Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально ориентированное общение — это прежде всего общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т. д.)




ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ В СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБЩЕНИИ

СТАТИЧНОСТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

 

Утверждения

  «Леонид — нервный юноша»,
  «какой ты зануда»,
  «вы можете всегда на нас рассчитывать»

могут привести к ошибочному допущению, что люди постоянны и неизменны.

Более конкретное описание ситуации позволяет отчасти уменьшить последствия ошибок такого рода для процесса общения.

Так, вместо определения Леонида как нервного лучше выделить ситуации, в которых он нервничает

Например: «Когда Леонид рассказывает об этом, он нервничает». Ситуативное описание

  снижает абстрактность и стереотипность высказывания,
  делает речь более ясной и конкретной.

При этом самому говорящему становятся понятнее причины трудностей в общении.

 

 

 

Особенности ситуации общения оказывают влияют на (1) содержание и (2) оформление речи.

Одно и то же содержание в разных условиях, с различными партнерами излагается по-разному.

При этом имеют значение

  число участников речевого общения (произносится речь перед аудиторией или разговаривают двое-трое)
  и ориентация общения

 

Общение может быть ориентировано:

  на личность конкретного человека (так называемое личностно-ориентированное общение)
  на социальные роли собеседников (профессиональные, должностные, групповые)
  или на аудиторию в целом.

 

Определяющим фактором речевого поведения становится

  их групповая принадлежность
  или ролевая позиция (например, руководи­тель — подчиненный, консультант — клиент, преподаватель — студент и т. д.)

 

В социально ориентированном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речи

Речь направлена на организацию совместной деятельности людей.

Подобная особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения.

Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества

Именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.

 

ПРАВИЛА, СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Исходные условия успешной реализации совместных действий:

  наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, на период взаимодействия всегда должна присутствовать какая-то общая цель;
  ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим).

 

 

Описанные условия получили название «принцип кооперации» (Грайс, 1985).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.