Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности работы вожатого в разновозрастных отрядах




Традиционно в детских лагерях отряд формируется на основе одинакового возраста детей. Несмотря на это, в ряде лагерей существует практика применения разновозрастных отрядов – «солянок». Работать с такими очень просто, если заранее знать решение определенных трудностей.

Простота заключается в том, что при хороших отношениях с отрядом, старшие дети помогают следить и работать с младшими, а младшие жалуются на старших.

А сложность заключается в организации отрядных мероприятий. Просто не так уж много существует игр, в которые с удовольствием соглашаются играть и старшие, и младшие.

Да и селить вместе и тех и других в одной палате нежелательно. Возникают уж очень запутанные конфликты без правых и виноватых.

Как правило, разновозрастность используется на профильных сменах или в профильных отрядах.

Совместимость по возрасту:

7-10 лет (младший школьный возраст). Ведущая деятельность – учебная. Но учиться надоедает, они устают. Учебная деятельность сочетается с игровой. Т.к. считают себя взрослыми, нужны взрослые игры. Самооценка достаточно неустойчива и ориентирована на оценку взрослого.

Обращая внимание на режимные моменты, они должны обязательно спать (днем тоже). Симптомы недосыпания: разбалансированное поведение, капризы, несговорчивость, отказ от еды, жалобы на тошноту и головную боль. У маленьких мальчиков (за исключением спортсменов) спать не престижно.

10-12-13 лет (младшие подростки). Ведущая деятельность – общение. Наблюдается ориентация на сверстников, отказ от ценностей взрослых. Самооценка неустойчива. Представление о себе размыто, что осложнено бурным физическим ростом и физиологическими изменениями.

Подросток боится быть как все и не таким как все одновременно. Характерна жестокость, несговорчивость, пытки уйти из-под контроля, отрицание, нереальные требования (нет оценки, анализа ситуации). Самое большое наказание – изолирование от сверстников. Самая худшая ситуация для разновозрастного отряда – 1-2 подростка. Некоторые подростки любят возиться с малышами. Важна благодарность, но нематериальная. Необходим контроль, т.к. возможен садизм или насилие, подросток может недостаточно ответственно относиться к вопросам безопасности.

14-16 лет (старшие подростки). Самооценка более устойчива и ориентирована на себя. Оценка ситуации более реальна. Но права осознаются больше, чем обязанности. Происходит осознание взрослости, более ответственно относятся к тому, что взяли на себя. Сами знают, что делают и что хотят. Однако ответственность за нежелательное развитие событий на себя брать отказываются. Экстернальность в области неудач. Если таких детей 1-2 в отряде, они будут считать малышами всех тех, кто младше их даже на 1-2 года.

Выводы:

1. Глаз, но не надзирательство

2. В отряде можно замкнуть старших на младших при контроле (тем более, что маленькие дети все делают лучше при помощи и присмотре более старших детей)

3. Более младшие дети тянуться к занятиям старших (лучше всего не разрешать, а допускать их присутствие)

4. Необходимо избегать ситуаций, вызывающих эмоциональное и психическое напряжение.

5. Демонстрировать нужно: младшим – заботу, старшим – уважение.

Микромир

Не смотря на ряд недостатков разновозрастных отрядов (РВО) по сравнению с одновозрастными отрядами (ОВО), при правильной организации, такие отряды могут выигрывать перед традиционными. Ведь не секрет, что подчас малейшее расхождение во взглядах между детскими лидерами в группе приводит к серьёзным конфликтам. Оно заканчивается либо сменой лидера, либо расколом. Многие отряды предотвращают «бум» посредством проведения воспитательных бесед и наказаний, но это не лучший выход. В любом случае остаются обиженные.

РВО решают эту проблему с гораздо меньшими потерями. Ролевые игры, дни самоуправления, группы интересов, неформальные занятия, дискуссии, психотренинг — все это доступно и удобно именно в разновозрастных отрядах.

Не как все

Разновозрастные отряды строятся на романтической ритуалике, на тайне, которая так привлекала детей во все времена. Многие вожатые подчеркивают, что работа в таком «мире» — это нетрадиционная форма деятельности, и она требует принципиально иных, по сравнению с традиционными, умений. У младших школьников и подростков разный режим дня. А питание, поощрения и наказания подбираются индивидуально по принципу «здесь и сейчас». Основные занятия в таких отрядах — игровая и трудовая деятельность, спортивные и общественно полезные дела, походы и экскурсии, занятия музыкой, живописью и народным творчеством.

Возможно, система без возрастного формирования отрядов хороша для маленьких лагерей. Но в обычных и больших — ребят лучше делить по возрасту. Ибо чем больше у отряда общих интересов, тем более сплочённой и дружной он будет. В этом и заключается сложность – придумать универсальную программу для всех.

Преимущества разновозрастных отрядов

Несмотря ни на что, создание временного единого разновозрастного детского коллектива имеет большие «плюсы». Именно здесь можно взрастить заботу старших детей о младших, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Дети активно участвуют в различных видах деятельности: игровой, трудовой, интеллектуальной.

Среди основных преимуществ можно смело выделить:

Общение со сверстниками Особый канал информации; по нему ребята узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Соревновательность взаимоотношений с ребятами не своего возраста, которой нет в отношениях с родителями и сверстниками. По выражению французского писателя А. Моруа, «Товарищи — лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны».

Эффективный вид эмоционального контакта

Сознание солидарности, товарищеской взаимопомощи с разными возрастами не только облегчает автономизацию от взрослых, но и дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

На чем стоит мир маленького отряда

Любые новые формы занятий вводятся в РВО постепенно, чтобы ребенок мог почувствовать свою значимость, ощутить себя личностью, причем личностью во многом равной взрослым, ибо ему доверяют. Элемент доверия является важнейшей частью самоуправления. Если повесить памятку в каждой палате "Никто не забывает о тех, кто рядом, и мы почти не ссоримся!"

Подобные «девизы» есть у каждого «разношерстного» отряда. В общем, они все опираются на принципы коллективно творческого дела, где весьма важная роль принадлежит правилу самоуправления

Принципы самоуправления:

1. Равноправие. Все отряды и все их члены имеют равные права, мнение каждого является принципиальным.

2. Добровольность. Участие в РВО и выбор отряда — дело добровольное.

3. Творчество. Дела отрядов — плод творчества ребят, их желаний и труда. Творческий элемент — основа, базис отрядного движения.

4. Законности. Выполнение законов — долг и обязанность всех отрядов, детей и вожатых.

Устав

Секрет самых долгожителей среди разновозрастных отрядов кроется в волшебной «Книге правил» — Уставе отряда. Именно в нем прописаны правила, законы и ритуалы отряда. Именно там хранится история и опыт предыдущих отрядов. Написанный простым, доступным языком, устав не оставляет ни малейших сомнений в своей авторитетности и помогает решить любой возникший конфликт.

Психологические особенности возраста

Разновозрастные группы обладают и своей психологической спецификой. Можно говорить о преимуществе разновозрастных коллективов с точки зрения большего разнообразия социальных ролей. Для подростка безвозрастные отряды – то, что нужно! Именно в подростковом возрасте потребность в общении со взрослыми стремительно угасает, а на её место встает чувство ценности мнения детского общества. Весьма удачно реализуется это качество в РВО. У малышей же возникает с 7 лет потребность выразить свое «Я» и доказать свою «нужность» тому же детскому обществу. Что тоже отлично используют вожатые разновозрастных отрядов.

Секреты опыта

Если жизнь в отряде уверенно покоится на этих трех «китах», то еще не значит, что жизнь отряда будет безоблачной, а ребята вернутся домой с новыми друзьями и талантами.

Есть еще несколько необходимых условий:

1. «Все правила и элементы игр вводите постепенно, по-разному объясняя каждой возрастной группе. Лучше, если роль «объяснялки» возьмет на себя старший ребенок из отряда».

2. «Ни в коем случае не делите отряд внутри на подгруппы».

3. «Придерживайтесь идеи «полезности» любой деятельности и ориентируйтесь на результат, тогда можно будет избежать разногласий».

4. «Выбирайте деятельность, включающую в себя сразу несколько направлений и калейдоскоп возможностей: спартакиада, поход, спорт, театр, экскурсии, полезные дела. В этом случае каждый найдет занятие по душе».

5. «Формируя орган самоуправления, избегайте доминирования и самоуправства».

Все остальное же делается, как в обычном отряде.

Как почувствовать себя своим

Есть такое мнение, что в безвозрастном отряде вполне можно добиться результатов, но есть одно «но» — дети никогда не станут единым организмом, коллективом, все части которого равноценны и равнозначны. Да, дети могут относиться друг к другу с уважением, поддерживать друг друга... Но вы не увидите в этом коллективе то, что называют «одной компанией». Отряд все равно будет делиться на разные слои.

На самом деле, существуют нехитрые приемы быстрой адаптации в отрядах с разным возрастом ребят:

В самом начале смены ребенку стоит предложить выполнить первое творческое поручение, требующее реализации творческих способностей — сконструировать самостоятельно маску для выступления на сцене. Маска может понравиться, а может не понравиться, но никто над ним не будет смеяться, никто не упрекнет, наоборот, постараются подсказать, помочь, исправить сделанное. Важен психологический комфорт.

Следующий этап – роль в общем ответственном задании. Деятельность принимает все более творческий характер и способствует проявлению задатков организатора, соответственно повышается и уровень ответственности за себя и других.

По мере накопления жизненного опыта в отряде ребенок поднимается на следующую ступеньку. Человечек представляет свой отряд на общем сборе, а значит, должен уметь отстоять решение перед другими, проявить свою волю и характер.

Следующий этап – помочь стать ответственным человеком, которому доверяет весь отряд. Это может быть, как помощник вожатого (для малышей до 10 лет), так и руководитель спецгруппы (для 12–14 лет).

Важно отметить, что как сами группы, так и их «предводители» должны меняться каждые 3–5 дней, это даст возможность всем попробовать свои силы и избежать деспотичности в отрядах.

Место рядом

С одной стороны, для ребенка неплохо одновозрастный отряд – со сверстниками находится много общих интересов, у них примерно одинаковый уровень знаний, сходные психологические особенности. Вожатому, конечно, легче работать с таким отрядом: к детям можно предъявлять одинаковые режимные требования (одновременно укладывать спать в тихий час и после отбоя, устанавливать одинаковые требования к поведению и самообслуживанию). Их можно занять одной игрой или каким-то общим заданием.

Но ведь задачи детского лагеря не ограничены только играми на свежем воздухе. Лагерь должен помогать развиваться, узнавать что-то новое в рамках интересов ребенка, помогать ему социализироваться. Поэтому, иногда по ситуации, возрастные отряды существенно сужают эти возможности для ребенка.

Однако если в отряде есть существенная разбежка в возрасте детей (например, шестилетние и одиннадцатилетние) - т.е. отряд разновозрастный, вожатому, конечно, приходится более внимательно и даже творчески подходить к выполнению детьми режима, правил поведения и совместным играм. Малышей нужно раньше укладывать спать во время отбоя (т.к. они быстрее устают), обязательно давать им спать в тихий час (если ребенок привык спать днем). Им чаще нужна помощь в повседневных действиях: застелить постель, причесаться, убрать в тумбочке и т.д.

Но при этом в разновозрастном отряде старшие часто становятся "братьями" и "сестрами" для младших – помогают им, учат чему-нибудь новому. Младшие тоже стараются помочь старшим в их делах. В разновозрастном отряде (как в многодетной семье) у детей есть возможность узнать что-то новое, получить опыт общения с людьми старшими и младшими. Такие отряды на практике оказываются более дружными, чем те, где дети – ровесники.

Да и вожатого одна смена с таким отрядом вознаграждает бесценным опытом работы одновременно "родителем" для малышей, "старшим братом" или "сестрой" для средних и "другом-лидером" для старших.

Как и в любых других, в разновозрастных отрядах можно найти настоящих друзей, приобрести опыт общения со сверстниками и взрослыми, научиться творчески мыслить и отдыхать, познакомиться с родным краем, а самое главное — поверить в себя! Но в отличие от своих «больших братьев» - одновозрастных отрядов, эти разновозрастные отряды хранят потрясающую атмосферу уюта, тайны своего, созданного самими ребятами мира. Они и впрямь там больше хозяева, чем вожатые. И нам, взрослым, надо научиться мириться с этим и помогая, не карабкаться наверх, а быть рядом, быть вместе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 7072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.