Цель корпорации предоставляет собой результат деятельности корпорации на достижение которой направлены ее условия.
Формирование корпор. целей состоит из следующих этапов:
выбор миссии корпорации – это главное ее предназначение, основная цель ее существования.
Миссия яв-ся наиболее важным условием успеха и обуславливает устойчивое направление деятельности корпорации несмотря на активное влияние на эту деятельность внешней среды. Устойчивое положение и эффективность деятельности корпорации зависит от профессионально построенных корпор. отношений
формирование системы стратегических целей на основе выбранной миссии.
разработка максимальных задач рассчитанных на краткосрочную перспективу и имеющих конкретных исполнителей.
Правоспосо́бность — установленная законом способность гражданина, организации или публично-правового образования быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей
Дееспосо́бность — способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Согласно ст. 60 Конституции РФ в полном объеме дееспособность возникает у лица по достижении им совершеннолетия.
Деликтоспособность — способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причинённый его противоправным деянием (действием либо бездействием). Является элементом дееспособности. Выражается в способности субъекта самостоятельно сознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные деяния и нести за них юридическую ответственность. Наступает с 16 лет, хотя согласно статье 20 УК РФ существуют преступления, ответственность за которые наступает в 14 лет (против личности, собственности и т. п.).
Наименование темы
Объем, час
Литература
Текущий контроль, балл
1. Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание
1-5
2. Сущность корпоративного управления
1-5
3. Права и обязанности акционеров
1-5
4. Общее собрание акционеров
1-5
5. Работа совета директоров. Независимые директора
1-5
6. Выплата дивидендов и дивидендная политика
1-5
7. Прозрачность и раскрытие информации
1-5
8. Контроль над деятельностью акционерных обществ
1-5
9. Рейдерство и экономическая безопасность акционерного общества
1-5
10. Коррупция и ее влияние на бизнес
1-5
11. Культура компании и ее связь с корпоративным управлением
1-5
12. Кодекс Корпоративного управления: история и практика
1-5
13. Проблемы развития корпоративного управления в современном Казахстане
1-5
14. Интегрированные корпоративные структуры в аграрном секторе Казахстана
1-5
15 Управление в интегрированных
агропромышленных формированиях
1-5
итого
-
1.7 ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ И СДАЧИ ЗАДАНИЙ СРМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
№
Тема занятий
Задания СРМП
Литература
Форма контроля
Сроки сдачи
Оценка баллы
Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание
1.Модели корпоративного управления
2. Основные элементы системы эффективного корпоративного управления
1,2,4
Устно и письменно
1 неделя
Сущность корпоративного управления
Основные механизмы и институциональная основа корпоративного менеджмента
1,3
Устно и письменно
2 неделя
Права и обязанности акционеров
Проанализировать и составить предложение (в соответствии с законодательством и Кодексом корпоративного поведения) по реализации в акционерных обществах основных принципов эффективного корпоративного управления
1,4
Устно и письменно
3 неделя
Общее собрание акционеров
Проанализировать основные рекомендации Кодекса корпоративного поведения по поводу совета директоров и исполнительного органа компании.
1,4
Устно и письменно
4 неделя
Работа совета директоров. Независимые директора
1.Проанализировать ответственность органов управления в соответствии с законодательством
2.Проанализировать ответственность органов управления зарубежных компаний в соответствии с законом Сабейнса-Оксли (США)
1,3,4
Устно и письменно
5 неделя
Выплата дивидендов и дивидендная политика
1. Внутренние и внешние факторы, влияющие на стоимость компании.
2.Основные параметры, определяющие стоимость бизнеса.
3. Основные этапы по повышению стоимости бизнеса.
1,2,4
Устно и письменно
6 неделя
Прозрачность и раскрытие информации
1. Сущность, виды и классификацию корпоративных конфликтов 2. Основные причины корпоративных конфликтов
Устно и письменно
7 неделя
Контроль над деятельностью акционерных обществ
Система контролинга.
Оперативный и стратегический контролинг. Постановка системы
контролинга на предприятии. Формулирование службы контролинга.
Инструментарии контролинга.
Оценка эффективности внедрения контролинга на предприятии.
3,4
Устно и письменно Устно и письменно
8 неделя
Рейдерство и экономическая безопасность акционерного общества
1. Сущность и классификация существенных корпоративных сделок
2.Алгоритм определения стоимости и механизмы одобрения существенных
корпоративных сделок
3,4
Устно и письменно
9 неделя
Коррупция и ее влияние на бизнес
1. Проанализировать алгоритм формирования службы контролинга на предприятии
1,2,4
Устно и письменно
10 неделя
Культура компании и ее связь с корпоративным управлением
Развитие кооперации в аграрной сфере зарубежных стран
1,3
Устно и письменно
11 неделя
Кодекс Корпоративного управления: история и практика
1. Виды кооперативных образований и их класификация.
2. Отличительные особенности потребительских и производственных кооперативов
1,4
Устно и письменно
12 неделя
Проблемы развития корпоративного управления в современном Казахстане
Особенности становления кооперации в аграрном секторе Казахстана
1,4
Устно и письменно
13 неделя
Интегрированные корпоративные структуры в аграрном секторе Казахстана
1. Типы сельских кредитных кооперативов
2. Отличие сельского кредитного кооператива от коммерческого банка
1,3,4
Устно и письменно
14 неделя
Управление в интегрированных
агропромышленных формированиях
Кооперация крестьянских хозяйств
1,2,4
Устно и письменно
15 неделя
1.8 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Э.М. Коротков, Н.Г. Ольдерогге «Корпоративный менеджмент»: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организаций» - М.: Омега-Л,2005.-376 с
2. Ж. Сундетов. Корпоративные стратегии (краткий курс лекций)- Астана: КазГАТУ,2005-56с.
4. Корпоративное управление. Учебное пособие под ред. А.П. Шихвердиева,2003г
5. Корпоративное управление: казахстанский контекст.- электронное учебное пособие под ред. С. Филина., Иссык Т., Копытин А.,Косолапов Г., Кокбасарова Г, Марусич И., Саматдин А., Шалгимбаева С, Филин С.-Алматы,2009
1.9 ПОЛИТИКА КУРСА
¨ Не опаздывать на занятия.
¨ Не разговаривать и не отвлекаться во время лекционных занятий.
¨ Не читать газеты, отключить сотовый телефон, не жевать резинку.
¨ Не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни предоставить справку; пропущенные занятия по уважительной причине отрабатывать в определенное преподавателем временем.
¨ В случае не выполнения заданий в установленные сроки итоговая оценка снижается
¨ Активно участвовать в учебном процессе.
¨ Быть терпимым, открытым, откровенным и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.
1.10 ИНФОРМАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ
Требования курса. Все учебное время поделено на лекционные, практические занятия, СРМП и СРМ. Подготовка к каждому занятию обязательна, также как и прочтение всего заданного материала. Такая подготовка будет регулярно проверяться устными и письменными экспресс - опросами, тестами, разбором конкретных ситуаций и др. методами и оцениваться соответствующими баллами системы рейтингового контроля.
Формы контроля.
Текущий контроль: обязательное посещение лекционных занятий, посещение практических занятий и активное участие в обсуждении вопросов темы, выполнение заданий СРМ.
Промежуточный контроль: 2 промежуточных контроля в виде устной и письменной работы.
Итоговый контроль: В конце семестра магистрантами сдается экзамен в виде автоматизированных тестов на ПК в установленное время. Пересдача экзамене на более высокую оценку не разрешается.
Текущий контроль, баллы
Промежуточный
контроль, баллы
Экза-мен
Всего
лекции
практические занятия
СРМ
РК 1
РК 2
0,3/0,6
0,5-1
0,5 / 1
5/10
5/10
20/40
50 / 100
20/40
10 / 20
Примечание: В случае получения неудовлетворительной оценки магистрант пересдает экзамен только два раза: на ликвидационной неделе после окончания сессии и последний раз разрешается пересдача экзамена в присутствии комиссии.
1.11 ПОЛИТИКА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК
Схема оценки знаний по дисциплине
Виды занятий и работ студентов
Количество баллов
min/ max
I
Текущий контроль:
20/40
II
Промежуточный контроль:
10/20
Итого:
30/60
III
Итоговый контроль
20/40
Всего
50/100
Итоговая оценка определяется по многобалльной буквенной системе:
Оценка по буквенной системе
Баллы
Процентное содержание (%)
Оценка по традиционной системе
А
4,0
95 – 100
отлично
А-
3,67
90 – 94
В+
3,33
85 – 89
хорошо
В
3,0
80 – 84
В-
2,67
75 – 79
С+
2,33
70 – 74
удовлетворительно
С
2,0
65 – 69
С-
1,67
60 – 64
D+
1,33
55 – 59
D
1,0
50 – 54
F
0 – 49
неудовлетворительно
2 ГЛОССАРИЙ КУРСА
Акционерное общество – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное количество акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры-аутсайдеры – акционеры, не имеющие отношения к деятельности корпорации (эмитента акций) и не связанные с ней, соответственно, не имеющие доступ к внутренней информации и использующие внешние данные (котировки акций на фондовой бирже, периодическая печать, опубликованная отчетность). Акционеры-инсайдеры – акционеры, связанные с деятельностью корпорации (эмитента акций), имеющие доступ к служебной, внутрифирменной конфиденциальной информации компании (работники, менеджмент). Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой. Англо-американская модель корпоративного управления характеризуется наличием развитого фондового рынка, привлечением капитала корпорациями за счет эмиссий акций, значительным количеством акционеров-аутсайдеров, одноуровневым советом директоров, существенным законодательным регулированием деятельности корпораций в области защиты прав и интересов акционеров. Ассоциация – добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели. Вертикальный концерн – концерн, в состав которого входят предприятия разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта. Горизонтальный концерн – концерн, в состав которого входят компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства. Закрытый консорциум – консорциум, в котором компания-заказчик заключает контракт на реализацию какого-либо проекта (части проекта) с каждым участником консорциума в отдельности на конкретные виды работ. Исполнительный орган управления – орган управления обществом, осуществляющий руководство текущей деятельностью общества и организующий выполнение обществом решений общего собрания акционеров и совета директоров. Имущественный (паевой) взнос - взнос пайщика в паевой фонд сельского потребительского кооператива;
Картель – объединение организаций одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании – соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы. Конгломерат – организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности. Консорциум – временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Концерн – это форма многоотраслевого объединения самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества. Концерн координации – концерн, организованный из «сестринских» обществ, т.е. таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Концерн подчинения – концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний. Корпоративное управление – современный, прогрессивный вид управленческой деятельности в рамках хозяйствующей системы, характеризующейся наличием корпоративной стратегии, корпоративного стиля работы менеджеров всех уровней, корпоративной культуры, финансовой и информационной открытости, системы защиты прав акционеров и владельцев других ценных бумаг предприятия-эмитента. Корпоративный конфликт – несовпадение интересов между участниками корпоративных отношений и/или между акционерами внутри корпорации. Корпоративный конфликт относится к конфликтам экономическим, поскольку происходят по поводу присвоения и распоряжения акций и использования прав акционера, реализация которых возможна только собственниками определенного количества голосующих акций. Корпоративный конфликт также относится к категории правовых конфликтов, поскольку в случае, если участники конфликта не достигли компромисса, разрешение конфликта происходит в ходе судебного рассмотрения. Корпорация – форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму
Кооперативный участок - участок, в котором объединено определенное число пайщиков и который может создаваться по территориальному или иному признаку, определяемому уставом сельского потребительского кооператива;
Механизмы корпоративного управления – совокупность средств воздействия, используемых в процессе управления корпорациями. Внешние механизмы: государственное регулирование, рынок корпоративных ценных бумаг, деловая культура страны, деловая этика. Внутренние механизмы: выборный орган, наделенный полномочиями по надзору и контролю деятельностью менеджмента корпорации от лица ее владельца (совет директоров, правление), внутренние нормативные документы. Модель корпоративного управления – организационная модель, с помощью которой компания представляет и защищает интересы своих инвесторов. Модель характеризуется структурой акционерной собственности, правовой регламентацией функционирования акционерных обществ, взаимоотношениями как между акционерами, так и между менеджерами. Немецкая модель корпоративного управления характеризуется тесной связью банков с промышленностью, значительной ролью банковского капитала в финансировании деятельности и управлении корпорациями (банки – центры создания корпораций), перекрестным владением акций компаниями внутри корпораций, двухпалатным советом директоров, активной реализацией принципа социального взаимодействия. Общее собрание акционеров – высший орган управления акционерным обществом. Открытый консорциум – консорциум, в котором компания-заказчик заключает контракт на реализацию какого-либо проекта (части проекта) с «лидером» консорциума. Все остальные участники консорциума подчиняются в части, касающейся целей консорциума, общему лидеру и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей участия. Пайщик - гражданин (юридическое лицо), внесший имущественный (паевой) взнос и принятый членом потребительского сельского кооператива в предусмотренном уставом порядке;
Паевой фонд - фонд, состоящий из имущественных (паевых) взносов, вносимых пайщиками при создании сельского потребительского кооператива или вступлении в него и являющийся одним из источников формирования имущества сельского потребительского кооператива;
Поглощение – получение одной компанией полного контроля над другой и управление с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия или приобретения активов компании. Предпринимательская модель корпоративного управления характерна для стран с переходной экономикой, имеет следующие основные особенности: дефицит собственной (национальной) корпоративной культуры, проблемы в законодательстве, неразвитость фондового рынка, невысокие темпы экономического развития, политическая нестабильность, концентрацией собственности, совмещением функций акционеров и менеджмента. Присоединение – реорганизация юридических лиц, при которой происходит прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей обществу, к которому они присоединяются (А=А+В+С). Пул – форма объединения компаний, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции. Ревизионная комиссия – орган, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Сельский потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов;
Синдикат – объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества, с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции. Слияние – реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (D=А+В+С). Совет директоров – наблюдательный орган управления акционерным обществом, который осуществляет общее руководство деятельностью общества.
Структура – (от лат. s tructura – строение, расположение, порядок) совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему.
Участники корпоративных отношений – субъекты, взаимодействующие в процессе управления, внутреннего и внешнего контроля деятельности корпорации: акционеры, менеджмент, работники компании, государство и инвесторы. Различия интересов участников порождают основную проблему корпоративного управления, получившую название «проблема разделения функций контроля (собственности) и управления». Холдинговая компания – особый вид компаний, создаваемых для владения контрольными пакетами акций других компаний, входящих в объединение, с целью контроля и управления их деятельностью. Японская модель корпоративного управления характеризуется наличием самодостаточных, универсальных и многоотраслевых корпораций, широким использованием долгосрочного кредитования как источника их жизнедеятельности, соблюдением внутри корпорации принципов целенаправленной специализации компаний, пожизненного найма, социальной сплоченности и внутрикорпоративных перемещений менеджеров, однопалатным советом директоров, активным привлечением в процессе его работы «старожил» корпорации.
3 КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление