Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип кооперации — требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора




Г. П. Грайс раскрывает этот принцип через категории (1) количества, (2) качества, (3) отношения и (4) способа.

1 Категория количества связана с количеством информации, которое требуется передать и к ней относятся следующие постулаты: “Твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога)”. “Твоё высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется”. Высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения Излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения,   Слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации.
2 Категория качества Высказывание должно по возможности быть правдивым Данная категория раскрывается через постулат “Старайся, чтобы твоё высказывание было истинным” и конкретизируется через постулаты: “Не говори того, что считаешь ложным” “Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований”
3 Категория отношения связана с постулатом релевантности “ не отклоняйся от темы” Высказывание должно быть релевантным (уместным), то есть соответствовать предмету разговора
4 Категория способа раскрывается через общий постулат “выражайся ясно” и частные “Избегай непонятных выражений” “Избегай неоднозначности”. “Будь краток (избегай ненужного многословия)”. “Будь организован” Высказывание должно быть ясным Избегайте непонятных выражений, неоднозначности, ненужного многословия.

 

В реальности речь грешит нарушениями и отступлениями от тех или иных правил коммуникации:

  люди бывают многословны
  не всегда говорят то, что думают,
  их речь бывает отрывочной, неясной.

Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания.

 

В противном случае отступление от правил может обернуться

  разрушением коммуникации
  и деградацией речи

 

Наряду с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости.

Ключевые элементы принципа вежливости: (1) тактичность, (2) великодушие, (3) одобрение, (4) скромность, (5) согласие, (6) благожелательность

Эти ключевые элементы принципа вежливости определяют характер социальных взаимоотношений.

Осознаваемая отправителем сообщения цель требует

  продуманной формы сообщения
  и прогнозируемой реакции аудитории.

 

Отличительная особенность речевой коммуникации в социально ориентированном общении —определенные ожидания со стороны получателей сообщения.

Причем эти ожидания обусловлены ролевыми стереотипами, существующими в представлении адресатов

Примеры социально-ролевых стереотипов: стереотип военного как дисциплинированного, жесткого, ограниченного человека, стереотип профессора как умного, рассеянного и т.п.).

Мы всегда предполагаем

  как должен говорить представитель той или иной социальной группы,
  какая речь вызывает или не вызывает доверие
  владеет или не владеет выступающий темой и т. п

 

 

Чем более официальной является речевая ситуация, тем более формализованы ожидания слушателей.

Естественным следствием описанных особенностей становится своеобразная обезличенность речи,

Участники речевого общения

  говорят как бы не от себя, не от своего имени
  а «от имени группы», то есть так, как принято говорить в группе, представителями которой в данной ситуации они себя ощущают

 

Особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.