Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умение преодолевать психологическое давление соперника и самому оказывать давление на игрока




Введение

Г. Владимир, ул. Университетская, д. 2

Отпечатано с готового оригинал-макета

Заказ

Личности школьника

Психолого-педагогическая характеристика

Методические рекомендации

 

 

 

Редактор: Рябова И.П.

 

Компьютерный набор: Нефёдова А.В.

 

 

___________________________________________________________

Подписано в печать Формат 84х108 1/32

Усл. п. л. - Уч.-изд. л. -

Тираж ___ экз. Печать трафаретная

___________________________________________________________

 

в отделе оперативной полиграфии ВГГУ

Телефон: (4922) 33-87-40

 

Проблемы психологической подготовки юных теннисистов давно являются предметом пристального внимания спортивных психологов, тренеров и самих спортсменов. Специалистов в области настольного тенниса из числа разных аспектов подготовки волнуют следующие вопросы: «Что приносит победу одной из сторон при равной степени технической и тактической оснащенности спортсмена? Что такое удача и почему она вдруг отворачивается от спортсменов в самый решающий момент? Что такое чуть – чуть? Как воспитывать уверенность у юных теннисистов?» И ответ они находят в психологической подготовки теннисистов, которая, по их мнению, позволяет решить поединок в свою пользу. Многие тренеры сетуют на то, что их спортсмены не могут себя «выразить полностью из-за психологических проблем».

 

Ахилесовой пятой Ван Лициня, теннисиста №1 мирового рейтинга в начале нового века, специалисты считают «его собственную психологию», которая «порой мешает ему выигрывать». Он сам говорит: «Мой главный противник – это я сам».

Роль психологической подготовки подчеркивает ведущий специалист в области теоретических и методических подходов профессор РГАФК Г.В. Барчукова. В своей монографии «Теоретические основы игры в настольной теннис» она определяет игру в настольный теннис как высокодинамичную и сложно координированную игру, требующая от спортсменов хорошей функциональной и психологической подготовки». С.86.

А «… достигнуть результатов мирового уровня могут лишь особоодаренные люди, благодаря многолетней специализированной напряженной подготовке». С.81.  

Далее она указывает, что специфика психологической подготовки теннисиста обусловлена с одной стороны, неповторимостью условий игры в настольный теннис, соревновательной и тренировочной деятельностью, а с другой — психологическими особенностями и индивидуальным своеобразием личности спортсмена. Причем, это своеобразие обуславливает всю деятельность теннисиста.

Психологическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технико-тактической подготовленности, а с другой позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Психологическая подготовка осуществляется в процессе многолетней подготовки теннисиста на протяжении всей его спортивной деятельности и направлена на непрерывное развитие и совершенствование мотивации к тренировочной и соревновательной деятельности, нацеленности на достижение высоких спортивных результатов; это и воспитание специфических психических качеств, способствующих успешности реализации своих способностей в тренировочной и соревновательной деятельности.

Она выделяет необходимые в воспитании личности спортсмена следующие (чисто психологические) направления:

«- формирование мотивации тренироваться и соревноваться;

- совершенствование процессов мышления и развитие сообразительности;

- воспитание спортивного характера (воли, эмоциональной устойчивости и т.д.);

- формирование индивидуального стиля деятельности». С.305

О значении и роли психолога в подготовке спортсмена высокого класса указывают все ведущие специалисты в области настольного тенниса. Многие ведущие спортсмены Европы и все спортсмены Китая в ходе подготовки к ответственным соревнованиям и в процессе их работают с психологами.

Так Вероника Павлович (Беларусь) в НТ ревю № 4 с.7 говорит, что тоже, как и многие ведущие теннисисты работает с психологом. «Теперь вижу не зря. В ключевых моментах поединка, в частности, с Ким Лоюн уверенность меня не покидала». Не секрет, что большинство выдающихся теннисистов мира работали с психологами и пользовались их рекомендациями. Успех в этих случаях не заставил себя ждать.

В НТ ревю №9-102006 с.6 авторы, говоря, о значении психологии замечают: «…Психолог (теннисиста) учит программировать свою реакцию». Авторы хотят сказать о сбережении психологической, эмоциональной энергии, о правильной оценки ситуации, о воздействии на соперника своей реакцией, правильном настрое на конкретный матч с конкретным соперником.

О значении психологической подготовке старшего брата настольного тенниса - большого тенниса, пишет Б. Гилберт. Девиз его книги – «в теннисе нет мелочей», а накопление таких мелочей дает именно то, что называется ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ. Многие положения его практического опыта, на наш взгляд, тесно соприкасаются и находят свое место при игре в настольной теннис.

Почему же мы не используем накопившийся опыт? Почему отвергаем психологические знания в области современного спорта? Почему редко обращаемся к психологам? При этом практически в каждом проигрыше говорим о психологических проблемах спортсмена.

Многие тренеры и спортсмены пытаясь самостоятельно разобраться в психологической подоплеки настольного тенниса, очень часто подменяют психологические понятия педагогическими, часто проблема только обозначается, ее решение отсутствует, и возникает так называемая «психологическая каша».

Анализ учебно-методической и научно-популярной литературы, собственный практический опыт позволил добавить, детализировать и расширить круг психологических проблем настольного тенниса. И в них мы попытаемся разобраться. Безусловно, они между собой взаимосвязаны, одна вытекает из другой. Задача, которая стояла перед нами найти рациональное зерно в словах и мнениях тренеров и спортсменов и дать им психологическое обоснование в доступной понятной форме. Думается, что эта работа будет интересна всем, кто интересуется настольным теннисом и вызовет «массу» критических замечаний, чему мы будем только рады. Конфуций говорил: «Утром, познав истину, вечером можно умереть». Но мы еще живы, значит, истина еще не найдена. И надеемся жить долго.

Глава 1.

Под психологическим давлением мы понимаем оказание влияния на поведение соперника, дозволенными способами, для достижения собственной цели, вывести его из эмоционального равновесия, демонстрирование собственного превосходства. В ходе игры юному теннисисту приходится испытывать особенности поведения соперника, его манеру общения, этикет во время игры. Необходимо уметь противостоять давлению, иметь психологическую устойчивость и определенную спортивную агрессивность для оказания собственного влияния на соперника и как следствие на ход игры. Игра в теннис – это игра (взаимодействие) с соперником, и в основном, против соперника, против его слабостей с использованием своих наиболее сильных технических и тактических действий. Г.В. Барчукова указывает, что в процессе спортивной борьбы теннисисту приходится считаться не только с собственными целями, но и с теми, которые ставит перед ним соперник (с.78). Ряд рекомендаций по этому поводу мы нашли в статье В. Голышева. Он пишет об использовании отдельных психологических приемах: смотреть в глаза сопернику, чтобы определить его положение, увидеть его внутреннее состояние, показать свою уверенность, сопровождать выигрыш мяча определенными возгласами, т. е здесь речь идет о косвенной, скрытой, вербальной и невербальной агрессивности.

Бред Гилберт призывает к агрессивному внутреннему плану: «… уничтожить на корню любую мысль о том, что он может обыграть вас в этот день». Многие тренеры говорят юным теннисистам о необходимости с первого мяча, включившись в борьбу, подчинить противника своей воле, игре.

Мэри-Джо Фернандес: «Выиграет тот, кто сыграет агрессивнее»

Капитан сборной США на Кубке Федерации Мэри-Джо Фернандес прокомментировала второй день противостояния с командой Аргентины, в котором решится, кто пройдет в следующий раунд. «Нам предстоит долгий день. Возможно, все будет зависеть от нескольких очков. Дальше пройдет тот, кто сможет сыграть агрессивнее в важные моменты», – приводит слова американки FOX Sports.

Тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что агрессивность присутствует в каждом розыгрыше мяча. Дж. Кретти свидетельствует о том, что спортсмены высокого класса не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, чем спортсмены массовых разрядов. На наш взгляд, это помогает им избавляться от лишнего напряжения, быть естественнее и свободнее. И как следствие показывать более хорошие результаты. Здесь же Дж. Кретти указывает, что адекватная агрессивность, проявляемая во время соревнований относится к факторам, которые можно изменить в течение какого-то времени. «Необходимо научить спортсменов проявлять агрессивность, в соответствии с правилами соревнований».

Примером может быть изменение в поведении на корте Н.Зверевой, М. Навратиловой, современными теннисистками. Работа со спортивным психологом дала свои положительные результаты. В игре они стали более естественнее, стали меньше сдерживать свои агрессивные тенденции. И их результаты стали стабильнее и выше. Причем в целях экономии психологических ресурсов, тренеры должны научить юных теннисистов проявлять агрессивность после своего забитого мяча, то есть дать выход своей напряженности и быстро успокаиваться и настраиваться на следующий розыгрыш после проигрыша очка, чтобы не было «зажима» в передвижения и ударах, но не наоборот. Некоторые спортсмены начинают демонстрировать и повторять неправильно выполненный удар. Устраивать так называемую «клоунаду» или «цирк». Безусловно, эти спортсмены относятся к демонстративному типу личности. И это их естественное поведение. Но повторять, значит, закреплять неправильные движения, особенно, в момент соревнований, что будет приводить к подобным ошибкам в ответственных турнирах все чаще и чаще. Поэтому правильнее таких детей с первых шагов обучать навыкам коррекции ударов, то есть повторять (имитировать) правильную технику ударов. Одновременно это будет способствовать и регуляции эмоционального состояния спортсмена. Он будет меньше швырять свою ракетку, бить ногой по бортикам и столу, обзывать сетку, соперника и судью. (Найти высказывание в НТ Шмырева, Уточкина)

 

Глава 2
Умение видеть и играть против слабостей соперника
.

Г.В. Барчукова дает следующее определение тактики: «Рациональными вариантами тактики являются такие, при которых с наибольшей вероятностью будет показан наилучший результат. В настольном теннисе рациональные варианты строятся на использовании сильных сторон подготовленности спортсмена против слабых сторон его противника».

В комментарии к статье «Талант предугадывания» А. Сторожилец пишет: «Основное внимание обратить на тех спортсменов, которые стремятся и умеют действовать в соревновательных условиях неудобно для противника. В этом истинный талант игрока». В подтверждение Т. Чивингтон указывает, что мечтой тренера является «паренек, который способен сообразить, как выиграть, не обладая никакими выдающимися приемами». с.219. Сложность выполнения задач тренера и своих собственных заключается в недостаточной технической оснащенности юного теннисиста. Тем более это осложняется соревновательной обстановкой, где высока роль каждого очка. В этот момент юный теннисист «зажимается» и играет только проверенными, отработанными ударами, здесь господствуют свои простые ошибки. Поэтому в игре юных теннисистов на первое место типологические особенности нервной системы и правильная установка тренера на игру. Часто юные теннисисты становятся заложником своего собственного плана, без относительно игровой ситуации. Получив установку от тренера или подумав, что надо играть активно (первым выходить на топс-спин или другой элемент активной игры) они выполняют только эти удары, хотя игровая ситуация требует другого и как правило ошибаются. Многие теннисисты боятся «корявых» игроков, тех у кого «непонятные топсы» и «срезки», удары далеки от технического совершенства. Однако они выигрывают у техничных игроков. Анализ показывает, что у них выше стабильность, они спокойнее, так как не надо стремиться выйти на мяч ногами, а достаточно неудобно перебросить мяч на другую сторону и соперник ошибается. Некоторые взрослые игроки «средней руки» говорят, что им поздно переучиваться, работать над совершенствованием технических ударов. Но играть с ними от этого не легче. В большом теннисе Б. Гилберт добивался победы, не отточенной техникой, а своим умением найти «ключик» к каждому игроку. С. Джеймисон рекомендует использовать на практике опыт Бреда. «Бред Гилберт побеждает благодаря способности перехитрить противника и разрушить все его планы». С.2. А если кто-то вас упрекнет в том, что вы «побеждаете некрасиво», то «…просто ответьте: «Спасибо. Я над этим специально работал».

Ж. М. Сэйв пишет, что «у каждого игрока своя манера игры. Есть сильные и слабые стороны. Поэтому главное сыграть так, чтобы выключить сильные стороны соперника, и попытаться навязать ему свою игру».

Вань Ли Цинь «Я стараюсь пристально присматриваться к своим соперникам непосредственно во время игры, я ищу их слабые стороны, пытаюсь нащупать какие-то изъяны в технике».

К сожалению, юные игроки в поединке играют своими слабыми сторонами, доставляя сопернику удовольствие ими воспользоваться. Они не знают своих слабых сторон или не хотят их замечать. Не умеют их компенсировать другим техническим действием. Чаще всего упрекают себя и тренера фразой: «У меня ничего не получается». Поэтому отрабатывать наиболее слабые технические приемы целесообразнее на тренировке. А также необходимо знать свои сильные стороны и играть ими против соперника в матче. Кроме того, здесь на лицо проблема грамотного секундирования юному теннисисту в ходе встречи.

НТР ревю №4

Глава 3.

Проблема понимания тренера.

В НТ №3,2004 Кирилл Скачков после победы в первенстве России указывал: «Смог выполнить до конца установку тренера. Н е отвлекался». Он обрушил на соперника шквал непредсказуемый атак.

Не все тренеры имеют чёткое пред­ставление о том, как нужно правильно секундировать. В отведённую для этого минуту они то начинают разглагольство­вать о высоких материях, то укорять спортсмена за то, что он не так играет или совсем не борется. Все советы ограничи­ваются рекомендацией: играй влево, иг­рай вправо. А иногда дают такой боль­шой объём информации, из которого спортсмену трудно понять, что ему необ­ходимо делать именно сейчас. На самом деле не нужно ни то, ни другое.

В первую очередь, если у игрока что-то не получается - его нужно успокоить. Ему нужна моральная поддержка и кон­кретные указания, что нужно делать. Не указывать на то, что он делает непра­вильно, а выделить в его сознании то, что хорошо получается. Поощрить за то, что им сделано удачно. Только потом под­сказать, как не попадать в проигрышные ситуации. Подсказать, как построить иг­ру, по возможности выключить сильные стороны соперника, как заставить его иг­рать менее активно.

Часто тренеры идут на поводу у спорт­смена в плане эмоций. Игрок начинает дёргаться, психовать, и тренер тоже. Спортсмен инертен, и тренер в безраз­личном состоянии. Если игрок не может завести себя, тренер должен любыми пу­тями расшевелить спортсмена, воздей­ствовать на его эмоциональное состоя­ние.

Когда спортсмен начинает дёргаться, тре­нер всем своим видом должен показать ему, что ничего серьёзного не происхо­дит. Всё нормально, идёт обычная борь­ба. Что же мы чаще всего наблюдаем? Спортсмен после проигранного сета уд­ручённо подходит к тренеру и вместо поддержки получает набор раздражён­ных упрёков в свой адрес. Удивлённо смотрит на наставника и с ещё худшим настроением идёт... проигрывать дальше.

Практика показывает, что, как прави­ло, тренеры не обсуждают со спортсме­нами заранее план предстоящей встречи. Любимый тезис «Война придёт - план покажет!». На самом деле это бывает поздно. Собранное досье на соперника, проведённый анализ его игры и последу­ющее обсуждение с игроком дают огром­ное преимущество перед соперником. Против любого, даже более сильного иг­рока можно подготовить такой план иг­ры, чтобы по возможности выключить его сильные стороны и благодаря этому несколько уравнять шансы. А если, ещё повезёт, то и выиграть.

Каждый теннисист должен чётко представлять себе, за счёт чего он соби­рается выигрывать у предстоящего со­перника. За счёт более точной игры и умения держать мяч на столе, за счёт ско­рости, за счёт более сложных подач и бо­лее мощной атаки, за счёт быстрых конт­ратак, за счёт вариативной игры. А на практике часто слышишь ответ: «Как по­лучится, так и буду играть!»

По игре спортсмена легко опреде­лить, ведёт ли тренер встречу, или нет. Если после минутного перерыва в игре спортсмена ничего не изменилось, осо­бенно после проигранного сета, то тре­нер не владеет ходом игры. Ему нечего сказать своему воспитаннику. Если что-то изменилось, то его советы попали в точ­ку.

В идеальном варианте тренер должен поставить себя на место тренера сопер­ника, чтобы предвидеть, что он может посоветовать своему воспитаннику в той или иной ситуации. Если тренеру удаётся предопределить действия соперника, то он может дать своему игроку рекоменда­ции, как он должен играть в каждом конкретном случае.

Игровая дисциплина. Один из важнейших факторов, определяющий действия спортсмена во время игры на счет. Под игровой дисциплиной понима­ется умение игрока настойчиво выдержи­вать намеченный тактически план встречи, точно выполнять указание тренера, делать во время игры не то, что хочется, а то, чего требует игровая ситуация.

ДЖ.Кретти 82,147,176

 

Глава 4.

Специфика детского восприятия часто не позволяет юным теннисистам выделить особенности игры соперника. В большинстве случаях дети обращают внимание на эффектно забитые мячи, а не на ошибки соперника в простой игре - на стабильность. Поэтому многие юные теннисисты играют как бы сами против себя, т.е. делают свои ошибки, не доставляя сопернику даже возможности сделать атакующее действие. Они восхищаются своим одним единственным ударом в партии. И то же самое замечают в действиях противника. Чаще всего юные теннисисты не замечают ошибок соперника, но остро реагируют на свои. Беда юных теннисистов заключается в том, что хочется забить своим смертельным ударом, только, что отработанным на тренировке. (Прим. Надо отметить, что именно, это свойство расценивается как психологическое преимущество над соперниками в игре юного А.Смирнова его тренером. Об Алексее Смирнове:«Выгодно отличало его и то, что он никогда не боялся применять в игре на счет до конца неосвоенные технические элементы. Это давала ему определенное психологическое преимущество перед сверстниками»). Речь, по-видимому, идет о другой личностной характеристики спортсмена, такой как смелость и стремление к активной игре. Безусловно, это свидетельствует о преобладании возбуждения над торможением, и как следствие в дальнейшем можно предполагать нестабильную игру. Хотя требуется сыграть точно по месту. После своего промаха они сразу что-то начинают менять в игре. Один забитый мяч на вылет они расценивают как высокий класс игрока. Он ошибается при короткой игре – говорит тренер. «Да» - отвечает юный «мастер» ракетки – «всего три – четыре раза. Но потом он один раз забил и я изменил игру». (Прим. Стал ошибаться сам.) А между тем, требовалось просто выйти на мяч ногами. Здесь, безусловно, речь идет о правильной выбранной тактике, организации игры и выполнение установки тренера. Поэтому, те юные теннисисты, которые имеют в запасе отработанные комбинации будут получать психологическое преимущество в решающие моменты матча.

Глава 5

Э кстраполяция, т.е. своеобразное предвидение, антиципация предстоящих событий на базе уже имеющейся в памяти бытовой или специальной информации, — важнейший механизм функционирования нервной системы игрока в настольный теннис. Недостаточное ее развитие лимитирует эффективность игровой деятельности, особенно при ситуационных ответных двигательных реакциях.

Программирование адекватных реакций, требующие антиципации и экстраполяции, затрудняется недостаточной автоматизацией движений, особенно при большой их сложности и может ухудшаться под действием сбивающих раздражителей. Однако надо помнить, что влияние сбивающих раздражителей значительно ослабевает при повторных прохождениях тех же ситуаций.

Экстраполяция позволяет теннисисту эффективно решать весьма сложные ситуации, возникающие в быстро изменяющейся обстановке спортивной борьбы. Способность к экстраполяции в большой степени зависит от его спортивного опыта. Как правило, более квалифицированные игроки с большей вероятностью пред­видят характер действия соперника и находят нужные тактические и технические приемы для противодействия им. Хотя способность к экстраполяции в высоком проценте случаев определяется генетическими факторами, несомненно, что экстраполяция воспитывается тренировками. Чем выше спектр тактических действий и технических приемов, с которыми теннисисту приходится сталкиваться на тренировках, тем вероятней его активное им противодействие. Напротив, в условиях стандартизированных, жестко запрограммированных тренировок экстраполяция не развивается. Поэтому многие тренеры очень много уделяют времени игре на счет. На наш взгляд, не отрицая значимости развития экстраполяции в играх, в ходе тренировок должно быть много свободных заданий, заданий на реакцию, заданий со свободным розыгрышем мяча. Это будет развивать антиципацию, снижать монотонность тренировочного процесса, повышать эмоциональный уровень тренировки, способствовать развитию концентрации внимания на каждый розыгрыш мяча.

Глава 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.