Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория Н/С и проблема судьбы




Категория необходимость/случайность и ее понимание органически связаны с одним важным мировоззренческо-методологическим вопросом – вопросом о судьбе. Существует ли судьба? Что такое судьба? Можно ли предсказать /предвидеть/ судьбу? Эти вопросы интересуют человека и на обыденном уровне, что проявляется в интересе к гаданиям, астрологии, «ясновидению» и т.п. Предсказания Нострадамуса и некоторых других известных прорицателей вызывают веками не преходящий интерес. Неверно, что наука отрицает или признает судьбу. Это делают отдельные ученые. Владение специфическими научными методами однозначно не определяет отношение к мировоззренческим вопросам, к коим, несомненно, относится вопрос о судьбе.

С философской точки зрения вопрос о судьбе связан с двумя темами – с темой времени/вечности, и с темой необходимости/случайности.

Идея судьбы предполагает некоторую необходимую связь событий в жизни отдельного человека, которая неотвратимо ведет к некоторому уже назначенному итогу. В этом смысле все этапы судьбы обязательны. В каком случае их /как и сам конец/ можно предсказать, предвидеть, предугадать? Что может быть гарантией того, что предугаданное сбудется?

Первый вариант экзотичен и эзотеричен по своей сути: он исходит из того, что будущее сосуществует с настоящим в Вечности. Вечность включает в себя Всё, в ней всё уже случилось, и все уже есть. Часть этого всего в Вечном нам открыта как настоящее, остальное – скрыто. Но поскольку оно есть / не в онтическом, а в онтологическом смысле/, мы можем иметь с ним дело /так как возможность «имения дела» есть главный критерий существования/. Значит в принципе возможно общение с ним и познание его. Такое представление не является внутренне противоречивым, и поэтому пребывает в сфере формальной возможности.

Второй вариант таков: будущего еще нет, оно не существует. Все, что случится или должно случится, еще не случилось. Мы не можем иметь дело с несуществующим. Поэтому будущее не может быть познано посредством общения с ним. Это не означает окончательного ответа, что будущее не может быть познано вообще.. В двух вариантах это возможно. Первый: увидеть ростки будущего в настоящем. Это элементарная ситуация: если мы видим проросшее растение, мы легко представим его будущее /если знаем, что это за растение/ вплоть до конца его существования. То, что базируется на динамической закономерности, выражающей необходимость, мы можем предсказать, и это будет предсказание судьбы. Но лишь возможной судьбы. Почему? Потому, что существует возможность случайно нарушить динамически предопределенный ход событий. Кроме того, чем отдаленнее будущее, тем более возможное предсказание общо, не детально, так как /что показано Аристотелем и Гегелем/ случайное воздействие необходимо всегда есть, и чем дольше существует вещь, тем вероятнее эти влияния и тем больше непредсказуемых случайных корректив этой «судьбы». Каждому понятно, что человеческая жизнь случайными событиями и влияниями насыщена очень плотно. Поэтому, даже зная очень подробно обстоятельства жизни, характер, качества, возможности человека в данный момент, невозможно конкретно предсказать его будущее. Жизнь человека стохастична, поэтому будущее открыто.

Другой вариант возможности познать будущее /судьбу/ при условии, что будущего еще нет: его нет, но есть его план. Этот вариант предполагает необходимость двух допущений: 1. существование мирового разума, который этот план составил и 2. невозможности его изменения самим создателем /что равносильно отрицанию спонтанности /случайности/ в его бытии. Из сказанного ясно, что, при условии, что настоящее и будущее не сосуществуют, предсказание судьбы возможно, только если в мире нет случайности.

Судьба, как уже состоявшаяся жизнь, может быть только предметом объяснения, но не предсказания.

 

Вопросы для повторения

1. Основные идеи Аристотеля, касающиеся необходимости и случайности.

2. Гегель о необходимости и случайности.

3. Современные представления о диалектике необходимости и случайности.

4. Необходимость, случайность и закон.

5. Проблема судьбы в свете учения о категории Н/С.

 

Задачи и упражнения

1. Дайте оценку факту распада Советского Союза с точки зрения категории Н/С.

2. Является ли форма конкретного дерева необходимой или случайной?

3. Известно, что в загсах наблюдается такой факт: число вступающих в брак различается по месяцам, но ежегодно в один и тот же месяц оно примерно одинаково. Объясните это явление с т.зр. категории Н/С.

4. Медианы треугольника пересекаются в одной точке. Являются ли это необходимостью, и если да, то какой?

5. Молекулы газа в сосуде движутся хаотично. То есть случайным образом, однако существует объединенный газовый закон, «pV/T=const при m=const», выражающий необходимость. Как это объяснить?

6. В лабораторном занятии по курсу аналитической химии вы распознаете химический состав сложного вещества, исследуя его раствор. В каком отношении в этой ситуации может пригодиться знание категории Н/С?

 

Литература

1. Аристотель. Метафизика. Кн. Гл.5, 30; Кн.6 гл.2,3; Кн.11 гл.3.

2. Гегель Г. Наука логики. Кн.2 (Учение о сущности) Отд.3 гл.2.

3. *Диалектическая логика. Книга 2. – Алма-Ата, 1982.

4. *В.Ю.Ивлев. «Необходимость», «случайность», «возможность в биологии и их философское обобщение» //Категории. Философский журнал.1997, №2.

5. *Судьина Е.Г. Вероятность в биологии.- Киев 1984 --§2 Вероятностный стиль мышления, §3 Развитие вероятностных идей в точных науках.

 

 


Глава 14




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.