Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика мотивационно-потребностной сферы. Особенности и проблемы




Основные типы проекций. Классификация проективных методик.

Цель, объект, предмет и основные задачи современной психодиагностики.

Порядок разработки программы психологического исследования. Основные этапы. Структура программы исследования и содержание ее элементов.

Психологический диагноз и прогноз, их специфика и взаимосвязь. Виды психологического диагноза.

Псих. Диагноз - это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

Виды диагноза:

1. симптоматический (эмпирический) – ограничевается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых делаются практические выводы

2. этиологический – учитывает не только наличие определенных симптомов, но и причины, которые вызвали их появление.

3. типологический – заключается в определении типа конкретной личности в динамике её функционирования и в совокупности проявления всех её особенностей.

Психологический прогноз — конкретное предсказание, суждение о состоянии и развитии изучаемого психологического феномена в будущем на основании диагноза психологического.

Практическая ценность диагноза во многом определяется возможностью осуществления на его основе прогноза.

Содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде.

В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности. Необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации. Психодиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить в связи с полученными результатами.

 

В программе должно быть отражено изучаемое психологическое явление, критерии, показатели, какие методы будут использованы.

Календарный план, проблема, цель, задачи.

Этапы:

1) Подготовительный - уточнение проблемы, целей, задач исследования.Установление объекта и предмета исследованияя. Формулировка и уточнение гипотез. Подбор и апробация методик.

Определение времени и места проведения методик.

2) Проведение эксперимента – проведение желаемого эксперимента.

Уточнение общего замысла и деталей исследования на основе результатов пилотажного исследования. Проведение основного этапа исследования. Сбор и систематизация первичных данных. Построение графиков и схем. Сбор и анализ дополнительного материала.

3) Анализ результатов – проведение первичных статистических расчетов, их порядок. Проведение вторичной статистической обработки экспериментальных данных.Использование полученных материалов для доказательства или опровержения гипотез.Формулирование выводов из исследования.

4) Практические рекомендации и программа их внедрения – анализ реальной ситуации в связи с полученными экспериментальными данными.Определение путей улучшения ситуации на основе имеющихся данных. Основные вопросы, на которые необходимо ответить прежде, чем внедрять результаты эксперимента в практику.

 

7.Понятие о валидности психологических методик, основные виды валидности.

Валидность – это комплексная характеристика типа психологической методики, включающая сведения об области изучаемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ней. (указывает, что тест измеряет и на сколько хорошо он это делает).

Выделяют 2 типа и 11 видов валидности.

ТИПЫ:

Внутренняя – мера соответствия тестовых оценок уровню развития измеряемого свойства (соответствие реального исследования идеальному.

Внешняя - мера возможности распространения результатов тестирования на генеральную совокупность (определяет то, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, могут соответствовать тому типу жизненной ситуации, которая была исследована, и то, насколько возможно обобщить эти результаты на все подобные жизненные ситуации).

ВИДЫ (наиболее значимые).

1. Диагностическая. Отражает способность методики дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку. Позволяет установить соответствие показателей по методике реальному состоянию изучаемых в момент обследования, а так же произвести ранжирование испытуемых в соответствии с заданной оценочной нормой.

2. Прогностическая. Характеризует степень обоснованности и статистической надежности развития исследуемого показателя в будущем.

3. Эмпирическая. Образована объединением Д и П валидности. Э В это такая характеристика методики, которая получена путем статистического коррелирования оценок по тесту и показателей по внешнему критерию валидизации.

4. Содержательная. Комплекс сведений о соответствии заданий теста по отношению к измеряемым свойствам и особенностям.

5. Очевидная. Представление о тесте в сфере его применения, результативности и прогностической ценности у испытуемого при работе с методиками.

6. Валидность по возрастной дифференциации. Связана с возрастной динамикой изменений исследуемого показателя. Подразумевает соответствие применяемой методики хронологическому возрасту испытуемых.

 

 

Психодиагностика – это область современной психологии, разрабатывающая теорию, принципы и методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности, это наука и практика постановки психологического диагноза и прогноза с целью решения психологических проблем

Цель - сбор информации о человеческой психике.

Объект - личность, черты личности, состояния, мотивы, интеллект, способности, особенности поведения, группы и общности людей.

Предме т – теоретические, методологические, конкретно-методологические принципы построения ПД инструментов и формулировки задач

-методы и конкретные методики диагностики наиболееуниверсальных объектов ПД исследований такие как личность, способности, мотивы, сознание, интеллект и т.д.

- задачи диф. психометрики как математизированной методологии обнаружения межиндивидуальных различий, т.е. вопросы математико-статистической обработки, анализа и интерпретации ПД результатов

- задачи разработки нормативных требований к методикам и процедурам их использования, а также определенные требования к авторам методик и их пользователям

Задачи:

1) установление у человека или группы того или иного психологического свойства или особенности поведения

2) определение степени развитости данного свойства, её выражения в определенных качественных и количественных показателях

3)описание диагностируемых показателей в тех случаях, когда это необходимо

4) сравнение степени выраженности изучаемых свойств у различных людей и групп

 

9.Основные виды диагностических ситуаций и их учёт в практике работы психолога диагноста.

Психодиагностические ситуации — ситуации, в которых осуществляется совместная деятельность экспериментатора и обследуемого, целью которой является получение каких-либо данных о личности с помощью психологических тестов.

В основе классификации лежит критерий использования психодиагностической информации. 4 основных типа:

1. Диагностические данные используются специалистом-смежником для постановки психологического диагноза или формулировки административного решения.

2. Диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза, но вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля.

3. Диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза в условиях психологической консультации.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым.

В. Н. Дружининым в связи с введением понятия валидности экологической. Он выделяет 4 варианта П. с.

1. Добровольное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения

2. Принудительное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения

.3. Принудительное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан.

4. Добровольное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан.

В соответствии с этими вариантами П. с. определена их типология.

Тип 1. Ситуация добровольной психологической консультации.

Тип 2. Ситуации профессионального отбора (за исключением тех случаев, когда отбор осуществляется без желания обследуемого).

Тип 3. Ситуации массовых обследований, от участия в которых нельзя уклониться.

Тип 4. Множество ситуаций, характеризующихся высоким уровнем социального контроля за поведением обследуемого, принуждением его к участию в обследовании.

 

ТИПЫ:

Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож.

Рациональная - вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.

Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных.

КЛАССИФИКАЦИЯ: (по Франку)

Конститутивные. Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл. Примером может служить методика Роршаха. Обследуемому задается только один вопрос: «Что это может быть, на что это похоже?» Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал.

Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. «Тест мира», напр., состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т.д.). Испытуемые конструируют «малый мир», а по множеству его особенностей, учитываемых исследователями, делаются заключения о личности «конструктора».

Интерпретативные. Истолкование какого-либо события, ситуации. Тематической апперцепции тест (ТАТ): представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц — чистый белый лист. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.

Катартические. Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. (Психодрама).

Экспрессивные. Рисование на свободную или заданную тему. (Дом. Дерево. Человек).

Импрессивные. Предпочтение одних стимулов другим. (Тест Люшера).

Аддитивные. Завершение предложения, рассказа, истории.

 

11.Понятие о надёжности психологических тестов. Основные типы надёжности. Коэффициент надёжности.

Надежность теста – степень точности, с которой тест измеряет определённые свойства или способы поведения личности.

Основные типы надежности:

1. Ретестовая надёжность. Повтор тестирования испытуемых с помощью одного и того же теста.

2. Надёжность параллельных форм. Форма «А» и форма «В». Эти формы теста предназначены для исследования одного и того же показателя, но при этом имеют разный внешний вид, что позволяет представить их испытуемому как различные методики и тем самым избежать эффектов тренировки и запоминания действий.

3. Расщепление. Основан на параллельности отдельных заданий внутри теста.

4. Надёжность субъективных оценок. Степень согласованности оценок, выставляемых разными экспертами.

Коэффициент надёжности анализируется следующим образом. Например он равен 0,89. В этом случае можно утверждать, что 89% индивидуальных различий по результатам тестирования обусловлено действительно существующими различиями, а остальные 11% побочными факторами. Может колебаться от +1до-1. Минимальная величина 0,7-тест пригоден для работы.

 

12. Понятие о надёжности целого теста, части теста, пункта теста и способы их определения.

Надежность частей теста — характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов (заданий) теста. Наиболее простым и распространенным способом определения Надёжности частей теста является метод расщепления, суть которого заключается в выполнении испытуемым заданий двух равноценных частей теста. Обоснованием метода является вывод о том, что при нормальном или близком к нормальному распределении оценок по полному тесту выполнение любого случайного набора из частей теста даст аналогичное распределение (при условии, что части однородны по характеру заданий по отношению к тесту в целом).

Надёжность ретестовая (целого теста) предполагает повторное предъявление того же самого теста тем же самым испытуемым в тех же условиях, через какой-то промежуток времени, а затем установление корреляции между двумя рядами данных.

Надежность отдельных пунктов теста рассчитывается в дополнение к ретестовой надежности. Определяется устойчивость ответов по отдельным пунктам теста, то есть выявляются такие пункты теста, на которые испытуемые реагируют одинаково.

 

13.Процедура подсчёта параметров и оценки типа распределения тестовых баллов.

ПД методики не имеют заранее определенных оценочных стандартов (т.е. не имеют универсальной точки отсчета, пригодной для любых выборок испытуемых) т.о для каждого конкретного случая точка отсчета определяется статистическим путем и называется статистической нормой. На основании данных результатов вычисляются оценочные нормы, показывающие не только средний (нормативный) уровень выполнения теста, но и относительную вариативность оценок выше и ниже среднего уровня. Т. о. появляется возможность оценить разные степени успешности выполнения испытуемыми заданий теста, это позволяет сравнивать по шкале оценок результаты как между собой, так и со средним значением для данной группы, т.е. с нормой.

Распределение результатов можно изобразить с помощью графика, кот называется кривой распределения Гаусса или стандартной кривой нормального распределения.

Параметрическая статистика применяется в тех случаях,когда тестовые показатели измерены в интервальной шкале, шкале отношений или абсолютной шкале при условии соблюдения нормальности распределения (Гаусса).

Непараметрическая статистика применяется в тех случаях, когда показатели в тестах распределены ненормально или распределение неизвестно.

 

14.Основные диагностические подходы и их специфические особенности.

Номотетический подход Идеографический подход
Понимание личности как набора свойств Понимание личности как ц елостной системы
Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности Распознавание индивидуальных особенностей личности
Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой Проективные методики и идеографические техники

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД –измерение индивидуально-психологических свойств, особенностей личности, требующее соотношение с нормой.

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД – распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание.

 

 

Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности включает в себя исследование мотивов и потребностей человека на различных этапах его жизни.

Психологические тесты, используемые для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности:

1. "Определение мотивов учения" М.Р. Гинзбург - позволяет определить характерные для ребенка мотивы учения.

2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерс - оценивает силу стремления человека к достижению цели, к успеху.

3. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерс - оценивает значимость мотивации к избеганию неудач.

4. Методика "Ценностные ориентации" М. Рокич - диагностика системы ценностных ориентаций.

5. Методика диагностики социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкина - выявление степени выраженности социально-психологических установок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.