Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противопожарная пропаганда




Противопожарная пропаганда, обучение населения мерам пожарной безопасности, информирование: основные понятия

 

Несмотря на то, что Федеральный закон «О пожарной безопасности» разделяет понятия «противопожарная пропаганда» и «обучение», анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления показывает, что эти понятия не всегда разграничиваются, а в некоторых правовых актах и вовсе отсутствует такой термин как «противопожарная пропаганда». Возможно, подмена понятий происходит по той причине, что пропаганда призвана в т.ч. и обучать население основам пожарной безопасности, подразумевая под термином «обучение» усвоение каких-либо знаний, приобретение определенных навыков. По своей сути пропаганда (от лат. propaganda - подлежащее распространению) - это целенаправленное, дифференцированное доведение идей и знаний различного уровня и в разной форме до тех или иных слоев населения в соответствии с теми или иными установками. В свою очередь понятие « обучение » рассматривается как «формирование знаний, умений и навыков в системе общего, профессионального, специального, высшего образования, повышения квалификации, в ходе специального обучения правилам пожарной безопасности»[3], «основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц – педагогов, мастеров, наставников и т.д. Тесно связано с воспитанием и ведется в учебных заведениях и в ходе производственной деятельности, а также в армии»[4]. Безусловно, противопожарная пропаганда и обучение оказывают на личность комплексное воздействие и редко применяются изолированно в практической деятельности. Однако рассмотрение каждого из них в отдельности необходимо по той причине, что и противопожарная пропаганда и обучение имеют свои формы, методы, определенную организацию работы[5].

Также следует обратить внимание на различия, существующие между понятиями пропаганда, агитация, информирование. Несмотря на то, что рассматриваемые понятия, так или иначе, тесно связаны, переплетаются на практике и являются частью единого сложного коммуникативного процесса, имеющиеся между данными понятиями различия необходимо учитывать. Эти различия достаточно существенны, и путаница в их применении к практической деятельности приносит определенные трудности.

 

 

Пропаганда – «распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учения, знаний среди широких масс населения или круга специалистов»[6];

«целенаправленное, дифференцированное доведение идей и знаний различного уровня и в разной форме до тех или иных слоев населения, с учетом эмоциональной насыщенности, в соответствии с теми или иными установками»[7].

Противопожарная пропаганда – целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации, форм информирования населения[8].

Противопожарная пропаганда занимает ведущее место в профилактике пожаров.

В систему пропаганды входят следующие компоненты:

· субъект пропаганды;

· адресат пропаганды;

· содержание пропаганды (идея);

· форма пропаганды;

· метод пропаганды;

· средства пропаганды;

· принципы пропаганды;

· цели пропаганды.

Пропаганда, являясь целесообразной деятельностью, не приносит позитивных результатов без четкого определения целей разного уровня и условий их достижения.

Целью пропагандистской деятельности является формирование общественного мнения и психологических установок на личную и коллективную ответственность за пожарную безопасность окружающей среды, за сохранение и преумножение народных богатств, способствовать готовности людей правильно действовать в случае опасности пожара. Цель пропаганды рассматривается как будущее желаемое состояние сознания и поступков социальных групп, коллективов, отдельных личностей.

Организация работы с населением по обеспечению пожарной безопасности – вид идеологической деятельности. Пропагандистские тексты создаются в виде определенной совокупности высказываний, призванных обеспечить проникание в массовое сознание соответствующих ценностных утверждений. Они тем самым решают первоочередные задачи пропаганды: во-первых, распространение определенного образа социальной действительности, во-вторых, формирование у людей, к которым она обращена, определенного способа отношений к действительности.

Перед противопожарной пропагандой поставлена следующая система задач:

· воспитание у населения чувства ответственности за сохранение человеческих жизней, материальных и духовных ценностей, окружающей среды от огня;

· воспитание у людей грамотного, с точки зрения обеспечения пожарной безопасности, отношения к предметам и явлениям окружающего мира;

· информирование населения о случаях пожаров и их последствиях; о мерах по предотвращению пожаров и правильных действиях в случае их возникновения;

· популяризация деятельности работников пожарной охраны;

· повышение престижа пожарной охраны и создание по отношению к ней позитивного общественного мнения;

· освещение передового опыта и научно-технических достижений в области предупреждения и тушения пожаров.

Основные организационно-методические принципы противопожарной пропаганды:

· планирование и координация мероприятий по противопожарной пропаганде на всех уровнях;

· дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам населения;

· комплексный характер мероприятий по противопожарной пропаганде;

· использование в противопожарной пропаганде социально-психологических факторов.

Под формой пропаганды понимается организационный процесс доведения информации (пропагандистского сообщения) до адресата (объекта пропагандистского воздействия).

Существуют следующие формы противопожарной пропаганды:

· конференции, презентации, семинары, сборы с руководящим составом организаций по проблемам пожарной безопасности;

· телевизионные и радиопередачи, в том числе с участием специалистов и работников пожарной охраны;

· тематические встречи с населением: на сходах граждан, в трудовых коллективах; дни открытых дверей;

· спортивно-массовые праздники, соревнования, игры;

· тематические викторины, олимпиады, конкурсы с учащейся молодежью;

· театрализованные представления, спектакли;

· фотопропаганда; рекламные ролики о мерах пожарной безопасности;

· научно-техническая пропаганда (издание специальной литературы, журналов, инструктивно-информационных материалов);

· экскурсии на пожарно-технические выставки;

· общественные объединения, движения, организации, клубы по интересам и пр.

Методы пропаганды - это способы (приемы) с помощью которых можно довести определенные идеи, знания различного уровня до адресата пропаганды.

Метод устного сообщения (воздействия) является наиболее традиционным способом распространения информации. Основой этого метода является живое слово. Устный метод реализуется в лекциях, индивидуальных и групповых беседах, консультациях, интервью, в выступлениях по радио и телевидению на пожарную тематику и т.п.

Метод печатного сообщения является самым распространенным способом представления информации и реализуется в виде издания и распространения малоформатных изобразительных изданий. Это могут быть открытки, спичечные этикетки, календари, листовки, памятки, брошюры, буклеты. Эффективным средством распространения противопожарных знаний являются газеты, журналы, книги. В центральных и региональных печатных средствах массовой информации, а также в ведомственных изданиях: журналах «ОБЖ. Основы безопасности жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Гражданская защита» и «Пожарное дело», газете «Спасатель МЧС России» размещается материал по пропаганде и обучению в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Метод наглядного воздействия основывается на визуальной передаче сведений о предметах и явлениях окружающей действительности. Здесь особенно важным является использование цвета, формы и т.п. К наглядным методам относят выпуск плакатов, оформление стендов, витрин, уголок пожарной безопасности, и проч. Информация может восприниматься как пассивно (только зрительно), так и более активно (при сочетании с устным обсуждением, лекцией).

Средства противопожарной пропаганды представляют собой: комплекс технической аппаратуры, звукозаписи, звуковоспроизведения и звукоусиления, печать, телевидение, радио, кино, которые в свою очередь имеют свои средства. Для пропаганды знаний в области пожарной безопасности используются также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

Последовательность (административные процедуры) и сроки действий по осуществлению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам[9] о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах определяются Административным регламентом[10].

Исполнение государственной функции по организации пропаганды и информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах осуществляется МЧС России и его территориальными органами в части касающейся.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации участвуют в исполнении указанной государственной функции в соответствии с полномочиями, возложенными на них Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», и в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Организация пропаганды осуществляется постоянно как в повседневной деятельности, так и при различных степенях готовности гражданской обороны и режимах функционирования РСЧС.

Противопожарная пропаганда в обычном режиме носит воспитательно-просветительский характер. Ее задача - повышение у населения уровня сознательности и убежденности в необходимости соблюдения норм и правил пожарной безопасности в повседневной жизни, а также обучение граждан правильным действиям при возникновении пожара.

Информационно-предупредительная работа ведется во время подготовки к пожароопасным периодам и в течение названных периодов. На возникновение пожаров существенное влияние оказывают погодно-климатические условия регионов. В осенне-зимний период количество пожаров увеличивается примерно на 30-40%, число гобели людей – в 3-4 раза в сравнении с летним периодом. Это связано с интенсивной эксплуатацией печей, электронагревательных и других теплогенерирующих приборов и установок. В весенний период (апрель-май) увеличение числа пожаров происходит из-за весенних палов, разведения костров и сжигания мусора.

Целесообразно профилактическую кампанию проводить одновременно, задействуя возможности и печатных, и электронных СМИ, при этом весь материал должен быть спланирован, дополнять и развивать друг друга.

Для оценки эффективности проводимых пропагандистских мероприятий осуществляется информационно-аналитическая работа. На основе статистических данных и опросов населения выявляются недостатки в проведенной работе, планируются и разрабатываются мероприятия по совершенствованию противопожарной пропаганды.

Противопожарную пропаганду на территории субъекта РФ проводят:

· органы государственной власти субъекта Российской Федерации;

· органы местного самоуправления муниципальных образований по субъекту;

· пожарная охрана;

· организации независимо от форм собственности.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют противопожарную пропаганду посредством:

· методического обеспечения деятельности в области противопожарной пропаганды;

· проведения учебно-методических занятий, семинаров и конференций;

· разработки и издания средств наглядной агитации, специальной литературы и рекламной продукции;

· организации тематических выставок, смотров, конкурсов;

· привлечения средств массовой информации и др.

Органы местного самоуправления муниципальных образований по субъекту Российской Федерации осуществляют противопожарную пропаганду посредством:

· изготовления и распространения среди населения средств наглядной агитации (противопожарных памяток, листовок, плакатов);

· размещения в жилищно-эксплуатационных участках, объектах муниципальной собственности уголков (информационных стендов) пожарной безопасности;

· изготовления и размещения на улицах населенных пунктов стендов социальной рекламы по пожарной безопасности;

· организации выставок, конкурсов, соревнований на противопожарную тематику;

· привлечения средств массовой информации и др.

Организациями независимо от форм собственности противопожарная пропаганда осуществляется посредством:

· изготовления и распространения среди работников памяток и листовок о мерах пожарной безопасности;

· организации смотров, конкурсов, соревнований по противопожарной тематике;

· привлечения ведомственных средств массовой информации;

· размещения в помещениях и на территории организации уголков (информационных стендов) пожарной безопасности и др.

Противопожарная пропаганда по месту жительства осуществляется посредством:

· радио, телевидения, обучающих теле- и радиопередач, кинофильмов, встреч в редакциях;

· средств печати – выпуск специальной литературы и рекламной продукции, листовок, памяток, буклетов, альбомов; публикации в газетах и журналах;

· средств наглядной агитации - плакаты, панно, иллюстрации, компьютерные технологии;

· тематических выставок, смотров, конференций, конкурсов;

· устной агитации – доклады, лекции, беседы;

· работы с творческими союзами (союз журналистов, союз художников, союз композиторов и т.д.) по пропаганде противопожарных знаний.

Одной из форм противопожарной пропаганды могут быть сходы граждан, на которых также принимаются решения и по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах муниципального образования.

Уголки пожарной безопасности (информационные стенды, щиты) должны содержать информацию об обстановке с пожарами на территории муниципального образования, примеры происшедших пожаров с указанием трагических последствий, причин их возникновения, фотографии последствий пожаров с указанием причин их возникновения, рекомендации о мерах пожарной безопасности применительно к категории посетителей организации (объекта), времени года, с учетом текущей обстановки с пожарами.

При организации и проведении мероприятий по противопожарной пропаганде необходимо учитывать следующее.

ü Пропагандистские мероприятия должны быть ориентированы на различные социально-демографические группы населения, которые требуют специальных приемов обучения. По возрастному признаку чаще всего выделяют группы дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, взрослых людей. По социальному признаку в отдельные группы выделяют безработных, пенсионеров, инвалидов и др.

Объекты воздействия в пропагандистской деятельности можно разделить на следующие группы:

· дети, обучающиеся в дошкольных и общеобразовательных учреждениях (младшие школьники, подростки, старшеклассники);

· лица, обучающиеся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

· работники организаций - группы по признакам отрасли, профессии, образованию, руководители, ответственные за пожарную безопасность и т.п.;

· неработающее население - домохозяйки, пенсионеры, инвалиды и др.

В настоящее время целенаправленная и скоординированная работа по пропаганде осуществляется в основном среди детей. Представители других возрастных групп населения не в полной мере охвачены этой работой. Вместе с тем, одним из наиболее важных моментов эффективности пропаганды, информирования и обучения людей является адресность, соответствие содержания пропагандистского материала возможностям понимания и усвоения его реципиентом, заинтересованность человека в получении именно этих знаний и умений. Для процессов коммуникации характерно проявление психологических барьеров, возникающих у человека в процессе восприятия информации из-за отсутствия или недостатка опыта и знаний в данной области, а также вследствие уже сформировавшихся привычек и мнений.

ü В целях повышения эффективности противопожарной пропаганды среди населения целесообразно использовать системные формы воздействия:

· практиковать проведение месячников пожарной безопасности в регионах;

· смотры детско-юношеского творчества по противопожарной тематике совместно с органами образования;

· фестивали пожарной песни совместно с органами культуры;

· соревнования по пожарно-прикладному спорту, к примеру, посвященные памяти участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, на призы пожарных Героев Советского Союза и России совместно с Всероссийским добровольным пожарным обществом и комитетами по физкультуре и спорту;

ü Необходимо шире освещать деятельность дружин юных пожарных (ДЮП). В перечень основных задач ДЮП входит проведение противопожарной пропаганды, содействие в профессиональной ориентации детей, организация выпуска тематической стенной печати в образовательных учреждениях.

В каждом из регионов накоплен опыт работы дружин юных пожарных. Сделано большое количество конкретных дел по организации работы с детьми, их приобщению к активному участию в пожарно-профилактической работе: серия специальных маршрутов – «Школа», «Мой младший друг», «Микрорайон», «Елка»; детские спектакли на противопожарную тематику, в том числе так называемые мини-спектакли для детских клубов, садов, домов детского творчества. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в форме выездных семинаров, показных занятий, встреч с населением.

ü Уделять внимание подготовке детских агитбригад, выступления которых способствуют пропаганде противопожарных знаний среди школьников и в дошкольных учреждениях.

Организовывать движения волонтеров-пропагандистов безопасного образа жизни. Школьники-волонтеры выступают перед населением - ставят сценки по противопожарной тематике, работают в агитбригадах, пропагандируя безопасный образ жизни. Ребята красочно оформляют памятки – правила пожарной безопасности, рисуют плакаты и распространяют их в подъездах жилых домов, в местах массового пребывания людей.

ü Признанным и распространенным средством по профилактике пожаров в местах с массовым пребыванием людей должны стать наглядные средства массовой информации (плакаты, макеты и др.). Именно в местах с массовым пребыванием людей встречается сочетание многих неблагоприятных факторов, таких как сосредоточение большого количества людей в одном месте; ограниченные возможности для их эвакуации; благоприятные аэродинамические условия для развития очага пожара и быстрого распространения продуктов горения; присутствие людей различных возрастных групп, в том числе с ослабленным здоровьем, маломобильных; наличие критических условий для возникновения паники и т.п. И здесь требуется реализация всех возможных приемов защиты граждан.

Плакаты на пожарную тематику встречаются довольно редко, да и содержательная часть плакатов оставляет желать лучшего. Об этом свидетельствуют и проводимые социологические исследования[11]в области обеспечения пожарной безопасности. Уличные рекламные щиты и плакаты на противопожарную тематику очень часто встречают 8,2% опрошенных граждан, часто - 25,4%, редко – 43,3%; не встречают – 23,2%.

Агитационно-пропагандистские плакаты используются как средство первичного пропагандистского воздействия, в задачи которого входит: привлечь внимание и возбудить интерес к предмету сообщения, заставить задуматься о возможных причинах пожара в быту и на производстве и способах пожаробезопасного поведения.

Наглядные средства не являются универсальными сами по себе, имеют свои достоинства и недостатки. Но в сочетании с другими средствами (радио, телевидение, печать, Интернет) пропагандистские наглядные материалы способствует формированию вполне определенного отношения населения к проблеме обеспечения пожарной безопасности, а также к вариантам и способам ее решения и содержит мотивацию к совершению желаемых социально-полезных действий.

При организации работы по созданию плакатов по пожарной безопасности для детей можно предложить следующие рекомендации.

1.Детский плакат, в первую очередь, предупреждает.

2. Наглядные материалы не должны шокировать или отталкивать, чтобы не возникало внутреннего желания отвернуться от проблемы. В сознании ребенка проблема должна представляться как решаемая.

3. Важно тщательно подбирать приемы, символы, олицетворяющие огонь, пламя, изображение не должно привести к обратному эффекту: желанию ребенка попробовать разжечь костер, поиграть спичками; изложение правил пожарной безопасности и первоочередных действий при возникновении пожара не должно вызвать желание у ребенка проверить на практике истинность предостережений и т.п.

4. Желательно, чтобы плакаты иллюстрировали конкретные требования пожарной безопасности, изложенные в нормах и правилах.

5. Интерес представляют проводимые конкурсы детского рисунка (учащимся старших классов, студентам можно предложить разработать социальный плакат, социальную рекламу), участвуя в них, дети проявляют не только свои творческие способности, но и получают полезные знания. Проведение различных конкурсов рисунков, социального плаката, социальной рекламы имеет много плюсов. Вовлекается большое количество участников, причем не только в потребление готового пропагандистского продукта, но и в его создание, что способствует проработке проблемы с разных сторон. Рисунки победители можно использовать в качестве иллюстраций к социальным плакатам. Плакаты, в которых использованы детские рисунки с интересом воспринимаются аудиторией. В последнее время в оформлении плакатов и листовок активно используется такой прием как стилизация детского рисунка, выполненная профессиональным дизайнером.

6. В воспитательных целях целесообразно проводить социальные проекты на тему пожарной безопасности среди детей и подростков группы риска. Например, в конкурсе «Пожарная безопасность» (продумать оригинальное название) предложить принять участие воспитанникам социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при управлениях внутренних дел.

7. В настоящее время получают распространение обучающие звуковые плакаты. Имеет смысл разрабатывать электронные, говорящие плакаты по пожарной безопасности. Это поможет детям легче осваивать навыки безопасного поведения и вызовет интерес к содержанию плаката.

8. При создании наглядных материалов надо стремиться к разнообразию как тематическому, так и в художественном оформлении, чтобы плакаты не были похожи один на другой.

9. Необходимо учитывать этнокультурные особенности при изготовлении плакатов.

10. Важно, чтобы проекты социальных плакатов для детей проходили предварительное тестирование и получали экспертные заключения специалистов в области пожарной безопасности, психологии, медицины, педагогики. Эти процедуры необходимы для того, что бы избежать незапланированного, отрицательного эффекта от воздействия социального плаката, тем более тематического плаката по безопасности.

Для создания запоминающегося плаката необходимо знание специфических требований к образно-графическому решению плаката, современных эргономических требований в области визуального восприятия графических объектов, умелого использования креативных средств. Важно использовать популярные графические приемы и техники: это и компьютерный фотоколлаж, стили уличного искусства (граффити, стенсил-арт), векторная графика, трехмерные эффекты и др. Пропаганда должна быть подвижной, динамичной, умело сочетать в себе как традиционные, так и современные передовые технологии.

ü Противопожарная пропаганда в средствах массовой информации

Одним из факторов, способствующих повышению уровня пожарно-технических знаний среди широких слоев населения, является целенаправленная, научно организованная работа со средствами массовой информации (СМИ). По отношению к обществу СМИ выполняют следующие основные функции: обеспечивают его необходимой и достаточной информацией и адекватно (т.е. соответственно реальному положению вещей) отражают общественное мнение. Cредства массовой информации целенаправленно воздействуют на процессы формирования общественного мнения. Одной из важных задач противопожарной пропаганды является формирование позитивного общественного мнения вокруг проблем обеспечения пожарной безопасности, ведь эффективность функционирования системы защиты населения и территорий от пожаров во многом определяется отношением к ней общества.

Выделяют нормативно-ценностную функцию СМИ, под которой понимается способность не просто распространять, но и создавать нормы поведения, социальные ценности, т.е. оказывать пропагандистское воздействие. В этой связи выделяют такую особенность воздействия СМИ на аудиторию как его перманентность (перманентный - непрерывно продолжающийся, постоянный). Многократное восприятие информации одного и того же характера на протяжении продолжительного времени может существенно сказаться на формировании духовного мира человека и его социальной позиции. Поэтому материалы на тему обеспечения безопасности жизнедеятельности должны регулярно присутствовать на страницах печатных средств массовой информации, появляться в теле- и радиопрограммах. Материалы должны быть подготовлены на высоком профессиональном уровне, чтобы не только привлечь внимание читателей, слушателей и зрителей, но и подвигнуть их к практическим действиям, направленным на обеспечение каждым человеком собственной безопасности.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г. № 2124-1 под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием(названием).

Каждое из СМИ (радио, телевидение, массовая печать, Интернет) обладает рядом особенностей, проявляющихся в характере и способах донесения информации до аудитории. В системе современных СМИ получила распространение следующая формула: дело радио - информировать; дело телевидения - демонстрировать; дело газеты - анализировать и объяснять. Приведенная триада выделяет приоритеты в практике каждого из информационных каналов.

Профилактическую работу целесообразно проводить, используя одновременно возможности и печатных и электронных СМИ. Согласно данным социологических исследований[12]наибольшее количество материалов по пожарам представляет телевидение: об этом отмечает более 65 % респондентов. Следующее средство массовой информации по частоте опубликования материалов по пожарам – газеты и журналы. 57 % опрошенных отмечают, что материалы по пожарам в журналах и газетах встречаются часто. Информация о пожарах на радио встречается значительно реже, чем в других средствах массовой информации, число людей, которые очень часто слышат сообщения о пожарах в эфире радиостанций составляет 12, 3 %.

Наиболее популярным средством массовой информации на сегодняшний день является телевидение. Вместе с тем, не так часто можно увидеть на телевизионном экране тематические учебные программы, которые могли бы способствовать формированию культуры безопасности жизнедеятельности, в основном транслируются репортажи с места пожара. Такая же тенденция наблюдается и в других средствах массовой информации. Об этом свидетельствуют и данные социологических исследований[13]. Респонденты (больше половины опрошенных) отмечают, что репортажи с места пожара лидируют среди других сюжетов в СМИ и как следствие большинство людей (42,4%) запоминают именно их; обзорную информацию и призывы выполнять правила пожарной безопасности запомнили 16,6% и 15,6% соответственно; сюжеты, содержащие учебную информацию – 14,7% опрошенных.

Зрительский рейтинг высок утех программ, которые посвящены региональной тематике и региональным проблемам. Это - очерки о людях, интервью¸ беседы, «круглые столы» и т.д.

При этом следует помнить об эффекте обратной связи с аудиторией, поскольку в силу односторонности передачи информации часть ее содержания в процессе может утрачиваться. Этому способствуют психологические особенности восприятия, например, уровень сопротивляемости по отношению к воспринимаемой информации. Часть передаваемой информации может утрачиваться в связи с различными техническими помехами и из-за неготовности объекта к приему информации[14]. Использование технологии обратной связи с населением в виде интерактивного общения дает возможность понять, насколько усваивается необходимая учебная информация о мерах пожарной безопасности населением.

Особого отношения к себе требует детская аудитория. Именно в детском возрасте в процессе социализации формируются поведенческие нормы человека и закладываются основы будущего мировоззрения. Содержание информационного материала должно соответствовать реальным познавательным возможностям ребят данного возраста. В передачах для детей должен преобладать познавательно-дидактический, просветительский подход к аудитории.

При выборе СМИ с целью размещения материалов по пожарной безопасности для детской и юношеской аудитории целесообразно учитывать их предпочтения. По данным социологического опроса[15] предпочтения всех групп молодежи на сегодняшний день на стороне электронных СМИ. В целом в молодежной среде как источник информации с большим преимуществом лидирует телевидение (79,1%). Наименьший интерес представляют печатные СМИ (20,5%) и радио (27,6%).На второе место по популярности, потеснив традиционные средства массовой информации, вышел интернет (35,2%).

Для освещения пожарной тематики в СМИ следует использовать самые различные формы печатных материалов: репортажи, публицистической статьи, интервью, фельетоны, пожарные викторины, конкурсы, кроссворды с обязательным привлечением ведущих журналистов. В регионах России установилась практика выпуска отдельных газет, специальных страниц или приложений к газетам, бюллетеней, которые полностью посвящены вопросам пожарной безопасности.

На телевидении традиционные журналистские жанры имеют свою специфику: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий. Тематические телепередачи так же должны отличаться достаточным жанровым разнообразием и охватывать различные аспекты проблем, связанных с существованиями пожаров. Это и видеосюжеты, короткие интервью, репортажи (информационные жанры); видеокорреспонденция, беседа, комментарий, обозрение, дискуссия, пресс-конференция (аналитические жанры); зарисовки, очерки, эссе, (художественная документалистика).

Недостаточно внимания уделяется вопросам соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях жилого сектора, в котором происходит основное количество пожаров (70% от общего количества) и гибель на них людей (90% от общего количества погибших при пожарах).

Заострять внимание необходимо на следующем:

ü насыщенность квартир и жилых домов горючими предметами, синтетическими изделиями и разнообразной бытовой техникой увеличивает как потенциальную возможность возникновения пожаров, так и делает даже самый незначительный пожар опасным для жизни и здоровья людей из-за выделения при горении ядовитых газов;

ü для зданий повышенной этажности характерно быстрое развитие пожара по вертикали, скорость распространения продуктов горения может превышать десять и более метров в минуту. В течение нескольких минут здание полностью задымляется, и находиться в помещениях без средств индивидуальной защиты органов дыхания невозможно;

ü дым опасен не только содержащимися в нем токсическими веществами, но и снижением видимости;

ü если во время пожара на пути эвакуации видимость составляет менее 10 метров, то входить в такую дымовую завесу без специальных средств защиты смертельно опасно, человеку достаточно несколько вдохов для потери сознания;

ü влажная ткань хорошо задерживает сажу, копоть, раздражающие газы и пары – ирританты (галогеноводороды, аммиак, альдегиды, кислоты – синильную, уксусную и др., окислы азота), но совершенно не защищает человека от воздействия угарного и углекислого газов;

ü гибель и травмирование людей при пожарах происходит в результате воздействия опасных факторов пожара (ОФП), чаще всего, в результате отравления летучими продуктами горения материалов; дать людям представление об имеющемся интервале времени для безопасной эвакуации в случае пожара.

И здесь значение имеет умение человека сориентироваться в сложившейся ситуации, не растеряться, знание человеком первоочередных действий при возникновении пожара. Данные статистики свидетельствуют о том, что если люди предпринимают правильные действия при возникновении пожара (в том числе сразу же вызывают пожарную охрану) фиксируется меньшее число случаев гибели людей. Именно такой информации на сегодняшний день недостаточно. Публикации, видеоматериалы, как правило, имеют оперативный характер, чаще всего в них сообщается об уже возникшем пожаре на том, или ином объекте; обучающих видеороликов на телевизионных каналах просто нет.

С целью обучения населения по месту жительства правильным действиям в случае возникновения пожара целесообразно создать серию телевизионных роликов. В эту серию включить следующие небольшие по времени ролики:

· ролик, обучающий правильному порядку действий при пожаре;

· ролик, обучающий правилам пользования первичными средствами пожаротушения, объясняющий на какой стадии развития пожара существует возможность их применения. Согласно Федеральному законодательству граждане обязаны иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров (а значит, должны уметь ими пользоваться!);

· ролик, информирующий о средствах индивидуальной защиты органов дыхания от опасных факторов пожара, предназначенных для разновозрастных категорий населения: как правильно выбрать, применять на практике, где можно приобрести данную продукцию;

· ролик, обучающий приемам оказания первой помощи пострадавшим и т.д.

Больше внимания следует уделять теме юридической ответственности граждан за нарушение требований пожарной безопасности.

На страницах местных изданий размещать информацию о функционирующих в населенных пунктах службах, консультирующих население по вопросам пожарной безопасности, к примеру «телефон доверия», звонки на который принимаются ежедневно в круглосуточном режиме.

Особенно в средствах массовой информации нуждаются люди преклонного возраста, имеющие тяжелые заболевания и инвалиды, чьи возможности получения информации, общения крайне ограничены. Им необходимы специальные носители информации: книги с брайлевским шрифтом (особо выпуклый шрифт), фильмы с сурдопереводом, литература на специально разработанном, простом по своему словарному составу, «ясном» языке.

В сентябре 2011 года создан первый в России тематический телевизионный канал, освещающий жизнь и проблемы людей с ограниченными физическими возможностями «ИНВА МЕДИА ТВ», передачи будут транслироваться и в Интернете. Для многих людей с ограниченными возможностями здоровья это один из немногих вариантов поддерживать активный диалог с окружающим миром.

Органы государственной власти субъектов РФ имеют возможность содействовать в создании региональных специализированных телеканалов для инвалидов. Целесообразно организовывать проведение круглого стола с участием представителей общественных организаций инвалидов, представителей властных структур, бизнес-сообщества, иных заинтересованных лиц по вопросу реализации телевизионных проектов, рассчитанных на людей с ограниченными возможностями.

Всестороннее освещение пожарной тематики в средствах массовой информации способствует формированию позитивного общественного мнения, пониманию населением социальной и экономической значимости мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, и способствует повышению уровня пожарно-технических знаний.

Особенности подготовки информационных материалов для СМИ:

· Достоверность. Абсолютно недопустимо распространение недостоверной, поспешной информации.

· Точность. Поскольку информация достоверна, то она, прежде всего, должна быть и точной.

· Сжатой. Необходимо говорить только об основных моментах, чтобы не создавать ошибочного впечатления.

· Ясность. Для достижения единого понимания большим количеством людей, смысл должен легко восприниматься. Следует избегать специальных терминов, понятных лишь узкому кругу специалистов, а также сокращений.

· Полнота освещения важных моментов. При всей сжатости освещения в целом, важные моменты не следует сокращать.

· Неясная и нечеткая информация может привести к неправильному толкованию событий, поэтому ее всячески следует избегать.

· Повторение. При однократном оповещении вряд ли можно ожидать большого эффекта, поэтому по мере необходимости очень часто важно повторить информацию многократно.

· Очень крупные пожары имеют большой резонанс. Поэтому при информировании средств массовой информации необходимо соблюдать точность и единообразие изложения.

· Пропагандистское сообщение должно сочетать конкретную общественную ситуацию с рациональным (основанным на фактах и логике) и эмоциональным аргументированием, чтобы воздействовать на интеллект, эмоции и мотивы поведения.

Агитация (лат. agitatio – приведение в движение, побуждение к чему-либо) - это устная и печатная деятельность, имеющая целью воздействие на сознание и настроение широких масс людей для привлечения их к активному участию в решении важных задач. Ее отличительная особенность – кратковременность интервала между призывом и действием, что, в частности, является одним из основных показателей (критериев) эффективности агитации (т.е. чем меньше этот временной интервал, тем выше эффективность, и наоборот). Другим основным критерием служит массовость отклика на призыв.

Основное отличие агитации от пропаганды заключается в преобладании в агитации эмоционального элемента и широкого использования массовых кампаний. Агитация может быть прерывна, тогда как пропаганда должна вестись постоянно – даже кратковременный перерыв снижает ее эффективность. Агитация практически неэффективна без предварительной (или параллельной) пропагандистской работы. Пропаганда немыслима без планомерности, целеустремленности, более глубокого (по сравнению с агитацией) разъяснения проблемы, направленности на определенную аудиторию, системного подхода ко всем сторонам этой деятельности.

Практически во всех регионах распространение получила такая форма профилактической деятельности как агитавтобусы, агиттролейбусы. В салоне пассажиры могут ознакомиться с памятками о необходимости соблюдения пожарной безопасности, оказания первой помощи. Во время движения по маршруту из динамиков звучит информация о том, как необходимо действовать при пожаре и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 17499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.