Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука как форма культуры




Специфика научного знания..

Философия науки как дисциплина

Типы рациональности в истории науки.

 

3.1. Помимо хронологических периодов в истории науки выделяют типы рациональности, которые сменялись во времени:

  • Тип созерцательной науки Древнего мира.
  • Классическая рациональность и классическая наука (17-сер. 19).
  • Неклассическая рациональность и неклассическая наука (сер. 19-20).
  • Постнеклассическая рациональность. Постнеклассическая наука (90-е гг. 20 -21)

Философия науки – это раздел философии, в рамках которого исследуется ряд проблем:

    • что такое наука,
    • специфика научного знания, соотношение научного и вненаучного типов знания,
    • структура науки,
    • методы научного исследования,
    • механизмы и модели развития науки,
    • научные революции
    • специфика научной деятельности.

Философия науки в рамках различных философских концепций и школ исследует науку как специфический тип бытия во всей его сложности.

Научное знание имеет следующие отличительные признаки:

  • предметность,
  • объективность,
  • определенность,
  • однозначность,
  • системность,
  • логическая связанность,
  • доказательность,
  • обоснованность,
  • проверяемость,
  • полезность.

 

Наука является одной из форм общественного сознания наряду с философией, религией, моралью, правом, политикой, искусством. Посмотрим на взаимоотношения науки и других форм общественного сознания.

а) Наука и философия

 

Принципиально различны модели развития науки и философии. В науке происходит движение от теорий с меньшим эмпирическим содержанием к теориям с большим эмпирическим содержанием. Поэтому новая теория вбирает в себя все самое лучшее, что было в старой теории. Старая теория обычно выглядит как частный случай новой теории. Иначе обстоит дело с развитием философии. Появление новой концепции не обесценивает содержание предшествующей, например, система Гегеля не отменяет философию Канта, Ницше не опровергает Фейербаха. Развитие философии кумулятивно: каждая "новая" философия лишь добавляется к массе ранее созданных концепций. Каждая новая философия открывает новый смысл бытия, отражает новую систему мировоззрения.

Философские теории не могут быть эмпирически обоснованы в ходе эксперимента или опыта, но это не значит, что философское знание не обосновано вообще. Обоснование философского знания строится на основе интерпретации высказанных философских тезисов на материале любого знания, не обязательно только научного.

Таким образом, "истинность" философской концепции является специфической. Философская теория отражает не объективную реальность, а определенный смысл бытия, детерминированный социально-историческими условиями, и он не является общеобязательным.

Итак, философия и наука имеют сходство, обе относятся к рациональному типу знания, но философское знание необъективно, плюралистично, эмпирически и логически не ограничено; научное знание – объективно, всеобще, логически, эмпирически обосновано.

б) Наука и мораль

· Мораль как форма общественного сознания представляет собой моральное сознание. Оно отражает не правовые нормы поведения, общения и взаимоотношений людей, которые поддерживаются и регулируются общественным мнением и духовными авторитетами. Моральные нормы – это неписаные законы поведения, воспроизводимые социальным организмом на основе традиций, обычаев и привычек. В моральное сознание включаются так же нравственные понятия – добро, зло, совесть, честь, справедливость, счастье; нравственные правила – не убий, не укради и т.д. Моральное сознание отражает так же те качества личности, которые придают ей нравственный характер – это добродетели: доброта, милосердие, сострадание, скромность, честность и т.д. Моральное сознание включает обязательно и моральные идеалы – образы морального совершенства, например образ благородной личности, или образ совершенно мудрого, или образ всесторонне развитой личности, образ аскета, преданного Богу и т.д.

На наш взгляд, наука как вид деятельности обязательно включает определенный набор ценностей и соприкасается с моралью напрямую, несмотря на то, что есть точка зрения, утверждающая нейтральный этический статус науки. Этическая нейтральность науки подчеркивается в рамках инструментализма. Наука – это только инструмент, а инструмент не может быть ни злым, ни добрым. Тем не менее, отстаивая такие ценности, как объективность истины, доказательность истины, поиск истины как величайшую ценность, наука формирует особый мир ценностей, предостерегая людей от поспешных решений и слепой веры. Одним словом, с позиции наук – добро должно быть не только «чистым», но и «умным».

 

в) Наука и право

· Право как форма общественного сознания представляет собой совокупность норм поведения и норм социальных отношений, зафиксированных в "писаных" законах и других документах, охраняемых силой государства. Нормы права опираются на государственное принуждение, этим они отличаются от норм морали.

Современная наука представляет собой мощную силу и не может находиться над правом. Исследования под грифом «секретно», безусловно, должны быть под контролем правовых механизмов государства и мирового сообщества. Иначе огромная энергия научных открытий может быть направлена на разрушение человеческой цивилизации.

 

г) Наука и политика

· Политика как сфера общественного сознания представляет собой систему распределения и осуществления власти внутри государства и между государствами. Важным элементом политики является идеология – совокупность идей, идеалов, программ, выражающих интересы и цели определенных социальных групп.

 

Связь науки и политики в настоящее время представляет собой неоспоримый факт. Более того, большая наука – это всегда политика, так как лидерство страны в области передовых технологий определяется наукой. И только те страны смогут обеспечить свое будущее, которые будут успешно развивать науку.

д) Наука и религия

· Религия как форма общественного сознания представляет собой веру в существование сверхъестественных сил и существ, которые влияют на жизнь человека и мира в целом. Религиозная вера в отличие от других типов веры предполагает исполнение соответствующих ритуальных действий в рамках культа того или иного бога. Объекты веры, постулаты веры не могут подвергаться критике верующими, так как они признаются священными объектами. Положения религиозной веры выражаются в форме догматов – тезисов, критика которых запрещена. Отступление от канонов (догм) веры или нарушение культа называются ересью.

Отношения науки и религии всегда складывались не просто. Причина лежит в диаметральной противоположности науки и религии. Религиозное знание – догматично, научное знание антидогматично, религиозные истины должны приниматься на веру, научные истины обязательно доказываются. Наука нацелена на преобразование, изменение внешнего мира, религия выступает силой, примиряющей человека с окружающей действительностью. Концепция двух истин, сформулированная еще в Средние века, выражает попытку разделить сферы науки и религии, сделать так, чтобы между ними не было конфликта: познание Бога – дело религии, познание природы – дело науки. Однако попытка определить отношения между наукой и религией по принципу дополнительности в современном мире представляется сомнительной, так как всегда опасно, когда какая-то система идей выведена из-под критики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.