Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение за прогрессом и преодоление трудностей




Инверсия

Обучение

В главе 6 мы говорили о том, что такое «скажи - покажи - про­веди», или как пользоваться словесными указаниями, модели­рованием и физическим руководством при обучении ребенка навыкам любого типа. Сейчас важно просмотреть эту главу еще раз, так как сведения, изложенные в ней, непременно приго­дятся при обучении навыкам самообслуживания. Физическое руководство может оказаться особенно полезным при обуче­нии умениям, которые требуют участия рук, например умению резать ножом, завязывать шнурки или бант.

Вы почти готовы начать занятия. Остается лишь один воп­рос: «С какого шага вы начнете?» Наш ответ на этот вопрос может оказаться неожиданным.

 

Представьте, что вы участвуете в забеге, в котором нет ника­ких правил. Есть только финишная черта и стартер, команду­ющий: «Марш!» Допустим, вам, во что бы то ни стало, нужно обеспечить себе победу в этих соревнованиях. Что бы вы сде­лали? Обдумав и отвергнув множество возможных хитростей, вы, наконец, решаете стартовать возле самой финишной чер­ты. Тогда, как только стартер скомандует: «Марш!» - вы фи­нишируете, и успех будет за вами. А почему бы нет? Ведь здесь нет никаких правил!

Подход, называемый инверсией, предполагает, что процесс обучения будет во многом напоминать участие в странных со­ревнованиях, которые мы только что описали. Бегуном здесь будет ваш ребенок, а финишной чертой - завершение процес­са. Лучшей гарантией успеха станет старт прямо рядом с фи­нишем, или, другими словами, в момент, очень близкий к за­вершению работы над заданием. В этом случае после сигнального выстрела ребенку останется пробежать только последний, короткий участок дистанции, и победа будет за ним!

Этот подход удобен при обучении таким умениям, которые предполагают выполнение цепочки отдельных действий, все­гда идущих в одной и той же последовательности. Посмотрим, как можно воспользоваться инверсией для того, чтобы научить ребенка, скажем, мыть руки. Это умение, как и многие другие, можно разбить на маленькие шаги, с которыми он в состоянии справиться. Сейчас для того, чтобы проиллюстрировать идею инверсии,мы разобьем умение умываться на такие четыре шага:

1. Включает воду.

2. Намыливает руки.

3. Споласкивает руки.

4. Выключает воду.

Попробуем найти финишную черту. Ею будет завершение 4-го шага - выключение воды. Ведь именно этот момент пред­ставляет окончание всех действий. Где же нужно стартовать, чтобы это было близко к финишу? Очевидно, сначала придет­ся сделать 1-й, 2-й и 3-й шаги вам, то есть включить воду, на­мылить ему руки и сполоснуть их. Может быть, вы даже помо­жете ему взяться за кран для того, чтобы, как только вы ско­мандуете: «Марш!» - он смог выключить воду и таким обра­зом легко и быстро завершить процесс. Забег будет выигран.

В жизни, однако, соревнования не могут оставаться всегда такими легкими. Мы ведь хотим разработать стратегию обучения не одному, последнему действию. Вы начали с выполнения за ребенка практически всех необходимых действий, оставив ему совсем немного, чтобы закончить задание. Продолжая заниматься, вы каждый раз будете делать за него чуть-чуть меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от финишной, пока в один прекрасный день не добере­тесь до самого начала.

Обратимся к нашему примеру. После того, как ребенок на­учится выключать воду, вы начнете учить его хотя бы отчасти самостоятельно выполнить задание третьего шага – сполоснуть руки. Когда он одолеет шаг 3, вы сможете отступить еще немного - к умению намыливать руки с вашей помощью (шаг 2), затем к умению включать воду (шаг 1). Каждый раз, выполняя задание, ребенок, вероятно, с трудом будет одолевать новый для него шаг, а затем переходить к цепочке действий, которые он уже освоил, и таким образом без особых усилий добираться в до конца.

Следуя приему инверсии, ребенок выигрывает соревнова­ния каждый раз!


Сначала - последний шаг Для того чтобы научить Джесси снимать пальто, мис­сис Асеведо решила воспользоваться приемом инвер­сии.Она знала, что он уже умеет выполнять несколь­ко последних действий — если пальто расстегнуто, он может легко снять его и повесить. Поэтому она решила отступить немного назад и попросить его выпол­нить заключительное действие, позволяющее рас­стегнуть последнюю пуговицу. Повозившись с этим новым делом, Джесси вскоре разделся - ведь осталь­ные действия он уже освоил. Итак, он одержал побе­ду, когда мама расстегнула все предыдущие пугови­цы и даже начала расстегивать последнюю. Значит, шажок был выбран правильно. В то время как Джесси делал один самостоятель­ный шаг за другим, миссис Асеведо шла как бы за­дом наперед, требуя, чтобы каждый раз он выпол­нял сам все большую часть задания. Каждый новый урок приносил немного нового, и все больше и боль­ше действий становились для Джесси пройденным этапом. И что еще важнее, Джесси никогда не прихо­дилось видеть, чтобы мама заканчивала то, чтоонначинал.  

 

 


Если точно следовать принципу инверсии, то получится, что, стартовав, ребенок всегда приходит к финишу. Большин­ство навыков самообслуживания отвечают требованиям этой стратегии. Умение надевать рубашку, вытирать руки, есть спа­гетти - все умения, которые мы представляем себе в виде од­ной непрерывной операции, перечислить невозможно. Дей­ствительно, каждое из этих умений - есть цепь выполняемых в определенном порядке действий (шагов), обучать которым лучше всего с конца.

 

Учебный процесс пойдет лучше, если вы будете вести записи своих уроков и достижений ребенка. Для определения шагов вашей учебной программы можно воспользоваться приложе­нием Б, в котором приводятся примеры таких программ. Шаги учебной программы позволят вам отслеживать достижения ребенка. Каждый раз, когда вы занимаетесь отработкой того или иного шага, записывайте его и отмечайте, как ребенок справляется с ним. В конце приложения Б вы найдете таблицу для построения диаграммы развития. Ниже мы объясним, как ею пользоваться.

1. В первой колонке таблицы, слева, запишите шаги вашей учебной программы в том порядке, в каком предполагаете им учить (в соответствии с принципом инверсии). Если все не помещается, то можно приклеить вашу учебную програм­му рядом с этой таблицей.

2. Впишите дату, а также шаг, над которым вы работаете.

3. Каждую успешную попытку, сделанную ребенком в тече­ние всего времени занятия, отмечайте галочкой.

4. Неуспешную попытку сделать шаг отмечайте косым крес­тиком ( X ).

5. В конце каждого урока обводите кружочком последнюю отметку, чтобы, таким образом, обозначить окончание за­нятия.

 
 
Сделай сам Отпускать ребенка на свободу нелегко, но и держать его под своим крылышком нехорошо. Вам решать, когда можно дать ему возможность самому справить­ся с трудностями нового шага. В определенный мо­мент вам станет ясно, что он уже достаточно далеко прошел с вами и теперь должен попробовать спра­виться сам. Минуты, когда вы с тревогой следите за его действиями, - самые трудные, это испытание на прочность. Однако без них ребенок не сможет ниче­му научиться. «Зах, быстрее! Мамочка, он никогда не закончит вытирать руки. Я пойду, помогу ему, ладно?» «Нет, пусть твой брат вытрет руки сам. Он научил­ся это делать».    


«Да, но ты знаешь, как ему трудно. Он будет во­зиться до бесконечности, а я есть хочу». «Не волнуйся, с голоду ты — не умрешь. Слушай, когда ты хотела приготовить на обед салат, я ведь сразу позволила тебе делать его так, как смо­жешь, верно? А сама я просто стояла и смотрела, как ты ре­жешь помидор...» «Да, и я делала это так дол­го». «Но ты все же приготови­ла салат, правда? Теперь ты будешь делать это быстрее. Когда ты научилась пользо­ваться ножом, тебе нужно было просто больше практи­коваться самой. Вот и Заху мы должны дать такую же возможность. Как ты думаешь?»

 


Помните: Каждый урок должен заканчиваться для ребен­ка успешно! Проанализируйте, например, «Таблицу успевае­мости», в которой мама Билли (глава 1) отмечала его успехи (стр. 48).

Из приведенного примера вы видите, что мама Билли к ут­реннему уроку добавляет практические занятия. Билли успеш­но справился с первым шагом, но, делая второй, споткнулся, когда, делая очередную попытку, забыл пройти сначала пер­вый (который уже освоил). После маминого напоминаниявсепошло гладко.

Как отмечено в таблице, 5 октября мама предложила Бил­ли начать урок с нового шага, не дожидаясь, пока он сделает шаг, который уже освоил. Мама сразу вернула его назад, к бо­лее легкому шагу. Билли снова добился успеха. На следующий день, застилая утром постель, Билли успешно справился с шагом 3, но мама забыла дать ему для его карточки честно за­работанную звездочку. И когда днем начались практические занятия, Билли не увлекся ими до тех пор, пока мама не поня­ла, что она забыла сделать.

Ведение записей - важная часть учебного процесса. Если представленная нами таблица успеваемости не кажется вам походящим инструментом, разработайте свою систему. Может быть вы предпочтете вести дневник, отмечая в нем достижепия ребенка по мере их появления. Здесь важно иметь возможность периодически проверять, как обстоят дела, и есть ли прогресс. Если есть, отпразднуйте свои успехи - вы заслужили это. Если нет, обратитесь к тому параграфу главы 7, в кото­ром рассказывается о преодолении трудностей.


Таблица наблюдения за прогрессом

 

Программа: Застилание постели

Перечень шагов Дата Шаг Число попыток Примечания
                       
1) Накрывает подушку покрывалом 2/10 1 V V V V V V V V         Мы клали подушку, но шаг 1 не делали
3/10 2 V V V X V V            
2) Кладет подушку на кровать 4/10 2 V V V V V                
5/10 3 X V V V V V             Начали с нового шага
3) Отворачивает покрывало назад 6/10 3 V X X V V               Сегодня забыла положить звездочку на его карточку
7/10 4 V                      
4) Накрывает постель покрывалом и разглаживает его                              
                             
5) Отворачивает одеяло вместе с простыней                              
                             
6) Накрывает постель покрывалом и разглаживает складки                              
                             
7) Натягивает верхнюю простыню насколько возможно. Расправляет ее с боков, разглаживая там, где морщит                              
                             
                             
                             
                             
                             

V – успешная попытка

Х – неуспешная попытка

V - конец урока

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.