Осмысление хода человеческой истории в ее тенденциях и закономерных связях служит основанием проектирования форм социального и духовного бытия.
2.Цель обучения.
2.1Учебно-целевые задачи:
Ознакомить с основными моделями истории как социальной эволюции
Основные подходы к пониманию социума как системы.
Социальная структура общества.
Взаимоотношения общества и личности.
3.Программа самостоятельной подготовки.
№
Учебные задания
Конкретизация заданий
Основные подходы к пониманию истории и общества:
а) История как линейное и нелинейное развитие.
б) Теория формации.
в) Три способа организации общественных отношений по М. Веберу.
Выделять линейную, циклическую и вероятностную модель социальной эволюции.
Новые подходы к пониманию социальной истории.
Разграничивать фундаментальные измерения человеческого бытия: природно-биологическое, социальное и духовно-практическое
4. Алгоритм практической работы студентов.
Первый этап
Показать различия между основными подходами понимания истории и общества.
Второй этап
Рассмотреть историю как линейное и нелинейное развитие.
Третий этап
-
5. Источники информации.
5.1 Основная литература
№
п/п
Автор(ы)
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
Город,
изд-во
Год изд-ва
Кол-во стр.
Под общ. ред. В. В. Миронова
Философия: Учебник для вузов Электронный адрес: http://www.
e-reading.me/book.php?book=39113
Спиркин А.Г.
Философия
М.
Фролов И.Т.
Введение в философию, в 2-х тт. Т.1.
М. Политиздат.
316-378
Лавриненко В.Н.
Ратников В.П.
Философия
М. «Культура и спорт»
Лазарев Ф.В., Трифонова М.И.
Философия
Симферополь
5.2 Дополнительная литература:
Вебер М.
Протестанская этика и дух капитализма.
М.
Сорокин П.А.
Человек. Цивилизация. Общество.
М.
Тойнби А.
Постижение истории.
М.
Шпенглер О.
Закат Европы.
М.
1.Актуальность темы.
Культура не отделима от человеческой деятельности. Ее прогресс обусловлен участием индивидов и социальных групп в культурно-историческом творчестве. Будучи носителем социальной динамики, она формирует и одновременно формируется творческими личностями, способными дать ответ на «вызов» истории и сообщить импульс социальным изменениям. Не менее актуальна и проблематика бытия науки, что связано, прежде всего, с необходимостью изменения мировоззренческих установок техногенной цивилизации, поиском нового типа цивилизационного развития и соответствующей ему социокультурной парадигмы.
2.Цель обучения.
2.1Учебно-целевые задачи:
Ознакомить студентов с философским подходом к культуре, ее строению и социальными функциями. Ввести студентов в проблематику современной философии науки
Раскрыть специфику культуры как способа бытия человека. Раскрыть специфику бытия науки в трех аспектах: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.
3.Восстановление базисных знаний по ранее изученным темам и дисциплинам.
Дисциплина
Студент должен знать
Студент должен уметь
Культурология
Особенности художественной культуры в ее историческом аспекте.
Осмысливать культурные различия в контексте современного состояния общества.
Специфику взаимодействия европейских и не европейских культур, культур Востока и Запада.
Отказаться от представления будто Европейская культура является стандартом для мирового культурного процесса.
4.Программа самостоятельной подготовки.
№
Учебные задания
Конкретизация заданий
Понятие философии культуры. Проблема определения понятия «культура»
Показать различие предметов культурологи и философии культуры. Раскрыть проблему определения понятия «культура». Культура как механизм воспроизводства человеческого в человеке (М. Мамардашвили).
Представление о культуре в истории философии
Раскрыть содержание представлений о культуре в философии античности, средневековья, Ренессанса и Просвещения. Осмысление бытия культуры в немецкой классической философии.
Культура как символический универсум. Семиотическая модель культуры.
Философия «символических форм»
Э. Кассирера. Понятие культуры как внегенетической памяти человечества
(Ю. Лотман)
Мировоззренческие универсалии как основание культуры
Понятие «мировоззренческие универсалии (категории) культуры». Показать их роль в качестве системообразующего фактора культуры. Три уровня функционирования надбиологических программ человеческой жизнедеятельности.
Генезис культуры с позиции трех концепций: трудовой, магической и игровой.
Анализ указанных концепций культуры.
Историческая динамика культуры.
Традиции и инновации в культуре, их диалектическая взаимосвязь.
Соотношение понятий «культура» и цивилизация.
Показать различия между понятиями культуры и цивилизации.
Типология культур.
Различные основания типологии культур.
Наука в культуре современной цивилизации
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития.
Основные концепции современной философии науки.
Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна,
П. Фейерабенда, М. Вебера, А. Койре,
Р. Мертона.
Структура научного знания. Основания науки.
Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни. Структура оснований науки. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Научная картина мира, ее исторические формы и функции. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
Картины реальности в медицине.
Показать необходимость комплексного понимания медицинской науки как части культуры общества и системообразующих факторов, формирующих личность ученого. Невозможность беспредпосылочного знания.
Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблема типологии научных революций. Нелинейность роста знаний. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.
Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Новые этические проблемы науки в конце ХХ столетия. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Наука как социальный институт.
Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы.
5.Алгоритм практической работы студентов.
Первый этап
Сравнить различные подходы к определению культуры.
Второй этап
Формирование смыслового значения культуры как диалога культур
6.Источники информации.
6.1 Основная литература:
№
п/п
Автор(ы)
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
Город,
изд-во
Год изд-ва
Кол-во стр.
Под общ. ред. В. В. Миронова
Философия: Учебник для вузов Электронный адрес: http://www.
e-reading.me/book.php?book=39113
Спиркин А.Г.
Философия
М.
Фролов И.Т.
Введение в философию, в 2-х тт. Т.1.
М. Политиздат.
522-549
Лавриненко В.Н.
Ратников В.П.
Философия
М. «Культура и спорт»
Лазарев Ф.В., Трифонова М.И.
Философия
Симферополь
Под ред. В. И. Купцова.
Философия и методология науки.
М.: Аспект-Пресс
Под редакцией М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской
Философия культуры. Становление и развитие.
http://philosophy.ru/edu/ref/philcult.html
СПб.: Издательство “Лань”
448 с.
6.2 Дополнительная литература:
Каган МС.
Философия культуры.
СП-б
Бердяев Н.А.
Смысл истории
М.
Сборник
Науковедение и история культуры.
Ростов
Марков Б.В.
Храм и рынок. Человек в пространстве культуры.
СПб.
Степин В.С.
Мировоззренческие универсалии как основание культуры. //Универсалии восточных культур.
М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН
14-42
Хёйзинга Й.
Homo ludens. В тени завтрашнего дня.
М.
Шпенглер О.
Закат Европы, т. 1–2.
М.
1994–98
Тойнби А.
Цивилизация перед судом истории.
М.
Кассирер Э.
Философия символических форм: введение и постановка проблемы. // Культурология: XX век. Антология.
М.
Вернадский В.Н.
Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление.
М.: Наука
Поппер К.
Логика и рост научного знания.
М.: Прогресс
Степин В.В., ГороховВ.Г., Розов. М.А.
Философия науки и техники
М.: Гардарика
Степин В.В.
Философия науки
М.: Гардарика
384с
Кун Томас
Структура научных революций
М.: Изд.АСТ
Мамардашвили М.К.
Классический и неклассический идеалы рациональности.
М.: «Лабиринт»
Сточик А.М., Затравкин С.Н.
Картины реальности в медицине ХVII-XIX вв. // Вопросы философии.
№7,.2013
С.80-94
Тема 27. Основные проблемы биомедицинской этики
(философский ракурс).
1. Актуальность темы.
Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Усиление внимания к правам человека (в медицине – это права пациента) и создание новых медицинских технологий порождает множество острейших проблем, требующих юридических и моральных регуляторов.
2. Цель обучения.
Определить предмет и функции биоэтики, ее связь с этикой, экологической этикой и биомедицинской этикой. Познакомить студентов с основными проблемами биоэтического знания, указать на основные принципы биоэтики.
2.1Учебно-целевые задачи:
1.
Генезис биоэтики.
2.
Причины появления биоэтики. Соотношение экологической этики, биоэтики, биомедицинской этики и традиционной медицинской этики.
3.
Принципы биоэтики.
4.
Проблемное поле биоэтики.
5.
Объяснить отличие предмета биоэтики от биомедицинской этики и традиционной медицинской этики.
6.
Использовать принципы биоэтики в медицинской профессиональной деятельности.
7.
Решать биоэтические проблемы с позиции «вечных» человеческих ценностных оснований.
3. Восстановление базисных знаний по ранее изученным темам и дисциплинам.
Дисциплина
Студент должен знать
Студент должен уметь
Этика
Предмет, специфику и задачи этики.
Используя полученные знания сравнивать предмет биоэтики с этикой вообще и традиционной медицинской этикой в частности.
3. Программа самостоятельной подготовки.
№
Учебные задания
Конкретизация заданий
Генезис биоэтики:
Медицинская этика Древней Индии и Мессопотамии.
Врачебная этика Гиппократа
Гален и восстановление античного образа врача.
Парацельс и его принцип “делай добро”.
Деонтологическая модель медицинской этики.
Установить предпосылки появления биоэтики.
Экологизация морали. Причины появления биоэтики.
Указать на условия и причины появления биоэтики.
Сравнительный анализ предметов экологической этики, биоэтики, биомедицинской этики и традиционной медицинской этики.
Определить сущность, структуру и функции биоэтики на основе сравнительного анализа традиционной этики и прикладной этики.
Проблемное поле биоэтики. Принципы биоэтического знания.
Перечислить основные проблемы биоэтики и принципы их решения.
Проблема перераспределения этической ответственности между врачом и пациентом: исторический аспект и современный состояние.
Техническая, сакральная (патерналистская|), коллегиальная и партнерская (интерпретативная, диалоговая) модели медицины.
Взаимосвязь медицинской этики с характером| предоставления медицинской помощи (классическая, социальная и экзистенциальная модели медицинской этики).
Проанализировать указанные модели медицины
Технизация медицины.
Проанализировать позитивные|положительные| и негативные аспекты технизации медицины.
Жизнь и смерть как биоэтическая проблема. Теоретико-методологические аспекты исследования смерти.
Уяснить различные ракурсы исследования смерти.
Религиозный и философский ракурсы исследования смерти.
Этно-религиозные ментальные представления о смерти. Историко-философский дискурс смерти.Указать на специфику философского и религиозного видения смерти.
Жизнь и смерть в научном истолковании.
Физическая модель жизненных процессов.
Биологическая модель жизненных процессов.
Кибернетический подход к раскрытию жизненных оснований.
Медико-физиологичекое осмысление смерти. Определить жизнь и смерть с точки зрения науки.
6. Источники информации.
6.1 Основная литература:
№
п/п
Автор(ы)
Название источника
Город
изд-во
Год изд-ва, том
Кол-стр.
Введение в биоэтику: учебное пособие.
М.
6.2 Дополнительная литература:
Вопросы философии. Биоэтика: проблемы трудностей, перспективы (Материалы круглого стола)
1992. №10
Тищенко П.Д.
Биоэтика, биополитика и идентичность (анализ современных медицинских структур «заботы о себе») // Этика науки.
М.: ИФРАН
С.117-142
Юдин Б.Г.
Этическое измерение современной науки// Этика науки
М.: ИФРАН
С.98-116
Романец В.А.
Жизнь смерть в научном и религиозном истолковании.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление