КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторная работа
По новой теме Исходный уровень знаний Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию Занятие № 2 1. Тема: Гликолиз и глюконеогенез. 2. Форма учебного процесса: лабораторно-практическое занятие. 4. Цель общая: 4.1.1. Изучить процессы распада и синтеза глюкозы, понять значение этих процессов в организме. 4.1.2. Научиться определять содержание глюкозы в крови и моче, оценивать полученные результаты в соответствии с диагностическим значением. 4.2. Конкретные цели:
Знать: 1. Гликолиз, ход реакций, регуляция и значение. 2. Глюконеогенез. Реакции. Регуляция. Значение. 3. Глюкозо-лактатный цикл.
Уметь: 1. Использовать знание материала данной темы для решения ситуационных задач. 1. Пользоваться фотоэлектроколориметром. 2. Определять содержание глюкозы в крови и моче глюкозооксидазным методом. 3. Интерпретировать полученные результаты в соответствии с диагностическим значением.
1. Понятие о киназах, лиазах, оксидоредуктазах. 2. Представление о первом этапе катаболизма углеводов. 3. Распад гликогена в печени и мышцах. 4. Цикл Кребса, дыхательная цепь, субстратное и окислительное фосфорилирование.
1. Понятие о гликолизе и гликогенолизе. Ход реакций в гликолизе. 2. Регуляция гликолиза. 3. Биологическая роль гликолиза. 4. Определение глюконеогенеза. Ход реакций глюконеогенезе. 5. Регуляция глюконеогенеза. 6. Значение глюконеогенеза. 7. Глюкозо-лактатный цикл.
Рекомендуемая литература 1. Конспект лекций. 2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф., "Биологическая химия", 1990, стр. 244 -259. 3. Николаев А.Я., "Биологическая химия", 1989, стр. 241 - 246.
Учебно-исследовательская работа студентов на занятии 1. Проделать лабораторную работу "Определение глюкозы в крови и моче" - ознакомиться с другими методами определения глюкозы в крови; - определить содержание глюкозы в исследуемой крови глюкозооксидазным методом; - определить содержание глюкозы в моче. 2. Сделать выводы по результатам проведенных биохимических анализов. 3. Подготовиться к защите лабораторной работы (ориентировочные вопросы и задачи приведены ниже).
Методы определения глюкозы можно разделить на 3 группы:
- Методы, основанные на восстанавливающих свойствах глюкозы (например, метод Хагедорна – Йенсена). Эти методы неспецифичны, т.к. кроме глюкозы в крови могут быть другие редуцирующие вещества (аскорбиновая кислота, фруктоза, галактоза, ряд лекарственных препаратов), которые завышают истинные значения глюкозы в среднем на 30%.
- Методы, основанные на превращении глюкозы в оксиметилфурфурол и его конденсации с ароматическими аминами (О-толуидин) с получением окрашенного продукта. Методы просты и достаточно специфичны, поэтому удобны для практики.
- Ферментативные методы. Самые специфичные и точные.
1. Определение глюкозы в крови глюкозооксидазным методом.
Принцип метода. Глюкозооксидаза окисляет глюкозу с образованием перекиси водорода, которая под действием пероксидазы окисляет хромоген хлоркрезол с образованием окрашенного продукта. Обе реакции протекают одновременно. Ход работы. Внести в пробирки образцы сыворотки крови и реагенты по схеме:
Пробы тщательно перемешать и инкубировать 15 мин при 37ОС, затем интенсивно встряхнуть. Измерение оптической плотности проводят при длине волны 490 нм в кювете толщиной 3 мм против контроля. Расчет концентрации глюкозы проводят по формуле:
С = (ЕО/ЕС) х 10, где
С – концентрация глюкозы в ммоль/л. ЕО – оптическая плотность опытной пробы. ЕС – оптическая плотность стандартной пробы. 10 – концентрация глюкозы в стандартной пробе, ммоль/л.
Норма глюкозы крови утром натощак – 3,3-5,5 ммоль/л.
2. Определение глюкозы в моче.
В лунки иммунологического планшета вносят 0,05 мл мочи и 0,2 мл рабочего реактива. Отсутствие развития окраски в течение 2 мин свидетельствует об отсутствии глюкозы в данной пробе. Пробы мочи, вызывающие покраснение реакционной смеси, считают положительными.
3. Определение глюкозы в моче с использованием тест-полосок
Тест-полоска, предназначенная для качественного экспресс-анализа содержания глюкозы в моче, представляет собой полоску полимерного материала с наклеенным аналитическим элементом в виде квадрата светло-бежевого, светло-розового или желтого цвета (в зависимости от красителя), выполненного из любого фильтрующего материала. На аналитический элемент нанесены глюкозооксидаза и пероксидаза. Тест-полоску погружают в мочу на 1-2 секунды и вынимают, оставшуюся на полоске мочу удаляют о край сосуда и выдерживают на воздухе от 1 до 3 минут. Визуально определяют цвет. Переход светло-бежевого цвета в синий, светло-розового в красный, желтого в зеленый учитывают как положительный результат. Положительные пробы мочи направляются на количественное исследование. Чувствительность метода составляет 1,4 – 5,6 ммоль/л или не более 0,1% массовой доли глюкозы в исследуемой моче.
Диагностическое значение определения глюкозы в крови и моче Для диагностики целого ряда заболеваний (к числу которых прежде всего следует отнести сахарный диабет, патологические состояния, связанные с недостаточностью функции печени и почек, некоторые эндокринные заболевания, новообразования мозга, поджелудочной железы и надпочечников, гиповитаминоз В1, а также ряд наследственных аферментозов) важно иметь объективное представление о состоянии углеводного обмена, главным показателем которого служит содержание глюкозы в крови. Гипергликемия – это увеличение содержания глюкозы в крови выше нормы (до 6,7 – 7,0 ммоль/л). Наблюдается обычно при следующих состояниях: 1) сахарном диабете, остром панкреатите, панкреатических циррозах (эти заболевания дают гипергликемию, связанную с недостаточностью инсулина); 2) токсическом, травматическом, механическом раздражении центральной нервной системы. Травмы, опухоли мозга, а также эпилепсия, менингит, отравления ртутью, окисью углерода, синильной кислотой, эфиром дают так называемую центральную (нервную) гипергликемию; 3) при гипефункции щитовидной железы, коры и мозгового вещества надпочечников, гипофиза (в этом случае выделяется больше гипергликемических гормонов); 4) при сильных эмоциях и психическом возбуждении; 5) после обильного приема с пищей углеводов – алиментарная гипергликемия.
Гипогликемия – это снижение содержания глюкозы в крови. Встречается при: 1) передозировке инсулина (при лечении сахарного диабета); 2) заболеваниях почек, когда нарушается процесс реабсорбции в канальцах; 3) плохом всасывании углеводов вследствие заболевания тонкого кишечника; 4) недостаточной выработке гипергликемических гормонов; 5) при гиперфункции островков Лангерганса поджелудочной железы (аденомы, гиперплазии, гипертрофии); 6) при острых и хронических гепатитах, циррозах, дистрофии печени, механической желтухе, алкогольной интоксикации, при раке печени, отравлении фосфором, бензолом, хлороформом, мышьяком; 7) после больших потерь крови; 9) при спленомегалии (стойкое увеличение селезенки) у детей; 10) при несбалансированной диете (неправильном соотношении пищевых веществ), от недоедания и голода – алиментарная гипогликемия. Глюкозурия – повышение глюкозы в моче. Глюкозурия наблюдается при сахарном диабете, синдроме Иценко-Кушинга, акромегалии, феохромацитоме, тиреотоксикозе, инсульте, энцефалите, травмах и опухолях головного мозга, гепатитах, циррозе, инфаркте миокарда, воспалении легких. Глюкозурия наблюдается также при заболеваниях почек, связанных с нарушением реабсорбции глюкозы в почечных канальцах, пиелонефрите, гломерулонефрите, нефросклерозе, почечном диабете, раке почек. Во всех перечисленных случаях концентрация глюкозы в крови превышает верхнее значение почечного порога 9,99 ммоль/л. В моче здорового человека глюкоза практически не выявляется. Но может обнаружиться при некоторых физиологических состояниях (физиологическая глюкозурия): алиментарная глюкозурия, после психоэмоционального напряжения, при приеме лекарств (кофеина и других).
Проверка качества усвоения знаний (конечный уровень) а) Вопросы для защиты лабораторной работы 1. Какие методы определения глюкозы в крови вы знаете? 2. Принцип определения глюкозы в каждом из известных методов. 3. Какой из известных методов определения глюкозы является наиболее специфичным? 4. Перечислите методы определения глюкозы в моче? 5. Какой метод определения глюкозы в основе экспресс анализа "глюкотест"? 6. Для диагностики каких патологий назначается анализ глюкозы в крови и моче? 7. Каково нормальное содержание глюкозы в крови? Моче? 8. Что такое гипергликемия? Гипогликемия? Глюкозурия? 9. Назовите причины гипергликемии. 10. Перечислите причины гипогликемии. 11. Назовите гипер- и гипогликемические гормоны. 12. В каких случаях необходимо исследование концентрации глюкозы в крови и моче? 13. Чем опасна длительная гипергликемия? 14. Назовите причины глюкозурии. 15. Рассчитайте концентрацию глюкозы в крови, если известно, что ЕО= 0,01 и ЕСТАНДАРТА= 0,02, концентрация глюкозы в стандартной пробе равна 10 ммоль/л.
б) Ситуационные задачи 1. Могут ли янтарная, яблочная, лимонная кислоты служить предшественниками глюкозы? Если да, то составьте схему превращения. Сколько АТФ необходимо для синтеза 1 молекулы глюкозы в каждом случае? 2. Описано два типа заболеваний. Для одного характерен дефект фосфорилазы мышц, для другого - печени. Назовите признаки этих заболеваний. Как изменится концентрация лактата в крови после физической нагрузки? Какова реакция больных на введение глюкагона? 3. При длительных физических нагрузках запасы гликогена истощаются не только в работающих, но и в неработающих мышцах. Обсудите механизм взаимосвязи обмена гликогена в этих тканях. Какой орган опосредует эту взаимосвязь? 4. Спортсмен пробежал 100-метровую дистанцию. Изменится ли содержание молочной кислоты в крови? Почему? 5. При добавлении АТФ к гомогенату мышечной ткани снизилась скорость гликолиза. Концентрация глюкозо-6-фосфата и фруктозо-6-фосфата увеличилась, а концентрация всех других метаболитов при этом снизилась. Укажите фермент, активность которого снижается при добавлении АТФ. 6. Подберите среди предложенных (А – С) подходящее изменение метаболизма углеводов для перечисленных состояний: 1) Через 1-2 часа после еды в состоянии покоя. 2) Голодание в течение 2-х суток. 3) Утром натощак (постабсорбтивное состояние). 4) В промежутках между приемами пищи.
А. В печени усиливается распад гликогена. В. В печени усиливается синтез гликогена. С. В печени усиливается ГНГ из глицерина и аминокислот.
7. Выберите утверждения, правильно характеризующие процесс глюконеогенеза: а) является одним из источников глюкозы в крови; б) регуляторные ферменты катализируют необратимые реакции; в) ингибируется при накоплении в клетке АТФ; г) протекает главным образом в печени, а также коре почек и слизистой тонкого кишечника; д) обеспечивает глюкозой мозг в тех случаях, когда глюкоза в организм не поступает.
8. Сколько АТФ образуется при окислении сахарозы до углекислого газа и воды? 9. Сколько молекул АТФ нужно затратить на синтез 10 молекул глюкозы из пирувата?
Занятие № 3 1.Тема: Пентозофосфатный путь окисления глюкозы. Глюкоза крови и ее регуляция. Гетерополисахариды. 2. Форма учебного процесса: лабораторно-практическое занятие. 3. Актуальность: Знание механизмов поддержания гомеостаза глюкозы крови необходимо для понимания патогенеза ряда заболеваний: сахарный диабет, стероидный диабет, феохромацитома и другие. Гетерополисахариды выполняют структурообразовательную функцию и ряд других важных функций. Материал данной темы будет широко использоваться при изучении дисциплин медицинского профиля. 4.Цель общая:
4.1.1. Изучить пути окисления глюкозы. 4.1.2. Изучить механизмы поддержания гомеостаза глюкозы крови. 4.1.3. Изучить строение и функции протеогликанов и гликопротеинов. 4.1.4. Научиться определять содержание гликопротеинов в крови и объяснять полученные результаты на основе диагностического значения
4.2. Конкретные цели:
Знать: 1. Окисление лактата. 2. Пентозофосфатный путь. Значение. Регуляция. 3. Регуляция глюкозы крови гормонами. 4. Строение и функции гетерополисахаридов.
Уметь: 1. Определять концентрацию серогликоидов в сыворотке крови.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |