации оказываются недостаточными, ибо сложно прогнозировать профессиональное будущее в условиях возрастания неопределенности в составе и направлениях развития общественного производства. Поэтому возрастает значение готовности выпускников общеобразовательных школ к обновлению социальных требований к участникам рынка труда, совершенствование способности к гибкому освоению новых знаний и умений, обладание системным, и критичным мышлением и инвариантными общетрудовыми способностями. Современный специалист (и специалист будущего) должен быть не столько хорошим исполнителем узкого набора действий, сколько организатором своей целенаправленной активности, осуществлять планирование и контроль деятельности, должен уметь взаимодействовать с коллегами, быть готовым к творческому поиску, владеть навыками саморегуляции своего функционального состояния, управлять своими эмоциями. Для российского общества важно воспитать в молодом поколении позитивное отношение к созданию социально-ценных продуктов и услуг; воспитать в детях способность переживания радости от участия в творческом полезном для народа деле, воспитать чувство причастности к жизни своего народа, своей страны. Школа (вместе с семьей) должна не только дать знания учащимся, но также непременно заниматься их трудовым и гражданским воспитанием, содействовать формированию профессиональной и личностной зрелости. Именно такие юноши и девушки смогут брать на себя ответственность, осваивать сложные профессии, обеспечат обороноспособность страны и конкурентоспособность российских предприятий на международных рынках товаров и услуг. Показатели профессиональной и личностной зрелости учащихся 9 классов и 11 класса должны быть в числе ключевых индикаторов успешности деятельности образовательной организации Психологическое сопровождение в сфере личностного и профессионального самоопределения предполагает решение задач: формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма и любви к Родине, этнической идентичности и солидарности с «малой родиной – село, город, регион», направленных на приобщение к национальной культуре, общечеловеческой идентичности, мировой культуре и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям; - формирование социальной компетентности на основе межведомственного и межпрофессионального взаимодействия посредством вовлечения детей и подростков в различные виды социальных практик, в общественные подростковые и молодежные объединения. - поддержка системы общественного школьного самоуправления с участием обучающихся на основе демократизации школы; - создание в образовательном процессе условий для формирования позитивных этнокультурных установок и развития позитивного отношения к собственной этнической группе как факторов психического здоровья учащихся, здорового психологического климата, и продуктивного межкультурного, межэтнического и межконфессионального взаимодействия; - профилактика ксенофобии, экстремизма, мигрантофобии среди учеников и учителей; развитие межкультурной компетентности и толерантности на основе поликультурного образования в системе общего образования школьников, учителей и административного персонала образовательной организации; формирование коммуникативной и моральной компетентности и значимых жизненных навыков детей на всех ступенях общего образования; психолого-педагогическая и социально-психологическая реабилитационная поддержка и кризисная помощь детям групп социального риска, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях; помощь в профориентации подростков в области предварительного профессионального самоопределения и включающую систему мер и условий психолого-педагогического сопровождения выбора профильного обучения и построения индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, индивидуальных способностей, социо-культурной ситуации, требований профессии, потребностей рынка. - планирование и координация мероприятий и форм профориентационной работы в школе, - психодиагностика с целью профессиональной ориентации; - профессиональное консультирование школьников - формирование способности к управлению деятельностью и тайм-менеджменту/управлению временем; - просвещение родителей в области профессиоведения; - повышение профориентационной компетентности педагогов-предметников, направленная на то, чтобы в рамках каждого учебного предмета были представлены сведения о сути рассматриваемой отрасли науки, связанных с нею профессиях прошлого, настоящего и будущего, об их требованиях к субъекту труда, возможных противопоказаниях медицинского и психологического плана, предприятиях, на которых могут работать такие профессионалы, об их наличии в регионе и о доступных профессиональных учебных заведениях; - профориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья и подростков-инвалидов. - развитие социального партнерства образовательного учреждения с семьей, общественными организациями.
Психологическая помощь в преодолении трудностей обучения предполагает решение следующих задач: - содействие в формировании умения учиться и самостоятельной учебной деятельности, как в целом, так и отдельных компонентов деятельности; - диагностика обученности и обучаемости; выявление причин трудностей обучения; - оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования. - диагностика и коррекция педагогического общения и учебного сотрудничества в образовательных учреждениях начального, основного и полного общего образования; - развитие познавательной мотивации, активности и интереса к школе у неуспевающих школьников, через вовлечение их к участию в школьных мероприятиях, в работе кружков, секций, социальных проектах; - развитие когнитивных способностей обучающихся; -психологическая адаптация первоклассников, а также учащихся после каникул и длительного отсутствия в школе (по болезни и пр.); адаптация при переходе из начальной в основную школу; - консультирование родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей и подростков; - психолого-педагогическое сопровождение системы экстерната и семейного образования
Профилактика и коррекция отклоняющегося/девиантного поведения детей и подростков: - выявление факторов риска генезиса девиантного поведения; - профилактику и коррекцию Интернет-зависимости, игровой зависимости агрессии и насилия в школе; суицидального поведения подростков и юношей; - профилактику и предупреждение возникновения девиантного (агрессивного, деструктивного, аддиктивного, виктимного, суицидального) и делинквентного (противоправного) поведения детей и подростков групп риска с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков; - коррекцию с целью устранения отклонений и нарушений в личностном и умственном развитии детей и подростков, эмоциональных нарушений и расстройств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Появление в социальной ситуации развития детей значимого инфокоммуникационного фактора и целого ряда связанных с ним угроз и рисков ставит перед образовательными учреждениями новые задачи: - формирование у детей умения ориентироваться в современной информационной среде; -поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде; - формирование у детей чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве; - повышение уровня информационной компетентности, как самих школьников, так и взрослых – родителей, педагогов и психологов; - преодоление культурно-информационного разрыва между поколениями современных школьников и их родителей; Высокая значимость фактора ИКТ в социальной ситуации развития современных школьников должна находить свое отражение в деятельности психологических служб в системе образования РФ по следующим направлениям: - психологическое консультирование: помощь родителям, детям и педагогам в разрешении проблем (в первую очередь экстренных), возникающих при использовании Интернета. В зависимости от ситуации оно может проходить в формате консультации, беседы, телефонного разговора, посещения семьи, совместной встречи с родителями и специалистами (психологом, социальным педагогом, медицинским работником, уполномоченным по правам ребенка); - психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам безопасного использования Интернета детьми, рисков и угроз, связанных с использованием Интернета (коммуникативных, технических, контентных, потребительских, интернет-зависимости), выпуск методической литературы и специализированных брошюр, памяток, листовок с контактными данными организаций, куда можно обратиться за помощью; проведение образовательных семинаров, открытых лекций, презентаций и мастер-классов для педагогов и сотрудников образовательных учреждений; создание библиотеки книг, пособий, видеофильмов, нормативных документов образовательного учреждения по вопросам безопасного использования Интернета; - психологическая профилактика: проведение профилактических тренингов и занятий среди школьников, направленных на снижение уровня столкновения школьников с различными интернет-рисками; содействие в установлении личностных границ и права на приватность в реальной жизни и в Интернете; - психологическая диагностика: сбор статистических данных по частоте и времени использования Интернета, случаям столкновения с онлайн-рисками и угрозами, особенностям влияния ИКТ на образ жизни в российских семьях; - профилактика компьютерной и игровой зависимости среди детей и подростков на основе формирования медиакомпетентности и творческого интереса к медиа и информационным технологиям.
Сохранение и укрепление здоровья и психологическая поддержка обучающихся предполагает решение следующих задач: - разработка и внедрение организационно-методического и программно-аппаратного комплекса здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, включая мониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки учащихся, формирования культуры здоровья и сознательного ответственного отношения к сохранению здоровья; - разработка и реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к алкоголю, табакокурению, психоактивным веществам, наркотикам и другим вредным привычкам; - формирование навыков саморегуляции эмоциональных состояний, стрессоустойчивости, эффективных стратегий совладания с трудными ситуациями, страхами, тревожностью; - мониторинг эмоционального и психологического благополучия Цели и задачи деятельности психологической службы в системе среднего профессионального образования: - информирование абитуриентов о профилях профессиональной подготовки, - создание у поступивших действенной учебной мотивации, а также мотивации профессиональной деятельности; - формирование у учащихся адекватной профессиональной осведомленности на основе профориентационного описания профессиональной деятельности, включая историю профессии, задачи, особенности создаваемого продукта, услуг, их социальной значимости, сведения об условиях и средствах труда, о профессиональных рисках, правах и обязанностях работника, привлекательных сторонах профессии и ее сложных сторонах, перспективах карьерного роста, о родственных профессиях, возможных противопоказаниях; - воспитание положительного отношения к выбранной и осваиваемой профессии, интерес к профессиональной области, приобщение к системе профессиональных ценностей.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |