Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Континуальный подход




Описываемая ниже методика группо­вой психотерапии базируется на таких ос­новных принципах континуального подхо­да в психотерапии больных алкоголизмом [4], как процессуальное понимание алко­голизма, психотерапии, динамическое представление о ее мишенях и соответст­вующая организация психотерапевтичес­ких воздействий; системное воздействие на процессы зависимости от алкоголя на психобиологическом, психологическом, социально-психологическом и духовном уровнях функционирования пациента; нейтрализация патологических и высво­бождение нормативно-компенсаторных процессов функционирования пациента, что предполагает объединение в рамках психотерапевтической программы мето­дов, ориентированных как на манипуля­ции, так и на развитие личности; ком­плексность, т. е. обеспечение непрерыв­ности психотерапии с созданием условий для погружения больных в процесс изме­нений; первичность переживания непо­средственного опыта и вторичность раци­ональных умозаключений в процессе пси­хотерапии; индивидуализация психотера­певтических воздействий.

 

С.68

До начала работы группы психотера­певт знакомится с каждым из членов груп­пы, чтобы по возможности организовать оптимальный (по его мнению) состав, от­сеяв больных алкоголизмом или наркома­нией, которые имеют противопоказания к участию в групповой психотерапии. Во время беседы психотерапевт определяет наличие определенных установок и пред­почитаемый механизм психологической защиты у пациента, степень изменений личности, наличие зависимого и норма­тивного Я и их выраженность. Собеседова­ние проводится с каждым пациентом инди­видуально.

Как правило, больные слабо осведом­лены о способах проведения и возможнос­тях как психотерапии вообще, так и груп­повой психотерапии в частности.

Следует попутно отметить негативное воздействие психотропных препаратов на психотерапевтический процесс, о чем пи­шут некоторые исследователи [1]: чрез­мерное понижение аффективной напря­женности снижает мотивацию больных к участию в психотерапии и делает невоз­можным эмоциональное отреагирование в различных психотерапевтических ситуаци­ях. Назначение психотропных препаратов приэтом сводится к минимуму.

Каждая сессия в процессе групповой психотерапии должна быть определен­ным образом структурирована. У любого занятия есть начальная, вводная, рабо­чая и завершающая части. Занятие начи­нается с краткого обсуждения всех во­просов, поднятых на предыдущей сессии: пациенты обмениваются чувствами, пе­реживаниями, мнениями, которые появ­лялись у них при обсуждении той или иной проблемы. Затем подлежат обсуж­дению интервалы между занятиями. Эти интервалы, в свою очередь, также долж­ны быть определенным образом структу­рированы в процессе всего психотера­певтического курса.

Виды самостоятельной работы, на кото­рые создается необходимая мотивация, выполняются в течение дня. Желательно отводить для этого определенное время.

В начальной части каждого занятия вы­полняется триединая задача, в результате чего:

происходиттак называемое «сшива­ние» отдельных частей психотерапевтиче­ского процесса;

группа, возвращаясь в свой непосредст­венный опыт, становится работоспособной;

вербализуются изменения, происходя­щие в сознании каждого пациента.

Далее идет вводная часть занятия, на­правленная на реализацию определенной задачи данной сессии. В ходе вводной ча­сти «свободная дискуссия» переводится терапевтом в «структурированную дискус­сию», очерчивается определенный круг проблем, подлежащих разрешению. В это время члены группы максимально «вжива­ются» в ту ситуацию, которая будет вос­произведена с целью приобретения непо­средственного опыта: конкретизируется и детализируется как окружающая обста­новка, так и внутреннее мироощущение.

Во время рабочей части занятия ис­пользуются определенные техники, о кото­рых будет сказано ниже. В процессе одно­го занятия может быть реализовано не бо­лее двух техник. Это центральная часть каждой сессии. Здесь необходимо доби­ваться эмоционального отреагирования каждого члена группы, максимального психотерапевтического воздействия на процессы зависимости от алкоголя и нар­котиков на разных уровнях функциониро­вания пациентов, выделения и нейтрали­зации патологических процессов, опреде­ления и высвобождения компенсаторных процессов.

В ходе воспроизведения определенной техники и последующего обсуждения же­лателен физический контакт (прикоснове­ния, дружеские объятия и т. п.) между чле­нами группы, что создает особо довери­тельные отношения и несет в себе много дополнительной невербальной информа­ции. Взаимное эмоциональное обогаще­ние и взаимное понимание переживаемого опыта рождают своего рода групповой портрет определенной проблемы, что в дальнейшем способствует формированию

С.69

нового группового сознания. Предполага­ется, что этот опыт будет воспроизводить­ся каждым пациентом в отдельности уже в трезвой жизни.

Завершается каждая сессия психотера­певтической техникой «открытый финал», когда психотерапевт преднамеренно не обобщает и не конкретизирует произошед­шее на занятии, не ставит «точку», а дает возможность самим больным «двигаться» в зоне ближайших терапевтических изме­нений. Если в начальном периоде работы группы такое «движение» пациентов мо­жет быть как в положительную, так и в от­рицательную сторону, то уже с рабочей фазы групповой психотерапии это «движе­ние» в большинстве случаев носит пози­тивный характер. Однако у разных пациен­тов оно может иметь определенную специ­фику, которая будет описана ниже.

Для поддержания постоянной погружен­ности пациентов в процесс непрерывных терапевтических изменений в ходе каждо­го занятия следует задавать им определен­ные вопросы для самостоятельной работы. Эти вопросы могут как отражать уже прой­денный материал, так и быть направленны­ми на структурирование последующих сес­сий или на создание определенной мотива­ции либо «вектора» выздоровления.

Чтобы терапевтические изменения в когнитивно-поведенческой сфере происхо­дили непосредственно во время психотера­певтического курса, члены группы должны быть мотивированы к этим изменениям.

Механизмы психологической защиты служат у больных алкоголизмом и нарко­манией для защиты актуальной личност­ной позиции - доминирования зависимого «Я». Это позволяет больным сохранять приобретенные в процессе зависимости паттерны поведения и оберегать зависи­мое Я от психологической травмы. При продолжающейся зависимости в структу­ре личности происходит своего рода мак­симизация зависимого Я и минимизация нормативного Я.

Из существующих механизмов психоло­гической защиты больные наиболее часто прибегают к следующим: простое отрицание, вытеснение, проекция, рационализа­ция, минимизация (девальвация), форми­рование противоположной реакции, агрес­сии, направленной на терапевта.

В ходе группового психотерапевтичес­кого процесса у пациентов отмечается на­личие различных механизмов психологи­ческой защиты и, как следствие, имеет ме­сто неоднородность сопротивления боль­ных психотерапевтическим воздействиям.

При наличии в группе со стороны боль­ных такого механизма защиты, как отрица­ние, терапевту предпочтительнее исполь­зовать тактику конфронтации или технику «психотерапевтического зеркала»; при вы­теснении - анонимное обсуждение исто­рии болезни; при рационализации -такти­ку конфронтации; при проекции - прием презентации членов группы с последую­щим разбором признаков алкоголизма и наркомании.

Чаще всего пациентами применялись такие механизмы психологической защи­ты, как отрицание (43,5%) и рационализа­ция (22.8°с). При этих механизмах защиты наиболее эффективной оказалась тактика конфронтации. Это позволяет рассматри­вать конфронтацию как отдельную фазу группового процесса, о чем будет сказано ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.