КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Список использованной и рекомендуемой литературы
Журавель Н.И. Ж91 Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»-2). 18ВМ 978-5-9949-0148-9 В книге освещена система планирования коррекционно-речевой работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп в условиях дошкольного логопедического пункта, предусматривающая проведение групповых и подгрупповых занятий, организацию деятельности ребенка в специально созданной среде, а также возможность работы с детьми на базе изученного материала. Книга может быть использована как молодыми специалистами, так и опытными логопедами. УДК 373 ББК 74.102
© ООО «ТЦ Сфера», 2008
Предисловие Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. К наиболее сложным относятся органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия), к менее сложным — функциональные (дислалия). Причины их возникновения весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок — подросток — взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Многолетняя практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушения его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Выпускаемая специальная литература для учителей-логопедов, как теоретического, так и практического характера, рекомендована для использования в специальных речевых группах, организованных при массовых детских садах или в специализированных учреждениях для детей с нарушениями речи. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях организованы логопедические пункты. Однако это имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрицательную стороны (детям с тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах). Кроме того, в небольших городах нет специализированного детского сада, куда бы направлялись дети со сложными речевыми дефектами. У логопедов-практиков затруднения вызывают планирование и проведение занятий по развитию лексико-грамматических норм русского языка, обучению связной речи и грамоте. Для успешной работы логопедического пункта необходим тематический план коррекционно-развивающих занятий. Тематические планы логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми 5 —6 и 6—7 лет составлены на основе пособий Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» (СПб., 1998), «В первый класс — без дефектов речи» (СПб., 1999).
Логопедическая работа с детьми в ДОУ общеразвивающего вида Планирование для старшей группы разделено на три периода обучения: октябрь — ноябрь (20 занятий); декабрь — февраль (24 занятия); март — апрель (14 занятий). Всего в год — 58 ч. Из них: — формирование лексико-грамматических категорий — 26ч; — развитие фонетической стороны речи — 23; — развитие связной речи — 9ч.
Планирование для подготовительной к школе группы разделено на два периода: — октябрь — декабрь (38 занятий); — январь — апрель (40 занятий). — совершенствование лексико-грамматических представлений — 37; — совершенствование навыков звукового анализа и обучения грамоте — 30; — развитие связной речи — 11. Форма организации занятий — групповая (по 5—6 детей). Периодичность занятий — 2 раза в неделю по 25—30 мин. Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов: тема занятия; задачи; количество часов; планируемый результат; средства оценки усвоения материала. К тематическому плану разработаны примерные конспекты занятий на учебный год (с октября по апрель включительно). Они также представлены в табличной форме с выделением разделов: тема; цели; план занятия; оборудование; литература*. Материал каждого конспекта рассчитан на 2—3 подгруппо-вых занятия. На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с речевыми возможностями детей. Систематическое и последовательное использование предлагаемого материала обеспечит исправление у детей речевого дефекта и недостатков внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики пальцев рук. Данная работа принесет заметную пользу всем, кто заинтересован в быстром и стойком избавлении ребенка от речевого нарушения. * В пособии представлены примерные конспекты только для детей старшей группы. Конспекты для подготовительной к школе группы логопед может разработать сам на основе тематического плана для данной группы.
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., 2001. 2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сб. домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2004. 3. Быстрова ГА., Сизова ЭА., Шуйская ТА. Логосказки. СПб., 2001. 4. Васильева С А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999. 5. Воробьева ТА., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2001. 6. Жукова О.С. Развиваем речь. Моторика, логика, речь. СПб., 2002. 7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. Пособие для логопедов. М., 2002. I, II, III периоды. 8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН: Пособие для логопедов. М., 2004. I, II, III периоды. 9. Куликовская ТА.. Мастерская букв. Альбом упражнений для знакомства детей 3—6 лет с буквами русского алфавита. М., 2000. 10. Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей. М., 2001. 11. Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4—6 лет. СПб.; М., 2005. 12. Ткаченко Т Л. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998. 13. Ткаченко ТА.. В первый класс без дефектов речи. СПб., 1999. 14. Ткаченко ТА.. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000. 15. Ткаченко ТА.. Логопедическая тетрадь. СПб., 1998. Логопедическая работа с детьми в ДОУ общеразвивающего вида Планирование для подготовительной к школе группы разделено на два периода: — октябрь — декабрь (38 занятий); — январь — апрель (40 занятий). — совершенствование лексико-грамматических представлений — 37; — совершенствование навыков звукового анализа и обучения грамоте — 30; — развитие связной речи — 11.
Форма организации занятий — подгрупповая (по 5—6 детей). Периодичность занятий — 2 раза в неделю по 25—30 мин.
Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов: тема занятия; задачи; количество часов; планируемый результат; средства оценки усвоения материала. К тематическому плану разработаны примерные конспекты занятий на учебный год (с октября по апрель включительно). Они также представлены в табличной форме с выделением разделов: тема; цели; план занятия; оборудование; литература*. Материал каждого конспекта рассчитан на 2—3 подгрупповых занятия. На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с речевыми возможностями детей. Систематическое и последовательное использование предлагаемого материала обеспечит исправление у детей речевого дефекта и недостатков внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики пальцев рук. Данная работа принесет заметную пользу всем, кто заинтересован в быстром и стойком избавлении ребенка от речевого нарушения.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |