КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Континуальный подход
Описываемая ниже методика групповой психотерапии базируется на таких основных принципах континуального подхода в психотерапии больных алкоголизмом [4], как процессуальное понимание алкоголизма, психотерапии, динамическое представление о ее мишенях и соответствующая организация психотерапевтических воздействий; системное воздействие на процессы зависимости от алкоголя на психобиологическом, психологическом, социально-психологическом и духовном уровнях функционирования пациента; нейтрализация патологических и высвобождение нормативно-компенсаторных процессов функционирования пациента, что предполагает объединение в рамках психотерапевтической программы методов, ориентированных как на манипуляции, так и на развитие личности; комплексность, т. е. обеспечение непрерывности психотерапии с созданием условий для погружения больных в процесс изменений; первичность переживания непосредственного опыта и вторичность рациональных умозаключений в процессе психотерапии; индивидуализация психотерапевтических воздействий.
С.68 До начала работы группы психотерапевт знакомится с каждым из членов группы, чтобы по возможности организовать оптимальный (по его мнению) состав, отсеяв больных алкоголизмом или наркоманией, которые имеют противопоказания к участию в групповой психотерапии. Во время беседы психотерапевт определяет наличие определенных установок и предпочитаемый механизм психологической защиты у пациента, степень изменений личности, наличие зависимого и нормативного Я и их выраженность. Собеседование проводится с каждым пациентом индивидуально. Как правило, больные слабо осведомлены о способах проведения и возможностях как психотерапии вообще, так и групповой психотерапии в частности. Следует попутно отметить негативное воздействие психотропных препаратов на психотерапевтический процесс, о чем пишут некоторые исследователи [1]: чрезмерное понижение аффективной напряженности снижает мотивацию больных к участию в психотерапии и делает невозможным эмоциональное отреагирование в различных психотерапевтических ситуациях. Назначение психотропных препаратов приэтом сводится к минимуму. Каждая сессия в процессе групповой психотерапии должна быть определенным образом структурирована. У любого занятия есть начальная, вводная, рабочая и завершающая части. Занятие начинается с краткого обсуждения всех вопросов, поднятых на предыдущей сессии: пациенты обмениваются чувствами, переживаниями, мнениями, которые появлялись у них при обсуждении той или иной проблемы. Затем подлежат обсуждению интервалы между занятиями. Эти интервалы, в свою очередь, также должны быть определенным образом структурированы в процессе всего психотерапевтического курса. Виды самостоятельной работы, на которые создается необходимая мотивация, выполняются в течение дня. Желательно отводить для этого определенное время. В начальной части каждого занятия выполняется триединая задача, в результате чего: происходиттак называемое «сшивание» отдельных частей психотерапевтического процесса; группа, возвращаясь в свой непосредственный опыт, становится работоспособной; вербализуются изменения, происходящие в сознании каждого пациента. Далее идет вводная часть занятия, направленная на реализацию определенной задачи данной сессии. В ходе вводной части «свободная дискуссия» переводится терапевтом в «структурированную дискуссию», очерчивается определенный круг проблем, подлежащих разрешению. В это время члены группы максимально «вживаются» в ту ситуацию, которая будет воспроизведена с целью приобретения непосредственного опыта: конкретизируется и детализируется как окружающая обстановка, так и внутреннее мироощущение. Во время рабочей части занятия используются определенные техники, о которых будет сказано ниже. В процессе одного занятия может быть реализовано не более двух техник. Это центральная часть каждой сессии. Здесь необходимо добиваться эмоционального отреагирования каждого члена группы, максимального психотерапевтического воздействия на процессы зависимости от алкоголя и наркотиков на разных уровнях функционирования пациентов, выделения и нейтрализации патологических процессов, определения и высвобождения компенсаторных процессов. В ходе воспроизведения определенной техники и последующего обсуждения желателен физический контакт (прикосновения, дружеские объятия и т. п.) между членами группы, что создает особо доверительные отношения и несет в себе много дополнительной невербальной информации. Взаимное эмоциональное обогащение и взаимное понимание переживаемого опыта рождают своего рода групповой портрет определенной проблемы, что в дальнейшем способствует формированию С.69 нового группового сознания. Предполагается, что этот опыт будет воспроизводиться каждым пациентом в отдельности уже в трезвой жизни. Завершается каждая сессия психотерапевтической техникой «открытый финал», когда психотерапевт преднамеренно не обобщает и не конкретизирует произошедшее на занятии, не ставит «точку», а дает возможность самим больным «двигаться» в зоне ближайших терапевтических изменений. Если в начальном периоде работы группы такое «движение» пациентов может быть как в положительную, так и в отрицательную сторону, то уже с рабочей фазы групповой психотерапии это «движение» в большинстве случаев носит позитивный характер. Однако у разных пациентов оно может иметь определенную специфику, которая будет описана ниже. Для поддержания постоянной погруженности пациентов в процесс непрерывных терапевтических изменений в ходе каждого занятия следует задавать им определенные вопросы для самостоятельной работы. Эти вопросы могут как отражать уже пройденный материал, так и быть направленными на структурирование последующих сессий или на создание определенной мотивации либо «вектора» выздоровления. Чтобы терапевтические изменения в когнитивно-поведенческой сфере происходили непосредственно во время психотерапевтического курса, члены группы должны быть мотивированы к этим изменениям. Механизмы психологической защиты служат у больных алкоголизмом и наркоманией для защиты актуальной личностной позиции - доминирования зависимого «Я». Это позволяет больным сохранять приобретенные в процессе зависимости паттерны поведения и оберегать зависимое Я от психологической травмы. При продолжающейся зависимости в структуре личности происходит своего рода максимизация зависимого Я и минимизация нормативного Я. Из существующих механизмов психологической защиты больные наиболее часто прибегают к следующим: простое отрицание, вытеснение, проекция, рационализация, минимизация (девальвация), формирование противоположной реакции, агрессии, направленной на терапевта. В ходе группового психотерапевтического процесса у пациентов отмечается наличие различных механизмов психологической защиты и, как следствие, имеет место неоднородность сопротивления больных психотерапевтическим воздействиям. При наличии в группе со стороны больных такого механизма защиты, как отрицание, терапевту предпочтительнее использовать тактику конфронтации или технику «психотерапевтического зеркала»; при вытеснении - анонимное обсуждение истории болезни; при рационализации -тактику конфронтации; при проекции - прием презентации членов группы с последующим разбором признаков алкоголизма и наркомании. Чаще всего пациентами применялись такие механизмы психологической защиты, как отрицание (43,5%) и рационализация (22.8°с). При этих механизмах защиты наиболее эффективной оказалась тактика конфронтации. Это позволяет рассматривать конфронтацию как отдельную фазу группового процесса, о чем будет сказано ниже.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |